Рабочая программа и календарно -тематическое планирование по обучению грамоте (письмо) и русский язык УМК ПНШ, 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Приютненский лицей им. И.Г.Карпенко»

Согласовано Согласовано Утверждаю

Руководитель ШМО Зам.руков. по УВР Директор лицея

_____________/____________/ ____________/ / ____________/ /

Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О.

Протокол № __________ от «__»__________20 г. Приказ № _______

от «__»__________20 г. от «___» ____________20 г.



Рабочая учебная программа по предмету

Обучение грамоте (письмо), Русский язык

наименование учебного предмета (курса)

начальное общее, 1 класс

(ступень образования)

(1 год)

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы: Образовательная система «Перспективная начальная школа», руков. -профессор Р.Г.Чуракова

(наименование программы, автор)


Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования,авторских программ: Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков «Обучение грамоте (письмо)» и М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова «Русский язык» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 г.




Зинченко Светлана Владимировна, учитель начальных классов

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)







с.Приютное, 2015г.



Обучение грамоте (письмо)

Автор:Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

Русский язык

Автор: Чуракова Н.А.

1.Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Перспективная начальная школа» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука, 1 класс: Тетради по письму №1, №2, №3. - М.: Академкнига/Учебник, 2015 год.
  • Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Обучение грамоте и чтению, 1 класс: Методическое пособие.- М.: Академкнига/Учебник, 2011год.
  • Обучение письму. 1 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК «ПНШ» (компакт -диск) - издательство «Учитель», 2013г.
  • Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник,-М.: Академкнига/Учебник 2011г.
  • Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. - М.: Академкнига /Учебник 2011г.
  • Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие.- М.:Академкнига/Учебник 2011г.
  • Русский язык. 1 класс. Поурочные планы УМК «ПНШ» (компакт -диск) - издательство «Учитель», 2013г.
  • Н.М.Лаврова. Русский язык. Тетрадь для проверочных работ. 1 класс М.: Академкнига/Учебник, 2015 год.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:  Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;  федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015 / 2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № учебный год «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;  примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;  учебный план образовательного учреждения на 2015/ 2016учебный год;  локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

II.Общая характеристика учебного предмета Цель курса - обучение первоначальному письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  • овладение способами орфографического действия;
  • развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
  • формирование учебной деятельности учащихся;
  • формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа.
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом требований координации устной и письменной речи. Последовательность изучения звуков и букв в «Азбуке» и соответственно в «Тетради по письму» обусловлена позиционным (слоговым) принципом русской графики и принятыми в ней правилами обозначения твердости-мягкости согласных и передачей на письме звука [й']. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухо -артикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере достижения автоматизма становится графическим навыком. Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой - как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении звуковой и графической форм слова. Изучение русского языка начинается вводным курсом «Обучение грамоте», а затем в конце первого годы обучения и все следующие 3 года дети знакомятся с предметом «Русский язык». Период обучения письму, так же как и чтению, состоит из трех этапов: 1) подготовительного; 2) основного (звукобуквенного); 3) заключительного. На подготовительном этапе (Тетрадь по письму № 1) первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами, графической системы письменных букв русского алфавита. Элементы даны в виде линий и полосок, идентичных по форме этим линиям, то есть шаблонов для конструирования письменных букв. Дети узнают названия элементов-линий и элементов-шаблонов, обращают внимание на их размер (целый, половинный, четвертной) и учатся писать элементы-линии по алгоритму на соответствующей разлиновке тетради при соблюдении правил посадки и пользования письменными принадлежностями. На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному) этапу обучения чтению по «Азбуке» (Тетради по письму № 1, 2, 3), первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях. На заключительном этапе (в процессе обучения русскому языку) проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2-4 классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык. В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается фонематический слух, культура звукопроизнесения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции; во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в восстанавливающие буквы; в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях.

III. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Обучение грамоте (письмо)» и «Русский язык». Русский язык как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. К ним относятся:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие ценностно - смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности организации своей деятельности;

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации

IV.Основные содержательные линии. Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  1. «Система языка».
Раздел «Фонетика и графика» включает:
  • фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова.
Раздел «Орфоэпия» включает:
  • соблюдение норм русского языка в собственной речи; находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно или по словарю.
Раздел «Состав слова (морфемика)» включает:
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика» включает:
  • подбирать синонимы и антонимы; различать слова в прямом и переносном значении.
Раздел «Морфология» включает:
  • проводить морфологический разбор имён сущ., прилаг., глаголов; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте личные местоимения, наречия, предлоги, союзы а, и,но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис» включает:
  • различать второстепенные члены предложения; различать простые и сложные предложения.
  1. «Орфография и пунктуация».
Применять правила правописания; определять написание слова по словарю; подбирать примеры с определённой орфограммой.
  1. «Развитие речи».
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; озаглавливать тексты и составлять план; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и тексты. Формы организации урока:
  • индивидуальная,

  • фронтальная,

  • групповая,

  • коллективная,

  • парная.

Приёмы и методы работы: 1.разъяснения, рассуждения, общая характеристика, 2.словесные (рассказ, беседа, объяснение, доклады), 3.наглядные (наблюдения, демонстрация, экскурсия, телевизионные, компьютерные), 4.практические (разнообразные упражнения), 5.объяснительно - иллюстративный, 6.репродуктивный, 7.частично-поисковый, 8.проблемно-диалогический, 9.контроль.

Система контроля знаний. Умений и навыков предполагает следующее:

1.диктант,

2.грамматические задания,

3. контрольное списывание,

4. изложение,

5. сочинение,

6.текстовые задания.

V.Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Критерии оценок по русскому языку: Диктант. «5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера). «4» - ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. «3» - ставится, если допущено 3 - 5 ошибок, работа написана небрежно. «2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов; пропуск и искажение букв в словах; замену слов; отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). За ошибку не считаются: ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались; единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; единичный случай замены одного слова без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются: два исправления; две пунктуационные ошибки; повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку. Негрубыми ошибками считаются следующие: повторение одной и той же буквы в слове; недописанное слово; перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; дважды записанное одно и то же слово в предложении. Грамматическое задание. «5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы; «4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий; «3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; «2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий; Списывание текста. «5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы; «4» - ставится, если в работе 1 - 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 и 3 кл.); «3» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.); «2» - ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.) Контрольный диктант. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту). Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь); перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл. Оценки за контрольный диктант. «5» - не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить; «4» - 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.; «3» - 3 - 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках; «2» - более 5 - 8 орфограф. ошибок; Оценки за грамматические задания. «5» - всё верно; «4» - не менее 3/4 верно; «3» - не менее 1/2 верно; «2» - не выполнено больше половины общего объёма заданий; Словарный диктант Количество слов (оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта. «5» - нет ошибок; 1 класс - 7 - 8 слов; «4» - 1 - 2 ошибки; 2 класс - 10 - 12 слов; «3» - 3 - 4 ошибки (если 15 - 20 слов); 3 класс - 12 - 15 слов; «2» - 5 - 7 ошибок; 4 класс - до 20 слов. Контрольное списывание. «5» - нет ошибок; «4» - 1 - 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 - 4 кл.); «3» - 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 - 4 кл.); «2» - 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 - 4 кл.).

VI. Описание места учебного предмета

«Обучение грамоте» и «Литературное чтение». В учебном плане в 1-ом классе на изучение предмета «Русский язык » выделяется -132 часа. Во 2 -4 классах по 136 часов в год. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Русский язык» изучается в 1 классе 4 часа в неделю.


VII.Таблица тематического распределения часов.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая

программа

Обучение грамоте (письмо)

124

88

1

Подготовительный период

12

10

2

Основной период

88

65

3

Заключительный период

24

13

Русский язык

40

44

4.

Алфавит.

3

3

5.

Маша и Миша знакомятся с миром слов.

4

4

7.

Речь письменная и устная.

5

4

8.

Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком.

1

1

9.

Дети учатся различать согласные звуки.

1

2

10.

Загадки звука [й͗] и буквы й.

3

3

11.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

10

11

12.

ь и ъ знаки.

3

3

13.

Предложение.

5

5

14.

Звонкие и глухие согласные.

