Урок Здравствуй, весна

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Аксёновская средняя общеобразовательная школа

Интегрированный урок

(чтение, окружающий мир, труд)

Тема:


« Здравствуй, весна»

Урок Здравствуй, весна









Урок разработала и провела

Учитель начальных классов

Ботова Надежда Сергеевна



Цели:

  • Дать представление об изменениях в жизни растений весной;

  • Показать связь этих изменений с неживой природой;

  • Выявить связь между природой и человеком;

  • Формировать экологические навыки;

  • Развивать внимание, образное мышление;

  • Воспитывать любовь к природе, к труду.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

Учитель:

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о весне.


  1. Работа по теме урока.

Учитель:

Долго длится зимняя пора в России - уже пронеслись весёлые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит холод. И со светлой надеждой ожидаем мы прихода весны. Весна наступает, но робкими и неуверенными бывают её первые шаги: то и дело зима даёт о себе знать, не желая расставаться.

Сценка «Разговор Зимы и Весны».

Учитель:

Весна с Зимушкой повстречалася,

О здоровьице всё справлялася:

Весна:

Ой, здорова будь, Зима снежная!

Зима.

Бью челом тебе, Весна тёплая!

Расскажи ты мне без утайки:

Почему тебя привечают все,

Меня, Зимушку, проклинают все?

Весна:

Потому что ты - больно лютая,

И холодная, и голодная!

Я же - тёплая и приветливая!

Все луга и леса орошаю я,

Все луга и леса осушаю я.

Побыла ты, Зима, в гостях у людей,

НУрок Здравствуй, веснае пора ли тебе уходить из гостей?

Учитель:

И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали ещё один обряд - заклинание весны, который справляли 22 марта, в день весеннего равноденствия. Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года.

Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем:

Март. Март - солнцу рад;

Апрель, апрель - откроет дверь;

Май, май - сколько хочешь гуляй!

Ау, ау, аукаем!

Сегодня мы с вами будем весну встречать.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

- Слышите, какие замечательные слова? Это зажурчал поэтический ручеёк. Многие писатели и поэты воспевали это время года. Послушайте, пожалуйста.


  1. Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

  1. Прошли дожди, апрель теплеет.

Всю ночь туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зелёный.

И в серебре лесных озёр -

Ещё стройней его колонны,

Ещё свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор!

3. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

КУрок Здравствуй, веснаак бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Всё вторит весело громам…

Учитель:

В природе бывает три весны: весна света - март, весна воды - апрель, весна зелёной травы - май. В марте начинает таять снег, появляются проталины. В марте начинается на реках ледоход. Но вот март сдал свой пост апрелю. Тает снег, бегут ручьи, солнце стало выше - это всё приметы апреля. От весеннего тепла оттаивает почва и начинают просыпаться растения. Начинается весна зелени - май.

1 ученик.

После таяния сугробов под лучами яркого солнца пробуждаются из земли подснежники. Подснежники - это цветы, которые появляются первыми. А расцветают они лишь тогда, когда сугробы растают совсем.

2 ученик.

Мать-и-мачеха тоже одно из ранних раннецветущих растений. Появляется оно на проталинках, по берегам рек. Название этому растению дано не случайно. Сверху лист гладкий и холодный - это «мачеха», а снизу мягкий и тёплый - это «мать». Сначала у этого растения появляются золотисто-жёлтые соцветия, а значительно позже - крупные листья. Мать-и-мачеху используют в медицине.

3 ученик.

Хохлатка Галлера тоже цветёт ранней весной. Вскоре после того как сойдёт снег, можно увидеть невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотным соцветием из сиреневых цветков. Растение это миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Цветки её имеют приятный запах и богаты нектаром.

4 ученик.

Не успел ещё сойти снег, как уже появляются короткие стебельки с красивыми заметными цветками. Это - медуница. На одном и том же стебельке цветки могут быть и тёмно-розовые, и васильково-синие.

Медуница получила своё название потому, что в цветках её содержится много нектара. Это растение - медонос.

Учитель.

- Ребята, а почему цветов с каждым годом становится всё меньше и меньше?

- Что может сделать каждый из нас, чтобы растения не исчезали?

Ученик.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.


Учитель.

- Вестниками весны являются птицы. Не зря в народе говорят: «Увидел грача - весну встречай». А какие же птицы одними из первых прилетают в наши края? Это вы узнаете от наших ребят.

1 ученик.

Что за весенняя чёрная птица

Трактору чуть ли не на нос садиться?

(Урок Здравствуй, веснаграч)

2 ученик.

Он выступает перед нами,

Как молодой весны гонец.

Он рад увидеться с друзьями!

Ну а зовут его ….

(Скворец)

3 ученик.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(ласточка)

Учитель.

- Пришла весна. А как же провели зиму лесные зверюшки?



Сценка.

Ёж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую - будто и не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала - одними мышками питалась, ну да изредка кур посчитывала в деревне. А что ты, кум, такой худой?

Волк. Будешь худ с такой едой - я не ел четыре дня. Увидал обед у пня, а обед во все лопатки припустился от меня. Вот несчастье, вот беда - быстроногая еда!

Лиса. Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал?

Медведь. Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге, спал всю зиму до весны.

Ёж. И, наверно, видел сны?

Медведь. Вдруг проснулся косолапый, слышу - каплет - вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил - кругом вода!

Ёж. Заспешил медведь наружу.

Медведь. Заливает! Не до сна.

Ёж. Вылез он и видит лужи, тает снег… Пришла весна.


  1. Обобщение.

Мы сегодня много говорили о признаках весны в природе, о том, какие цветы появляются первыми, какие птицы прилетают в наши края весной. А теперь давайте выделим, какие природные явления характерны для весны.

(На доске плакат, в середине которого иллюстрация на весеннюю тему. Вокруг - карточки с признаками различных времён года. Учащиеся стрелочками соединяют иллюстрацию с природными явлениями, характерными для весны).


  1. Самостоятельная работа.

А итогом нашего урока станет работа, которую мы выполним все вместе. Каждая группа выполняет определённое задание и все вместе оформляем картину, которую назовём «Здравствуй, весна!»


  1. Итог урока.

Ученик.

Любите природу все люди планеты,

Не дайте погибнуть - в одной все семье мы!

Любите ромашку, кувшинку и мяту,

Любите касатку, улитку и галку.

Все люди планеты за руки возьмёмся,

С прекрасной природой воедино сольёмся!

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.


© 2010-2022