- Преподавателю
- Начальные классы
- Анализ стихотворения С. А. Есенина Бабушкины сказки
Анализ стихотворения С. А. Есенина Бабушкины сказки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кольчурина Л.Ю. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Кольчурина Людмила Юрьевна
Предмет: Урок литературного чтения
Класс: 4
Тема: Анализ стихотворения С.А. Есенина « Бабушкины сказки»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока: проанализировать глубину восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки»; развивать умение создавать некий образ на основе его словесного описания; пополнить библиографические знания о поэте; обогащать словарный запас.
Планируемые результат:
Предметные УУД: Умение прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом про себя, увеличивать темп чтения вслух
Метапредметные УУД:
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных произведений. Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Личностные: Понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Учебник: "Литературное чтение. 4 класс. 2 часть" Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, с.71;
Средства обучения:
-
Презентация
-
Выставка книг Есенина
-
Картины: Максимов Василий Максимович. «Бабушкины сказки», Красносельский Александр Андреевич «Бабушкины сказки»
-
Видеоролик стихотворения «Бабушкины сказки»
-
Словарь настроений
-
Текст с биографией автора
ХОД УРОКА
№
п/п
Этап урока
Название используемых технологий, форм и приёмов
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. - Подарите друг другу хорошее настроение, улыбнитесь. Я рада вашему присутствию на уроке.
Готовятся к уроку, настраиваются.
Л:
Положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности.
II.
1.
2.
Работа с текстом до чтения
Подготавливает учащихся к чтению текста, прогнозированию его содержания и тематической эмоциональной направленности.
Определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют героев произведения
П: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов
Р: высказывать свои предположения на основе работы с иллюстрацией.
К: слушать и понимать речь других
Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Антиципация чтения.
Приём антиципации.
ЗКИСАК
- Переставьте буквы местами. Какое слово у вас получилось?
КАРТИНА С БАБУШКОЙ
- Кого вы видите на картине?
-Как картину и слово, вы свяжите с темой урока?
ВЫСТАВКА КНИГ ЕСЕНИНА - Посмотрите на выставку книг. Что общего между ними? -Воссоединив все ваши открытия, сформулируйте тему урока полностью.
СКАЗКА
-бабушку
- стихотворение «Бабушкины сказки»
-автор Сергей Есенин
- Сергей Александрович Есенин "Бабушкины сказки"
Целеполагание
Просит поставить цели урока с учётом общей готовности учащихся к работе.
-Определив тему, сформулируйте задачи урока:
-
Мы познакомимся с …
-
Мы узнаем…
-
Мы будем учится…
-
Мы сможем поразмышлять…
-
Мы будем уметь…
Формулируют цели урока, готовятся к чтению и обсуждению текста.
- творчеством С. Есенина.
-новые факты из его биографии.
- раскрывать тайны поэтического произведения.
- над авторским замыслом.
- анализировать стихотворение С. Есенина.
Р: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
3.
Прогнозирование
Приём «Выдвижение гипотезы» По иллюстрации и заголовку стихотворения просит детей предугадать содержание произведения.
-Откройте учебники на странице 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
-Что вы видите?
-А сейчас прочитайте название стихотворения, как вы думаете, о чём будет стихотворение? По иллюстрации и заголовку прогнозируют содержание произведения
-детей
- дают варианты прогноза содержания
III
1.
Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.
Обеспечивает полноценное восприятие текста стихотворения
Знакомятся с текстом стихотворения. Ведут диалог с учителем.
П: уметь извлекать информацию из текста, иллюстрации; на основе анализа объектов делать выводы.
Р: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;.
К: уметь слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;
Л: проявление внимания к суждению товарищей.
Включает видеоролик со стихотворением Есенина «Бабушкины сказки». Проверяет первичное восприятие. Даёт словарь настроений. Просит детей аргументировать свои эмоции. (Приложение1)
- Оправдались ли ваши прогнозы о сюжете стихотворения?
-О чём вспоминает поэт в этом стихотворении?
- С каким чувством он вспоминает детские годы?
Воспринимают стихотворение на слух, отвечают на вопросы, рассуждают. Дети используют словарь настроений и аргументируют свой ответ.
-ответы детей
- о детстве
2.
Перечитывании текста.
