Анализ стихотворения С. А. Есенина Бабушкины сказки

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Кольчурина Людмила Юрьевна

Предмет: Урок литературного чтения

Класс: 4

Тема: Анализ стихотворения С.А. Есенина « Бабушкины сказки»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели урока: проанализировать глубину восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки»; развивать умение создавать некий образ на основе его словесного описания; пополнить библиографические знания о поэте; обогащать словарный запас.

Планируемые результат:

Предметные УУД: Умение прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом про себя, увеличивать темп чтения вслух

Метапредметные УУД:
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных произведений. Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Личностные: Понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Учебник: "Литературное чтение. 4 класс. 2 часть" Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, с.71;

Средства обучения:

  • Презентация

  • Выставка книг Есенина

  • Картины: Максимов Василий Максимович. «Бабушкины сказки», Красносельский Александр Андреевич «Бабушкины сказки»

  • Видеоролик стихотворения «Бабушкины сказки»

  • Словарь настроений

  • Текст с биографией автора





ХОД УРОКА

п/п

Этап урока

Название используемых технологий, форм и приёмов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.


Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. - Подарите друг другу хорошее настроение, улыбнитесь. Я рада вашему присутствию на уроке.

Готовятся к уроку, настраиваются.

Л:

Положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности.

II.





1.

























2.

Работа с текстом до чтения


Подготавливает учащихся к чтению текста, прогнозированию его содержания и тематической эмоциональной направленности.

Определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют героев произведения

П: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов

Р: высказывать свои предположения на основе работы с иллюстрацией.

К: слушать и понимать речь других

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Антиципация чтения.


Приём антиципации.

ЗКИСАК

- Переставьте буквы местами. Какое слово у вас получилось?

КАРТИНА С БАБУШКОЙ

- Кого вы видите на картине?

-Как картину и слово, вы свяжите с темой урока?

ВЫСТАВКА КНИГ ЕСЕНИНА - Посмотрите на выставку книг. Что общего между ними? -Воссоединив все ваши открытия, сформулируйте тему урока полностью.

СКАЗКА

-бабушку

- стихотворение «Бабушкины сказки»

-автор Сергей Есенин

- Сергей Александрович Есенин "Бабушкины сказки"

Целеполагание


Просит поставить цели урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

-Определив тему, сформулируйте задачи урока:

  • Мы познакомимся с …

  • Мы узнаем…

  • Мы будем учится…

  • Мы сможем поразмышлять…

  • Мы будем уметь…

Формулируют цели урока, готовятся к чтению и обсуждению текста.

- творчеством С. Есенина.

-новые факты из его биографии.

- раскрывать тайны поэтического произведения.

- над авторским замыслом.

- анализировать стихотворение С. Есенина.

Р: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

3.

Прогнозирование

Приём «Выдвижение гипотезы» По иллюстрации и заголовку стихотворения просит детей предугадать содержание произведения.

-Откройте учебники на странице 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

-Что вы видите?

-А сейчас прочитайте название стихотворения, как вы думаете, о чём будет стихотворение? По иллюстрации и заголовку прогнозируют содержание произведения

-детей

- дают варианты прогноза содержания

III





1.

Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста.


Обеспечивает полноценное восприятие текста стихотворения

Знакомятся с текстом стихотворения. Ведут диалог с учителем.

П: уметь извлекать информацию из текста, иллюстрации; на основе анализа объектов делать выводы.

Р: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;.

К: уметь слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;

Л: проявление внимания к суждению товарищей.





Включает видеоролик со стихотворением Есенина «Бабушкины сказки». Проверяет первичное восприятие. Даёт словарь настроений. Просит детей аргументировать свои эмоции. (Приложение1)

- Оправдались ли ваши прогнозы о сюжете стихотворения?

-О чём вспоминает поэт в этом стихотворении?

- С каким чувством он вспоминает детские годы?

Воспринимают стихотворение на слух, отвечают на вопросы, рассуждают. Дети используют словарь настроений и аргументируют свой ответ.

-ответы детей

- о детстве

2.

Перечитывании текста.

