Рабочая программа по технологии (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»



УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 7» _____________/ ____________/ «____» ____________ 20____ г.

Рабочая программа

учебного предмета «Технология»

(базовый уровень)

для 2 класса

Составитель

Маслова А.В., учитель начальных классов

первой квалификационной категории



г. Воскресенск

2014 год

Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Технология» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и авторской программы Н.И. Роговцевой, С. В. Анащенковой «Технология. 1 - 4 классы» (УМК «Школа России»). XXI век - век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы. Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Цели изучения технологии в начальной школе: - приобретение личного опыта как основы обучения и познания; - приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико- технологическими умениями и проектной деятельностью; - формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.


Общая характеристика предмета Теоретической основой данной программы являются: - системно-деятельностный подход - обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.); - теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности - понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Основные задачи курса: 1) духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями; 2) формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других; 3) формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности; 4) развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; 5) формирование на основе овладения культурой проектной деятельности: - внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; - коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.); - первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико- технологических умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места; - первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера; - творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов. Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Все эти особенности отражены в содержании основных разделов программы - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для ее организации - технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приемы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта. Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся: - знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты; - овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.; - знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира; - знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы; - учатся экономно расходовать материалы; - осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность); - учатся преимущественно конструкторской деятельности; - знакомятся с природой и использованием ее богатств человеком. В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы. Программа учебного предмета «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создает условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества. Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для их духовно-нравственного развития. в программе курса «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремеслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности. Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека - созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира - в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Место предмета в учебном плане Рабочая программа по технологии во 2 классе рассчитана на 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания предмета - природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества; - культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм; - наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума; - человечество как многообразие народов, культур, религий; - международное сотрудничество как основа мира на Земле; - патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству; - семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества; - труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности; - здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное; - нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения технологии второклассники научатся: - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; - организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; - анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; - проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности; - осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания; - применять приемы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла); - отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; - выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам; - анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; - изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям; - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; - прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей; - использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия; - пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения, переработки. К концу обучения во 2 классе учащиеся получат возможность научиться: - уважительно относиться к труду людей; - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; - прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей; - понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте; - демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).


Планируемые результаты освоения предмета Реализация программы обеспечивает достижение второклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение предмета «Технология» во 2 классе направлено на получение следующих личностных результатов: - воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2 классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления; - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Познавательные УУД: - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; - овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты наблюдений и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные УУД: - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Технология» во 2 классе является формирование следующих умений: - получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии; - формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; - приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; - использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; - приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.


Содержание предмета

Тематический план

Наименование разделов

Количество часов Введение.

1 1. Человек и земля.

23 2. Человек и вода.

3 3. Человек и воздух.

3 4. Человек и информация.

4

Итого:

34

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности).

Основы культуры труда, самообслуживания Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть быть использованы для праздников, для использования в учебной и внеучебной деятельности и т.п. освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями. Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

2. Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.

4. Практика работы на компьютере Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

Требования к оценке знаний учащихся Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во 2 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации). Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: - четкость, полнота и правильность ответа; - соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам; - аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств; - целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием). В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготавливать изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект. В конце года проходят выставки детских работ, где у учащихся появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу. Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда. Оценка устных ответов Оценка «5» - полностью усвоил учебный материал; - умеет изложить его своими словами; - самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; - правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Оценка «4» - в основном усвоил учебный материал; - допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; - подтверждает ответ конкретными примерами; - правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Оценка «3» - не усвоил существенную часть учебного материала; - допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; - затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; - слабо отвечает на дополнительные вопросы. Оценка «2» - почти не усвоил учебный материал; - не может изложить его своими словами; - не может подтвердить ответ конкретными примерами; - не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя. Оценка выполнения практических работ Оценка «5» - тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; - правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; - изделие изготовлено с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка «4» - допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - в основном правильно выполняются приемы труда; - работа выполнялась самостоятельно; - норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %; - изделие изготовлено с незначительными отклонениями; - полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка «3» - имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - отдельные приемы труда выполнялись неправильно; - самостоятельность в работе была низкой; - норма времени недовыполнена на 15-20 %; - изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; - не полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка «2» - имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - неправильно выполнялись многие приемы труда; - самостоятельность в работе почти отсутствовала; - норма времени недовыполнена на 20-30 %; - изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; - не соблюдались многие правила техники безопасности.

