Урок по окружающему миру для 3 класса «Природа и наша безопасность»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру для 3 класса «Природа и наша безопасность»Урок по окружающему миру для 3 класса «Природа и наша безопасность»Урок по окружающему миру для 3 класса «Природа и наша безопасность»Урок по окружающему миру для 3 класса «Природа и наша безопасность»Конспект урока

окружающего мира




Тема «Природа и наша безопасность»





Учитель: Рыжова О.Н. Программа: «Окружающий мир» А.А.Плешаков класс: 3







2014 Задачи: Познавательные: -формирование понятия «опасности в неживой и живой природе»; -формирование представлений о возможности отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека. -расширение представлений о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.
Развивающие: -развитие наблюдательности при работе с наглядными печатными и электронными пособиями; -развитие логических УУД: а)анализ-при определении признаков приближения грозы; ядовитых растений и грибов; б)сравнение - при выделении сходства и различий 2-х видов змей: гадюки и ужа обыкновенных; в)установление причинно-следственных связей между природой и нашей безопасностью; г)обобщение при формулировке вывода правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными. -развитие самостоятельности при выполнении заданий в рабочей тетради. -развитие коммуникативных УУД.
Воспитательные: -экологическое воспитание на основе показа взаимосвязей в природе. - воспитание познавательного интереса к уроку окружающего мира; - воспитание культуры общения: «учитель-ученик», «ученик-ученик».


Оборудование: для учителя:иллюстрации с изображением ядовитых грибов и растений, кошек и собак, змей, атлас-определитель «От земли до неба», карточки для проверки д/з, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 3кл., электронное приложение к учебнику по данной теме, компьютер и мультимедийный проектор. для учащихся: нетбуки, атлас-определитель «От земли до неба», учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 3кл., тетрадь на печатной основе к учебнику, ножницы, клей.
Подготовительная работа: сообщение учащегося «Что такое молния», изготовление книжки-раскладушки «Опасные растения и грибы».

Ход урока

  1. Организационный момент (2мин)
Долгожданный дан звонок - Начинается урок. Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. - Проверим, всё ли готово к уроку: учебник, ножницы, клей, тетрадь на печатной основе. - Что ещё пригодится на уроке? Какие качества нужны? -Аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум. -Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас всё получится.
II. Проверка домашнего задания по теме «Опасные места» (7 мин) 1) Индивидуальный письменный опрос (работа по карточкам). Карточка №1. 1.Соедини стрелками.
Пустырь, парк, лес одно из самых опасных мест в доме
Трансформаторная будка здесь тебя может подстерегать преступник
Балкон может быть смертельно опасной
Подоконник здесь нельзя прыгать, играть, разводить огонь
Лифт одно из опасных мест в окрестностях твоего дома
Стройплощадка не вставай на него, не сиди и не лежи Карточка №2.
  1. Приведи примеры опасных мест:
а) в твоей квартире, в доме: _______________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ б) в окрестностях твоего дома:_____________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ в) в окрестностях школы:_________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________


Карточка №3. 1.Напиши, безопасно ли гулять в одиночку и с наступлением темноты?

______________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________
2) Индивидуально-устный опрос. -Кто сможет рассказать, какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом?
3) Фронтально-устный опрос. - Какую проблему мы решали на прошлом уроке? -Мы узнали, какие опасные есть в квартире, доме и окрестностях. -Перечислите эти опасные места. -Балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, парк и лес, зимой-места, покрытые льдом. -Кто скажет, как нужно вести себя на балконе и возле подоконника? -Нельзя свешиваться через перила, сидеть на них, устраивать разные подвижные игры. Нельзя вставать на подоконник, садиться или ложиться на него, не высовываться из окна. -Какие правила безопасности нужно соблюдать на льду? -Нельзя выходить на лед на реке, пруду и озере без сопровождения взрослых. Нельзя кататься на ногах с ледяной горки. А весной не кататься на льдинах. -А сейчас давайте проверим, какие опасные места вы обозначили на схемах своего двора и его окрестностей. Задание проверяется в тетрадях на печатной основе. -Молодцы.
Обобщение по домашнему заданию. -Ребята, мы с вами закончили изучать тему «Опасные места» и узнали, какие существуют опасные места в доме и его окрестностях и усвоили правила поведения в таких местах.
III. Изучение новой темы (20 мин). 1.Введение в тему (актуализация знаний) -Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему. 1. Раскалённая стрела Дуб свалила у села. (молния)
2. В названии этого гриба есть слово "бледная". (поганка)

