- Преподавателю
- Начальные классы
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Сложение и вычитание вида □ ± 3. Решение задач» УМК «Школа России» «Математика» 1 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Сложение и вычитание вида □ ± 3. Решение задач» УМК «Школа России» «Математика» 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Домашова Т.Л. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УМК «Школа России»
«Математика»
1 «д» класс
«Сложение и вычитание вида □ ± 3. Решение задач»
2015-2016 учебный год
Классный руководитель: Домашова Т.Л.
г. Элиста.
УМК «Школа России»
«Математика»
1 класс I полугодие
Технологическая карта № 8
Тема (название и кол-во часов)
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание вида □ ± 3. Решение задач. - 17 часов
Цель изучения темы
-
учить решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же», «столько же и ещё…», «столько же, но без…», задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
-
учить составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
-
научить прибавлять и вычитать число 3;
-
формировать осознанные и прочные вычислительные навыки.
Термины и понятия
«задача», «условие задачи», «вопрос задачи», «решение задачи», «ответ», «равенство», «неравенство»
Информационно - образовательная среда
Учебно-методическое сопровождение
Дидактические материалы
ИКТ, ЦОР
Межпредметные связи
-
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч: 1 ч. (стр.104-127)
-
Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр. 38 - 48)
-
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (стр.21)
-
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс (стр.63 - 68)
-
Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс (стр.22-26)
-
М.И. Моро Математика: Наглядное пособие. 1 класс. Таблицы: Составляй и решай задачи.
-
Веер цифр и математических знаков.
-
Разрезной счетный материал.
-
Наборы предметных картинок, печатные цифры и знаки +,˗, = <, > (находятся в карманах кассы).
-
Наборное полотно.
-
Магнитная доска.
Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»: «Задача (условие, вопрос, решение, ответ)». «Решение задач на нахождение суммы и остатка». «Задачи». «Прибавить и вычесть 3».
Технология (знание приёмов работы с бумагой), музыка (знание приёмов хорового пения), окружающий мир (знание комнатных и дикорастущих растений), изобразительное искусство (знание техники раскрашивания).
I. Планируемые результаты изучения темы
Предметные
Метапредметные
Личностные
Ученик научится:
-
Выполнять анализ задачи.
-
Записывать решение и ответ задачи.
-
Составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
-
Решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
-
Выполнять сложение и вычитание вида □ ± 3.
-
Присчитывать и отсчитывать по 3.
Ученик научится:
Познавательные УУД
-
моделировать способы прибавления и вычитания числа 3 с помощью числового отрезка;
-
моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же», «столько же и ещё…», «столько же, но без…», задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
-
классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку;
-
определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры;
-
выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях.
Ученик получит возможность научиться:
-
понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
-
устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
-
применять знания и способы действий в измененных условиях;
-
объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
-
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.
Регулятивные УУД
-
понимать и принимать учебную задачу;
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним;
-
совместно выделять критерии оценки и оценивать результат работы;
-
контролировать и оценивать свою работу.
Ученик получит возможность научиться:
-
понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
-
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.
Коммуникативные УУД
-
строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний;
-
задавать вопросы;
-
работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик»;
-
учитывать разные мнения,
-
договариваться и приходить к общему решению;
-
объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.
Ученик получит возможность научиться:
-
применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
-
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
-
совместно со сверстниками ставить задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
-
оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
-
слушать партнёра по общению (деятельности);
-
аргументированно выражать свое мнение.
Ученик получит возможность формирования:
1. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика).
2. Положительного отношения к математике как предмету изучения.
3. Начальные представления о целостности окружающего мира.
4.Учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.
5. Осознания себя частью (членом) классного коллектива.
6. Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом.
7. Способности к самооценке учебной
деятельности на основе критериев успешности.
II. Этапы изучения темы
Название этапа, темы уроков
Содержание
Кол-во часов
Способы действий учащихся
Достижения учащихся
Диагностика достижений
Изучение и первичное закрепление новых знаний
□ + 3, □ - 3. Приемы вычислений. Сравнение длин отрезков. Присчитывание и отсчитывание по 3. Составление таблицы □ ± 3.
