«Мы вместе» программа духовно-нравственного воспитания младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
«Мы вместе» программа духовно-нравственного воспитания младших школьников МБОУ «Подпорожская СОШ № 3» Автор-разработчик: Реука Е.В., учитель начальных классов
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом. Ш.А. Амонашвили


  1. Пояснительная записка
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности. Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаемКонституцию Российской Федерации». В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. И общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.» Ценности личности формируются в семье, в разных сообществах, в сферах массовой информации, но наиболее системно, глубоко и последовательно воспитание личности происходит в сфере образования, начиная с младшего возраста. Новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Духовность, нравственность, здоровье - почему этим категориям мы уделяем большое внимание в воспитательной работе? Потому что именно «питание духа» и образование нравов детей - важнейшая проблема национальной безопасности как отдельно взятого государства, так и общечеловеческой безопасности. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания ФГОС ключевые понятия трактуются следующим образом:
воспитание - педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества; базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях; духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом

  1. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Для того, чтобы решать поставленные современным обществом задачи в воспитании и обучении, необходима продуманная программа воспитания. На базе воспитательной программы МБОУ «Подпорожская СОШ № 3» мною разработана программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников в начальной школе «Мы вместе». Программа имеет культурологическую направленность, служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовывать действия учителя, обучающихся и родителей, педагогов дополнительного образования при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе.
Новизна заключается в том, что данная программа интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, православную, краеведческую, оздоровительную - в единое образовательное содержание. Источниками в процессе формирования и развития духовно-нравственной личности младшего школьника я считаю:
- воспитание патриотизма и гражданственности, знакомство с историко-культурным наследием; - познавательная деятельность, ценностность знаний, стремление к истине; - обращение к духовно - нравственным традициям и ценностям религиозного мировоззрения; толерантности, формируемой на основе межконфессионального диалога; - эстетическое развитие детей, формирование умений видеть, слышать и создавать прекрасное; - формирование потребности в здоровом образе жизни, экологического сознания; - трудовое воспитание, направленное на социально значимую деятельность; - развитие взаимодействия и сотрудничества семьи и школы, уважение к родителям, забота о ближнем, любовь и верность.
3.Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Непосредственное влияние на успешность нравственного воспитания школьников лежит на преподавательском коллективе. Слово учителя - это во многом самый главный инструмент духовно-нравственного воспитания школьников. Именно учитель, особенно в начальных классах, разбирая поведение реальных людей и персонажей произведений, изучаемых в школьной программе, дает нравственную оценку их поступкам. Нравственное воспитание школьников происходит на всех без исключения уроках. Духовно - нравственному воспитанию школьников отвечает не только содержание предмета, но и методы, с помощью которых происходит обучение, атмосфера, царящая в классе, и сама личность учителя. Для успешного духовно-нравственного и эстетического воспитания школьников учителю важно организовать процесс коллективной деятельности детей таким образом, чтобы она была пронизана высоконравственными отношениями. Это могут быть следующие формы работы:
  • Уроки;
  • Тематические классные часы;
  • Беседы и дискуссии;
  • Участие в различных акциях, конкурсах школьного, муниципального, регионального и других уровней;
  • Посещение учреждений дополнительного образования;
  • Коллективные творческие дела;
  • Посещение выставок;
  • Совместные мероприятия, праздники семьи и школы;
  • Знакомство с Интернет-ресурсами;
  • Экскурсии;
  • Встречи с интересными людьми.

Программа духовно-нравственного воспитания является методологической основой в рамках следующих воспитательно-образовательных подходов. 1. Деятельностный подход. Личность развивается в деятельности при активном взаимодействии с окружающей природной и социальной средой. 2. Системный подход. Воспитательная система - упорядоченная совокупность всех компонентов, образующих целостность духовно-нравственного воспитания. 3. Средовый подход. Создание развивающей, благоприятной, здоровьесберегающей среды. Создание классного коллектива друзей и единомышленников.
Нравственное и эстетическое воспитание школьников в коллективе наиболее эффективно тогда, когда каждый ребенок занимает место, наиболее адекватное его возможностям, становясь при этом личностью незаменимой. Это помогает развиться чувству собственного достоинства и сформировать адекватную самооценку. Для этого необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Проводя совместную работу по воспитанию личности школьника, обращаемся к содержанию: - истории России (работа над книгой памяти «История моего рода»); - жизненного опыта своих родителей, предков (встреча с ветераном ВОв, Заслуженным учителем РФ Федотовой Л.А.); - традиционных российских религий (экскурсия в Александро-Свирский монастырь); - произведений литературы и искусства, лучших образцовотечественной и мировой культуры (литературная гостиная «Поэтическое наследие нашего земляка П.М. Иванюка»); - периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь (творческая встреча с редактором районной газеты «Свирские огни» П.А. Васильевым); - фольклора народов России (участие в районной краеведческой конференции); - общественно полезной и личностно значимой деятельности (участие в городской акции «Чистый парк»).

Основными принципами такой работы являются:
Принцип интеграции:
сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание. Педоцентрический принцип: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста методов, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы. Культурологический принцип: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия младшего школьника. Краеведческий принцип: используя местное окружение, проводятся тематические и паломнические экскурсии для накопления чувственного опыта Принцип непрерывности и преемственности воспитания: в семье и школе на основе сотрудничества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

  1. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

1.Обучающиеся должны иметь представления:
- о духовных и нравственных ценностях;
- о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру; - о семейных ценностях. 2. Обучающиеся должны быть знакомы с историей и православной культурой своей страны. 3.Обучающиеся должны уметь беречь и поддерживать красоту, проявлять сострадание, стремиться к добру. Способы проверки ожидаемых результатов: - педагогическое наблюдение, тестирование; - выполнение творческих, проектных заданий; - анкетирование родителей и детей. Формы подведения итогов воспитательной программы: - проектная деятельность; - выставки творческих работ воспитанников; -участие в конкурсах; - создание фотоальбомов и фотогазет; презентаций; - экскурсии по родному краю; - выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам; - викторины, кроссворды, игры.
Одним из важных показателей результативности деятельности классного руководителя является уровень проявления воспитанности школьников. В своей работе по этому направлению я использую диагностическую программу изучения уровней проявления воспитанности младших школьников М.И. Шиловой, основанную на наблюдении за детьми. Основными направлениями наблюдения являются отношение к обществу, умственному труду, к людям, к себе. После обработки данных, были получены следующие результаты. За четыре года показатель высокого уровня проявления воспитанности вырос до 60%, а показатель среднего уровня - до 40%. Учащиеся моего класса показывают положительную динамику в развитии школьной мотивации. При исследовании этого направления применяется диагностика уровня школьной мотивации по Н.Г. Лускановой . В представленном графике прослеживается положительная динамика высокого уровня мотивации и снижение показателя негативного отношения к школе. Большое значение уделяется внеурочной занятости учащихся. В первом классе дополнительное образование получали 22 ученика, а в этом году уже все ребята моего класса посещают учреждения дополнительного образования детей. Следующий слайд дает представление об участии моих воспитанников в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня (от классных до всероссийских). Рейтинг участия класса в различных видах деятельности за время исследования возрос с 15% до 56%. По данным анкетирования, родители удовлетворены качеством предоставляемых учебно-воспитательных услуг.

  1. Заключение

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

6


© 2010-2022