- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок Здравствуй, весна
Урок Здравствуй, весна
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ботова Н.С. |
Дата | 22.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ Аксёновская средняя общеобразовательная школа
Интегрированный урок
(чтение, окружающий мир, труд)
Тема:
« Здравствуй, весна»
Урок разработала и провела
Учитель начальных классов
Ботова Надежда Сергеевна
Цели:
-
Дать представление об изменениях в жизни растений весной;
-
Показать связь этих изменений с неживой природой;
-
Выявить связь между природой и человеком;
-
Формировать экологические навыки;
-
Развивать внимание, образное мышление;
-
Воспитывать любовь к природе, к труду.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы урока.
Учитель:
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о весне.
-
Работа по теме урока.
Учитель:
Долго длится зимняя пора в России - уже пронеслись весёлые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит холод. И со светлой надеждой ожидаем мы прихода весны. Весна наступает, но робкими и неуверенными бывают её первые шаги: то и дело зима даёт о себе знать, не желая расставаться.
Сценка «Разговор Зимы и Весны».
Учитель:
Весна с Зимушкой повстречалася,
О здоровьице всё справлялася:
Весна:
Ой, здорова будь, Зима снежная!
Зима.
Бью челом тебе, Весна тёплая!
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя привечают все,
Меня, Зимушку, проклинают все?
Весна:
Потому что ты - больно лютая,
И холодная, и голодная!
Я же - тёплая и приветливая!
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса осушаю я.
Побыла ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?
Учитель:
И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали ещё один обряд - заклинание весны, который справляли 22 марта, в день весеннего равноденствия. Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года.
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март. Март - солнцу рад;
Апрель, апрель - откроет дверь;
Май, май - сколько хочешь гуляй!
Ау, ау, аукаем!
Сегодня мы с вами будем весну встречать.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
- Слышите, какие замечательные слова? Это зажурчал поэтический ручеёк. Многие писатели и поэты воспевали это время года. Послушайте, пожалуйста.
-
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
-
Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный.
И в серебре лесных озёр -
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
3. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Всё вторит весело громам…
Учитель:
В природе бывает три весны: весна света - март, весна воды - апрель, весна зелёной травы - май. В марте начинает таять снег, появляются проталины. В марте начинается на реках ледоход. Но вот март сдал свой пост апрелю. Тает снег, бегут ручьи, солнце стало выше - это всё приметы апреля. От весеннего тепла оттаивает почва и начинают просыпаться растения. Начинается весна зелени - май.
1 ученик.
После таяния сугробов под лучами яркого солнца пробуждаются из земли подснежники. Подснежники - это цветы, которые появляются первыми. А расцветают они лишь тогда, когда сугробы растают совсем.
2 ученик.
Мать-и-мачеха тоже одно из ранних раннецветущих растений. Появляется оно на проталинках, по берегам рек. Название этому растению дано не случайно. Сверху лист гладкий и холодный - это «мачеха», а снизу мягкий и тёплый - это «мать». Сначала у этого растения появляются золотисто-жёлтые соцветия, а значительно позже - крупные листья. Мать-и-мачеху используют в медицине.
3 ученик.
Хохлатка Галлера тоже цветёт ранней весной. Вскоре после того как сойдёт снег, можно увидеть невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотным соцветием из сиреневых цветков. Растение это миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Цветки её имеют приятный запах и богаты нектаром.
4 ученик.
Не успел ещё сойти снег, как уже появляются короткие стебельки с красивыми заметными цветками. Это - медуница. На одном и том же стебельке цветки могут быть и тёмно-розовые, и васильково-синие.
Медуница получила своё название потому, что в цветках её содержится много нектара. Это растение - медонос.
Учитель.
- Ребята, а почему цветов с каждым годом становится всё меньше и меньше?
- Что может сделать каждый из нас, чтобы растения не исчезали?
Ученик.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы.
Учитель.
- Вестниками весны являются птицы. Не зря в народе говорят: «Увидел грача - весну встречай». А какие же птицы одними из первых прилетают в наши края? Это вы узнаете от наших ребят.
1 ученик.
Что за весенняя чёрная птица
Трактору чуть ли не на нос садиться?
(грач)
2 ученик.
Он выступает перед нами,
Как молодой весны гонец.
Он рад увидеться с друзьями!
Ну а зовут его ….
(Скворец)
3 ученик.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(ласточка)
Учитель.
- Пришла весна. А как же провели зиму лесные зверюшки?
Сценка.
Ёж. Я спал. Похудел.
Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую - будто и не было холодной зимы.
Лиса. А я голодала - одними мышками питалась, ну да изредка кур посчитывала в деревне. А что ты, кум, такой худой?
Волк. Будешь худ с такой едой - я не ел четыре дня. Увидал обед у пня, а обед во все лопатки припустился от меня. Вот несчастье, вот беда - быстроногая еда!
Лиса. Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал?
Медведь. Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге, спал всю зиму до весны.
Ёж. И, наверно, видел сны?
Медведь. Вдруг проснулся косолапый, слышу - каплет - вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил - кругом вода!
Ёж. Заспешил медведь наружу.
Медведь. Заливает! Не до сна.
Ёж. Вылез он и видит лужи, тает снег… Пришла весна.
-
Обобщение.
Мы сегодня много говорили о признаках весны в природе, о том, какие цветы появляются первыми, какие птицы прилетают в наши края весной. А теперь давайте выделим, какие природные явления характерны для весны.
(На доске плакат, в середине которого иллюстрация на весеннюю тему. Вокруг - карточки с признаками различных времён года. Учащиеся стрелочками соединяют иллюстрацию с природными явлениями, характерными для весны).
-
Самостоятельная работа.
А итогом нашего урока станет работа, которую мы выполним все вместе. Каждая группа выполняет определённое задание и все вместе оформляем картину, которую назовём «Здравствуй, весна!»
-
Итог урока.
Ученик.
Любите природу все люди планеты,
Не дайте погибнуть - в одной все семье мы!
Любите ромашку, кувшинку и мяту,
Любите касатку, улитку и галку.
Все люди планеты за руки возьмёмся,
С прекрасной природой воедино сольёмся!
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.