Изучение приёмов сложения и вычитания путём присчитывания и отсчитывания по 3. Чтение математических выражений разными способами. Составление и решение задач. Сравнивание геометрических фигур. Подбор выражений с одинаковым значением. Работа над составом числа. Составление таблицы сложения на 3 и вычитания из числа трёх. Выполнение заданий на измерение и сравнение длин отрезков. Составление и запись равенств и неравенств.
10
Фронтальная работа.
Ставят учебную задачу. Анализируют по вопросам учителя «Чему уже научились?», «Что ещё нам нужно узнать?».
Работают над составом числа 3.
Обсуждают как можно к числу прибавить 3, как из числа вычесть 3.
Записывают свои предположения в тетради, доказывают эффективность использованного способа (У - с. 104).
Читают математические выражения, подставляют необходимые числа и знаки (У - с. 104, 105, 109, 111), (РТ - с. 38, 39, 41).
Составляют текст задачи по заданным опорным словам и рисунку. Решают задачу, записывают ответ (У - с. 105, 107, 108, 110, 111, 112).
Распознают геометрические фигуры, называют каждую фигуру из предложенных, делят фигуру на две части таким образом, чтобы получилось два треугольника (У - с. 105).
Составляют таблицу сложения на 3 и вычитания 3 из числа (У - с. 110, РТ - с. 44).
Практическая работа
Измеряют длины отрезков, сравнивают отрезки, записывают результат измерения и сравнения (У - 113, РТ - с. 39).
Рисуют и продолжают узор (У - с. 106).
Работа в паре.
Находят результат выполняемых действий по «цепочке» (У - с. 104).
Играют в игры «Составим поезд», «В слова». (У - с. 105, 107).
Измеряют стороны геометрических фигур. Сопоставляют полученные результаты. Обсуждают, чем интересны результаты измерений (У - с. 111).
Самостоятельная работа
Раскрашивают клетки с выражениями, результаты которых равны 4, 5, 6, 7 в соответствующий цвет (РТ - с. 38, 40).
Подбирают второе число по заданному первому в состав чисел первого десятка (У - с. 110, 113).
Определяют, чем похожи и чем различаются узоры (У - с. 111).
Считают, сколько голубей нарисовал художник (У - с. 113).
Прибавляют к числу по 3 и вычитают из числа по 3.
Составляют задачи по заданному рисунку, схеме, условию. Выбирают по условию задачи соответствующие записи.
Измеряют и сравнивают длины отрезков. Продолжают узор по заданному началу.
Называют предыдущее число при счёте, последующее число. Знают порядок чисел в ряду. Знают состав чисел первого десятка, таблицу сложения на 3 и вычитания 3 из числа.
Знают структуру задачи.
1.Положи перед собой пять треугольников синего цвета и два зелёного. Запиши по получившемуся рисунку все возможные равенства.
2.Поставь знаки «больше», «меньше», «равно» в следующие неравенства и равенства:
5…3+3
4-2…1
6+2…8
7…8-2
3+2…6
3.Прочитай текст.
С одного дерева сняли 8 яблок. А с другого на 2 яблока меньше.
Можно ли считать этот текст задачей? Дополни его так, чтобы получилась задача. Реши её. Запиши ответ.
4.Продолжи узор в соответствии с его началом:
0●0●
5.Найди и выпиши примеры на сложение с ответом 7:
5-2, 3+4, 5+2, 8-1, 9-2, 1+6, 7-0
Закрепление новых знаний и освоение способов действий
Закрепление. Сложение и соответствующие случаи вычитания.
Закрепление. Решение задач.
Решение задач. Дополнение условия задачи числом, постановка вопросов, запись решения задачи в таблице.
Из набора цифр, знаков арифметических действий, «больше», «меньше», «равно» составление равенств, неравенств. Решение задач. Работа по закреплению знаний о составе чисел первого десятка. Нахождение значений выражений. Составление геометрических фигур по заданным частям. Дополнение условия задачи, составление текстов задач, запись условия задачи в таблице.
Рисование узоров, бордюров по заданному началу.
2
Фронтальная работа
Отвечают на вопросы учителя: «Какой текст можно назвать задачей? Из каких частей состоит задача?»
