Конспект и презентация урока русского языка по теме Имя собственное, 1 класс, УМК Начальная школа 21 века

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иванкова Е.В. 1 класс урок русского языка

тема: Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных.

Цель: знакомство с правилами речевого поведения, закрепление правописания имен собственных.

Задачи:

  • научить правилам речевого общения

  • закрепить правила написания имен собственных

  • формировать умение запоминать правила правописания и применять их на письме.

  • формировать умение анализировать текст;

  • формировать умение наблюдать над значением слова, определять место звука в слоге

  • способствовать развитию речи, памяти и мышления

  • воспитывать культуру поведения при работе в парах и группах

Оборудование: ПК, интерактивная доска, интерактивный плакат «Имена собственные», презентация, учебник «Русский язык» 1 класс автор С.В. Иванов, рабочая тетрадь, карточки с загадками для групповой работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

Слайд 1.

Снег летает и сверкает

В голубом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок.

-Начинаем наш урок. Так же как снег украшает нашу землю, наводит порядок, давайте и мы наведем порядок на парте и проверим готовы ли вы к работе.

Проверяют готовность к уроку.

Положительный настрой на работу на уроке. Регулятивные Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.



2. Актуализация знаний

Цель: Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

Слайд2.

-Откройте учебники на с.32

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, на слайде.

-Прочитайте подписи к ним.

-Что объединяет рисунки?

-Почему важно знать свой возраст?

-Что такое возраст?

(возраст-период, ступенька в росте, развитии человека).

-Прочитайте что говорится в рубрике «Это интересно» о возрасте на с.32

-В каких ситуациях надо знать и называть свой возраст?

-При знакомстве, при записи в кружок или секцию, на приеме у доктора вы называете не только свой возраст , но и свое имя и фамилию.

-А как пишутся имена людей?

-Почему?

Рассматривают иллюстрацию

Делают вывод

Отвечают на вопросы

Читают сведения



-С заглавной букв

-Это имена собственные

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

5) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

6) формируем умение отвечать на вопросы, находить нужную информацию в учебнике

Регулятивные УУД

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

3. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

Проанализируйте все, о чем мы сейчас говорили и попробуйте сказать какой теме будет посвящен наш урок? О чем будем говорить? Какие задачи решать?

-Сегодня на уроке мы разберем речевые ситуации, находясь в которых важно учитывать возраст человека с которым вы общаетесь, закрепим знания об именах собственных.

Ребята, вы можете точно сказать, сколько вам сейчас лет? (в точности до месяца).

-Не все точно смогли сказать свой возраст. Интересно почему?

-Давайте прочитаем диалог на с.32 у.1

-Может, из диалога мы узнаем, почему вы точно не определили свой возраст.

-Почему же нельзя точно запомнить свой возраст?

Под руководством учителя формулируют учебную проблему.

Возраст. Поведение человека.

Имена собственные.

Не совсем.

4.Открытие нового знания

-

Работа в парах. Фиксация нового знания.

-Вспомните правила парной работы.

-Обсудите в парах задание №3.

-Выберите из из слов в скобках, такое чтобы у вас получилось правильное красивое предложение. Подчеркните это слово. Пчитайте получившееся предложение.

-Обсуждение.

-Найдите в упражнениии вопросительное предложение. Что послужило подсказкой?

- Прочитайте его с правильной интонацией.

-А как ответить на этот вопрос?

-А взрослому человеку можно задать такой вопрос?

-Проверьте свои предположения прочитав рубрику «Это интересно» на с.33

-Так кто из вас ответил правильно?

-Чтение диалога по ролям

-Возраст меняется потомучто мы растем, время идет.





Строят предположения.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

5.Применение нового знания.

Имена собственные. Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала.

2.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся материала урока

-Ребята у писателя А. Шибаева, с произведениями которого вы знакомились на уроках чтения есть стихотворение, которое называется «Находка».

-Объясните значение слова «находка».

-Кто из вас что -нибудь находил?

-Я думаю, что находка из стихотворения должна вас удивить.

-Чтение стих-я находка, хорошо читающим учеником. С. 33-34

-Прочитайте выделенные слова

Слайд3.

Мишка мишка

-Слова написаны по-разному. Почему?

-В речи есть слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение

Слайд3. Открыть иллюстрации.

-Так почему слово Мишка написано с заглавной буквы?

-какие еще слова относятся к именам собственным? Приведите примеры.



Чтение стих-я «Находка»

Имеют разное значение. Мишка - имя собственное

Мишка - имя собственное

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

6.Физминутка.

Двигательная музыкальная физминутка.

-Кто запомнил под чем танцевали мышата?

7.Продолжение работы по теме «Имя собственное»





















8.Закрепление.

Цель: 1.Установить правильность и осознанность изученного материала. 2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся 3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

4.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

-На пенечке есть грибочки,

Не лисички, не сморчки.

