- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру по теме Значение воды на Земле
Урок по окружающему миру по теме Значение воды на Земле
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Балуева Н.Н. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая информация
Тема урока
Значение воды на Земле (1 час)
Цель урока
Уточнить представление детей о значении воды на Земле, о необходимости её охранять.
Планируемые результаты Личностные: осознание необходимости следовать правилам природосберегающего поведения. Предметные: уточнение представления о значении воды на Земле, о необходимости её охраны. Метапредметные: поиск средств для осуществления учебной задачи, понимание и сохранение учебной задачи, выделение нужной информации. Познавательные УУД:
формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение понимать, что словесную информацию можно кодировать, хранить и передавать, используя знаково-символические средства.
Регулятивные УУД: формирование умения на основе наблюдений и сравнений делать выводы о значении воды на Земле.
Личностные УУД:
формирования принятия ценности природного мира, природоохраны Коммуникативные УУД:
уметь договариваться, приходить к общему решению при работе в группах.
Метапредметные связи и организация пространства
-
Окружающий мир - русский язык - литературное чтение - математика - технология.
-
Фронтальная работа, работа в группах.
-
Подготовленные дети со стихотворениями о воде.
-
Компьютер
-
Мультимедиа-проектор
-
Экран
-
Материалы для проведения опыта
-
Карточки для доски: значение воды, вода, жизнь, дом, помощник
-
Картина - плакат с изображением природы и водоёма
-
Макет водоёма с кувшинками
Основные понятия темы
-
Вода, водоёмы (океаны, озёра, реки, моря, пруды), свойства воды.
Технология изучения темы
Этапы урока
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Прогнозируемый результат
Организационный момент
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и удачи!
Включение в деловой ритм
Готовятся к уроку
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические - анализ объектов с целью выявления признаков.
Мотивация учащихся
Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажите, что вы приветливые хозяева и рады гостям: успокойтесь, повернитесь к ним, посмотрите и улыбнитесь. Постарайтесь сохранить хорошее солнечное настроение до конца урока.
Актуализация знаний
А у нас сегодня ещё одна гостья, она скоро будет здесь. Ребята, я уже слышу её приближение.
А вот и она.
Мы говорим, она течет;
Мы говорим, она играет;
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять.
Вы узнали, кто это?
Учитель включает звукозапись, на которой разные звуки воды: журчание ручейка, шум дождя, плеск воды о берег, шум морского прибоя и другие.
Учитель читает загадку.
Слайд №1 Слушают музыку.
Отгадывают загадку - вода.
Личностные:
развитие учебно-познавательного интереса к учебному материалу
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание
Постановка учебной задачи
Это не просто Вода, это - королева Вода. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Да, ребята, не просто о воде, а о значении воды на Земле. Это тема нашего урока - «Значение воды на Земле». Весь урок мы будем постепенно заполнять таблицу: Значение воды. В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: «Почему нужно беречь и охранять воду?». А что вы знаете о воде? Попробуйте представить, что вся вода на нашей планете исчезла. Что произошло бы вокруг?
Почему королева? Да потому, что на нашей планете она находится повсюду: в морях и океанах, в реках и озёрах, в почве, в растениях, в животных. Организм человека на 90% состоит из воды. Вода находится даже в таких объектах, в которых, кажется, её быть не может, например в камне. Если бы не вода, то на нашей планете не возникло бы жизни.
Вот какая важная гостья сегодня у нас на уроке. Хотите с ней познакомиться поближе?
Создаёт проблемную ситуацию.
На доску прикрепляет карточку: Значение воды.
Анализирует знания учащихся.
Сообщает информацию о воде.
Показывает полоску синего цвета и часть белого.
Ребята высказывают разные мнения.
Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели; логические - формулирование проблемы. Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные:
постановка вопросов.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование;
логические - решение проблемы,
построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Открытие новых знаний
- Откройте учебник на странице 12, рассмотрите картинки и скажите, как человек использует воду?
- Сравните 2 растения (2 комнатных растения - один засох, другой цветёт).
- Что заметили? Почему одно растение засохло? Сделайте вывод.
- Кто ещё не может жить без воды? (картинки на слайде о животных - пьют, купаются, умываются). Для чего вода животным?
- Животные без воды гибнут. Например, собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды - 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды.
- Не умыться, не напиться без воды
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода.
- Подведём итог и сделаем вывод.
Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Показ растений.
Слайд №2
Сообщает информацию.
Показывает 5-литроваую бутылку с водой.
Подводит учащихся к выводу: если ни один живой организм не может жить без воды, значит вода - это сама… жизнь.
На доску прикрепляется карточка - вода-жизнь.
Выделяют нужную информацию, высказывают свои
умозаключения.
Ребята высказывают разные мнения. Приходят к правильному выводу - для жизни растений нужна вода.
Строят логические рассуждения.
Ученик читает стихотворение
Ответ детей - вода - жизнь.
Познавательные: установление аналогии.
Личностные:
развитие учебно-познавательного интереса к учебному материалу
Познавательные:
умение анализировать объект с выделением их отличительных признаков. Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его свойствах.
Коммуникативные:
адекватно испльзовать речевые средства для взаимодействия на уроке, формулировать своё мнение строить понятные для партнёра высказывания
Физминутка
Работа в группах.