Анализируют текст задачи. Определяют условие и вопрос задачи, обсуждают решение задачи. Оформляют краткую запись задачи в виде рисунка, схемы, таблицы. Записывают решение и ответ задачи (РТ -с. 43, 44).
Составляют верные равенства и неравенства, используя карточки цифр, знаков арифметических действий, знаков «больше», «меньше», «равно» (РТ - с.42).
Самостоятельная работа
Заполняют таблицы по составу числа, «заселяют дома» (РТ - с.42, У - с. 116, 117).
Закрашивают выражения, результатом которых являются значения 5, 6, 7, 8 (РТ - с. 43).
Работа в паре
Находят значения при увеличении и уменьшении числа на 3. (РТ - с.43).
Обсуждают как можно разбить на два слагаемых число 7, число 8 (У - с. 114).
Работают с текстом задачи, находят условие и вопрос.
Составляют задачи по рисунку, схеме.
Чертят геометрические фигуры по заданному образцу. Делят фигуры на две части в соответствии с заданием.
Знают компоненты сложения. Знают таблицу сложения на 1, 2, 3, таблицу вычитания 1, 2, 3.
Определяют способы быстрого счёта. Знают названия геометрических фигур; состав чисел первого десятка. Знают отличия равенства от неравенства.
1.Начерти прямоугольник. Проведи в нём один отрезок таким образом, чтобы получилось два треугольника, два четырёхугольника, один четырёхугольник и треугольник.
2.Запиши два равенства и два неравенства, используя числа 2,4,6,7, знаки арифметических действий и знаки <,>,=..
6
2
3
1
5
3.Подбери недостающие числа в таблицу.
4.Прочитай задачу. Составь краткую запись в виде схемы и реши.
Миша и Марина собирали грибы. Миша собрал 4 груздя, а Марина 3 подберёзовика. Сколько всего грибов собрали ребята?
5.Выберите из набора геометрических фигур только треугольники и раскрасьте их разным цветом:
▲○⌂►◊
Комплексное применение знаний и способов действий
«Странички для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера.
Решение задач логического содержания. Составление узоров по клеткам в тетради. Дополнение выражений числами и знаками арифметических действий. Выбор способов действий в решении задач.
1
Фронтальная работа
Наблюдают за изменением количественного состава листьев в каждой рамке. Записывают соответствующие записи под каждой рамкой. Определяют равенство, которое отличается от остальных. (РТ -с. 46, 47)
Практическая работа
Составляют треугольник из набора других треугольников, которые предложены (РТ - с. 47).
Определяют правило, по которому составлены ряды геометрических фигур и дополняют ряд недостающими фигурами (РТ - с. 47).
Самостоятельная работа
Продолжают узор по заданному началу (У - с. 119).
Находят отличия в группе предметов, в наборе геометрических фигур. Сравнивают выражения..
Составляют из набора геометрических фигур другие фигуры по заданному образцу.
Знают отличительные признаки равенства от неравенства; принцип составления графического узора; состав чисел первого десятка.
1.Продолжи узор:
2.Вставь пропущенные числа:
1, .., 3, 4, ..,…,7,..,8,…
3.Поставь необходимый знак арифметического действия:
5…2=7, 8…3=5, 9…2=7, 2…4=6, 5…0=5, 4…3=7
4.Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР - с.24, 25)
Обобщение и систематизация знаний и способов действий
«Что узнали? Чему научились?»
Отработка навыка в решении задач. Анализ выполненных работ. Выполнение работы над ошибками.
Фронтальная работа
Анализируют задания из теста, называют задания, которые вызвали максимальное затруднение.
Перечитывают задания из теста. Доказывают правильность выбранного ответа.
Работают с текстами задачи. Выполняют решение, записывают ответ (РТ - с.48), (У - с. 124).
Работа в паре
Называют числа, которые необходимо расставить на дистанции, которую проходит лыжник. Объясняют друг другу правильность выбранного числа (У - с. 125).
Самостоятельная работа
Вставляют необходимые числа в выражения, чтобы получились верные равенства. (РТ - с. 48).
Осуществляют взаимопроверку по представленному учителем эталону.
Составляют верные равенства и неравенства, используя числа 7, 2, 3, 4, 5. (У - с. 29).
Практическая работа
Измеряют длину отрезка и ломаной линии. (У - с. 124).