Перечень учебно-методического обеспечения Литература: 1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1 - 4 классы. - М.: Просвещение, 2011. 2. Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Школа России» / Т.А. Жукова. - М.: Планета, 2013. 3. Роговцева Н.И. и др. Технология. 2 класс: Учебник. - М.: Просвещение, 2013. 4. Роговцева Н.И. и др. Технология. 2 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2014. 5. Роговцева Н.И. и др. Уроки технологии: 2 класс. - М.: Просвещение, 2012. 6. Технология. Технологические карты для 2 класса (на сайте издательства «Просвещение»). Информационно-коммуникативные средства: Электронное приложение к учебнику «Технология» (CD) Н. И. Роговцевой и др. Наглядные пособия: Комплекты тематических таблиц (технология обработки ткани; обработка бумаги и картона; организация рабочего места). Демонстрационный и раздаточный материал (коллекции «Бумага и картон», «Лен», «Хлопок», «Шерсть»). СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО

_____________ /__________________/

подпись расшифровка подписи

Календарно-тематический план по технологии

на 2014 - 2015 учебный год

Номера

уроков

по

порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые

сроки

изучения

учебного

материала

Скорректи-рованные сроки изучения

учебного

материала

Основные виды деятельности обучающихся


Введение. Как работать с учебником (1 ч)



1



1

Знакомство с учебником «Технология» и рабочей тетрадью. Материалы и инструменты.





01.09 - 05.09


Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия.

Человек и земля (23 ч)

2

1 Земледелие. Практическая работа: «Выращивание лука».



08.09 - 12.09




Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека. Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях. Проводить наблюдения, оформлять результаты. Осуществлять поиск необходимой информации, составлять рассказы. Использовать примы плетения корзины при изготовлении изделия. Осваивать приёмы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия. Соблюдать правила работы с ножницами. Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на план. Определять и использовать необходимые инстру-менты и приёмы работы с пластилином. Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала, собственного опыта и наблюдений. Осмысливать значение этих профессий. Организовывать рабочее место. Сравнивать приёмы работы с солёным тестом и пластилином. Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилина, глины, солёного теста). Сравнивать свойства пластичных материалов. Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы. Составлять план изготовления по иллюстрации в учебнике. Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделия. Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность.


3

2 Посуда. Виды и назначение посуды. Изделие: композиция из картона и ниток «Корзина с цветами».



15.09 - 19.09


4

3 Работа с пластичными материалами (пластилин). Изделие: композиция из пластилина «Семейка грибов на поляне».





22.09 - 26.09


5

4 Работа с пластичными материалами (тестопластика). Изделие: «Игрушка из теста».



29.09 - 03.10


6

5 Посуда. Работа с пластичными материа-лами (пластилин). Проект: «Празднич-ный стол».



06.10 - 10.10


7

6 Народные промыслы. Хохлома. Изделие: посуда «Золотая хохлома» в технике папье-маше.



13.10 - 17.10


Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народных промыслов (хохломская роспись и городецкая роспись, дымковская игрушка). Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделий в технике хохломская роспись, выделять этапы работы. Наблюдать и выделять особенности хохломской росписи. Осваивать технологию изготовления изделия «папье-маше». Использовать приёмы работы с бумагой и ножницами. Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры животных, людей, цветы). Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи. Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов для развития декоративно - прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций. Наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки (лепка, побелка, сушка, обжиг, роспись). Выделять элементы декора и росписи игрушки. Анализировать образец, определять материалы, инструменты, приёмы работы, виды отделки и росписи. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу по заданным критериям. Сравнивать виды народных промыслов. Использовать приёмы работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону, оформлять изделие, использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента. Составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога». Осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Использовать при создании эскиза художественные приёмы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой.

Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделия по собственному замыслу. Осваивать правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей. Осваивать соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся конструкции. Анализировать, контролировать, корректировать и оценивать выполнение работы по планам, предложенным в учебнике. Составлять отчёт о своей работе по рубрике «Вопросы юного технолога». Выполнять аппликацию в технике мозаика. Составлять тематическую композицию, использовать особенности материала для передачи цвета, объема и фактуры реальных объектов. Экономно расходовать материалы при выполнении. соблюдать правила работы в группе, ставить цель, распределять обязанности, обсуждать план изготовления изделия, представлять и оценивать готовое изделие. Составлять рассказ об уходе за домашними животными и их значении в жизни человека на основе иллюстративного материала. Создавать и оформлять тематическую композицию. Проводить презентацию композиции, использовать малые фольклорные жанры и иллюстрации.

8

7 Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликация. Изделие: разде-лочная доска «Городецкая роспись».



20.10 - 24.10


9

8 Народные промыслы. Дымково. Работа с пластичными материалами (плас-тилин). Изделие: «Дымковская игрушка».





27.10 - 31.10


10

9 Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплици-рование). Изделие: «Матрешка из картона и ткани».





10.11 - 14.11


11

10 Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные картины. Изделие: пейзаж «Деревня».



17.11 - 21.11


12

11 Домашние животные. Работа с картоном. Конструирование. Изделие: «Лошадка».



24.11 - 28.11


13

12 Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Изделие: «Курочка из крупы».



01.12 - 05.12


14

13 Домашние животные и птицы. Работа с бумагой. Конструирование. Проект: «Деревенский двор».



08.12 - 12.12


15

14 Новый год. Работа с картоном. Изделие: «Новогодняя маска».



15.12 - 19.12


Использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей новогодней маски. Выбирать приёмы оформления изделия в соответствии с видом карнавального костюма. Самостоятельно выполнять отделку карнавальной маски. Выполнять разметку деталей по шаблону. Осваивать приемы работы с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше. Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать качество выполнения работы. Осваивать правила работы с циркулем. Использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия. Соблюдать правила безопасной работы циркулем. Применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать). Оформлять изделия по собственному замыслу. Выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали для отделки изделия. Осваивать проектную деятельность с помощью учителя: анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы, осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия, презентовать композицию по специальной схеме. Наблюдать, анализировать структуру ткани, находить уток и основу ткани, определять виды и способы переплетений. Осваивать новый вид работы - переплетение полос бумаги. Выполнять разметку деталей по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы. Выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу. Соблюдать последовательность технологических операций при конструировании. Использовать умения работать с бумагой, ножницами. Самостоятельно составлять композицию и презентовать её, использовать в презентации фольклорные произведения. Самостоятельно организовывать свою деятельность. Овладевать способами экономного и рационального расходования материалов. Соблюдать технологию изготовления изделий. Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдении я других источников). Сравнивать и находить общее и различие в национальных костюмах. Выполнять аппликацию на основе материала учебника с учётом национальных традиций. Осваивать приемы плетения косички в три нити. Осваивать правила разметки ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона. Моделировать народные костюмы на основе аппликации из ткани. Осваивать элементы художественного труда: оформлять национальный костюм в соответствии с выбранным образцом, использовать различные виды материалов (тесьму, мех, бусины, пуговицы и др.). Организовывать, контролировать и корректировать работу по изготовлению изделия с помощью технологической карты. Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать строчку косых стежков. Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку.

16

15 Строительство. Работа с бумагой. Полу-объемная пластика. Изделие: композиция «Изба».



