- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа и календарно -тематическое планирование по обучению грамоте (письмо) и русский язык УМК ПНШ, 1 класс
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование по обучению грамоте (письмо) и русский язык УМК ПНШ, 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зинченко С.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МКОУ «Приютненский лицей им. И.Г.Карпенко»
Согласовано Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Зам.руков. по УВР Директор лицея
_____________/____________/ ____________/ / ____________/ /
Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О.
Протокол № __________ от «__»__________20 г. Приказ № _______
от «__»__________20 г. от «___» ____________20 г.
Рабочая учебная программа по предмету
Обучение грамоте (письмо), Русский язык
наименование учебного предмета (курса)
начальное общее, 1 класс
(ступень образования)
(1 год)
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы: Образовательная система «Перспективная начальная школа», руков. -профессор Р.Г.Чуракова
(наименование программы, автор)
Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования,авторских программ: Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков «Обучение грамоте (письмо)» и М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова «Русский язык» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 г.
Зинченко Светлана Владимировна, учитель начальных классов
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с.Приютное, 2015г.
Обучение грамоте (письмо)
Автор:Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
Русский язык
Автор: Чуракова Н.А.
1.Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Перспективная начальная школа» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука, 1 класс: Тетради по письму №1, №2, №3. - М.: Академкнига/Учебник, 2015 год.
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Обучение грамоте и чтению, 1 класс: Методическое пособие.- М.: Академкнига/Учебник, 2011год.
- Обучение письму. 1 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК «ПНШ» (компакт -диск) - издательство «Учитель», 2013г.
- Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник,-М.: Академкнига/Учебник 2011г.
- Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. - М.: Академкнига /Учебник 2011г.
- Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие.- М.:Академкнига/Учебник 2011г.
- Русский язык. 1 класс. Поурочные планы УМК «ПНШ» (компакт -диск) - издательство «Учитель», 2013г.
- Н.М.Лаврова. Русский язык. Тетрадь для проверочных работ. 1 класс М.: Академкнига/Учебник, 2015 год.
II.Общая характеристика учебного предмета Цель курса - обучение первоначальному письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- овладение способами орфографического действия;
- развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
- формирование учебной деятельности учащихся;
- формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа.
III. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Обучение грамоте (письмо)» и «Русский язык». Русский язык как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. К ним относятся:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие ценностно - смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности организации своей деятельности;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации
IV.Основные содержательные линии. Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- «Система языка».
- фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова.
- соблюдение норм русского языка в собственной речи; находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно или по словарю.
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
- подбирать синонимы и антонимы; различать слова в прямом и переносном значении.
- проводить морфологический разбор имён сущ., прилаг., глаголов; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте личные местоимения, наречия, предлоги, союзы а, и,но, частицу не при глаголах.
- различать второстепенные члены предложения; различать простые и сложные предложения.
- «Орфография и пунктуация».
- «Развитие речи».
-
индивидуальная,
-
фронтальная,
-
групповая,
-
коллективная,
-
парная.
Система контроля знаний. Умений и навыков предполагает следующее:
1.диктант,
2.грамматические задания,
3. контрольное списывание,
4. изложение,
5. сочинение,
6.текстовые задания.
V.Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Критерии оценок по русскому языку: Диктант. «5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера). «4» - ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. «3» - ставится, если допущено 3 - 5 ошибок, работа написана небрежно. «2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов; пропуск и искажение букв в словах; замену слов; отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). За ошибку не считаются: ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались; единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; единичный случай замены одного слова без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются: два исправления; две пунктуационные ошибки; повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку. Негрубыми ошибками считаются следующие: повторение одной и той же буквы в слове; недописанное слово; перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; дважды записанное одно и то же слово в предложении. Грамматическое задание. «5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы; «4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий; «3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; «2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий; Списывание текста. «5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы; «4» - ставится, если в работе 1 - 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 и 3 кл.); «3» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.); «2» - ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.) Контрольный диктант. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту). Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь); перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл. Оценки за контрольный диктант. «5» - не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить; «4» - 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.; «3» - 3 - 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках; «2» - более 5 - 8 орфограф. ошибок; Оценки за грамматические задания. «5» - всё верно; «4» - не менее 3/4 верно; «3» - не менее 1/2 верно; «2» - не выполнено больше половины общего объёма заданий; Словарный диктант Количество слов (оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта. «5» - нет ошибок; 1 класс - 7 - 8 слов; «4» - 1 - 2 ошибки; 2 класс - 10 - 12 слов; «3» - 3 - 4 ошибки (если 15 - 20 слов); 3 класс - 12 - 15 слов; «2» - 5 - 7 ошибок; 4 класс - до 20 слов. Контрольное списывание. «5» - нет ошибок; «4» - 1 - 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 - 4 кл.); «3» - 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 - 4 кл.); «2» - 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 - 4 кл.).
