Конспект по литературному чтению. Звуки [х], [х`], буква Х, х

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «Звуки [х], [х']. Буквы Х, х.» Цель урока: создать условия для включения учащихся в деятельность, направленную на ознакомление с буквой Х, х и согласными глухими звуками [х], [х'], которые она обозначает. Учебные задачи: 1. Направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; - формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; - формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками; - осознание ценности хлеба, воспитание уважения к труду людей, которые его производят. 2. Направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи на этапе целеполагания; формирование умения контролировать и оценивать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки (регулятивные УУД); - овладение операциями мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, выделение лишнего; развитие речи (познавательные УУД); - формирование умения работать в паре, слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, формулировать свои затруднения (коммуникативные УУД); 3. Направленные на достижение предметных результатов обучения: - овладение умением выделять изучаемые звуки из слов, давать им характеристику по алгоритму, сравнивать их, обозначать буквой; - формирование умения распознавать в словах изучаемые звуки, читать слоги, слова и предложения с изученными буквами; - совершенствование умения выполнять слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. План-конспект урока 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний - Прежде чем мы будем узнавать что-то новое, давайте повторим то, что уже знаем. Предлагаю поиграть в игру: Ты катись, веселый мяч Быстро-быстро по рукам! У кого веселый мяч, Тот сейчас ответит нам! (Дети передают друг другу мяч по цепочке. На вопрос отвечает тот, у кого остановился мяч.) - На какие две группы делятся звуки речи? (гласные и согласные) - Как их различить? Назовите признаки гласных. (Состоят из голоса, воздух при их произнесении не встречает преград во рту, образуют слог.) - Назовите признаки согласных. (Произносятся с шумом, воздух встречает преграды во рту.) - Приведите примеры гласных, согласных. Докажите. 3. Постановка целей и определение темы урока Отгадывание загадки Отгадать легко и быстро Мягкий,пышный и душистый. Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб). Выделение первого звука, его характеристика. Составление слов со звуком [х],[х`]. - Посмотрите на экран. Найдите слова-предметы, которые начинаются с одного и того же звука. (Художник, хурма, холст, холодильник, хомяк) Конспект по литературному чтению. Звуки [х],[х`], буква Х,х - Произнесем все вместе этот звук. - А теперь послушайте и повторите хором за мной слова: хижина, хищник, хитрый. - Какой звук вы услышали в начале этих слов? - Кто знает, какой буквой обозначают на письме звуки [х] и [х']? - Называют эту букву «Ха». - Кто сможет назвать тему нашего урока? (Звуки [х] и [х'], буква Х х.) - Чему нам предстоит научиться на уроке? (Научиться читать эту букву и узнать, какие звуки она обозначает.) - Какие задачи поставим? 1. Различать новые звуки, давать им характеристику. 2. Обозначать их с помощью модели 3. Читать слоги и слова с этой буквой. 4. Учиться читать выразительно. (Задачи появляются на доске.) 4. Работа по теме урока Слого-звуковой анализ слов. Выделение новых звуков и их характеристика
- Дайте характеристику звуку по плану-схеме: 1) гласный ? согласный 2) звонкий ? глухой 3) твердый ? мягкий
Упражнение на отработку умения слышать звуки [х], [x']в словах. Игра «Топ-хлоп» (если в слове есть [х] топаем, [x'] - хлопаем): Халат, хоккей, черепаха, петухи, хобот, воздух, мухи, хлопушка, стихи, хохот. Знакомство с буквами "Х", "х" (образец на доске). - Загадаю вам загадку, Становитесь на зарядку. Физкультминутка Раз - листочек поднимаем, Два - листочек загибаем. Три - еще разок свернули, На четыре развернули. Буква спрятана внутри, Кто догадлив? Назови! (Буква Х) - Какие звуки она обозначает? ([х], [x']) - На что похожа "Х х"? (На ножницы) Х - на ножницы похожа, Но в работе, а не лежа. Хочешь - порешь, Хочешь - шьешь, Хочешь сам себя стрижешь. - Кто покажет букву Х на ленте букв? - Почему она занимает именно такое место? (Живет в синем домике, так как обозначает согласные звуки. На нижнем этаже, так как эти звуки глухие). - Поучимся печатать буквы Х х. Образец на доске - Почему букв две? Когда используют заглавную букву? Чтение слогов, слов с новой буквой - Посмотрите на доску. Прочитаем хором слоги: хи, ха, хо, ху. - Распределим слоги в две группы: с мягким согласным и с твердым согласным. Отчего зависит, мягким будет звук или твердым? (От гласной, которая стоит после него.) - Назовите гласные, указывающие на твердость. - Назовите гласные, указывающие на мягкость. Игра «Дополнить слоги до слов». (Работа в парах) - А теперь поработайте в паре: добавьте к слогам, напечатанным на доске, звуки и слоги, чтобы получились слова. Ха(лва), хо(р), хи(рург), х(ек), ху(рма), ху(дожник), хо(лод), ха(лат), хи(щник), ху(тор). - Прочтем слова с буквой Х в «Азбуке» на с. 39. - Составьте пары из слов. (хорошо - плохо, хлеб - хлеба, холод - холода ) - Какая пара слов лишняя? - Какие слова отвечают на вопрос что? Работа по «Азбуке». Чтение текста об осени и о том, что хлеб нужно убрать до холодов. - Рассмотрите картинку внизу страницы. Что видите? О чем будет текст? Чтение текста. - Оправдалось ли наше предположение? - Какое время года наступает? - Почему дрожат осины? - Где появился ледок? - Найдите и прочитайте в тексте предложение по схеме: Конспект по литературному чтению. Звуки [х],[х`], буква Х,х - Что надо убрать до холодов? - Выберете подходящий заголовок к тексту: А) «Осень - пора уборки хлебов» Б) «Красивая пора - осень» В) «Сколько машин для уборки хлеба!» Беседа о хлебе. - Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?

  • Долгий путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков, макарон. Много-много труда вкладывают хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай. А кого мы называем хлеборобом?
Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

На лужайку прибежим.

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп! Немного отдохнем

И домой пешком пойдем. Продолжение работы по теме урока - Кого раньше встречали хлебом и солью? (дорогих гостей) - Прочитайте пословицу о хлебе под картинкой. (За обедом хлеб всему голова.) - Почему так говорят? - Что написано над картинкой? Прочитаем. (Без труда хлеб не родится никогда.) - Как вы понимаете это выражение? (Хлеб хранит тепло рук тысяч людей, в него вложен труд многих людей.) - Как же нужно относиться к хлебу? (С хлебом надо обращаться бережно.) Подведение итогов урока - Подведем итог нашего урока. Чему же мы учились на уроке? (Изучали звуки [х], [x'], давали им характеристику, учились их различать. Узнали, какой буквой они обозначаются. Читали слоги, слова, предложения с новой буквой. Читали текст о хлебе, узнали, почему нужно бережно относиться к хлебу.) - Что же вы можете рассказать о букве Х? (Обозначает согласный глухой звук, который может быть твердым или мягким) Рефлексия - Оцените свои достижения с помощью картинок (раздаются учителем каждому ученику): Зернышко - мне было очень трудно. Колосок - я немного затруднялся, но в целом все понял. Буханка хлеба - я все понял, мне было легко. Конспект по литературному чтению. Звуки [х],[х`], буква Х,хКонспект по литературному чтению. Звуки [х],[х`], буква Х,хКонспект по литературному чтению. Звуки [х],[х`], буква Х,х

© 2010-2022