Попадут к вам в кузовочки

Не маслята, не строчки.

Попадут опята - дружные ребята.

-Какие грибы запомнили?

-Кто их видел в лесу?

-Почему для кузовка выбрали опята?

Как их автор назвал?

Слайд4.

-Опята бываю двух видов съедобные и несъедобные (ложные). Важно уметь отличать эти грибы, чтобы не нанести вред своему здоровью.

Работа в рабочей тетради на печатной основе.

-Откройте тетради. Дорисуйте грибочки.

-Назовите буквы из упр.2

-Что общего у этих букв?

-Давайте вспомним как правильно пишутся эти буквы.

Слайд 5,6,7- письмо в воздухе

-Запишите по 1 разу буквы второй строки.

-Придумайте имена собственные в которых мы будем писать эти буквы.

-Письмо под диктовку

Боря, Дымок, Воронеж.

-Взаимопроверка. С доски.

-С какой буквы начинали исать эти слова?

Почему?

-А кроме имен собственных какие еще слова пишутся с заглавнойй бувы?

Работа по интерактивному плакату.

-Внимательно прочитайте слова, исправьте ошибки.

Работа в группах.

Работа со звуковыми моделями.

Слайд8. Разделитесь на группы. Каждая группа получает карточку с загадкой. При помощи загадки группа узнает с каким, словом нужно работать. -отгадайте загадку и выберите соответствующую звуковую модель. Обсудите в группе, устно проведите звуковой анализ слова 1. Если с крыши потекло И сугробы ниже. Значит солнце припекло Убирайте ……. (лыжи)

2. Весь Антошка- шляпка да ножка. Дождь пройдет- он подрастет. (гриб)

3. Длиннохвостая лошадка Привезла нам каши сладкой Ждет лошадка у ворот- Открывай пошире рот. (ложка)

-Проверка. Дети называют соответствующую модель. -У каких слов звучание слова и написание не совпадают? (гриб, ложка) -Как это показано в звуковой модели? -А в слове лыжи нет ловушек?

-Продолжаем раскрывать секреты речи. -Прочитайте предложения. Слайд9 У Маши красный шарик. Маша дает команду Шарику. -Что заметили? -какой вывод можно сделать? -Слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному, т.к имена собственные пишутся с заглавной буквы. Тренировочное упражнение.(р.т. С.28) -прочитайте упр. Слайд 10 -Найдите слова, которые звучат одинаково. -Что заметили необычного? -Объясните значение каждого слова. С поля- Поля Сережка-Сережка -Кто-нибудь может вспомнить подобные пары слов?(пончик -Пончик)

Коллективная работа. -Вспомните о чем мы говорили в начале урока? -Верно, возраст есть не только у людей, но и у городов. -Прочитайте текст упр.6 с. 29 р.т. -Что интересного услышали? -назовите имена собственные, ктр, встретились в тексте. -С какой буквы они записаны? Почему? -Что такое город? -город - крупный населенный пункт, в котором имеются фабрики и заводы, учебные заведения, культурные учреждения. Городов в нашей стране очень много. И чтобы отличать города друг от друга каждому городу дали свое название. Названия городов -имена собственные и поэтому пишутся с большой буквы. -Назовите название города в котором мы живем. -А кто знает сколько лет нашему городу? Наш город образовался в ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,………………………………… ……………………………………………………….. -А как называется страна, в которой мы живем? -Россия - название страны, имя собственное пишем с заг. Буквы -А как называют нас, жителей России? -спишите 2-е предложение, подчеркните название страны.

Отвечают на вопросы

Читают сведения

Работа в рабочей тетради на печатной основе.

Заглавные

Слайд 5,6,7- письмо в воздухе

Письмо букв

Обмениваются тетрадями, взаимопроверка.

С заглавной.

Имена собственные

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Работа по интерактивному плакату.

Исправляют ошибки.

Работа в группах.

Работа со звуковыми моделями.



Отгадывают загадки





Формулируют вывод

Анализируют одинаковые по звучанию слова.

Одно и тоже слово то с м. б, то с б.б

Объясняют значение слов

О возрасте

Высказывают предположение

Россия

россияне











Познавательные УУД Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.











Познавательные УУД Работа с текстом

9.Итог урока

Цель:

Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий

-Подведем итог.

-Какие слова называют именами собственными?

-Как они пишутся?

-Сделайте вывод о правописании заглавных букв:

Ставится буква у строчки в начале

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия, пишутся с нею

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы города.

Буква большая совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!


Регулятивные УУД 1)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

10.Рефлексия

Цель: Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

.«Пейзаж - зеркало настроения»………………………………………………………

……………………………………………………..

…………………………………………………………


Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

Ставится буква у строчки в начале

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия, пишутся с нею

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы города.

Буква большая совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

© 2010-2022