- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация «Развитие творческих способностей учащихся через уроки литературного чтения в начальных классах»
Презентация «Развитие творческих способностей учащихся через уроки литературного чтения в начальных классах»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Соколова Н.В. |
Дата | 11.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Развитие творческих способностей учащихся
через уроки литературного чтения
в начальных классах»
Автор опыта:
Соколова Н.В.
г Якутск
Содержание
1. Информация об опыте
-
.Условия становления и возникновения опыта...............................3
-
.Актуальность опыта.............................................................................4
- .Ведущая педагогическая идея опыта..............................................7
- .Длительность работы над опытом................................................7
- .Диапазон опыта....................................................................................7
- .Теоретическая база опыта................................................................7
-
.Новизна опыта .......................................................................................9
2. Технология опыта
2.1. Определение цели………………………………………………..…………10
2.2. Постановка задач, способствующих достижению данной цели…………………………………………………………………….…..13
2.3. Описание содержания образования и средств достижения
цели (методов, приемов, форм организации работы)................14
3. Результативность опыта………………………………………... 21
Библиографический список…………………………………………... .26
Приложение к опыту………………………………..……………….…….... 27
1.ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
-
Условия возникновения и становления опыта.
Современная средняя школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в условиях рыночной экономики, для которой, как известно, характерны состязательность и конкуренция, постоянно возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Сегодня, когда каждый учитель имеет возможность выбрать образовательную концепцию, учебно-методический комплект, методику преподавания, невольно создается впечатление, что если выбраны лучшая образовательная концепция, замечательная методика, хорошие учебники и учебные пособия, то это позволит решить все проблемы ученика. Однако все не так просто. Ребенок приходит в школу со своими внутренними проблемами, противоречиями, и при любой великолепно продуманной методике, прекрасных учебных пособиях, внимательном педагоге в процессе обучения у него могут появиться проблемы. В настоящее время, работая в школе, столкнулись с такими проблемами:
- низкий уровень интеллектуального развития учащихся;
- низкий педагогический и психологический уровень образования родителей учащихся;
- недостаточная материальная база.
Современный урок - процесс творческий. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [18] говориться о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [51] также нацеливает на формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. То есть речь идёт о выращивании функционально грамотной личности, способной действовать в нестандартных ситуациях, о компетентностном подходе в обучении. Авторы стратегии модернизации содержания российского образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности, которые позволят отечественному образованию стать в большей степени практико - ориентированными:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из разных источников информации;
- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (освоение роли гражданина);
- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
- компетентность в бытовой сфере;
- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая разнообразие способов использования свободного времени) [15]
-
искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию;
-
думать - устанавливать взаимосвязи между прошлым и настоящим, критически относится к тому, или иному высказыванию, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение;
-
сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства;
-
приниматься за дело - войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу;
-
адаптироваться - использовать новые технологии информации коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новое решение.
- осмысление учащимися цели чтения;
- осознанное использование различных видов чтения (ознакомительного, просмотрового, изучающего) в соответствии с целью;
- овладение умением читать не только вслух, но и про себя, так как именно чтение про себя является средством получения основного объема информации.
4-потребность в самопознании и самовоспитании;
5 - потребность в социальном признании.
Задействовать эти внутренние психологические источники учебной мотивации возможно, используя задания творческого характера, при которых усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. «Дело преподавания есть искусство, поэтому оконченность и совершенство недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны. «
Л.Н. Толстой Таким образом, в современной школе обозначились противоречия между -традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся в процессе предметного образования; - между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя. -недостаточным количеством учебного времени и большим объемом программного материала; - низким качеством окружающей социальной среды и необходимостью достижения высокого уровня научности получаемых знаний; Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.
- Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущей педагогической идеей данного опыта, является создание на уроках ситуаций в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в познавательную деятельность, испытывая успех при изучении различных литературных произведений, в результате чего должен формироваться навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
Внедрение в практическую деятельность предлагаемого педагогического опыта должно обеспечить:
-
повышение качества чтения;
-
повышение уровня познавательной активности и читательской самостоятельности;
- повышение интереса к правильному, осознанному чтению;
- возможность выбора пути движения каждого школьника с учетом своих возможностей и способностей.
1.4 Длительность работы над опытом.
Работа над опытом охватывает период с 2010 года по 2013 год. Работа велась поэтапно до момента выявления результативности. Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, сбор информации по проблеме, анализ методической литературы. На формирующем этапе проводилась диагностическая работа. На заключительном этапе обобщался опыт. Проводимая диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения педагогической проблемы.
