Формирование познавательной активности и коммуникативных навыков младших школьников посредством использования ИКТ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование познавательной активности и коммуникативных навыков младших школьников посредством использования ИКТ



Колова Лина Васильевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

учитель начальных классов,

ГУ «Школа - гимназия № 10 города Рудного»



Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни. В современном Казахстане идёт становление новой, национальной модели образования. На смену старому содержанию образования идёт новое; традиционная объект - субъектная педагогика заменяется иной, обращённой к ребёнку, как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремиться к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важной составляющей педагогического процесса становиться личностно - ориентированное взаимодействие учителя и обучающихся. Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор в использовании педагогических технологий, с помощью которых возможно достичь положительных результатов обучения. Бурное развитие новых информационных компьютерных технологий и внедрение их в жизнь общества в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка. За счет реализации возможностей использования информационных технологий создаются условия для формирования у обучающихся познавательной активности и коммуникативных навыков, повышение качества и эффективности процесса обучения. Создание атмосферы доброжелательности, формирование умения работать в коллективе, одновременно развивая индивидуальные способности школьников при использовании, ИКТ прекрасно сочетается с личностно - ориентированным обучением, при котором огромное внимание уделяется развитию способностей и особенностей детей, заложенных в них природой. Учёные установили, что при устном изложении материала обучающийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении ИКТ. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.


Методические возможности и преимущества урока:

  • повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появление возможности моделировать объекты и явления, и др.;
  • возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере;
  • организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;
  • повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
  • развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков обучающихся;
  • формирование навыков работы с информацией (производить поиск из различных источников (традиционных и новейших), отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей, представление своей работы и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.
А также:
  • умение разрабатывать современные дидактические материалы (электронные презентации, компьютерные тренажёры, электронные сопровождения по различным предметам, и т. д.) и эффективное их использование в учебном процессе;
  • возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ;
  • повышение производительности урока;
  • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций;
  • осуществление мониторинга УВП.

При планировании урока, необходимо учитывать основные критерии эффективности урока с ИКТ:
  • целесообразность;

  • соблюдение санитарно-гигиеническим нормам и возрастным особенностям обучающихся;

  • соблюдение баланса между средствами ИКТ и средствами человеческого общения;
  • создание эмоционально-благоприятной обстановки;

  • рефлексия.


Этап урока

Включение ИКТ

Организационный этап. Выполнение психологической задачи этапа: доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся; кратковременность организационного момента.

Постановка цели. Мотивация. Постановка цели может проводиться с помощью иллюстрации, анимации, схемы, загадки, ребуса, проблемного задания.

Проверка домашнего задания. Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени, устранение типичных ошибок; использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания.

Актуализации необходимых знаний и умений. Организация разных видов устного счета, дидактических игр, проведение автоматизированных математических диктантов, создание проблемной ситуации.

Проверка ранее усвоенных знаний. Рассматривание известного фактического материала в новом свете, применение теоретических знаний на практике. Рецензирование своих товарищей учащимися, творческие задания по теме, которые показывают глубину и осознанность материала.

Усвоение новых знаний. (Объяснение нового материала). Использование заданий поискового характера, аналитического, сопоставительного характера. Использование видеофрагментов с противоположными точками зрения на одну и ту же проблему. Использование текстового материала (причем как в «буквенной», так и в «речевой» форме): аудио эффекты (музыка, фотодокументы и т.д.); видеоряд (иллюстрации, портреты, графика, динамические таблицы и схемы, фотографии, видеофрагменты, демонстрации опытов, видео-экскурсии, интерактивные модели, символьные объекты) и др.

Закрепления новых знаний. Работа с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками, тренировочными упражнениями; схемы, чертежи, таблицы, интерактивные плакаты, алгоритмы и т.д. Для организации дифференцированного обучения задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, восприятия).

Контроль усвоенного на уроке материала. Тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый. Промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере, с самопроверкой или с взаимопроверкой).

Подведение итогов, рефлексия. Заполнение интерактивной схемы, кластера по теме урока. Использование различных видов рефлексии.

Домашнее задание Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Дифференциация домашней работы, творческие задания.
Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических требований к уроку. Проводить оздоровительно-гигиенические, танцевальные, физкультурно-спортивные, подражательные, двигательно-речевые физкультминутки, зарядки для глаз помогают ИКТ.
Уроки с использованием ИКТ - это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным.

4


© 2010-2022