Конспект урока по русскому языку на тему: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
Урок 38. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью - Развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях. - Наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте. П - повышенный уровень М - максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.


1 2 3 1 - Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Напишите «Классная работа». Словарная работа. По усмотрению учителя словарная работа может быть сокращена. 1. - Прочитайте слова, определите часть речи. Сочинять, решать, выражать, стараться. - Образуйте от них имена существительные. П - Образуйте от них новые слова с помощью суффикса -ени(j)-, -ани(j)-. К какой части речи относятся новые слова? (Сочинение, решение, выражение, старание.)
- Запишите слова, подчеркните букву гласного, написание которой надо запомнить. 2. - В каких значениях может употребляться слово решение? Прочитайте примеры-подсказки. а) Трудно было прийти к окончательному решению (итогу). б) Наконец-то зачитали решение суда (постановление). в) Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи. г) Решение исполнить эту песню было неожиданным и для самого артиста (осуществление замысла). - Составьте и запишите предложение со словом решение.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.
1 3 3 Введение в раздел. - Откройте учебник на с. 73, прочитайте название раздела. - Кто уже знает, что такое прямая речь? (Если кто-то знает, то может прозвучать вопрос: что же это такое?) Сегодня на уроке проверим, так ли это. Если нет ответа, тогда вопрос к классу: что же сегодня на уроке мы будем «открывать»? Проблемная ситуация. 1. - Послушайте два предложения. Чем они различаются? Учитель произносит: 1) - Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным. 2) - Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». - Какое предложение точно, дословно передаёт слова мамы? Такие точно, дословно переданные слова и называются прямой речью.
- Попробуйте сформулировать основной вопрос урока. (Как найти прямую речь в предложении? В каких предложениях она встречается?) 2. Работа по учебнику. Чтение диалога Игоря и Оли в рубрике «Определяем основной вопрос урока» (с. 82). Диалог обсуждается в парах, после чего ученики формулируют вторую проблему урока: как оформляется прямая речь на письме? Эти два проблемных вопроса записываются на доске. - Давайте составим план урока. Дети вместе с учителем составляют план. - Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний. 4 5 6 1 1 3 1. Нахождение прямой речи и слов автора. а) Наблюдение по учебнику (упр. 83). - Кто автор этих стихотворных отрывков? - Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки. - Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно? (Затем дети читают остальные отрывки и отвечают на эти же вопросы.) б) Чтение определения. Оно записано на доске. Прямая речь - это передача чужой речи дословно, без изменения. - Прочитайте в предложениях только прямую речь. - Почему эта речь получила такое название? - Что ещё есть в предложениях с прямой речью? (Часть, в которой назван тот, кто говорит, автор этой прямой речи.) Учитель сообщает, что такие слова называются словами автора.
- Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью? (Из слов автора и прямой речи.) в) Работа над определением. - Прочитайте определение в рамке (с. 84). - Назовите ключевые слова. - Какие сокращения вводятся для них? [Буквы А (слова автора) и П (прямая речь).] - Задайте вопрос к каждой части. - В какой из них содержится ответ на вопрос: что такое прямая речь? Что такое слова автора? (Во второй части.) 2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. а) - Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью. - Как выделена прямая речь в отрывках из упр. 83? (Жирный шрифт, кавычки.) - Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? (Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы прямой речи.) - Какой ещё знак «сигнализирует», предупреждает: дальше будет прямая речь? (Двоеточие.) б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85). - О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится? (О знаках в конце прямой речи.) - Как вы думаете, от чего зависит выбор знака - точка, вопросительный, восклицательный, многоточие? (От содержания прямой речи, цели высказывания, интонации.) - Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли занимают одинаковое положение? (Нет, точка стоит после последних кавычек, а все остальные знаки перед кавычками.)

IV. Развитие умений.

  1. 4 5 6 1 3
1. Работа в учебнике. Упр. 84 - развивается умение находить прямую речь на основе выявленных признаков: точной, дословной передачи чужой речи и графического (пунктуационного) оформления. Выполняется по «шагам» в задании. Можно провести эксперимент: предложить детям на слайде (карточках) те же отрывки без кавычек, без двоеточия. - Прочитайте. Как легче читать? Расставьте знаки препинания. 2. Работа в рабочей тетради. Задание № 1, тема 4 в рабочей тетради. 3. Дополнительно: Упр. 48, «Дидактический материал». Самостоятельная работа - расставить недостающие знаки препинания.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку ты бы себе поставил? - Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.


4 4

1. - Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока.

2. - Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока?

Чужая речь.

Слова автора.

Прямая речь.

Однородные члены. Дословно.
- Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?

VI. Домашнее задание. 1. Выписать из учебника «Литературное чтение» («В океане света») одно предложение с прямой речью. 2. По ключевым словам уметь передать содержание правила на с. 84.

© ООО «Баласс», 2014 6

© 2010-2022