- Диапазон опыта.
Диапазон опыта очень широк. Это творческие задания на различных этапах урока, система «урок - внеклассная работа»: использование результатов повседневных наблюдений, нестандартные формы проведения уроков, уроки развития критического мышления при личностно - ориентированном подходе в обучении, уроки развития речи, уроки диагностики.
- Теоретическая база опыта.
Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методики чтения прошлого. Философско - педагогические идеи Л. Толстого, В. Розонова, К. Д. Ушинского, И. Бунакова, В.А. Сухомлинского. Психологи, изучавшие динамику перехода от одного возраста к другому, доказали существование стабильных и критических периодов в психическом развитии ребенка. В последнее время внимание ученых и практиков привлекает «кризис шести - семи лет». Ученые считают, что наступление «кризиса шести - семи лет» служат одним из признаков психологической готовности ребенка к школьному обучению. Поэтому, вопрос состоит не в том, что бы избежать кризиса, а что бы умело использовать его в воспитательных целях. В работах психологов и педагогов Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина указывается, что к шести - семи годам у ребенка появляется осознание своего места в системе общественных отношений (Я - девочка, ученица… .) У ребенка появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно - значимую деятельность.
Также существует ряд положений, которые выдвигает психолог И. С. Якиманская, которая рекомендует опираться на них в практической деятельности:
- индивидуальность и самоценность ребёнка, как активного носителя субъектного опыта, выступают в качестве приоритета образовательного процесса;
- при конструировании и реализации образовательного процесса необходима особая работа по выявлению опыта каждого ученика, его социализации;
- по контролю за складывающимися способами учебной работы;
- по обеспечению сотрудничества ученика и учителя, направленного на обмен различного содержания опыта;
- основным результатом учения становится формирование познавательных интересов на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Способность творчески мыслить
Творческие
способности
Использование знаний различных разделов
Банк решённых творческих задачСпособность
к сотрудничеству
Мотивация
Продуктивность
результативность
Опыт технического творчества
Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. И только поставленное обучение должно совершенствовать эту исследовательскую склонность, способствовать развитию творческих способностей. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
- Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в переходе от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей всесторонне развитую личность ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных интересов и творческого потенциала учащихся. Основными подходами в становлении опыта стали:
- учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности.
- создание максимально благоприятных условий для того, чтобы обеспечить полное развитие способностей каждого ученика.
- формирование знаний, умений и навыков - не цель, а средство полноценного развития личности.
- понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
- взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Система работы учителя включает в себя следующее:
- исходная, текущая и итоговая диагностика успешности обучения детей;
- организацию учебно-познавательной деятельности через обучение в сотрудничестве;
- создание условий для реализации поставленной цели;
- рефлексия работы учителя.
- проблемные вопросы, проблемные ситуации;
- дифференцированный подход к обучению;
- дидактическая игра;
- различные виды творческой работы;
- здоровьесберегающие технологии.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
2.1. Определение цели: Литература является богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности. Именно через чтение человек познает окружающий его мир. В. С. Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна охватывать все сферы активной деятельности духовной жизни детей - труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни. Ребёнок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге. Путь к сердцу и сознанию ребёнка идёт с двух сторон, с первого взгляда как будто бы противоположных: от книги, от прочитанного слова к устной речи и от живого, уже вошедшего в духовный мир ребёнка слова к книге, к чтению, к написанию». На протяжении всего обучения в начальной школе у младших школьников отчётливо проявляется потребность в слушании и воспроизведении, которая реализуется в читательской самостоятельности. Эту потребность необходимо стимулировать и использовать её на уроках в качестве фактора, активизирующего познавательную активность учащихся. Именно с шести - семи лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом. Обращая внимание на эту способность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности: развивается произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия и саморегуляция. В основу положены следующие литературные принципы: художественно-эстетический принцип, литературоведческий принцип, монографический принцип. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства. Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. В начальной школе анализ образных средств языка должен проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственная идея, художественная форма, композиция. Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, так как у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в среднем и последующем звеньях школы, вводится постепенно. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.