Объясняют затруднения, которые возникают при усвоении учебного материала. Работают в паре.
Договариваются с одноклассниками по выбору правильного решения задачи. Составляют верные равенства и неравенства
Называют числа при сложении с помощью математической терминологии. Измеряют ломаную линию.
1. заполни таблицу:
Слагаемое
3
6
7
Слагаемое
2
1
Сумма
5
4
10
2. Составь верные равенства, используя числа 3, 4, 7 и знаки арифметических действий. Сколько у тебя получилось примеров?.
3. Начерти ломаную линию, состоящую из четырёх звеньев, Длина каждого звена должна быть не больше 2 см. Запиши выражение, которое будет соответствовать нахождению длины ломаной линии.
Проверка и оценка усвоенных знаний и способов действий
«Проверим себя и оценим свои достижения»
Контроль и учет знаний.
Выполнение заданий теста (У - с.126, 127)
1
Фронтальная работа
Отвечают на вопросы учителя: «Над какими темами мы работали в этом полугодии? Чему вы научились? какими знаниями овладели? Готовы ли вы проверить свои знания? С чего надо начинать работу по проверке знаний?»
Самостоятельная работа
Читают задания из учебника (или обращаются к учителю за помощью в прочтении задания). (У - с.126, 127).
Выбирают правильный ответ.
Записывают ответы.
Осуществляют самопроверку.
Умеют:
-работать с текстом задания;
-выбирать правильный ответ;
-оформлять результаты своей работы;
-осуществлять самопроверку.
Знают:
-приёмы быстрого счёта;
-правила работы с заданиями тестового характера;
Оцени результаты своей работы по памятке:
-
Работа, выполненная без ошибок - «Молодец! Ты хорошо потрудился! У тебя хороший результат!»;
-
Работа, выполненная с 1-2 ошибками - «Ты показал хорошие знания, но тебе ещё необходимо повторить изученный материал».
-
Работа, выполненная более чем с двумя ошибками - «Тебе необходима помощь учителя. Ты ещё не все темы усвоил».
Обобщающее занятие
+1, +2, +3. Повторение и обобщение.
Работа по закреплению материала. Решение задач. Нахождение значений выражений. Подстановка чисел в выражения. Работа с геометрическим материалом.
1
Фронтальная работа
Отыскивают на заданном рисунке кабинки с выражениями, результатом которых являются числа 1, 2, 3. (У - с. 122).
Анализируют текст задач, находят условие задачи, читают вопрос, высказывают предположение о решении задачи. Выбирают из предложенных вариантов решения верное (У- с.122, 123).
Практическая работа
Составляют из счётных палочек геометрические фигуры, обозначенные в задании (У - с. 122).
Чертят отрезки, сравнивают длины отрезков (У - с.123).
Групповая работа
Решают выражения, обсуждают правильность найденных значений. Представляют результат другим группам. Сравнивают получившиеся результаты.
Индивидуальная работа
Рассматривают образцы ковриков, анализируют какой кусочек необходимо добавить в каждый коврик.
Фронтальная работа
Отвечают на вопросы: «Какие задания вызвали затруднения во время проверочной работы?», «С какими заданиями ты справился?» «Почему тебе удалось/не удалось выполнить все задания?».
Работают с задачей.
Выбирают нужное выражение по заданному результату. Чертят и сравнивают
длины отрезков. Подставляют нужное число в выражение, чтобы получилось верное равенство.
Называют:
-части задачи;
-геометрические фигуры;
Читают математические выражения разными способами.
Выполняют задания, следуя предложенной инструкции.
Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР - с. 26).
Коррекция знаний и способов действий
Для формирования умения осознанно решать задачи целесообразно использовать приём - решение задачи «по цепочке», оформить схему решения задачи на плакате, использовать схематические записи структуры задачи. Чтобы сделать анализ задачи осознанным, следует предлагать учащимся задачи с одним данным, без числовых данных, с лишними данными, с вопросом, который стоит в начале задачи или в середине условия. Для закрепления навыков учащихся используется электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»: «Задача (условие, вопрос, решение, ответ)». «Решение задач на нахождение суммы и остатка». «Задачи». «Прибавить и вычесть 3».
III. Рефлексия педагогической деятельности