Конспект урока по окружающему миру по теме Откуда берутся снег и лёд

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема

«Откуда берутся снег и лед?»

Цель

формирование представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой,

обучение практическому исследованию природных объектов и явлений.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; получат возможность научиться проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Личностные : формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Формируемые УУД

Регулятивные: целеполагание, умение оценивать правильность выполнения действий, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: умение осуществлять анализ объектов, овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения, умения структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение путей достижения общей цели, готовность признать возможность существования различных точек зрения, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Личностные: проявление положительного отношения к школе и учебной деятельности; стремление к самоконтролю и анализу своих действий.

Оборудование и средства обучения

  1. Компьютер, медиапроектор, интерактивная доска
  2. Презентация к уроку «Откуда берутся снег и лед?»
  3. Окружающий мир: Учебник для 1 кл. начальной школы/ А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. 1 ч. / А. А. Плешаков, - М.: Просвещение, 2011.
  5. Цветные карандаши.
  6. Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканах, стаканы с водой, ложки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты


УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало) - 1 мин.

Цель: эмоциональный настрой обучающихся на урок; включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Поприветствуем гостей.

Мы урок начнем с разминки,

Выпрямили свои спинки,

На носочках потянулись,

Все друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять -

Нам урок пора начать.

- Я вижу у вас хорошее настроение и желаю всем на этом уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку

Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов

Коммуникативные: планирование совместной деятельности с учителем и со сверстниками.


II этап. Постановка учебной задачи- 2 мин.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Закружили метели, песни вьюга поёт. До весенней капели вся природа заснёт. Холод, песни метели и дорога пуста… И закованы реки в прочный панцирь из льда.
- О каком времени года это стихотворение? (О зиме. Появляется картинка «Зимы») - Что вы знаете о зиме?
- К нам на урок пришёл наш друг муравьишка Вопросик и приготовил для вас загадки. Если мы их отгадаем, узнаем тему урока. Готовы? Всю зиму смирно лежит, А потом убежит. (Снег) Прозрачен, как стекло, А не вставишь его в окно. (Лёд) - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Зимой на улице мы видим много снега и льда. - Откуда они берутся?















Отгадывают загадки. «Снег и лёд» Отвечают на вопросы учителя, выдвигают гипотезы (предположения)

Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные:

целеполагание; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Коммуникативные:

развитие умения точно и правильно выражать свои мысли.

Познавательные:

самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели.

III Открытие нового знания- 10 мин.

Цель: в ходе исследовательской деятельности познакомить обучающихся со свойствами снега и льда


- Сегодня у нас урок не простой. На уроке, как настоящие учёные, мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. - Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. - Муравьишка предлагает нам открыть учебник на странице 68 для изучения свойств снега и льда. Слайд - Работать будем по плану:

  • называем предметы оборудования,
  • выполняем опыт,
  • формулируем вывод,
  • оценивают сигналами светофора
(зелёный - согласны, красный - нет). Слайд Опыт 1 - Что нам нужно для опыта? - Попробуйте в снегу сделать ямку. - А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку. - Что заметили? - Я попробую ударить по льду молотком. - Что заметили? Формулируют вывод (снег рыхлый, а лёд…), остальные оценивают. Слайд Опыт 2 - Что нужно для второго опыта? - Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод. - Формулируют вывод (снег белый, а лёд…), остальные оценивают. Слайд Опыт 3 - Что нужно для этого опыта? - Можно ли разглядеть через снег предмет? - А через лёд? - Какой вывод можно сделать? - Формулируют вывод (снег непрозрачный, а лёд…), остальные оценивают. Слайд Опыт 4 - И последний опыт. - Что берем для опыта? - Положите снег и лёд в стаканы с водой. - Что происходит со снегом и льдом? - Закончите вывод с помощью слова-помощника. - Вывод формулирует (в тепле снег и лёд … . образуется…) - Назовите свойства снега. - Назовите свойства льда. - Вспомните, какова была цель наших опытов? (Изучить свойства снега и льда, доказать или опровергнуть нашу гипотезу.)

Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед - это не одно и то же.

Хотя у них разные свойства, снег и лед - это замерзшая вода.