VI. Описание места учебного предмета
«Обучение грамоте» и «Литературное чтение». В учебном плане в 1-ом классе на изучение предмета «Русский язык » выделяется -132 часа. Во 2 -4 классах по 136 часов в год. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Русский язык» изучается в 1 классе 4 часа в неделю.
VII.Таблица тематического распределения часов.
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Авторская программа
Рабочая
программа
Обучение грамоте (письмо)
124
88
1
Подготовительный период
12
10
2
Основной период
88
65
3
Заключительный период
24
13
Русский язык
40
44
4.
Алфавит.
3
3
5.
Маша и Миша знакомятся с миром слов.
4
4
7.
Речь письменная и устная.
5
4
8.
Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком.
1
1
9.
Дети учатся различать согласные звуки.
1
2
10.
Загадки звука [й͗] и буквы й.
3
3
11.
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
10
11
12.
ь и ъ знаки.
3
3
13.
Предложение.
5
5
14.
Звонкие и глухие согласные.
3
4
Проверочные работы
2
4
Всего:
160
132
VIII. Содержание учебного предмета
«Обучение грамоте (письмо)» и «Русский язык»
1 класс. Подготовительный период (10ч). Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, её разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках. Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы. Основной, звукобуквенный период (65ч.). Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями. Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроках чтения) с помощью эламентов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв. Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента. Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших - заглавных и маленьких - строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счёт. Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трёх видов соединений букв, изучаемых на уроке с ранее изученными. Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приёма тактирования, то есть письма под счёт. Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами. Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма. Заключительный период (13ч.). Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счёт (приём тактирования). Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: чёткости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа. Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку. Русский язык - 44 часа Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счёт (приём тактирования). Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: чёткости, устойчивости и удобочитаемости. Формирование графической грамотности, связанности и каллиграфического письма при условии ускорения его темпа. Списывание слов и предложений с печатного и письменного текста, письмо под диктовку. Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв. Алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях. Звуки речи: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твёрдые и мягкие согласные. Слог. Ударение. Буквы гласных - как показатель твёрдости - мягкости согласного звука. Обозначение буквами звука [ й` ]. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением жи -ши, ча - ща, чу - щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости - глухости согласные на конце слова. Построение звуковой схемы слова. Слова - названия предметов, признаков, действий. Слова - помощники слов - предметов(предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки конца предложения. Построение схемы предложения. Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно. Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно. Особенности устной речи, которые не подтверждаются письменно. « Азбука вежливости». Несколько формул речевого этикета ( ситуации встречи, расставания, просьба, поведение за столом), их использование в устной речи при общении со сверстниками и со взрослыми.
IX.Перечень проверочных работ
-
Слуховой и выборочный диктант. I четверть.
-
Проверочная работа № 1. II четверть.
-
Слуховой диктант. III четверть.
-
Списывание с грамматическим заданием. III четверть
-
Диктант. IV четверть
-
Контрольное списывание. IV четверть
-
Итоговый диктант с грамматическим заданием. IV четверть
X. Планируемые результаты изучения курса Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Обучение грамоте». В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; работать с моделями русского языка; находить выделенные строчки и слова на странице учебника; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
- первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
- работать с тремя источниками информации (учебной книгой, тетрадями по письму № 1, 2, 3 и тетрадями «Пишу и проверяю себя» № 1 и 2); сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.
- работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
- выполнять работу по цепочке;
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.
- понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками.
- Личностные УУД
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость).
- Познавательные УУД
- перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек;
- поиск нужных слов (работа на цветном фоне - розовом, голубом, желтом).
- сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;
- анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладание шума и чередование звонких-глухих;
- обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й'] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ;
- обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков;
- выяснение общих черт непарных согласных.
- формирование понятия «звук» через анализ моделей;
- поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений;
- формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне;
- формирование понятия «буква - знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов.
- между разным звучанием мягкого и твердого согласного и использованием при этом разных букв для гласного звука;
- между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных;
- между обнаружением связи слов в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.
- Регулятивные УУД
- целеполагание (формулировать и удерживать учебную задачу);
- планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий);
- осуществление учебных действий (выполнять учебные действия);
- прогнозирование (предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи);
- контроль и самоконтроль (сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату);
- коррекция (вносить необходимые коррективы в действие после его завершения);
- оценка (выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели);
- саморегуляция.
- Коммуникативные УУД
- инициативное сотрудничество (ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь);
- планирование учебного сотрудничества (договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности);
- взаимодействие (формулировать собственное мнение и позицию);
- управление коммуникацией (определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, аргументировать свою позицию).
