Открытый урок по математике на тему «Сложение и вычитание вида +- 4» (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Открытый урок по математике в 1 классе

по теме «Сложение и вычитание вида  4»

разработан по УМК «Школа России»

Цели: познакомить с приёмами прибавления и вычитания числа 4, умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида  4; использовать знаково - символические средства при решении задач; работать в парах и группах; оценивать себя и корректировать свои действия.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.

  1. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня в наш класс пришло письмо. Хотите узнать от кого пришло письмо?

- Ребята, письмо нам пришло из лесной школы. Как вы считаете , кто там учится?

- Все они хотят с вами подружиться. А вы бы хотели с ними подружиться.

- Прочитаем письмо от них.

(Учитель читает письмо и открывает картинки на тему «Лесная школа»)

1. Устный счёт

Игра «Слалом»

- Сегодня у нас будут соревнования по горным лыжам, называется «Слалом».

- Это зимний вид спорта, который включён в олимпийские игры.

- А кто знает в каком году и в каком городе будут проходить зимние Олимпийские игры? (Сочи 2014)

- Хотите побыть спортсменами - горнолыжниками?

- Каждый ряд должен пройти свою трассу, решив грамотно все примеры.

- Какой ряд первым дойдёт до финиша, тот получит флажок.

- Посмотрите, у вас на парте порядковый номер, в таком порядке будете выходить к доске.

(Поверка.)

6 - 3

5 - 3

1 + 4

7 - 3

5 + 2

3 + 3

7 + 2

5 - 2

6 - 4

2 + 3

8 - 4

4 + 3

1 + 5

6 + 3

7 - 4

4 - 2

3 + 2

6 - 2

1 + 6

2 + 4

5 + 4

2. Весёлые задачи о зверятах

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок:
Сколько съедено морковок? (4)

- А как вы узнали? (2 + 2 = 4)

- Давайте вспомним состав числа 4. (4 - это 2 и 2, 3 и 1, 1 и 3)

Шесть зайчиков шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Четыре зайчика спаслись едва,
А сколько не успело? (2) (6 - 4 = 2)

Вот три зайчонка по дорожке идут.
За ним вдогонку четверо бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой? ( 3 + 4 = 7)

- Наши друзья из лесной школы очень довольны, что вы решили задачи про них на отлично.

III. Самоопределение к деятельности

Практическая работа. (Регулятивные УУД: самостоятельное нахождение способов решения проблемы)

(Учитель выставляет две коробки.

- Сколько мячей вы видите на столе? (4)

- А коробок? (2)

- Как вы думаете , а что вы сейчас будете делать? (Раскладывать мячи по коробкам)

- Какие способы вы можете предложить? (2 и 2, 3 и 1, 1 и 3)

(Учащиеся выходят по одному и раскладывают мячи по предложенному способу)

(Учащиеся в ходе коллективной работы предлагают свои способы решения. Учитель открывает запись на доске: 4 = 2 + 2, 4 = 1 + 3, 4 = 3 + 1.)

- Ещё раз повторяем состав числа 4. (хором)

- Как вы думаете , для чего вам нужно знать состав числа 4? (Чтобы уметь прибавлять и вычитать число4)

- Кто может сформулировать тему урока? (сложение и вычитание числа 4)

- Какова цель нашего урока? (научиться прибавлять и вычитать число 4)

IV. Работа по теме урока (задача на доске)

- Ну, а теперь задача от наших друзей. Как вы считаете, справитесь?

- У Миши уже есть 3 мяча. Ему подарили ещё 4 . Как узнать, сколько стало мячей у Миши? (3 + 4 = 7)

- Зная состав числа 4 , каким способом вы можете прибавить 4 мяча к 3.

(На доске наборное полотно)

(Учащиеся предлагают варианты, учитель делает записи на доске: 3 + 2 + 2= 7, 3 + 1 + 3 = 7, 3 + 3 + 1 = 7.)

- Сколько всего мячей прибавили? (4)

- Сколько всего стало мячей у Миши? (7)

- Молодцы, наши друзья довольны!

Физминутка. «Зайчата уснули» (дети кладут руки на парту, голову на руки, будто спят. Учитель: зайчата проснулись , сладко потянулись. )

- А теперь продолжаем урок.

2. Работа по учебнику

- Откройте учебник на стр. 8 по закладке. Сегодня мы будем работать на этой стр. Найдите верх страницы.

- Какие фигуры вы видите на схеме?

- Сколько кругов на схеме к задаче? (4)

- По каким признакам можно разделить фигуры на две группы? (По цвету: синие и красные. По размеру: большие и маленькие.)