Данные принципы определили цели развития школьника-читателя:
• создание на уроке возможности для работы каждому ученику в соответствии с его уровнем развития;
• доступность учебного материала, позволяющая осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников с учетом их возрастных особенностей и уровнем сформированности читательских умений;
• последовательное изменение и усложнение содержания курса
•формирование необходимых читательских умений и навыков, обеспечивающих литературное развитие учащихся;
• постепенное обучение школьников нормам литературного произношения и выразительности речи;
• обеспечение готовности учащегося к дальнейшему литературному развитию на каждом возрастном этапе;
•использование на уроках литературного чтения целенаправленных методов и средств обучения для активизации деятельности учащихся (задания творческого характера). В организации творческого подхода к выполнению задания можно выделить три этапа: Первый этап - это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, воображение. Предпосылки творческой деятельности школьников я формирую на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на утренниках и на обычных уроках, так как эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта. Второй блок системы - это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач. Третий блок - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя, и тогда в произнесении реплик он поднимется до самовыражения. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда прошу детей нарисовать сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события,- это самовыражение. Проводя урок чтения, нужно разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. Для развития речи и отработки литературного языка проводить речевые разминки. Это могут быть и стихотворения, и пословицы, и скороговорки, и даже задания на смекалку. А если произведение большое, то, придумав продолжение, могут сравнить затем свой рассказ с произведением автора. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе - писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даёт возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей. Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.
2.2.Постановка задач, способствующих достижению данной цели: Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей
произведений словесного искусства.
2.3. Описание содержания образования и средств достижения цели (методов, приемов, форм организации работы).
С целью дальнейшего совершенствования литературно-творческого развития учащихся мы составили список всевозможных упражнений, направленных на формирование литературно-творческих способностей учащихся. Все виды работы разделили на 3 группы, так как технология приобщения учащихся к литературному творческому развитию видится через три взаимосвязанных компонента.Задания направленные на развитие творческих способностей. I. Задания на формирование умений воспринимать художественный текст. 1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. 2. Озаглавливание текста. 3. Деление текста на части, составление плана. 4. Определение темы текста, главной мысли. 5. Определение типа текста. 6. Подбор иллюстраций к тексту. 7. По иллюстрации определить содержание текста. 8. Составление диафильма. 9. Выборочное чтение. 10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика. 11. Чтение для подготовки к пересказу. 12."Пропущенное слово" (учитель читает текст и пропускает одно слово, дети должны вставить слово, подходящее по смыслу). 13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет, разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте. 14. Восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листе, разрезается на мелкие кусочки, бригада из 2-3 человек восстанавливают его). II. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся. 1. Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов. 2. Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев. 3. Пересказ текста с определенным заданием. 4. Составление по тексту кроссвордов. 5. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким. 6. Подбор загадок к словам из текста. 7. Тематическая подборка пословиц к текстам учебника. 8. Составление ребусов к словам из текста. 9. Работа со словарем фразеологизмов. III. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования. «Продолжи ряд» (небо хмурится; ива...; звезды...; осень...) 1. Пофантазируй, о чем может думать: (муха на потолке, рыбка в аквариуме). 2. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи: Волк и Красная Шапочка - про бабушку. 3. Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются правда и вымысел. 4. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади. 5. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке. 6. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности. 7. Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин...) 8. «Изобретатель» («Одуванчик и парашют»). 9. Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже имеющимися. 10."Фантазии" по пословице, картине, звуку. 11."Сотворчество" (дорисовка образа героя, составление его исповеди, дневника и т. д.) Литературное чтение в начальной школе специфично: ученик должен освоить чтение как речевую и в то же время как читательскую деятельность, а поэтому необходимо параллельно работать над навыками чтения (речевой деятельностью) и осознанным восприятием литературного произведения, детской книги.
- Первая линия обеспечивает полноценное восприятие произведения, понимание учащимися текста и специфики его литературной формы (жанра). Выявляется точка зрения писателя, формируется позиция (отношение) читателя.
- Вторая линия определяет систему работы над навыком чтения (основные виды чтения в начальных классах: самостоятельное чтение, чтение молча и выразительное чтение).
- Третья линия предполагает включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с читаемым произведением.
- Четвертая линия обеспечивает формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
- Пятая линия расширяет круг чтения учащихся, обеспечивает формирование читательских умений, создает литературное пространство, соответствующее возрастным особенностям детей.
Виды и формы уроков литературного чтения.
