- Преподавателю
- Начальные классы
- Игры на уроках русскогомязыка
Игры на уроках русскогомязыка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нугайгулова А.Р. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Игры.
I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов: 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.I
рыбка
вьюга
чулок
II
подъезд
склад
ворона
дубки
варенье
чучело
съемка
град
ворота
гриб
ручьи
чум
подъем
клад
воробей
II . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии. Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили.огород
парк
море
школа
столовая
зоопарк
гря-ки
доро-ки
пло-цы
кни-ки
хле-цы
кле-ка
кали-ка
бере-ки
фла-ки
обло-ки
пиро-ки
марты-ка
реди-ка
ду-ки
ло-ки
тетра-ка
сли-ки
тра-ка
морко-ка
ли-ки
остро-ки
промока-ка
голу-цы
реше-ка
- Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
- Составить предложения, используя данные слова.
III . Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.жыил
ански
кьоинк
лыжи
санки
коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например:
- Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
- Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
- Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
IV. Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен. Ход: Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА Составить предложения. ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).Игровые приемы.
1. Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.МАК
РОМАШКА
РОЗА
ЛУК
КОШКА
СОБАКА
ВОРОБЕЙ
КОРОВА
БЕРЕЗА
ДУБ
МАЛИНА
ОСИНА
КОРОВА
ЛИСА
ВОЛК
МЕДВЕДЬ
2. Детям очень нравятся такие задания, как:
- Заменить словосочетания одним словом:
- - промежуток времени в 60 минут,
- - военнослужащий, стоящий на посту,
- - ребенок, любящий сладкое,
- - очень смешной фильм.
- Распредели слова на две группы.
- Найди родственные слова. Выдели корень.
- Закончи предложения:
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
- Составь рассказ по опорным словам:
- зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
1: Назови слово, противоположное по значению
Учитель бросает одному из детей мяч и говорит, например слово высокий. Учащийся возвращает ему мяч и называет противоположное по значению слово - низкий. Затем игра продолжается с другими словами, нап...
2: Красный - белый
Учитель предлагает детям внимательно вслушаться в слова и определить, в каком из них есть заданный звук. При наличии такого звука в произнесенном слове учащиеся поднимают красный флажок, при отсутствии белый.
3: Кто назовет больше слов?
Учитель называет какой - нибудь звук и предлагает детям назвать слова, в которых он встречается. затем дети становятся в круг. Один из играющих бросает мяч. Тот, кто его поймает, должен произнести слово на одну букву
4: Купи цветок
На наборном полотне выставляются открытки с изображением цветов - это "цветочный магазин", карточки с кружками - "деньги". Учитель обьясняет, что каждый может купить лишь тот цветок, в названии которо...
5: Телеграф
Учитель говорит: "Дети, сейчас мы будем играть в телеграф. Я буду называть слова, а вы их передавайте по телеграфу в другой город. Например, слово папа. Сколько в нем слогов? (Два). Сколько раз нужно ...
6: Продолжай!
Играют две команды. Учитель называет несколько слов, которые начинаются с определенного звука (оса, осень, окно). Представители каждой команды по очереди продолжают подбирать слова. Побеждает та коман...
7: Найди свой квадрат
На прогулке учитель рисует вместе с детьми несколько квадратов на земле, сообщает, что в них "спрятались" имена детей. В первом квадрате находятся те из них, в которых есть звук (к). Предлагается поду...
8: Запомни слова!
Ведущий называет 5 - 6 слов, ученики должны повторить их в той же последовательности. Пропуск слов или их перестановка считается ошибкой. Независимо от речевых возможностей детей слова подбираются раз...
9: Загадка Петрушки
Учитель читает письмо, которое получили учащиеся первого класса: "Дорогие дети! Я ваш друг, Петрушка, сейчас отдыхаю на даче, гуляю в лесу, собираю грибы. Много грибов приношу домой. Отгадайте, какие ...
10: Найди рифму
Учитель предлагает детям прослушать стихотворение и назвать слова, которые рифмуются.
Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит.
Слова ...
11: Накорми животное
Перед игрой дети вместе с учителем уточняют, чем питаются животные. Затем учитель предлагает назвать только двусложные слова - названия пищи, и сказать, какому животному ее можно давать.
12: Купи игрушку
Каждому из играющих дается задание "купить" игрушку, в названии которой два слога. Учитель первым "покупает" игрушку, он четко произносит слово (например, ма - ши - на), делит его на слоги, определяет...
13: Кто в каком домике будет жить?
Учитель чертит на доске квадраты. Сообщает, что в этих квадратах - домиках будут жить животные: в первом домике те, названия которых состоят из одного слога, на втором - из двух, в третьем - из трех с...
14: Где живет? Чем питается? Какую пользу приносит?
Учитель показывает карточку с изображением животного и спрашивает: "Где живет? Чем питается? Какую пользу приносит?" За каждый правильный ответ ребенок получает цветной кружочек. В конце игры подводят...
15: Заблудился звук
Учитель говорит: "Вы уже знаете, что есть много слов, близких по звучанию. А теперь внимательно послушайте стихотворение и назовите звук, который "заблудился":
Неизвестно, как случилось,<>
16: Запомни букву
Играют две команды. У каждого играющего набор букв. Учитель показывает картинку, учащиеся поднимают букву, с которой начинается название картинки. В дальнейшем игру можно провести таким образом: учите...
17: Подберем кукла одежду
Учитель показывает детям куклы и говорит: "Ребята, давайте назовем этих кукол! Договоримся, что имя первой куклы состоит из двух слогов, например Нина, а имя второй - из трех слогов, например Марина. ...
18: Найди пару
Из каждой пары предметных картинок учитель выставляет по одной на наборное полотно. Остальные разложены у него на столе. Учитель вызывает учащихся по очереди к доске. Подобрав картинку (название изобр...
19: Где твой круг?
На перемене или на прогулке учитель предлагает учащимся начертить два круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударени...
20: Подскажи Петрушке звук
Игрушка Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет называть слова, но в некоторых из них будет специально недоговаривать последний звук. Его подскажут лети. Лети должны быстро подсказать не произнес...