3

4

Проверочные работы

2

4

Всего:

160

132

VIII. Содержание учебного предмета

«Обучение грамоте (письмо)» и «Русский язык»

1 класс. Подготовительный период (10ч). Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, её разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках. Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы. Основной, звукобуквенный период (65ч.). Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями. Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроках чтения) с помощью эламентов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв. Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента. Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших - заглавных и маленьких - строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счёт. Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трёх видов соединений букв, изучаемых на уроке с ранее изученными. Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приёма тактирования, то есть письма под счёт. Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами. Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма. Заключительный период (13ч.). Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счёт (приём тактирования). Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: чёткости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа. Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку. Русский язык - 44 часа Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счёт (приём тактирования). Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: чёткости, устойчивости и удобочитаемости. Формирование графической грамотности, связанности и каллиграфического письма при условии ускорения его темпа. Списывание слов и предложений с печатного и письменного текста, письмо под диктовку. Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв. Алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях. Звуки речи: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твёрдые и мягкие согласные. Слог. Ударение. Буквы гласных - как показатель твёрдости - мягкости согласного звука. Обозначение буквами звука [ й` ]. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением жи -ши, ча - ща, чу - щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости - глухости согласные на конце слова. Построение звуковой схемы слова. Слова - названия предметов, признаков, действий. Слова - помощники слов - предметов(предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки конца предложения. Построение схемы предложения. Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно. Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно. Особенности устной речи, которые не подтверждаются письменно. « Азбука вежливости». Несколько формул речевого этикета ( ситуации встречи, расставания, просьба, поведение за столом), их использование в устной речи при общении со сверстниками и со взрослыми.


IX.Перечень проверочных работ

  1. Слуховой и выборочный диктант. I четверть.

  2. Проверочная работа № 1. II четверть.

  3. Слуховой диктант. III четверть.

  4. Списывание с грамматическим заданием. III четверть

  5. Диктант. IV четверть

  6. Контрольное списывание. IV четверть

  7. Итоговый диктант с грамматическим заданием. IV четверть

X. Планируемые результаты изучения курса Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Обучение грамоте». В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; работать с моделями русского языка; находить выделенные строчки и слова на странице учебника; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
  • первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
  • работать с тремя источниками информации (учебной книгой, тетрадями по письму № 1, 2, 3 и тетрадями «Пишу и проверяю себя» № 1 и 2); сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
  • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
  • выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся:
  • понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
  • Личностные УУД
Самоопределение (система заданий, помогающая младшему школьнику определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет. Задания типа «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»). Смыслообразование (тексты, в которых обсуждаются серьезные проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей). Нравственно-этическая ориентация:
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях;
  • этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость).
  • Познавательные УУД
Информационные (поиск и выделение необходимой информации). Работа с текстом и иллюстрациями:
  • перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек;
  • поиск нужных слов (работа на цветном фоне - розовом, голубом, желтом).
Логические. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
  • сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;
  • анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладание шума и чередование звонких-глухих;
  • обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й'] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ;
  • обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков;
  • выяснение общих черт непарных согласных.
Подведение под понятие:
  • формирование понятия «звук» через анализ моделей;
  • поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений;
  • формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне;
  • формирование понятия «буква - знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов.
Установление причинно-следственных связей:
  • между разным звучанием мягкого и твердого согласного и использованием при этом разных букв для гласного звука;
  • между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных;
  • между обнаружением связи слов в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.
  • Регулятивные УУД
  • целеполагание (формулировать и удерживать учебную задачу);
  • планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий);
  • осуществление учебных действий (выполнять учебные действия);
  • прогнозирование (предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи);
  • контроль и самоконтроль (сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату);
  • коррекция (вносить необходимые коррективы в действие после его завершения);
  • оценка (выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели);
  • саморегуляция.
  • Коммуникативные УУД
  • инициативное сотрудничество (ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь);
  • планирование учебного сотрудничества (договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности);
  • взаимодействие (формулировать собственное мнение и позицию);
  • управление коммуникацией (определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, аргументировать свою позицию).
Планируемые предметные результаты освоения курса к концу подготовительного периода. Обучающиеся научатся:
  • на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
  • называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита;
  • правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.
Планируемые предметные результаты освоения курса к концу основного периода. Обучающиеся научатся:
  • различать звуки и буквы русского языка;
  • различать гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные - ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;
  • определять на слух ударные и безударные гласные;
  • делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
  • определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
  • акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
  • обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), создавать звуковую схему - модель слова;
  • читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
  • обозначать звуки буквами и условными значками;
  • читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
  • перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
  • правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
  • писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
  • выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
  • при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
  • определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;
  • членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;
  • правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.
Планируемые предметные результаты освоения курса к концу заключительного периода. Обучающиеся научатся:
  • пользоваться при письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;
  • правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;
  • осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
  • применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й'];
  • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
  • выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: -чк-, -чн-, -чт-, а также с сочетаниями букв -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, -же-, -ше-, -це-, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;
  • анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.

