Рабочая программа кружка В мире книг 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка. Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 2 классе составлена на основе:

  • Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2013

Общая характеристика. Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание. Цели:

  • Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
  • Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
  • Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Место в учебном плане В 2 классе кружковое занятие проводятся один раз в неделю. Учебный год 33 учебных недели, следовательно, запланировано провести 33 ч. Формы организации
  • Литературные игры
  • Конкурсы-кроссворды
  • Библиотечные уроки
  • Путешествия по страницам книг
  • Проекты
  • Встречи с библиотекарем
  • Уроки-спектакли.
Ценностные ориентиры содержания Содержание программы «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В результате освоении программы «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • Формировать потребность в систематическом чтении;
  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.













































УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Разделы программы Количество часов 1 Книга, здравствуй 3 2 Книгочей - любитель чтения 2 3 Книги о твоих ровесниках 4 4 Крупицы народной мудрости. Книги-сборники 4 5 Писатели-сказочники 4 6 Книги о детях 4 7 Старые добрые сказки 4 8 Книги о тех, кто подарил нам жизнь 3 9 Защитникам отечества посвящается 3 10 По страницам любимых книг 2
Всего часов: 33
Универсальные учебные действия:

  • Знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
  • Ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
  • Пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
  • Заполнять каталожную карточку;
  • Систематизировать книги по авторской принадлежности;
  • Составлять список прочитанных книг;
  • Выделять особенности учебной книги;
  • Работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
  • Аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
  • Классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.






Календарно-тематический план

п/п

Названия темы

занятия

УУД

Кол-во

час.

Дата проведения


Примечание

По плану

Факт. I. Книга, здравствуй
3


1 Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде. 1


2 Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде 1


3 Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде 1


II. Книгочей - любитель чтения
2


1 Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. 1


2 Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я - библиотекарь».
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением 1


III. Книги о твоих ровесниках
4


1 Библиотечный урок «Дети - герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре. 1


2 Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет».
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре. 1


3 Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; 1


4 Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). работать в паре. 1


IV. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники
4


1 Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц.
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу 1


2 Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. на заданную тему. 1


3 Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. 1


4 Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. 1


V. Писатели-сказочники
4


1 Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. 1


2 Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с 1


3 Герои сказок. Викторина.
книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. 1


4 Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность). Принимать участие в литературной игре; работать в парах. 1


VI. Книги о детях
4


1 Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. 1


2 Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. 1


3 Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак).
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; осознавать значимость чтения для личного развития; уметь 1


4 Книги-сборники стихотворений для детей (С. Михалков, А. Барто).
определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. 1


VII. Старые добрые сказки
4


1 Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран.
Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. 1


2 Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге; осознавать значимость чтения для личного развития. 1


3 Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и 1


4 Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. оценивать свои результаты; 1


VIII. Книги о тех, кто подарил нам жизнь
3


1 Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни.
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. 1


2 Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. 1


3 Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1


IX. Защитникам отечества посвящается
3


1 Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению. 1


2 Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Ки- бальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1


3 Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1


X. По страницам любимых книг
2


1 Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1


2 Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Принимать участие в конкурсе чтецов; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. 1











Содержание программы.

2 класс (33ч)
Книга, здравствуй (3 ч) Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. Книгочей - любитель чтения (2 ч) Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я - библиотекарь». Книги о твоих ровесниках (4 ч) Библиотечный урок «Дети - герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс- кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч) Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). Писатели-сказочники (4 ч) Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность). Книги о детях (4 ч) Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). Старые добрые сказки (4 ч) Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч) Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». Защитникам Отечества посвящается (3 ч) Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Ки- бальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. По страницам любимых книг (2 ч) Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».










Литература 1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2010 2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2011 3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2010 4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия. Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2010













































© 2010-2022