22.12 - 26.12


17

16 В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Изделие: «Домовой».



12.01 - 16.01


18

17 Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пласти-лин, глина). Лепка. Проект: «Убран-ство избы». Изделие: «Русская печь».



19.01 - 23.01


19

18 Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Изделие: «Коврик».



26.01 - 30.01


20

19 Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. Изделие: «Стол и скамья».



02.02 - 06.02


21

20 Народный костюм. Работа с волокнис-тыми материалами и картоном. Плете-ние. Изделие: композиция «Русская красавица».





09.02 - 13.02


22

21 Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Изделие: «Костюмы для Ани и Вани».



16.02 - 20.02


23

22 Работа с ткаными материалами. Шитье. Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелек».



23.02 - 27.02


24

23 Работа с ткаными материалами. Вышивание. Технология выполнения тамбурных стежков. Изделие: «Сал-фетка».





02.03 - 06.03


Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия. Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям.

Человек и вода (3 ч)

25

1 Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Изделие: компо-зиция «Золотая рыбка».



09.03 - 13.03


Создавать изделия, украшенные в технике «изонить»: анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты для его выполнения, переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги, подбирать цвета ниток (по контрасту) для выполнения орнамента, применять правила работы иглой, ножницами. Самостоятельно заполнять графы «Инструменты» и «Материалы» в технологической карте. Оценивать качество изготовления изделия по заданным критериям. Осваивать технику создания полуобъёмной аппликации, использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объёма. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей в полуобъёмной аппликации. Заполнять с помощью учителя технологическую карту, определять основные этапы изготовления изделия. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания. По заданным критериям оценивать работы одноклассников.

26

2 Рыболовство. Работа с природными материалами. Конструирование. Про-ект: «Аквариум».



16.03 - 20.03


27

3 Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Полуобъемная апплика-ция. Изделие: композиция «Русалка».



30.03 - 03.04


Человек и воздух (3 ч)

28

1 Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание. Изделие: оригами «Птица счастья».

06.04 - 10.04


Осваивать приём складывания изделий техникой оригами. Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия, контролировать и корректировать свою работу. Осмыслять важность использования ветра человеком. Анализировать готовую модель, выбирать необходимые для её изготовления материалы и инструменты, определять приёмы и способы изготовления. Составлять план работы и заполнять технологическую карту. Осваивать подвижное соединение деталей (при помощи стержня). Конструировать объёмное изделие на основе развёртки, выполнять практическую работу по плану в учебнике. Исследовать свойства фольги, возможности её применения, сравнивать её свойства со свойствами других видов бумаги. Осваивать способ соединения деталей при помощи скрепки. Самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия.

29

2 Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Изделие: «Ветряная мельница».



13.04 - 17.04


30

3 Использование ветра. Работа с фольгой. Изделие: «Флюгер».



20.04 - 24.04


Человек и информация (4 ч)

31

1 Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном. Изделие: «Книжка-ширма».



27.04 - 01.05


Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи информации, культурно-исторического наследия. Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов. Самостоятельно составлять план изготовления изделия по текстовому и слайдовому планам. Создавать книжку-ширму и использовать её как папку своих достижений. Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете.

32

2 Способы поиска информации. Практическая работа: «Поиск инфор-мации в Интернете».



04.05 - 08.05


33

3 Правила набора текста. Практическая работа: «Поиск информации в Интер-нете».



11.05 - 15.05


Осваивать правила безопасного использования компьютера, правила набора текста. Исследовать возможности Интернета для поиска информации. Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям. Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Использовать свои знания для поиска в Интернете материалов для презентации своих изделий. Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям.

34

4 Обобщающий урок. Подведение итогов.

18.05 - 22.05


Итого часов:

в том числе:

уроков

повторения

контроль-ных работ

практических

работ

уроков развития речи

по прог-рамме

34






выпол-нено







СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.



СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО

_____________ /__________________/

подпись расшифровка подписи

© 2010-2022