Урок окружающего мира в 3 классе: Компас. Почему стрелка компаса всегда показывает на север

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира во 2 классе по системе Л.В.Занкова

(урок- исследование провела учитель начальных классов: Ефимова С.Г. )

Тема: Компас. Почему стрелка компаса всегда показывает на север.

Оборудование: Комплект лабораторного оборудования. Постоянные магниты.

Цель: установить, что стрелка компаса притягивается к противоположным магнитным зарядам полюсов Земли, и, таким образом, острие стрелки всегда указывает на север, а нижний её конец всегда указывает на юг.

Задачи:

  • провести опыты с магнитами для определения полярности сторон;

  • познакомиться с устройством компаса,

  • собрать модель компаса, с помощью намагниченной стрелки, научить ориентироваться по компасу.

Ход занятия

I Актуализация знаний

- Ребята, узнать и назвать тему нашего урока вам поможет загадка.?

- Где бы ты ни находился,

Если только заблудился,

Он укажет тебе, друг,

Путь на север и на юг.

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане

И ведёт нас за собой.

Д: Компас.

- Что мы должны будем узнать? Чему научиться?

Д: - Что такое компас?

- Узнать о его устройстве?

- А что вы уже знаете о компасе? (Д: помогает ориентироваться на местности. Его стрелка показывает на север.)

Проблема

- А почему стрелка показывает С-Ю?

- В этом мы постараемся сегодня разобраться .

- Для этого проведём исследование.

II Работа по теме

Опыт №1 - Ребята работать вы будете в парах.

У вас на столах маленькие тележки, загруженные магнитом. Возьмите окрашенный с двух сторон магнит. Попробуйте подвигать тележку при его помощи (не прикасаясь к ней, на расстоянии)

- Что заметили? (Д: «То уезжает, то приезжает»)

- А почему? (Д: «Магнит притягивает и отталкивает»)

Микровывод: Молодцы! Таким образом, мы выяснили, что магнит имеет два полюса, один из которых притягивает - положительный, а другой - отталкивает - отрицательный.

- А как магнит притягивает?

Опыт №2 - Берём магнит. У нас на столе много разных предметов. Давайте посмотрим, что произойдёт, если мы приблизим к ним магнит. (показ)

-Что вы увидели (заметили)? (Д: «Магнит притянул все металлические предметы»)

- А каким образом? (Д: «Только концами»)

Микровывод: Правильно. Эти концы называются магнитными полюсами. Наша Земля - это большой магнит. С Севера на Юг проходят невидимые магнитные линии, которые концентрируются на Северном и Южном полюсах. Как на нашем магните.

Опыт №3 -Мы для вас приготовили намагниченные иголочки. Давайте понаблюдаем, что с ними произойдёт, если мы сейчас поместим их на пенопластовый кораблик. Опустим его в воду. Попробуйте покрутить этот кораблик. Что происходит (с иголочкой)? (Д: «Иголочка возвращается на место, встала в начало»)

- А каком направлении, показывает иголочка?

- Мы можем это проверить с помощью компаса. (раздать детали компаса)

Дети читают справочный материал об устройстве компаса (в группах) в раздаточном материале.

Устройство компаса простое. В плоской цилиндрической коробке на острие стальной иглы подвешена магнитная стрелка. Острый конец иглы упирается на твёрдый камень, обычно агат, вправленный в середину компаса. Свободно лежащая стрелка принимает определённое положение, при котором один конец, окрашенный синим, указывает на север, другой, красный - на юг. Положение стрелки можно закрепить прижав её к стеклянной крышки коробки с помощью рычага.

Дети в паре собирают модели компаса и определяют стороны горизонта, сравнивая с показаниями намагниченной иголочки.

- Куда показывает? (на Север)

- А почему? (Д: Потому что стрелка компаса - это магнит, и она притягивается к противоположным зарядам полюсов Земли).

Вывод: Планета Земля - это большой магнит, на поверхности которого стрелка всегда сориентируется по направлению к магнитным полюсам Земли.

III Итог:

- Что нового для себя узнали? Чему научились?

- Какие открытия для себя сделали?



© 2010-2022