Стилистический анализ стихотворения

Приём «Комментированное чтение»


Словарная работа
















Приём «Стилистический эксперимент»




















Организует медленное «вдумчивое чтение», вычитывание подтекста. Организует словарно-логическую работу. -Как вы думаете, кому он посвятил это стихотворение? Почему вы так считаете? - Перед чтением уточним значение слова, догадайтесь какого? -Найдём его значение в словарике в конце учебника. Просит детей читать стихотворение по строчкам и отмечать непонятные слова. -Уточним значения некоторых слов. Какое слово в первой строке требует объяснения:

  • по задворкам (Найдите однокоренное слово)



  • разухабистой гурьбой

  1. гурьба, какие ассоциации?

  2. Разухабистая толпа, как понимаете?



  • бредём - Замените синонимом.

- Попробуйте заменить его словом "шагаем". - - Как лучше?

- А почему автор так написал - бредём домой?

- Что такое салазки?

- Что обозначает слово загалдели?

- Попробуйте заменить слово "загалдели" словом "Заговорили". Как лучше?

- А почему ребята загалдели?
- Для чего использует автор данную лексику?

Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.

-Своей бабушке

-опостылеют

- опостылеть - значит, надоесть


Дети читают по строчкам и отмечают непонятные слова.




- задворки - часть крестьянского двора за домом, место за двором;

- молодцеватой, задорной - толпа, весёлая, шумная…
- синоним - шагать


- Устали - маленькие деревянные ручные санки - заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих)
- Хотят продолжения сказки


- Чтобы ярче и выразительнее раскрыть лирический образ героев произведения

3.

Проблемный вопрос


- Что послужило истоками поэзии Есенина? Т.е. вдохновил писать стихи?
- мысли детей

4.

Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина

Прием «Инсерт»

٧- я знаю;

+ - новые знания;

?- хочу знать больше Организует работу с библиографическим текстом. - Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А. Есенина и попытаться найти ответ на поставленный вопрос.

Читают библиографический текст и делают пометки в квадраты.

5.

Беседа по содержанию биографии.
Проверяет понимание прочитанного текста - Что для вас было знакомо из жизни поэта? - Что узнали нового о Есенине? - Что узнали о детстве поэта? - Кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина?

Отвечают на вопросы учителя

-Родная природа

- Бабушка и дедушка Родина поэта - село Константиново находится недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село Есенино.


Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на реку. Здесь и прошло детство Сергея. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом. Родители его - Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна - были бедными крестьянами Мальчика воспитывали в семью деда ( отца матери) "Стихи начал слагать рано, - вспоминал Есенин. - Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки я переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. 

Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.

6.

Динамическая пауза


У вас у всех есть бабушки и дедушки, которых вы любите и помогаете им, чем можете. Если на экране появляется картинка, на которой показано как правильно себя вести по отношению к пожилым людям, вы хлопаете в ладоши, если на картинке дети ведут себя неверно, вы потопайте ногами.

Выполняют движения по заданному правилу.

7.

Повторное чтение


Предлагает учащимся прочитать стихотворение вслух. Проводит работу по подготовке детей к выразительному чтению и конкурс «Чтецов» -Сейчас прочитаем стихотворение "Бабушкины сказки" выразительно, выражая чувства. А для этого разделим стихотворение на смысловые части.
- Прочитайте первую часть (первые четыре строчки). - О чем говорится в этой части стихотворения? - Как мы будем читать эти строчки?
- Прочитайте вторую часть (следующие девять строчек). -О чем говорится в этой части стихотворения? - Какова тема этой части, основная мысль? -Как их будем читать?

- Ну а в третьей части о чем речь? - Какова тема этой части, основная мысль? - С какой интонацией будем читать последние строчки?
- Кто хочет выразительно, прочитать это стихотворение?

Выполняют задание учителя. Готовятся к конкурсу «Чтецов»


- дети возвращаются с катаний с горки

- они устали


-Как дети садятся и слушают бабушкины сказки - Как сидят и слушают сказки еле дыша, с интересом - дети внимательно слушают, голос негромкий


- О том, что сказки уже все закончились, а спать неохота. Дети начинают приставать к бабушке, но она им отказывает - дети обрадовались

- слушают 2-3 ребят выставляют оценки ПАМЯТКА ОЦЕНИВАНИЯ:

  • Помним - стихи (текст) читаем… , выражаем...
  • Чтение вслух.
  • За что можно похвалить?
  • Какие замечания?

П: уметь выразительно читать текст стихотворения

К: уметь слушать и давать оценку работе товарищей Л: понимают эмоции других людей.