- уроки изучающего чтения: работа по учебнику и рабочей тетради
- уроки слушания: работа с произведениями из учебной хрестоматии, детскими книгами и рабочей тетрадью
- проверочные уроки: работа по вопросам рубрики «Проверь себя» в учебнике и тетради
- творческие уроки: индивидуальное и коллективное литературное творчество на основе изучаемого материала
- библиотечные уроки: работа с книгами
В уроках изучающего чтения следует выделять три основных этапа: 1) выявление читательского опыта (с чем дети пришли на урок?); 2) обогащение читательской деятельности (продолжение работы с прочитанным произведением или изучение нового); 3) обобщение изученного (каждый ребенок должен уметь ответить на вопрос, что нового он узнал на уроке). Анализ художественного произведения следует начинать с выявления читательского восприятия; - необходимо постоянно обращать внимание детей не только на факт или ситуацию, но и на то, как этот факт или ситуация изображены автором; - уроки, посвященные анализу произведения, следует строить так, чтобы ученик не мог ответить без обращения к тексту произведения ни на один вопрос; - необходимо учить детей не просто называть, его идею (главную мысль), но и «вычитывать» из самого текста (уместны задание: найди предложение, характеризующее авторскую позицию); - следует задавать как воспроизводящие, так и проблемные вопросы (почему?); - необходимо обеспечить целостное восприятие без предварительной подготовки, никаких вступительных бесед об авторе, никакой предварительной словарной работы. Методы работы с произведением:
- углубленное чтение;
- восприятие и комментирование текста;
- рассуждения учащихся по поводу событий и поступков персонажей;
- наблюдения за эмоциональным состоянием героя;
- определение своего, читательского отношения к герою, произведению и автору. (Приложение № 1)
- умение понимать смысл читаемого текста (осознанность, понимание прочитанного);
- способ чтения (по буквам, по слогам, словами и по слогам, словами);
- умение правильно читать (без технических ошибок и искажений);
- выразительность чтения, ориентированная на знаки препинания и содержание текста;
- темп, скорость чтения;
- основного смысла всего содержания текста, то есть осознание читающим содержания и своего отношения к прочитанному;
- содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав), не только того о чем говорится в данной части, но и что этим сказано;
- содержания каждого предложения, входящего в состав текста, а также смысловой связи между предложениями;
- слов, употребленных как в прямом так, и переносном смысле;
- выяснение конкретного содержания произведения, анализа мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения, иначе говоря: осмысливание идейно - тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;
- разметка текста:
- проставление пауз
- логических ударений
- определение темпа
- определение тона
- определение громкости чтения
- упражнения в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать отношения автора к изображенным событиям и действующим лицам)
- проговаривание в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно)
- проговаривание сопровождаемое определенными, загаданными действиями (хлопками, взмахами руки, и т.д.)
- импровизированное инсценирование скороговорок (персонально или по группам)
3. Результативность опыта.
В процессе работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения очевидны положительные результаты.
- В классе, где работаю, снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне и возросло количество школьников, способных выполнять задания творческого и даже исследовательского характера.
Уровень развития творческих способностей
Год
Очень высокий
Высокий
Средний
Низкий
Очень низкий 20010-2011
-
37%
42%
11%
10% 2011-2012
-
36%
41%
15%
8% 2012-2013 Iчетверть
-
39%
47%
8%
-
Уровень развития творческих способностей
Развитие творческих способностей
Год
Разнообразие интересов
Любознательность
Самостоятельность
2010-2011
55%
62%
53%
2011-2012
58%
66%
59%
2012-2013
Iчетверть
72%
68%
61%
Разнообразие творческих способностей
2. Наблюдается положительная тенденция роста уровня образовательной подготовки учащихся (процент обучающихся на « 4» и «5», при 100% успеваемости) и степени обученности в классе.
Результаты мониторинга за три последние года по чтению.
Класс
Количество учащихся
Учебный год
Качество знаний
1«Б»
28
2010-2011
88,9%
2 «Б»
27
2011-2012
88,3%
3«Б»
1 четверть
27
2012-2013
89,3%
Результаты мониторинга за три последние года по чтению
МОНИТОРИНГ ОСОЗНАННОСТИ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ
Год
Техника чтения
Осознанность чтения
Выразительность чтения
2010-2011
64%
68%
64%
2011-2012
64%
75%
70%
2012-2013
Iчетверть
68%
78%
72%
МОНИТОРИНГ ОСОЗНАННОСТИ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ
Техника чтения
64%
64%
68%
2010-201
2011-2012
2012-2013 Выразительность чтения
64%
70%
72%
2010-2011
2011-2012
2012-2013
Осознанность чтения
68%
75%
78%
2010-2011
2011-2012
2012-2013
ВЫВОДЫ: Использование творческих заданий в обучении, позволяет достигать определённых результатов: - активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом; - у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к чтению; - возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- использование творческих работ позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда. Описанный опыт работы относится к категории репродуктивно- новаторских.