- на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
- называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита;
- правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.
- различать звуки и буквы русского языка;
- различать гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные - ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;
- определять на слух ударные и безударные гласные;
- делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
- определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
- акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
- обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), создавать звуковую схему - модель слова;
- читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
- обозначать звуки буквами и условными значками;
- читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
- перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
- правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
- писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
- выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
- при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
- определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;
- членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;
- правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.
- пользоваться при письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;
- правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;
- осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
- применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й'];
- связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
- выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: -чк-, -чн-, -чт-, а также с сочетаниями букв -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, -же-, -ше-, -це-, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;
- анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.
XI. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
«Обучение грамоте (письмо)» и «Литературное чтение».
к концу 1 года обучения:
Обучающиеся к концу первого года обучения должны знать / понимать:
- звуки русского языка делятся на гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные - ртосмыкатели, образующиеся с наличием преграды, согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные- на ударные и безударные;
- слово представляет собой единство звучания и значения;
- звучащее слово делится на слоги, один из которых(ударный) произносится с большей силой и длительностью;
- звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов(кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами - тоже условными значками;
- основные слова называют предметы, их признаки, действия, неосновные, то есть слова - помощники (предлоги, союзы) служат для связи слов в предложении; графические символы их обозначения;
- устное высказывание членится на предложение и текст, эти единицы языка можно также изобразить графически;
- элементы- линии и элементы шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв;
- форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении;
- формы всех письменных букв состоят из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении;
- структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка - звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определённой последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;
- графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;
- форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих её элементов;
- иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.
- названия букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;
- правила переноса слов по слогам;
- способ обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда (а,о,у,ы,э) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда ( я,е,ё,и,ю) и мягкого знака;
- способ обозначения звука [ й ] в начале слова ( с помощью букв е,ё,ю,я).
- правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счёт, правильно называть их;
- акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
- при анализе использовать практические приемы определения звонкости- глухости согласных звуков и ударного слога в слове;
- делить слово на слоги, выделять и фиксировать из них ударный;
- читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
- перекодировать звуковую форму слов из условно графической в буквенную и наоборот;
- читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
- анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов- шаблонов;
- писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
- выполнять три вида соединения букв в словах и слогах;
- при письме под счет чередовать напряжения мышц руки с расслаблением;
- записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте;
- выполнять узоры-бордюры и росчерки;
- связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;
- ускорять темп письма с учётом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика;
- быстро найти букву в алфавитном столбике;
- определять границы предложения; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
- писать прописную букву в именах собственных;
- делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
- понимать различие между звуком и буквой;
- различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие - глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные;
- писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
- писать словарные слова, определенные программой;
- списывать небольшой текст по правилам списывания;
- определять характер предложения по цели высказывания, как в устной, так и в письменной речи;
- читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
- адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников; детских теле- и радиопередач, аудиозаписей);
- соблюдения орфоэпических норм речи;
- устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
XII. Программа обеспечивается следующими пособиями УМК. Литература для учащихся:
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука, 1 класс: Тетради по письму №1, №2, №3. - М.: Академкнига/Учебник, 2015 год.
- Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник,-М.: Академкнига/Учебник 2011г.
- Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. - М.: Академкнига /Учебник 2011г.
- Н.М.Лаврова. Русский язык. Тетрадь для проверочных работ. 1 класс М.: Академкнига/Учебник, 2015 год.
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука, 1 класс: Тетради по письму №1, №2, №3. - М.: Академкнига/Учебник, 2015 год.
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Обучение грамоте и чтению, 1 класс: Методическое пособие.- М.: Академкнига/Учебник, 2011год.
- Обучение письму. 1 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК «ПНШ» (компакт -диск) - издательство «Учитель», 2013г.
- Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник,-М.: Академкнига/Учебник 2011г.
- Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. - М.: Академкнига /Учебник 2011г.
- Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие.- М.:Академкнига/Учебник 2011г.
- Русский язык. 1 класс. Поурочные планы УМК «ПНШ» (компакт -диск) - издательство «Учитель», 2013г.
- Н.М.Лаврова. Русский язык. Тетрадь для проверочных работ. 1 класс М.: Академкнига/Учебник, 2015 год.
- Электронная версия газеты «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»). - Режим доступа : nsc.1september.ru/index.php
- Я иду на урок начальной школы: обучение грамоте. - Режим доступа : nsc.1september.ru/ urok/index.php?SubjectID= 150010
- Уроки обучения грамоте. - Режим доступа : elenasadigova.ucoz.ru/publ/prepodavanie_v_nachalnoj_shkole/uroki_obuchenija_gramote/10