- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку Однозначные и многозначные слова (2 класс)
Урок по русскому языку Однозначные и многозначные слова (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федосеева О.А. |
Дата | 17.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка во 2 классе (УМК «Начальная школа ХХI века»)
Тема урока: «Слова однозначные и многозначные».
Тип урока: урок сообщения новых знаний. Цель: создать условия для формирования умений определять лексическое значение слова, дать представление о многозначных и однозначных словах и их роли в речи. Задачи:
- Сформировать у учащихся умение пользоваться текстом (толковым словарём) для решения учебно-практической задачи (познавательное УУД).
- Создать условия для формирования у учащихся умения вступать в учебное сотрудничество при поддержке учителя (коммуникативное УУД).
Оборудование:
-
Учебник С.В.Иванова и др. «Русский язык», 2 класс, ч.2, стр.27-30;
-
Карточки №1 и №2;
-
Компьютер, проектор;
-
Записи на доске, тема урока закрыта;
-
Таблица для учителя (для оценивания учащихся).
Задания для учащихся:
(карточка 1) 1 группа
Каша, портрет
(карточка 1) 2 группа
Тупик, пирог
(карточка 1) 3 группа
Ветка, терем
(карточка 2)
-
Найдите это слово в толковом словарике и прочитайте его лексическое значение.
-
Сколько значений имеет слово?
________________________________________________________________________
-
Как называется слово с одним значением?
________________________________________________________________________
-
Как называется слово с двумя и более значениями?
________________________________________________________________________
-
Выбери домик, тот в который попадёт это слово?
_________________________________________________________________________
Индивидуальное задание.
Списывание.
В доме жили три медведя один медведь был отец звали его михаил иванович он был большой и лохматый медведица была поменьше звали её настасья петровна третий был медвежонок звали его мишутка.
Этап
Деятельность
учителя
Действия
учащихся
Универсальные учебные действия
-
Оргмомент. Цель: психологический настрой.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Минутка чистописания,словарная работа
Цель-развивать умение орфографического чтения
Умение определять значение слова, пользуясь контекстом или словарем
-
Физминутка для глаз.
-
Постановка учебной задачи.
-
Работа над новым материалом
Цель-познакомить с термином «многозначность»
-
Физминутка.
Первичное закрепление материала.
Цель-научить правильно использовать значение слова в тексте
-
Самостоятельная работа в паре.
Итог урока
Цель-обобщить и закрепить полученные знания
-
Рефлексия.
12. Домашнее задание.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво, с гостями
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок начнём.
- А начать его мне хочется со стихотворения Данилова:
# «Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
- Правильно. А ещё правильно и красиво писать. И для этого проведём минутку чистописания.
- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
- Открываем рабочие тетради и проговариваем слова-помощники:
- Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!
- Записываем дату, классная работа.
(Обратить внимание на правильность посадки учащихся.)
Посмотрите на слайд. Написание какой буквы мы будем повторять?
На слайде буква Б,б
- Из каких элементов они состоят?
- На что следует обратить внимание при их написании?
- Напишем в воздухе. Теперь в тетради.
- Подчеркните самую красивую букву.
- Отгадайте загадки. Напишите отгадки, обозначая орфограмму.
1 ученик работает на закрытой доске.
- Проверим: Сверьте свои слова с эталоном. Возьмите карандаш и сравните свою работу с образцом на экране. Поставьте «+» там, где слово написано так же, где не так - исправьте.
- А теперь оцените на полях своё умение правильно писать слова.
- Поднимите руки те ребята, которые не допустили ни одной ошибки.
Поднимите руку, у кого 1-2 ошибки.
- Зажмурьте глаза, откройте: 1 - 2, …
- Пол - потолок, …
- Окно - дверь, …
- Поморгайте.
- Найдите среди этих слов лишние и подчеркните их.
- Приступайте к работе.
Проверим:
- Какие слова лишние? Объясните, почему вы так думаете.
- Очень расстроились ручка и карандаш, что оказались лишними, и пошли искать себе друзей. Вышли они к озеру. А на его берегу стоят два домика, возле которых гуляли слова и не как не могли зайти в домики.
каша, тупик, ветка, ключ;
портрет, пирог, терем, голова.
Захотели ручка и карандаш помочь им, стали их заселять в один домик, но слова стали сопротивляться
Опять задумались ручка и карандаш почему слова не могут жить вместе?
- А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос? Какие-нибудь предположения у вас есть?
- На какой же вопрос нам предстоит сегодня ответить?
- Вот этим мы сегодня и займёмся на уроке.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам предстоит решить много учебных задач.
- А сейчас прослушайте стихотворение А.Л.Барто «Разговор мамы с дочкой». Читает Даша И.
О чём это стихотворение?
Какая главная мысль стихотворения?
- Почему дочка не поняла маму? О какой теплоте подумала девочка?
- А мама (что имела в виду)?
- Как вы думаете, что какое значение имеет слово теплота? (любовь, ласка)
- Где можно узнать что означает слово «теплота»?
- Откройте толковые словари и прочтите лексические значения этого слова.
- Сколько значений имеет слово «теплота»? одно? (нет) 2
В русском языке есть слова у которых несколько значений, т. Е. много значений. Как будет называться тема урока?
Многозначные слова однозначные.
Какую цель мы поставим на урок?
Узнать какие слова имеют одно значение и много и как они называются?
Какие знания мы возьмём с собой? А если мы не знаем, сколько значений у слова мы будем обращаться? (В толковый словарь).