Библиографический список
1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 1993. с. 94 - 95. 2. Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению. Из опыта работы // Начальная школа 1994.№ 11 с. 26-29. 3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н.Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. М., Педагогика 1997.Гл. 5., Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения. 4. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. Пособие для учителей. М., 1981. с. 97-99. 5. Джежелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа 1989. №1. С.33-38. 6. Федеральный компонент государственного стандарта образования: начальное общее положение. - Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 2004. - 51 с. 7. Нечаева Н.В. Организация литературного творчества. Методические рекомендации. М., МП. Начальная школа 1992. 8. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа 2001. № 5. с. 99-101. 9. Одегова В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения. // Начальная школа. 2004. №2. с. 69-75. 10. Пальченко И.Т. О совершенствовании навыков чтения. // Начальная школа. 1994. № 11. с. 18-20. 11. Ушинский К.Д. Сборник сочинений. Т. 1,2,10. М., 1952. с. 49.509. 12. Зайцев, С. В. Личностно ориентированное обучение младших школьников //Директор школы.- 2005.-№3.-с.56-65, №4.-с.57-66. 13. Иванова, Е.О. Личностно ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования//Завуч.-2002.-№8.-с.100-118. 14. Т. Е. Соколова Информационно поисковые умения. М.,2008. с.10, 11,13.
Приложение № 2
Таблица «Заместитель».
ЖАНР
«ЗАМЕСТИТЕЛЬ»
(ФИГУРА)
ТЕМА
«ЗАМЕСТИТЕЛЬ»
(ЦВЕТ)
Рассказ
О Родине
красный
Сказка
О детях
желтый
Стихотворение
О природе
зеленый
Басня
О животных
коричневый
Былина, легенда
О волшебстве и приключениях
голубой
Загадка
Пословица
Приложение № 3
Материалы для индивидуальной папки.
1.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.
1 группа - логические упражнения.
1. Назови одним словом.
Чиж, сова, ласточка, стриж, грач; Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли; Шарф, варежки, пальто, кофта; Телевизор, утюг, пылесос, холодильник; Картофель, свекла, лук, капуста; Лошадь, корова, свинья, овца; Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; Липа, береза, ель, сосна; Курица, гусь, утка, индейка; Зеленый, синий, красный, желтый;
2. Что общего в словах и чем они отличаются.
Мел - мель, мал - мял, мыл - мил.
3.Какое слово лишнее и почему.
Красивый, синий, красный, желтый; Минута, время, час, секунда; Дорога, шоссе, тропинка, путь; Молоко, сметана, простокваша, мясо; Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр; Ель, сосна, кедр, осина; Лук, огурец, морковь, яблоко; Гриб, ландыш, ромашка, василек;
4.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза; Кора, лото, боксер; Молоко, нерест, тарелка;
2.Упражнения для развития беглого чтения.
1 группа- упражнения для расширения поля зрения.
-
Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим
зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем
предметы справа, слева, вверху, внизу)
8 4 7
22 9 14 18 7
2 1 5
3 12 6 23 20
6 3 9
21 4 1 25 15 13 11 17 10 8 19
Развитие i
зрения по вертикали:
13 33
9
4 26
3 22
19
2 30
28 31
12
24 6
7 10
21
27 14
35 18
1
16 8
23 5
29
32 11
15 34
17
25 20
2. Работа по таблице Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали.
3.Упражнения для развития выразительности чтения.
1. Чтение слова с разными оттенками интонации.
-
Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
-
Упражнения для дыхания.
-
Упражнения для развития голоса.
-
Упражнения для дикции.
-
Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догони,
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
7. Прочитать передовая радость ( возмущение, печаль, гордость).
8. Чтение по ролям, в лицах.
Приложение № 4
Проверочный тест по литературному чтению.
Вариант 1.
1. Отметь фамилию баснописца.
-
Л.Н. Толстой
-
С.А. Есенин
-
И.С. Никитин
-
И.А. Крылов
-
С.Д. Дрожжин
2. Что такое мораль басни?