м о л н и я

п о г а н к а г а д ю к а


с о б а к а л а н д ы ш и
я г о д а


с

к о т


ь
3. Лежит верёвка, Шипит плутовка. Брать её опасно - Укусит. Ясно? (гадюка)
4. В будке спит, Дом сторожит, Кто к хозяину идёт Она знать даёт. (собака)
5. Белые горошки На зелёной ножке. (ландыши)
6. Была зелёной, маленькой Потом я стала аленькой На солнце покраснела я, И вот теперь я спелая. (ягода)
7. Кто родился с усами. (кот) Ключевое слово: Опасность -Что же это за опасности? Где они могут встретиться? Разделите данные слова -отгадки на 2 группы. -Живая природа: кот, собака, змея, растения, грибы; неживая природа: молния. - О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? -Об опасностях в живой и неживой природе. -Откройте учебники на с.25 и прочитайте тему нашего урока. -Природа и наша безопасность. - Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова: узнаем…..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы) научимся … (выполнять правила безопасного поведения в природе)
Если учащиеся испытывают затруднения при постановке задач, то можно попросить 1 ученика прочитать сведения на стр.24. - Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать - решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье.
3.Изучение нового материала.

План изучения темы по содержанию. 1.Понятие «опасности в неживой и живой природе». а) Опасности неживой природы: -правила поведения во время грозы. б) Опасности живой природы: - ядовитые растения и грибы; - ядовитые змеи; - опасности при общении с кошками и собаками.
1.Опасности в неживой природе. а) Фронтальная беседа по теме «Гроза» - Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления? -К таким явлениям относятся буря, метель-можно отморозить части тела, гололед - можно упасть и получить травму, гроза - получить удар молнией. -Молодцы, вы все правильно сказали. Но сейчас у нас какое время года начинается? -Весна -Какое из перечисленных вами явлений природы происходит весной? -Это гроза. -Правильно. Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать? Выслушиваются ответы детей.
б) Работа по сообщению учащегося «Что такое молния». -А как вы думаете, что опасней, гром или молния? Ответы детей. -Об этом нам расскажет ……………. Выслушивается сообщение. -Кто может ответить на заданный вопрос? -Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья. - Попробуем с вами сделать маленькую молнию. Потрём пластмассовую линейку о рукав шерстяного свитера или о волосы. Линейка наэлектризовалась. Она притягивает к себе маленькие кусочки бумаги. (Практическая работа) Если поднести наэлектризованную линейку к металлической батарее, то электрический ток «перепрыгнет» на неё в виде маленькой искорки, мы её можем и не увидеть, а услышим слабый щелчок. -Как уберечься от удара молнии? Выслушиваются ответы детей. -Откройте учебники на с.25. Перед вами текст «Как вести себя во время грозы», найдите в нем правила безопасного поведения во время грозы. Учащиеся читают самостоятельно текст. -Какие же правила нужно соблюдать? -Нельзя купаться во время грозы; Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие; Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами. -А теперь все внимание на доску. Еще раз послушаем правила безопасного поведения во время грозы. Работа с электронным приложением «Окружающий мир» 3кл.
2.Опасности в живой природе. а)Ядовитые растения Фронтальная беседа -Какие опасности может нести человеку живая природа? -Хищники, дикие животные могут напасть, укусить, ядовитыми растениями и грибами можно отравиться. -Верно. Ребята, скоро лето, вы наверняка пойдете в лес. Там много растений. Обратите внимание на книжку-раскладушку, которую вы подготовили к уроку. О каких опасных растениях в ней рассказывается? -Это вороний глаз, ландыши, белена, дурман, волчье лыко, бузина красная, бересклет.
б)Ядовитые грибы Фронтальная беседа - О какой опасности мы будем говорить сейчас, вы узнаете, разгадав загадку. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - нет головы. (Грибы). - Все ли грибы можно употреблять в пищу? - Не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть. -Какие ядовитые грибы вы знаете? -Мухомор, поганка, ложные опята и ложнодождевики, желчный гриб, свинушка тонкая.