Стилистический анализ стихотворения
Приём «Комментированное чтение»
Словарная работа
Приём «Стилистический эксперимент»
Организует медленное «вдумчивое чтение», вычитывание подтекста. Организует словарно-логическую работу. -Как вы думаете, кому он посвятил это стихотворение? Почему вы так считаете? - Перед чтением уточним значение слова, догадайтесь какого? -Найдём его значение в словарике в конце учебника. Просит детей читать стихотворение по строчкам и отмечать непонятные слова. -Уточним значения некоторых слов. Какое слово в первой строке требует объяснения:
-
по задворкам (Найдите однокоренное слово)
-
разухабистой гурьбой
-
гурьба, какие ассоциации?
-
Разухабистая толпа, как понимаете?
-
бредём - Замените синонимом.
- Попробуйте заменить его словом "шагаем". - - Как лучше?
- А почему автор так написал - бредём домой?
- Что такое салазки?
- Что обозначает слово загалдели?
- Попробуйте заменить слово "загалдели" словом "Заговорили". Как лучше?
- А почему ребята загалдели?
- Для чего использует автор данную лексику?
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.
-Своей бабушке
-опостылеют
- опостылеть - значит, надоесть
Дети читают по строчкам и отмечают непонятные слова.
- задворки - часть крестьянского двора за домом, место за двором;
- молодцеватой, задорной - толпа, весёлая, шумная…
- синоним - шагать
- Устали - маленькие деревянные ручные санки - заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих)
- Хотят продолжения сказки
- Чтобы ярче и выразительнее раскрыть лирический образ героев произведения
3.
Проблемный вопрос
- Что послужило истоками поэзии Есенина? Т.е. вдохновил писать стихи?
- мысли детей
4.
Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина
Прием «Инсерт»
٧- я знаю;
+ - новые знания;
?- хочу знать больше Организует работу с библиографическим текстом. - Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А. Есенина и попытаться найти ответ на поставленный вопрос.
Читают библиографический текст и делают пометки в квадраты.
5.
Беседа по содержанию биографии.
Проверяет понимание прочитанного текста - Что для вас было знакомо из жизни поэта? - Что узнали нового о Есенине? - Что узнали о детстве поэта? - Кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина?
Отвечают на вопросы учителя
-Родная природа
- Бабушка и дедушка Родина поэта - село Константиново находится недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село Есенино.
Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на реку. Здесь и прошло детство Сергея. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом. Родители его - Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна - были бедными крестьянами Мальчика воспитывали в семью деда ( отца матери) "Стихи начал слагать рано, - вспоминал Есенин. - Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки я переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные.
Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.
6.
Динамическая пауза
У вас у всех есть бабушки и дедушки, которых вы любите и помогаете им, чем можете. Если на экране появляется картинка, на которой показано как правильно себя вести по отношению к пожилым людям, вы хлопаете в ладоши, если на картинке дети ведут себя неверно, вы потопайте ногами.
Выполняют движения по заданному правилу.
7.
Повторное чтение
Предлагает учащимся прочитать стихотворение вслух. Проводит работу по подготовке детей к выразительному чтению и конкурс «Чтецов» -Сейчас прочитаем стихотворение "Бабушкины сказки" выразительно, выражая чувства. А для этого разделим стихотворение на смысловые части.
- Прочитайте первую часть (первые четыре строчки). - О чем говорится в этой части стихотворения? - Как мы будем читать эти строчки?
- Прочитайте вторую часть (следующие девять строчек). -О чем говорится в этой части стихотворения? - Какова тема этой части, основная мысль? -Как их будем читать?
- Ну а в третьей части о чем речь? - Какова тема этой части, основная мысль? - С какой интонацией будем читать последние строчки?
- Кто хочет выразительно, прочитать это стихотворение?
Выполняют задание учителя. Готовятся к конкурсу «Чтецов»
- дети возвращаются с катаний с горки
- они устали
-Как дети садятся и слушают бабушкины сказки - Как сидят и слушают сказки еле дыша, с интересом - дети внимательно слушают, голос негромкий
- О том, что сказки уже все закончились, а спать неохота. Дети начинают приставать к бабушке, но она им отказывает - дети обрадовались
- слушают 2-3 ребят выставляют оценки ПАМЯТКА ОЦЕНИВАНИЯ:
- Помним - стихи (текст) читаем… , выражаем...
- Чтение вслух.