Давайте вернёмся к стихотворению А.Л.Барто откройте учебник стр. 27. Прочитайте его ещё раз. Над каким словом у девочки возникла проблема? (теплота)
- Выпишите из словарика значения слова «теплота». Стр. 168
- Проверяем.
- Какой теплоты не хватает маме?
- Составьте предложение с этим словом.
Запишите предложение со слайда.
В семье должны быть тёплые отношения.
- Запишите предложение в тетрадь.
А как наш класс можно по другому назвать? Семьёй.
Значит и отношения должны быть тёплыми, дружескими, доверительными
Вернёмся к нашим словам ведь они до сих пор не могут подружиться.
- Может кто-нибудь уже догадался, почему слова не живут вместе? Потому что есть слова, которые имеют одно значение и много значений. Тогда наши дома будут называть однозначные и многозначные.
- Тогда давайте теперь поработаем со словами.
Но прежде чем начнём давайте отдохнём.
- В гости пришла мышка.
Вышла мышка как-то раз.
Поглядеть который час.
Раз, два, три, четыре.
Мышка дернула за гирю.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежала мышка вон.
А какое значение имеет мышка? В какой дом поселим мышку? (многозначные)
Работа в группах. Правила поведения в группах.
Вы сейчас разделитесь на группы и проведёте исследовательскую работу. Каждая группа будет работать со словами из карточки. Они находятся на карточке №1. В толковом словарике прочтите лексическое значение слова и сделайте вывод. Чтобы вам было легче сделать вывод, вы будете пользоваться карточками №2 с заданиями. Если вы выполните все задания правильно, то сможете сделать вывод, какие слова многозначные и однозначные.
Проверка
Какой можно сделать вывод?
Давайте проверим наши выводы с учебником «Тайны языка» на стр.27. Приступайте к работе.
- Проверяем:
Откройте учебник стр. 28 .Рассмотрите рисунки упр 1 . объясните по рисункам все значения слов корень и кисть. Можно ли сказать, что у слов корень и кисть много значений? Как называются эти слова?
Самостоятельно выполните упр. 4 Кто готов выполнять поднимите карточку.
Заслушивается 2,3 предложения.
- Вот сейчас мы и узнали, почему слова не живут вместе но куда поселиться ручке и карандашу?
- Кто готов рассказать?
- Мы все слушаем, а вопросы и дополнения можем задать после рассказа.
- Смогли мы узнать нужную информацию о словах…?
Вывод:
- Теперь вернёмся к нашим героям и попробуем им помочь.
- Итак, удалось ли нам определить в какой домик пойдут жить наши друзья?
- Докажите свой ответ.
- Молодцы! Вы помогли нашим героям найти друзей.
- Теперь вернёмся к нашему стихотворению. Данилова:
# «Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
Найдите в нём многозначные слова.
- Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
- С какими словами мы познакомились?
- Какие слова называются многозначными?
- Какие слова называются однозначными?
- Где мы можем узнать значение слова?
- Наш урок подошёл к концу. Подведём итог нашей работы.
- Что нам больше всего удалось?
- За что мы можем себя похвалить? покажите красную сигнальную карточку.
- Что не удалось?
- Кто считает, что научился …?
- Кто считает, что ему еще надо этому учиться?
- Молодцы, я с вами согласна! Это действительно сложная работа. Мы еще будем этому учиться.
Выучить правило на с.27, на с.27 выполнить упр.3, упр.5*.
С.27 упр.1 (устно)
упр.2 (письм, сам-но)
Подготовка класса к работе.
Настрой на учебную деятельность.
-Правильно и красиво говорить.
Подготовка пальчиков к письму.
- Мой Мизинчик, где ты был?
- С Безымянным в лес ходил,
А со Средним щи варил,
С Указательным кашу ел,
А с Большим я песни пел.
Б б
-Овал, наклонная вверх с закруглением вправо, верхняя петля.
-Высота такая же, как заглавная буква. Наклон букв.
Оцените на полях.
Дети пишут: сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш, ручка.
Дети сравнивают свою работу с образцом.
Дети рисуют шкалу и оценивают себя.
-Ручка и карандаш. Все птицы, а они - нет.
Почему слова не могут жить вместе.
-Что мама замерзла, не хватает ей тепла.
-Душевной теплоты не хватает.
-Они с мамой говорили о разном.
-В толковом словаре.
(с.167) Теплота - 1. То же, что тепло. Теплота в комнате.
2. Ласковость, приветливость. Теплота в семье.
-Душевной теплоты.
(1 ученик у доски.)
Отвечают пары о своих словах.
-Одни многозначные, другие однозначные.
Дети прикрепляют слово к домику, объясняя почему это слово относится к нему.
Что слова есть которые имеют одно значение, и много значений.
Дети читают рубрику «Тайны языка». Сверяют свой вывод с учебником.
Многозначные.
Дети выполняют упр 4 в тетрадях, самостоятельно.
Дети показывают сигнальную карточку.
Записывают домашнее задание.
Самостоятельно организовывать своё рабочее место
Проверка, оценивание своего умения - это контроль, т.е. формирование регулятивных УУД.
Коммуникативное УУД.
Коммуникативные, познавательные УУД
Личностное УУД. Познавательные УУД
Познавательные УУД, регулятивные УУД
Регулятивные УУд
Сам себя оценивает (регулятивное УУД).
Личностные УУД
5