- Сколько синих кругов? (1)

- Сколько красных кругов? (3)

- Какой состав числа 4 это иллюстрирует? (4 - это 3 и 1)

- Сколько больших фигур? (2)

- Сколько маленьких фигур? (2)

- Что можно сказать о составе числа 4 (4 - это 2 и 2)

- Какой состав числа 4 это иллюстрирует? (4 -это 2 и 2)

- Давайте по рисунку составим задачу. Из чего состоит задача? (условие , вопрос, решение , ответ).

- Что здесь изображено?

- Давайте составим условие задачи.

- Мама готовила котлеты. 6 она уже положила на сковороду, а 4 лежат на разделочной доске.

- Какой вопрос вы можете задать? (Сколько котлет приготовила мама?)

- А теперь решение задачи. (6 + 4 = 10)

Используя схемы и записи под рисунком, объясните, как мама может к 6 котлетам прибавить ещё 4. (6 + 2 + 2 = 10, 6 + 3 + 1 = 10, 6 + 1 + 3 = 10.)

- Но ведь , ребята, мы учимся не только прибавлять число 4 , но и вычитать.

- Мы узнали, сколько всего котлет приготовила мама. (10)

- Сколько съели - 4 котлеты. Как вы считаете, что мы будем делать с котлетами? (вычитать)

- По записям расскажите, как можно съесть 4 котлеты.

V. Физминутка

- Вы славно потрудились, пора и отдохнуть.

Топай мишка, хлопай мишка,

Приседай со мной братишка,

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись!

- Наши друзья из Лесной школы наверняка тоже вам улыбнулись, радуясь вашим успехам.

VI . Закрепление изученного материала. Работа в парах.

Карточка 1



+ 4

3

5

2

6

4

1

0








Карточка 2



- 4

4

6

9

5

8

7

10








- а сейчас вы поработаете по карточкам.

- Каждый положите перед собой карточку. В пустых клеточках запишите ответы.

- А теперь поменяйтесь карточками. Каждый из вас сейчас временно побудет учителем. Проверьте карточку своего соседа.

(Ответы записаны на доске Карточка №1 - 7,9,6,10,8,5,4. Карточка №2 - 0,2,5,1,4,3,6. Открыть.)

- Сверьте проверенную вами карточку с ответами на доске.

- Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

Карточка 1

- Сколько вы прибавили к каждому числу в первой строке? (4)

- Каким способом можно прибавить число 4?

- На сколько увеличилось число во второй строке? (на 4)

- Что значит увеличить? (прибавить)

Карточка 2

- Сколько вы вычли из каждого числа в первой строке? (4)

- Каким способом можно вычесть число 4?

- На сколько уменьшилось число во второй строке? (на 4)

- Что значит уменьшить? (вычесть)

(похвалить от имени лесных друзей)

VII. Рефлексия

- Поднимите руку, кто понял новую тему?

- Кто сомневается в своих силах?

- С каким вычислительным приёмом мы познакомились сегодня на уроке? (сложение и вычитание числа 4)

- Вспомним, какими способами можно прибавить и вычесть число 4.

- Какие из заданий наших друзей вам понравилось выполнять?

- А вы бы хотели, чтобы они ещё присылали вам задания?

- У вас на парте лежат 2 смайлика: один весёлый, другой грустный. Весёлому на уроке было интересно , а грустному скучно. На доске 2 вазы. Кому было интересно на уроке, берите весёлый смайлик, кому скучно - грустный, и укрепляйте на доску.

- Ребята, посмотрите какой пышный букет получился из улыбок. От улыбки становится светлее не только в классе, но и на душе у человека и я хочу, чтобы вы всегда улыбались и были самым дружным классом.

- Большое спасибо, что сегодняшний урок вам понравился.

Резерв.

№2, 3 (с. 8)

- А сейчас повторим и закрепим изученный материал, решим задачи, а решение задачи отправим нашим друзьям в лесную школу. (листочки раздать заранее) А лесные друзья оценят ваши работы и поставят вам оценки.

- Прочитайте задачу №2.

- Прочитайте только условие.

- Прочитайте вопрос к задаче.

- Назовите ключевые слова в условии, которые указывают на выбор действия. (На 1 яйцо меньше.)

- Что значит «на 1 меньше»? (Это - столько же , но без 1.)

- А теперь на листочках запишите решение и ответ. (один ученик у доски)

- Кто правильно решил задачу без исправлений?

- Прочитайте задачу №3.

- Прочитайте только условие.

- Прочитайте вопрос к задаче.