-
установка
-
правило
-
нравоучение
-
закон
-
развитие
3. Отметь слова, которыми можно дополнить предложение. И.А. Крылов писал басни, а А.С. Пушкин - ...
-
стихи
-
сказки
-
басни
-
былины
-
загадки
4. Дополни предложение, отметив ответ. Басню «Лиса и виноград» написал русский баснописец И.А. Крылов, а басню «Лисица и виноград» - древнегреческий баснописец ...
□ Л.Н. Толстой
□ А.Е. Измайлов
□ С.А. Есенин
□ Эзоп
□ А.С. Пушкин
5. Отметь лишнее слово. Объясни свой выбор.
□ пословица
□ загадка
□ стихотворение
□ былина
□ потешка
6. Отметь слово, чтобы дополнить предложение.
Эзоп и И.А. Крылов - это ...
□ сказочники
□ баснописцы
□ поэты
□ летописцы
7. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Былина, сказ, пословица, потешка,
8. Какой автор писал рассказы о природе? Отметь ответ.
-
И.А. Крылов
-
А.С. Пушкин
-
И.С. Тургенев
-
Л.Н. Толстой
-
С.А. Есенин
9. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответ.
-
обложка
-
цвет обложки
-
оглавление (содержание)
-
аннотация
-
переплёт
10. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Заголовок, фамилия автора, титульный лист, аннотация, __ __
Вариант 2.
1. Отметь фамилию автора сказок.
-
Эзоп
-
И.З. Суриков
-
А.С. Пушкин
-
И.С. Тургенев
-
В.Ю. Драгунский
2. Что такое абзац? Отметь ответ.
-
рассказ
-
произведение
-
часть текста
-
пословица
-
текст
3. Допиши предложение.
Пушкина зовут Александр Сергеевич, а Тургенева -
4. Отметь лишнее слово. Объясни выбор.
-
Илья Муромец
-
Алёша Попович
-
Добрыня Никитич
-
Лесной Дед
-
Соловей-разбойник
5. Кто написал рассказ «Перепёлка»? Отметь ответ.
-
Н.Н. Носов
-
А.С. Пушкин
-
И.С. Тургенев
-
Е.И. Чарушин
-
И.А. Крылов
6. Закончи предложение, отметив ответ. Иван Сергеевич Тургенев писал рассказы, а Иван Андреевич Крылов -...
-
сказки
-
былины
-
небылицы
-
басни
-
загадки
7. Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.
-
аннотация
-
титульный лист
-
обложка
-
предисловие
-
оглавление (содержание)
-
Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Шутка, скороговорка, потешка, небылица,
-
Отметь фамилию поэта и сказочника.
-
И.С. Тургенев
-
И.А. Крылов
-
А.С. Пушкин
-
С.А. Есенин
-
А.Е. Измайлов
10. Героем каких произведений стал Илья Муромец? Отметь ответ.
-
сказок
-
рассказов
-
басен
Приложение № 5
Упражнения для развития речевого дыхания.
Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
Осенние листья
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
Листопад
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
Снег идёт!
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
Одуванчик
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
- Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.
Также можно организовать игру "Дед или баба?":
- Давайте поиграем в игру "Дед или баба?"! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок - это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались - это волосы на голове - то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!
Вертушка
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Приложение № 6
Скороговорки.
1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
у быка бела губа тупа.
2. От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.
3. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
4. Говорил попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю". Отвечает ему попугай: "Попугай, попугай, попугай!"
5. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
6. Курил турка трубку, клевала курка крупку: не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!
7. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
8. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
9. Течет речка, печет печка.
10. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
11. Попомни, поповна, как по пожне шла.
12. По семеро в сани уселись сами.
13. Вашему понамарю нашего пономаря не перепонамаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
14. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
15. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
16. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
17. "Расскажите про покупки". - "Про какие про покупки?" - "Про покупки, про покупки, про покупочки свои".
18. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
19. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
20. У елки иголки колки.
21. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь.
22. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
23. Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
24. У четырех черепашек по четыре черепашонка.
25. Скaзaлa со смехом соседке синицa: "Стaть сaмой скpипучей соpокa стpемится!"
26. Идет козел с косой козой, идет козел с босой козой, идет козa с косым козлом, идет козa с босым козлом.
27. Скок, соpокa, скок, соpокa, слепa с окa, кpивa с бокa.
28. Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе, paстеpялa Мapгapита мapгapитки нa тpaве.
29. Милу мама мылом мыла.
30. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
31. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.
32. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.