- За что можно похвалить?
- Какие замечания?
П: уметь выразительно читать текст стихотворения
К: уметь слушать и давать оценку работе товарищей Л: понимают эмоции других людей.
III.
1. Работа с текстом после чтения. Концептуальная(смысловая) беседа по тексту
Проводит с детьми коллективное обсуждение прочитанного текста. Помогает выявлять и формулировать основные идеи текста. - А теперь поработаем над содержанием стихотворения. - Каковы были мотивы детей сидеть до утра? - Можете ли вы объяснить, какие сказки рассказывала бабушка? Прочитайте. - Почему дети притворялись, что не слышали, как их мама зовёт спать? - Что вы можете сказать об отношении бабушки к ребятам?
- Какова главная мысль этого стихотворения?
- Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению? - Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? Вступают в дискуссию о прочитанном тексте с учителем. Соотносят читательскую интерпретацию с авторской позицией.
- Слушать бабушкины сказки
- Русские народные, про Ивана
- Сюжет сказки завораживал, заинтересовывал, и было жаль уйти, не узнав, чем закончится сказка
- ответы детей
- О добрых, тёплых, нежных воспоминаниях детства, связанных с любимым человеком - бабушкой
- да
-Кудрявый мальчик.
П: делать выводы в совместной работе учителя и детей
Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Л: умение высказывать своё отношение к героям и их поступкам, выражать свои эмоции;
2.
Исследование «Бабушка в изображении русских художников»
Работа в группах.
Организует работу в группах по исследованию поэтических строк о бабушках и изображении бабушек в картинах художников. Предлагает рассмотреть несколько картин.
- А теперь давайте проведем небольшое исследование. Я предлагаю вам рассмотреть картины подобранные мною заранее, и сопоставить их со стихотворением С. Есенина. Для исследования предлагает картины -Какие сюжеты написали художники? -Назовите тему картины. - Какие краски использовал художник для своей картины? (тёплые или холодные) - Найдите строки из стихотворения, в которые подходят к данному сюжету - Какая из картин больше подходит к стихотворению С. Есенина. - Вспомните биографию поэта.
Принимают учебную задачу учителя. Включаются в работу в группе.
4 группы: работа с картинами
План работы:
-
Рассмотрите картину
-
Какой сюжет написал в своей картине художник.
-
Определите тему картины.
-
Какие краски использовал художник для своей картины? (тёплые или холодные)
- Найдите строки из стихотворения, в которые подходят к данному сюжету.
Красносельский Александр Андреевич «Бабушкины сказки»
П: учатся извлекать информацию из текста, репродукции;
Р: действовать по плану;
К: Сотрудничать друг с другом в группе; самостоятельно вычитывать информацию в неявном виде;
Л: проявление внимания к суждению товарищей.
3.
Творческая мастерская.
Приём «СИНКВЕЙН»
Предлагает детям высказатся о творчестве поэта через приём «Синквейн». Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
- Выскажите своё отношение к поэзии Есенина через Синквейн.
СИНКВЕЙН
1
Существительное
Есенин
2
2 прилагательных
3
3 глагола
4
Предложение показывающее отношение к поэту.
5
Синоним к существительному
IV.
Итог урока
Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке.
Формулируют конечный результат своей работы.
П: делают выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;
К: умение оформлять свои мысли в устной форме.
V.
Рефлексия.
Просит оценить свою работу на уроке.
Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:
-
Радость
-
Равнодушие.
-
Удовлетворение
-
Вдохновение
-
Скука.
-
Тревога.
-
Спокойствие.
-
Уверенность
-
Неуверенность.
-
Наслаждение.
Л: высказывают свое эмоциональное отношение к уроку.
VI.
Домашнее задание.
Уровневая дифференциация
Предлагает выбрать одно задание из предложенных вариантов домашней работы.
1 уровень - найти в дополнительной литературе стихотворение С. Есенина и подготовить выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию.
2 уровень - выучить наизусть стихотворение «Бабушкины сказки».
3 уровень- подготовить выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки» Выбирают задание для домашней работы с учётом индивидуальных возможностей
Л: умение оценивать свои способности.
VII.
Оценивание работы учащихся
Просит оценить детей деятельность одноклассников на уроке.
Оценивают результат деятельности товарищей.
Р: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
К: умение оформлять свои мысли в устной форме.