XI. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу

«Обучение грамоте (письмо)» и «Литературное чтение».

к концу 1 года обучения:
Обучающиеся к концу первого года обучения должны знать / понимать:

  • звуки русского языка делятся на гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные - ртосмыкатели, образующиеся с наличием преграды, согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные- на ударные и безударные;
  • слово представляет собой единство звучания и значения;
  • звучащее слово делится на слоги, один из которых(ударный) произносится с большей силой и длительностью;
  • звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов(кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами - тоже условными значками;
  • основные слова называют предметы, их признаки, действия, неосновные, то есть слова - помощники (предлоги, союзы) служат для связи слов в предложении; графические символы их обозначения;
  • устное высказывание членится на предложение и текст, эти единицы языка можно также изобразить графически;
  • элементы- линии и элементы шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв;
  • форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении;
  • формы всех письменных букв состоят из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении;
  • структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка - звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определённой последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;
  • графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;
  • форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих её элементов;
  • иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.
  • названия букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;
  • правила переноса слов по слогам;
  • способ обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда (а,о,у,ы,э) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда ( я,е,ё,и,ю) и мягкого знака;
  • способ обозначения звука [ й ] в начале слова ( с помощью букв е,ё,ю,я).
Уметь:
  • правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счёт, правильно называть их;
  • акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
  • при анализе использовать практические приемы определения звонкости- глухости согласных звуков и ударного слога в слове;
  • делить слово на слоги, выделять и фиксировать из них ударный;
  • читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
  • перекодировать звуковую форму слов из условно графической в буквенную и наоборот;
  • читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
  • анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов- шаблонов;
  • писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
  • выполнять три вида соединения букв в словах и слогах;
  • при письме под счет чередовать напряжения мышц руки с расслаблением;
  • записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте;
  • выполнять узоры-бордюры и росчерки;
  • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;
  • ускорять темп письма с учётом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика;
  • быстро найти букву в алфавитном столбике;
  • определять границы предложения; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
  • писать прописную букву в именах собственных;
  • делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
  • понимать различие между звуком и буквой;
  • различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие - глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные;
  • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
  • писать словарные слова, определенные программой;
  • списывать небольшой текст по правилам списывания;
  • определять характер предложения по цели высказывания, как в устной, так и в письменной речи;
  • читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников; детских теле- и радиопередач, аудиозаписей);
  • соблюдения орфоэпических норм речи;
  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

XII. Программа обеспечивается следующими пособиями УМК. Литература для учащихся:

  • Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука, 1 класс: Тетради по письму №1, №2, №3. - М.: Академкнига/Учебник, 2015 год.
  • Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник,-М.: Академкнига/Учебник 2011г.
  • Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. - М.: Академкнига /Учебник 2011г.
  • Н.М.Лаврова. Русский язык. Тетрадь для проверочных работ. 1 класс М.: Академкнига/Учебник, 2015 год.
Литература для учителя:
  • Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука, 1 класс: Тетради по письму №1, №2, №3. - М.: Академкнига/Учебник, 2015 год.
  • Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Обучение грамоте и чтению, 1 класс: Методическое пособие.- М.: Академкнига/Учебник, 2011год.
  • Обучение письму. 1 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК «ПНШ» (компакт -диск) - издательство «Учитель», 2013г.
  • Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник,-М.: Академкнига/Учебник 2011г.
  • Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. - М.: Академкнига /Учебник 2011г.
  • Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие.- М.:Академкнига/Учебник 2011г.
  • Русский язык. 1 класс. Поурочные планы УМК «ПНШ» (компакт -диск) - издательство «Учитель», 2013г.
  • Н.М.Лаврова. Русский язык. Тетрадь для проверочных работ. 1 класс М.: Академкнига/Учебник, 2015 год.
Дополнительная литература: 1.Интернет - ресурсы:
  • Электронная версия газеты «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»). - Режим доступа : nsc.1september.ru/index.php
  • Я иду на урок начальной школы: обучение грамоте. - Режим доступа : nsc.1september.ru/ urok/index.php?SubjectID= 150010
  • Уроки обучения грамоте. - Режим доступа : elenasadigova.ucoz.ru/publ/prepodavanie_v_nachalnoj_shkole/uroki_obuchenija_gramote/10
© 2010-2022