Работа в парах.

Обсуждают, высказывают своё мнение, определяют пути решения, выполняют действия по алгоритму, представляют результат работы.

Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные:

организация своей деятельности, определение ее целей и задач, выбор средств реализации цели и применение их на практике, оценивание достигнутых результатов

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество,

осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.


IV Физкультминутка- 2мин.

Цель: снять усталость, поддержать эмоциональный настрой. Слайд 10.

Проводит физ.минутку с показом упражнений под музыку.

-Давайте немножко отдохнем вместе с весёлыми снеговиками.

На поляну, на лужок
Тихо падает снежок,
Улеглись снежинки.
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.

Выполняют движения, соответствующие заданию.

Н.в. - присели, руки вперед

П.в - встали на носочки, покружились, руки вверх

Б.в. - танцуют под музыку


Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни

V Первичное закрепление- 5 мин.

Цель: организация деятельности обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения

- Ребята, посмотрите, что же произошло со снегом и льдом? (лёд и снег растаяли)

- Из чего состоит снег и лед?

- Снег - это вода, лёд - это тоже вода.

- Почему они такие разные? Давайте попробуем в этом разобраться.

- Как из воды можно получить лед?

- Где в природе вы видели лёд?

(Лёд образуется на поверхности воды, когда та замерзает, поэтому его можно увидеть на поверхности лужи, пруда, озера, реки. Лёд, покрывающий водоёмы, спасает растения и животных от вымерзания зимой.)

- Как образуется лёд мы знаем и можем получить его в домашних условиях в любое время года. Каким образом?

- А почему, когда мы идём по снегу слышится хруст?

- А откуда берётся снег? Откуда прилетают снежинки?

- Снежинки падают из туч, как и дождь, но образуются совсем по-другому. Послушайте, как об этом рассказывает Марта Гумилёвская в своей книге «Почему так бывает?» (учитель читает)

Какова была наша гипотеза? Что мы предположили? - А к какому выводу мы пришли? Слайд - Можете ли вы ответить на вопросы, заданные в начале урока? Откуда берутся снег и лёд? - Послушаем теперь Мудрую Черепаху и прочитаем вывод на странице 69 учебника.

- Согласны ли вы с ней?

- О каких свойствах снега и льда вы узнали выполняя опыты?

- Какие цели мы ставили в начале урока? Каких достигли?


Обсуждают, высказывают своё мнение, делают выводы. Заслушивают рассказ учителя, делают выводы.

Личностные:

-ответственное отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение вести самостоятельный отбор информации;

- умение выполнять учебное действие.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение работать индивидуально.

Предметные:

- исиспользовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности.


VIII Рефлексия деятельности. Итог урока- 3 мин. Цель: совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Организует рефлексию. Слайд

- Снежная королева приготовила для вас вопросы. Вы должны будете ответить на эти вопросы, а ответы записать на листе исследований. Если на вопрос отвечаете «да» - зелёный кружок, если «нет» - красный кружок.

Тест

- Снег при таянии превращается в воду…

- Если вода замерзает, она превращается в лёд…

- Снег бесцветный…

-Лёд прозрачный…

-Лёд хрупкий…

- Снег рыхлый…

- У снежинок 5 лучей…

- Снег прозрачный…

- Все снежинки одинаковые…

- Снег белый…

-Самопроверка: з, з, к, з, з, з, к, к, к, з.

-Поменялись листочками достижений, проверили по таблице, нарисуйте смайлик, поменяйтесь тетрадями и посмотрите свои результаты.
-Я предлагаю вам построить снежную крепость для Муравьишки. У вас на партах три снежных комочка, выберите один, с таким же настроением как у вас и прикрепите на доску. У нас получилась крепкая веселая снежная крепость. Муравьишка Вопросик на память о нашем уроке приготовил для вас раскраски, на которых вам нужно дорисовать снежинки, но чтобы не было более двух одинаковых. Слайд -Я вами довольна. Вы настоящие исследователи. Давайте скажем друг другу - СПАСИБО! Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Степень их соответствия.

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

Регулятивные:

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные:

- умение систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?»



© 2010-2022