Физминутка
- Кап, кап,
Тук, тук!
Дождик по дорожке,
Ловят дети капли эти,
Выставив ладошки!
Кап - 3раза
Поёт нам дождик.
От дождя раскроем зонтик.
- Хотите узнать, откуда пришла вода? Послушайте.
- Спросил на днях малыш - сосед
У струйки. Что течёт из крана:
Откуда, ты?
Вода в ответ: Издалека, из океана.
- Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
Откуда, ты? - спросил росу.
Поверь, и я из океана.
- На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
Откуда, ты? Ты кто такой?
И я, дружок, из океана!
- Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в снежинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
- Откуда же пришла вода?
Оказывается, речь идёт о Мировом океане. В его состав входит вся вода нашей планеты. Сколько же воды в Мировом океане? Посмотрите на модель нашей Земли - глобус. Какого цвета вода? Действительно, воды на планете очень много, гораздо больше, чем суши. Если планету разделить на 4части, то 3части - это вода.
- На столах у вас картинки растений и животных. Вместе с ребятами подумайте и выберите тех, кто связан с водой - растёт и живёт в воде или рядом.
-Прикрепите эти картинки на картину на доске. Для этих растений и животных вода - это что?
Какой можно сделать вывод?
«Море волнуется раз…»
-Назовите увиденное одним словом (транспорт). Распределите на группы. Остановимся на водном транспорте. Как вы думаете, зачем он нужен человеку?
- Какую ещё помощь человеку оказывает вода?
Сделайте вывод, если вода оказывает такую большую помощь человеку, то вода - это …
Давайте исследуем воду, а помогут нам в этом ваши помощники.
- Что вы можете сказать о воде, глядя на стаканы? (прозрачная, бесцветная, без запаха)
Попробуйте на вкус - одна простая, другая солёная.
Как ещё мы называем воду, которую пьём, когда очень хочется пить? (пресная) Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям и животным?
- К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной. А чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше. И не потому, что её запасы заканчиваются. Над водой нависла угроза.
Что нужно сделать, чтобы помочь сохранить чистую воду? Какую помощь можем оказать мы с вами? Ребята воду нужно беречь.
Выполняет с детьми движения.
Слайд №3
Слайд №4
Показ воды на глобусе.
Посмотрите на яблоко - разделить на 4 части.
Организует работу в группах, раздаёт конверты с картинками.
На доске картина природы с водоёмом.
Подводит детей к выводу.
Прикрепляет на доску таблицу вода - дом.
Включает музыку - звуки морского прибоя и называет разные морские фигуры.
Показывает игрушки: машины, самолёт, вертолёт, автобус, подводная лодка, катер.
Задаёт вопросы.
Подводит детей к выводу.
Прикрепляет на доску таблицу вода - помощник.
Организует проведение опыта по исследованию воды: 2 ученика, 2 стакана с водой.
Задаёт вопросы.
Сообщает информацию.
Слайд№4
Задаёт вопросы, связанные с экологией.
Учащиеся произносят слова и выполняют движения.
Дети читают стихи
Ребята высказывают разные мнения.
Работают в группах, отбирая нужные объекты.
Прикрепляют выбранные объекты на картину.
Ответ детей - вода - дом.
Выполняют движения, которые называет учитель
Учащиеся дают ответы: транспорт, наземный, воздушный и водный.
Ребята высказывают разные мнения.
Учащиеся делают вывод - вода - помощник.
2 ученика выполняют исследование, высказывают своё мнение, остальные наблюдают.
Учащиеся высказывают свои мнения.
Учащиеся рассуждают и высказывают свои мнения.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка действий партнера.
Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: адекватно испльзовать речевые средства для взаимодействия на уроке формулировать своё мнение строить понятные для партнёра высказывания
Познавательные:
умение понимать, что словесную информацию можно кодировать, осуществлять фиксацию доступными способами.
Регулятивные: понимание необходимости осуществить проверку результатов.
.
- На планете год от года
Человек вредит природе,
И не понял он, чудак.
Что природа - не пустяк.
Он зверей и пташек
Жестоко истребляет,
Мусором. Отходами
Речки засоряет.
- Ребята, давайте любить, беречь и охранять нашу родную природу!
- На уроке технологии мы с вами делали кувшинки. Что вы знаете о них? Тех ребят, которые хотят видеть нашу планету с чистыми водами, прошу заселить вот этот прудик кувшинками. Наш пруд с кувшинками будет символом того, что мы с вами за чистую воду на всей планете.
Учитель читает стихотворение.
Слайд №5
Учитель призывает детей к охране природы.
Учащиеся выходят и помещают свои кувшинки на поверхность водоёма.
Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные - выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
Рефлексия
- Чему вы удивились на уроке? А что вы хотели бы ещё узнать о воде?
Настало время ответить на главный вопрос нашего урока: почему надо беречь и охранять воду? А поможет нам таблица.
Слайд №6
Учащиеся высказывают своё мнение по пройденному уроку и отвечают на главный вопрос урока: вода - жизнь, дом, помощник.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.
Приложение №1
Открытый урок окружающего мира в 1классе на районном семинаре по теме
«Значение воды на Земле»
(2014-2015учебный год)
МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока
Балуева Надежда Николаевна, учитель начальных классов
Учебник «Окружающий мир»
Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков 2012г.