- Назовите ключевые слова в условии, которые указывают на выбор действия. (На 4 года старше.)

- Как вы понимаете слово «старше»: Вере больше или меньше лет? (Больше)

- Что значит «на 4 больше»? (Это столько же и ещё 4.)

- А теперь на листочках запишите решение и ответ. (один ученик у доски)

- Кто правильно решил задачу без исправлений?

- Поднимите руки, кто задачи решили верно. Но, оценки вам поставят, помните, друзья из лесной школы. Листочки сдайте

Физминутка.

Сидя. Руки в стороны потянулись. Руки за голову ноги вытянуть. Потянулись.

- Но а теперь продолжим работу в тетради с печатной основой.

Работа в тетради с печатной основой

№2 (с. 7)

- Посмотрите, что мы видим. Примеры. Какое задание, как вы считаете.

























Самоанализ урока математики в 1 классе

Тема занятия - «Сложение и вычитание вида ± 4» Это урок в разделе «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».

Этот класс со средним уровнем обучаемости, с невысокой степенью активности. Поэтому использовала разнообразные формы организации познавательной деятельности, сочетая групповую, фронтальную работы, работу в парах.

Дети - первоклассники ещё учатся получать знания, я выбрала тип урока - первичное предъявление новых знаний. Учитывая возрастные особенности младших школьников, урок проходил в игровой форме. Дети выполняли задания друзей из лесной школы. Считаю, что данная структура урока рациональна для достижения поставленных целей:

  • Ознакомить с вычислительным приёмом ± 4. Отрабатывать навыки сложения и вычитания. Закреплять решение задачи по алгоритму;

  • Развивать умение анализировать, рассуждать; развивать математическую речь;

  • Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Чтобы полнее раскрыть потенциал учащихся, мною использованы различные

методы и формы обучения. Так, при проведении устного счёта применялась групповая форма деятельности: соревнование между группами, где была распределена работа и оценивался вклад каждого ученика в результат общей деятельности. Также на уроке был использован частично-поисковый метод, когда при объяснении нового материала перед учениками ставился проблемный вопрос («Для чего нужно знать состав числа 4?»). Детям необходимо было доказать свой ответ. Идёт опора на полученные ранее знания. Дети учились рассуждать, доказывать, что способствовало развитию ума, внимания, умения отстаивать свою точку зрения (Регулятивные УУД - целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно). Использован метод практической деятельности (практическая работа, где дети раскладывают мячи по коробкам, самостоятельно предлагая различные способы (логические УУД - самостоятельное создание способов решения проблемы), после чего самостоятельно сформулировали тему и цели урока ).

Большая часть нового материала изучалась с помощью объяснительно-иллюстративного метода.

В ходе всего урока присутствовал наглядный метод: карточки, иллюстрации, демонстративный материал. Также пыталась применить индуктивный метод: при изучении нового вычислительного приёма выстраивали логическую цепочку, чтобы сделать вывод - как можно выполнить сложение и вычитание числа 4.

Фрагментом самостоятельной работы является момент работы по карточкам. Здесь же был использован метод парной работы, учащиеся учились проверять и оценивать работу своего товарища по парте. Работа в парах, группах помогает детям овладеть коммуникативной компетенцией.

Для формирования самооценки у детей мной использован такой приём. В конце занятия учащиеся с помощью смайликов определили степень своей активности и заинтересованности. Большая часть детей подняли схемы, которые обозначают удовлетворение своей работой, заинтересованность в получении новых знаний. (Личностные УУД - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)

В течение занятия старалась создать атмосферу доброжелательности и общей заинтересованности в успехах каждого ученика. Через словесную оценку поощряла каждого, кто принимал участие. Стремилась к сотрудничеству. Наиболее удачными, на мой взгляд, были фрагменты урока, когда дети сами обосновывали свою точку зрения.

Необычная форма проведения урока способствовала повышению активности класса, сплочению детского коллектива.

Поставленные перед уроком цели реализованы полностью.



Приложение .

Дорогие, ребята, здравствуйте! Пишут вам ученики «Лесной школы».

Так же как и вы мы изучаем русский язык, математику, рисуем, лепим, поём, занимаемся физкультурой. Больше всего мы любим уроки математики. Высылаем вам несколько заданий. Надеемся, что вы сними обязательно справитесь. Вместе с заданиями высылаем вам свои улыбки.

Справитесь с заданием, смело укрепляйте улыбку на доске, ведь от улыбки станет всем светлей. Желаем успеха! Ждём от вас заданий и ваших улыбок!

Ваши друзья



© 2010-2022