- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира в 3 классе: Компас. Почему стрелка компаса всегда показывает на север
Урок окружающего мира в 3 классе: Компас. Почему стрелка компаса всегда показывает на север
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ефимова С.Г. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира во 2 классе по системе Л.В.Занкова
(урок- исследование провела учитель начальных классов: Ефимова С.Г. )
Тема: Компас. Почему стрелка компаса всегда показывает на север.
Оборудование: Комплект лабораторного оборудования. Постоянные магниты.
Цель: установить, что стрелка компаса притягивается к противоположным магнитным зарядам полюсов Земли, и, таким образом, острие стрелки всегда указывает на север, а нижний её конец всегда указывает на юг.
Задачи:
-
провести опыты с магнитами для определения полярности сторон;
-
познакомиться с устройством компаса,
-
собрать модель компаса, с помощью намагниченной стрелки, научить ориентироваться по компасу.
Ход занятия
I Актуализация знаний
- Ребята, узнать и назвать тему нашего урока вам поможет загадка.?
- Где бы ты ни находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе, друг,
Путь на север и на юг.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане
И ведёт нас за собой.
Д: Компас.
- Что мы должны будем узнать? Чему научиться?
Д: - Что такое компас?
- Узнать о его устройстве?
- А что вы уже знаете о компасе? (Д: помогает ориентироваться на местности. Его стрелка показывает на север.)
Проблема
- А почему стрелка показывает С-Ю?
- В этом мы постараемся сегодня разобраться .
- Для этого проведём исследование.
II Работа по теме
Опыт №1 - Ребята работать вы будете в парах.
У вас на столах маленькие тележки, загруженные магнитом. Возьмите окрашенный с двух сторон магнит. Попробуйте подвигать тележку при его помощи (не прикасаясь к ней, на расстоянии)
- Что заметили? (Д: «То уезжает, то приезжает»)
- А почему? (Д: «Магнит притягивает и отталкивает»)
Микровывод: Молодцы! Таким образом, мы выяснили, что магнит имеет два полюса, один из которых притягивает - положительный, а другой - отталкивает - отрицательный.
- А как магнит притягивает?
Опыт №2 - Берём магнит. У нас на столе много разных предметов. Давайте посмотрим, что произойдёт, если мы приблизим к ним магнит. (показ)
-Что вы увидели (заметили)? (Д: «Магнит притянул все металлические предметы»)
- А каким образом? (Д: «Только концами»)
Микровывод: Правильно. Эти концы называются магнитными полюсами. Наша Земля - это большой магнит. С Севера на Юг проходят невидимые магнитные линии, которые концентрируются на Северном и Южном полюсах. Как на нашем магните.
Опыт №3 -Мы для вас приготовили намагниченные иголочки. Давайте понаблюдаем, что с ними произойдёт, если мы сейчас поместим их на пенопластовый кораблик. Опустим его в воду. Попробуйте покрутить этот кораблик. Что происходит (с иголочкой)? (Д: «Иголочка возвращается на место, встала в начало»)
- А каком направлении, показывает иголочка?
- Мы можем это проверить с помощью компаса. (раздать детали компаса)
Дети читают справочный материал об устройстве компаса (в группах) в раздаточном материале.
Устройство компаса простое. В плоской цилиндрической коробке на острие стальной иглы подвешена магнитная стрелка. Острый конец иглы упирается на твёрдый камень, обычно агат, вправленный в середину компаса. Свободно лежащая стрелка принимает определённое положение, при котором один конец, окрашенный синим, указывает на север, другой, красный - на юг. Положение стрелки можно закрепить прижав её к стеклянной крышки коробки с помощью рычага.
Дети в паре собирают модели компаса и определяют стороны горизонта, сравнивая с показаниями намагниченной иголочки.
- Куда показывает? (на Север)
- А почему? (Д: Потому что стрелка компаса - это магнит, и она притягивается к противоположным зарядам полюсов Земли).
Вывод: Планета Земля - это большой магнит, на поверхности которого стрелка всегда сориентируется по направлению к магнитным полюсам Земли.
III Итог:
- Что нового для себя узнали? Чему научились?
- Какие открытия для себя сделали?