Работа по иллюстрациям учебника с.26-27. -Откройте учебник на с.26-27. Давайте посмотрим, на иллюстрации опасных растений и грибов. -Растения: белена, дурман, волчье лыко. Грибы: ложнодождевик, ложноопенок кирпично-красный, ложноопенок серно-желтый, мухомор пантерный. -Хорошо.
Работа в группах (по атласу- определителю). -А теперь разделимся на 2 группы. 1-я группа ищет информацию об опасных растениях, их отличительных признаках.
2-я группа ищет информацию о ядовитых грибах, их отличительных признаках.
Во время выступления на доску проектируются соответствующие иллюстрации опасных растений и грибов.
Выступление 1 группы «Опасные растения»: Белена встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Ядовитое растение. Его семена очень похожи на мак.
Дурман растёт на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Высокое (до 1м). Крупные белые цветки плоды с семенами привлекают внимание. Все части растения ядовиты.
Плод ландыша- круглая оранжево-красная ягода. Листья округлые. Всё растение ландыша ядовито.
Вороний глаз - опасное растение. Его легко узнать по четырем крупным листьям, расположенным друг против друга, и единственной ягоды сизовато-чёрного цвета, как глаз вороны.
Волчье лыко - маленький лесной кустарник. Красивые душистые цветки и красные ягоды очень привлекательны. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом.
-Молодцы! Теперь послушаем выступление 2-й группы «Ядовитые грибы».
Выступление 2 группы «Ядовитые грибы»: Мухомор красный - крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Встречается в лиственных и хвойных лесах с июля по октябрь.
Мухомор пантерный окрашен в коричневые и серые тона. Белые крапинки «бородавки» на его шляпке часто расположены довольно ровными кругами.
Ложноопёнок серно-желтый - двойник опят. Отличается этот опасный гриб желтоватым цветом шляпки, зеленоватыми пластинками, светло-желтой, неприятно пахнущей мякотью.
Ложноопёнок кирпично-красный - появляется в августе одновременно с опенком осенним. У него кирпично-красная шляпка, темные пластинки, желтоватая мякоть с неприятным запахом.
Бледная поганка - самый опасный из ядовитых грибов. Может выглядеть по-разному. Чаще всего у негозеленоватая шляпка и белая ножка. Иногда он целиком белый. Иногда почти весь серо-зеленый или буроватый. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части гриба.
Ложнодождевик - снаружи коричневый, а внутри не снежно-белый, а черно-фиолетовый. Он ядовит.
-Хорошо, вы справились с работой. Запомните эти отличительные признаки. Но знать все ядовитые растения и грибы невозможно, поэтому нам следует соблюдать правила безопасности. Как избежать отравления ядовитыми грибами и ягодами? -Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы. -Давайте прочитаем эти правила в учебнике на с.27. Читает 1 учащийся.
-После такой плодотворной работы необходимо немного отдохнуть. Физкультминутка Мы работали отлично. Отдохнуть не прочь сейчас - И зарядка к нампривычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей. Мыпопрыгаем, как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули!
в)Ядовитые змеи -Лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений нас подстерегают другие опасности. Отгадайте загадку. Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел. -Это змея. -Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного - гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле. Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная. Дополнительные сведения вы найдете в 2-х первых абзаца текста учебника на с.28. Самостоятельное чтение текста о змеях.
Беседа после чтения -Какая змея распространена в нашей стране? -Гадюка обыкновенная. -Ее отличительный признак? - Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине. -В каком случае она может укусить? - Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность. -Что же делать, если змея всё-таки укусила? -Нужно немедленно обратиться в больницу.