III.




1. Работа с текстом после чтения. Концептуальная(смысловая) беседа по тексту
Проводит с детьми коллективное обсуждение прочитанного текста. Помогает выявлять и формулировать основные идеи текста. - А теперь поработаем над содержанием стихотворения. - Каковы были мотивы детей сидеть до утра? - Можете ли вы объяснить, какие сказки рассказывала бабушка? Прочитайте. - Почему дети притворялись, что не слышали, как их мама зовёт спать? - Что вы можете сказать об отношении бабушки к ребятам?
- Какова главная мысль этого стихотворения?
- Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению? - Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? Вступают в дискуссию о прочитанном тексте с учителем. Соотносят читательскую интерпретацию с авторской позицией.

- Слушать бабушкины сказки

- Русские народные, про Ивана
- Сюжет сказки завораживал, заинтересовывал, и было жаль уйти, не узнав, чем закончится сказка

- ответы детей


- О добрых, тёплых, нежных воспоминаниях детства, связанных с любимым человеком - бабушкой



- да
-Кудрявый мальчик.

П: делать выводы в совместной работе учителя и детей

Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Л: умение высказывать своё отношение к героям и их поступкам, выражать свои эмоции;

2.

Исследование «Бабушка в изображении русских художников»

Работа в группах.


Организует работу в группах по исследованию поэтических строк о бабушках и изображении бабушек в картинах художников. Предлагает рассмотреть несколько картин.


- А теперь давайте проведем небольшое исследование. Я предлагаю вам рассмотреть картины подобранные мною заранее, и сопоставить их со стихотворением С. Есенина. Для исследования предлагает картины -Какие сюжеты написали художники? -Назовите тему картины. - Какие краски использовал художник для своей картины? (тёплые или холодные) - Найдите строки из стихотворения, в которые подходят к данному сюжету - Какая из картин больше подходит к стихотворению С. Есенина. - Вспомните биографию поэта.

Принимают учебную задачу учителя. Включаются в работу в группе.


4 группы: работа с картинами

План работы:

  1. Рассмотрите картину

  2. Какой сюжет написал в своей картине художник.

  3. Определите тему картины.

  4. Какие краски использовал художник для своей картины? (тёплые или холодные)

  5. Найдите строки из стихотворения, в которые подходят к данному сюжету.
Анализ стихотворения С.А. Есенина Бабушкины сказки Максимов Василий Максимович. «Бабушкины сказки». 1867 год Анализ стихотворения С.А. Есенина Бабушкины сказки

Красносельский Александр Андреевич «Бабушкины сказки»

П: учатся извлекать информацию из текста, репродукции;

Р: действовать по плану;

К: Сотрудничать друг с другом в группе; самостоятельно вычитывать информацию в неявном виде;

Л: проявление внимания к суждению товарищей.

3.

Творческая мастерская.

Приём «СИНКВЕЙН»

Предлагает детям высказатся о творчестве поэта через приём «Синквейн». Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.


- Выскажите своё отношение к поэзии Есенина через Синквейн.

СИНКВЕЙН

1

Существительное

Есенин

2

2 прилагательных

3

3 глагола

4

Предложение показывающее отношение к поэту.

5

Синоним к существительному

IV.

Итог урока


Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы.

П: делают выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.

V.

Рефлексия.


Просит оценить свою работу на уроке.


Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:


  • Радость

  • Равнодушие.

  • Удовлетворение

  • Вдохновение

  • Скука.

  • Тревога.

  • Спокойствие.

  • Уверенность

  • Неуверенность.

  • Наслаждение.

Л: высказывают свое эмоциональное отношение к уроку.

VI.

Домашнее задание.

Уровневая дифференциация

Предлагает выбрать одно задание из предложенных вариантов домашней работы.

1 уровень - найти в дополнительной литературе стихотворение С. Есенина и подготовить выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию.

2 уровень - выучить наизусть стихотворение «Бабушкины сказки».

3 уровень- подготовить выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки» Выбирают задание для домашней работы с учётом индивидуальных возможностей

Л: умение оценивать свои способности.

VII.

Оценивание работы учащихся

Просит оценить детей деятельность одноклассников на уроке.

Оценивают результат деятельности товарищей.

Р: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.



















© 2010-2022