- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час с элементами экономики Семья - маленькое государство
Классный час с элементами экономики Семья - маленькое государство
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Потапова Р.А. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Потапова Рима Алмазовна, учитель начальных классов 1 кв. категории ГБСКОУ «Лаишевская школа-интернат 3-4 вида», г. Лаишево, Лаишевский район, Республика Татарстан Семья - маленькое государство Классный час с элементами экономики. 4 класс Цели. Расширить представления обучающихся о роли семьи в обществе и жизни человека; познакомить с Семейным кодексом РФ, с обязанности членов семьи; дать элементарные представления о бюджете семьи; воспитывать чувство любви и уважения к своей семье. Учебные материалы. Плакат со словами Конфуция: «…семья - это маленькое государство»; карта путешествия: «Состав семьи» - «Отношения в семье» - «Бюджет семьи»; карточки с пословицами; Семейный кодекс РФ; рисунок с изображением дерева; рисунок с изображением Домовёнка Кузи, калькулятор. Ход занятия. Учитель. Сегодня мы поговорим об очень важной составляющей жизни каждого человека - семье. У древнекитайского мыслителя Конфуция есть замечательное высказывание: «Государство - это большая семья, а семья - это маленькое государство». Действительно, ребята, у государства и семьи много общего. Чем же они похожи, мы узнаем, совершив путешествие в маленькое «государство» под названием Семья. Чтобы в дороге нам не пришлось скучать, мы возьмём с собой Домовёнка Кузю. Испокон веков считалось, что в доме, кроме членов семьи, жил ещё добрый дух - домовой. Положит бабка сито, а найти не может: «Домовой спрятал!». Оставил дед вилы в одном месте, а нашёл в другом: «Домовой шалит!». Но домовой - это добрый дух, и считалось, что без домового не будет согласия, порядка в доме, не пойдут дела. Когда семья переезжала в новую избу, хозяева приходили в старую, чтобы взять самое доброе - огонь в очаг - и позвать домового: «Домовой, иди к нам на новое место жить!» Остановка первая «Состав семьи» Учитель. Мы начинаем своё путешествие с города «Состав семьи». Прежде чем побывать в этом городе, Домовёнок Кузя предлагает объяснить смысл пословицы: «Когда семья вместе, то и душа на месте». Ученики объясняют смысл пословицы. - Ребята, давайте познакомимся с составом вашей семьи. Для этого воспользуемся планом. План. - Какая у вас семья - большая или маленькая? Сколько человек в семье?
- Как зовут маму?
- Как зовут папу?
- Сколько детей в семье?
- Живут ли с вами бабушка и дедушка?
- Что общего у членов семьи?
- «Стала девочка разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит - не может оторваться. Глядит - не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде».
Дети. Это Айога из нанайской сказки «Айога». Вопросы к классу:
- Помогала ли Айога маме?
- Почему мама дала лепёшку другой девочке?
- Что случилось с Айогой?
- Как бы вы поступили на её месте?
- «Дочь не сказала ни слова, даже не обтёрла рук, побежала к своей матери…»
Вопросы к классу:
- На какую из дочерей вы хотели бы быть похожи? Почему?
- Как бы вы поступили, если бы вашей маме потребовалась ваша помощь?
- Чему учит эта сказка?
- «Своими нежными руками рвала она злую, жгучую крапиву, и пальцы её покрывались большими волдырями…»
- Для чего Элиза рвала крапиву?
- Смогла ли она спасти братьев?
- Чему учит эта сказка?
- «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта».
Дети. Дед из рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Вопросы к классу:
- Какие чувства вы испытываете к старику?
- Правильно ли поступили сын и невестка?
- Как вы понимаете слова: «Корми деда на печи - сам будешь там»?
- Чему учит рассказ?
Учитель. Что главное в семье? Как вы понимаете смысл пословицы «Не нужен клад, коли в семье лад»? (Дети отвечают.) Конечно, самое главное в семье - это согласие, взаимопонимание, дружба, любовь, уважение к старшим и общие интересы. Как вы будете относиться к своим родным и близким, так и ваши дети будут относиться в последующем к вам. Остановка третья «Бюджет семьи» Учитель. Ребята, в каждом государстве существует бюджет. - Бюджет (от англ. budget) - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или лица на определённый срок (например, год). Бюджет государства рассчитывается на один год, семейный бюджет рассчитывается на месяц или на год. Сейчас мы побываем в одной семье и посмотрим, как она рассчитывает свой бюджет на месяц.
Сюжетно-ролевая игра «Мы - семья» Из числа учеников выбираются «папа», «мама», двое «детей». «Папа» считает на калькуляторе доходы семьи за месяц. Карточка 1. Заработная плата папы - 25 000 в месяц Заработная плата мамы - 17 000 в месяц Итого: доход семьи 42 000 р/месяц
«Мама» считает расходы семьи. Карточка 2. Коммунальные услуги - 4 500 р/месяц Питание - 5 500 р/месяц на человека Медицинские услуги и лекарства - 5 000 р/месяц Одежда - 5 000 р/месяц Разное - 3 000 р/месяц Итого: расход семьи 39 500 р/ месяц
Затем доходы и расходы семьи сверяются. В случае если расходы превышают доходы, необходимо познакомить учащихся с понятием «бюджетный дефицит». Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. Целесообразно провести беседу о том, на чём семья может сэкономить, подвести учащихся к мысли о необходимости экономии воды и электроэнергии. -Ребята, вы убедились, как непросто родителям вести хозяйство, распределять доходы так, чтобы денег хватило до конца месяца. Домовёнок Кузя просит вас объяснить смысл пословиц «По размеру ноги выбирай сапоги», «Не в деньгах счастье». (Дети отвечают.) - Люди с древнейших времён задавали себе вопросы:
- Что такое жизнь?
- Что такое счастье?
- В чём смысл жизни?
- Нужна ли человеку семья?