г)Правила безопасности при общении с домашними животными. -Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. У кого из вас есть домашние животные? Ответы детей. -Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности. -Какие же это правила? -Нужно мыть руки после общения с животными; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить. -Правильно, а вот какие еще есть правила, вы узнаете, посмотрев сюжет о кошках и собаках. Просмотр сюжета о правилах безопасного общения с домашними животными. -Что же вы узнали нового? -Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать. Нельзя заходить на чужую территорию, охраняемую собаками.В узких проходах лучше пропустить человека с собакой. Нельзя дергать животных за хвост.Нужно делать домашним животным профилактические прививки. -Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными? Выслушиваются ответы детей.
IV. Закрепление. (10мин) 1. Работа по учебнику (стр.25)и тетрадью на печатной основе (с.16№1) -Откройте тетради на печатной основе на с.16№1 и самостоятельно или с помощью учебника запишите правила безопасного поведения во время грозы. Учащиеся выполняют задание самостоятельно с последующей взаимопроверкой. -По каким признакам можно узнать о приближении грозы? -На небо надвигаются черные тучи, дует сильный ветер, слышны раскаты грома.
2.Работа в группах. -Чтобы выполнить задание в тетради №2 нужно опять разделиться на группы. Только теперь 1-я группа выполнит 2-й вариант задания (о ядовитых растениях), а 2-я группа - 1-й вариант задания (о ядовитых грибах). Взаимопроверка, потом проверка учителем.
3.Работа в парах. -Задание №3 на с.17. выполните самостоятельно в парах. Подпишите названия змей. Используя рисунок и информацию из атласа-определителя, сравните этих змей. Сделайте записи на с.18. -Какие змеи изображены на рисунке? -Это уж обыкновенный и гадюка обыкновенная. -Какие сходства вы заметили? -Сходства: обе длинной до 1м, встречаются по берегам водоемов. -Какие выявили различия? -Гадюка - ядовита, а уж - совершенно безобидный. У гадюки на спине зигзагом проходит темная полоса. У ужа по бокам головы - два желтых пятна.
Заключительная беседа: - Итак, мы выяснили, какие опасности нас поджидают в неживой и живой природе. - Какие же правила нужно соблюдать, чтобы избежать опасности? -Во время грозы: 1.Нельзя купаться во время грозы; 2.Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие; 3.Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами. Чтобы не отравиться опасными растениями и грибами: -Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы. При общении с животными: Змея нападает на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность. Если змея всё-таки укусила, нужно немедленно обратиться в больницу. После общения с домашними животными нужно мыть руки; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить. Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать. -Прочитайте вывод Мудрой черепахи на стр.30.
V. Домашнее задание. (2мин) Для всех: с.25-30 прочитать, ответить на вопросы «Проверь себя», задание №1 По желанию: с.30 №2,3. Урок по окружающему миру для 3 класса «Природа и наша безопасность»VI.Рефлексия (3мин) - Мы ответили на вопрос, который поставили в начале урока? -Да - Что вам понравилось делать на уроке? Что не понравилось? Почему? -Что было особенно трудным? Продолжите предложение: «Я узнал», (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы) «Я повторил», (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях) «Я запомнил», (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами) - Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?

VII.Оценка знаний учащихся и выставление отметок. (1 мин) -Оцените свою работу на уроке. Для оценки используются смайлики: все хорошо, не очень хорошо, плохо. Учащиеся поднимают соответствующие смайлики с дальнейшим комментированием своего выбора. Сегодня на уроке хорошо поработали……… Не плохие знания показали……………….….. А повторить материал нужно еще……...…….

18


© 2010-2022