Самообразование учителя Болотниковой И. Л

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.Самообразование учителя Болотниковой И.Л.МКОУ Большекалтайская ООШ








Тема самообразования


«Развитие словесно-логического мышления у младших школьников в учебной деятельности»






Учитель:

Болотникова И.Л.,

учитель начальных классов







2015 год

Большой Калтай


Индивидуальный план самообразования

Срок реализации: 2012-2015 годы
Тема самообразования: Развитие словесно-логического мышления у младших школьников в учебной деятельности Развитие мышления учащихся - важнейшая задача современной школы. От особенностей развития мышления во многом зависит успешность учебной деятельности. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте - памяти. Психологические исследования показывают, что в период младшего школьного возраста главное значение приобретает развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.











Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы я разработала личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

  • название темы

  • цели

  • задачи

  • предполагаемый результат

  • этапы работы

  • сроки выполнения каждого этапа

  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

  • способ демонстрации результата проделанной работы

  • форма отчета по проделанной работе

Актуальность моей педагогической деятельности обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка, усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. В связи с этим необходим особый подход В связи с реформами в российской системе образования возникла актуальная проблема по изучению мышления в младшем школьном возрасте. Проблема развития мышления детей актуальна, так как этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой деятельности человека, его поведения в целом и развития как личности. Цель моей педагогической деятельности: 1. Развитие словесно - логического мышления у младших школьников. 2. Повышение эффективности и качества обучения.






Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. 2. Выявить особенности мышления младших школьников. 3. Провести исследование по определению уровня развития словесно-логического мышления младших школьников. 4. Разработать и реализовать развивающую программу по развитию словесно-логического мышления у младших школьников. 5. Проанализировать результаты.
Как показывают специальные исследования, в младшем школьном возрасте должны интенсивно проходить совершенствование мыслительных операций и развитие словесно-логического мышления. Если результат приобретения знаний виден, то результат овладения мыслительными операциями скрыт и самостоятельно проследить процесс продвижения в умении мыслить достаточно трудно. Поэтому на первом этапе своей работы я изучила литература, по данной теме и подобрала специальные методики, которые помогли мне определить уровень развития словесно - логического мышления у школьников. Методики изучения особенностей развития словесно-логического мышления у младших школьников Название методики Цель методики «Исключение понятий» Исследование способности к классификации и анализу. «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» Определить степень развитости у ребенка интеллектуальных процессов. «Сравнение понятий» Определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников





  1. Анализ методики «Исключение понятий»

Уровни Результаты Количество человек % Высокий

0 0 Средний

3 60 Низкий

1 20 Очень низкий

1 20

Общий уровень развития словесно - логического мышления по методике «Исключение понятий»
Рисунок

  1. Анализ методики «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»

Уровни Результаты

Количество человек

% Очень высокий

0

0 Высокий

0

0 Средний

2

40 Низкий

2

40 Очень низкий

1

20

Общий уровень развития словесно - логического мышления по методике «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»
Рисунок

  1. Анализ методики «Сравнение понятий»

Уровни Результаты Количество человек

% высокий

0

0 средний

2

40 низкий

3

60


Рисунок Результаты этих методик показали, что развивать логическое мышление у школьников нужно. Поэтому я разработала задания и упражнения, которые использую на своих уроках. (Приложение)

Упражнения для развития словесно - логического мышления

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Развиваемые навыки

1

Русский язык.

«Существенные и несущественные признаки предметов».

Упражнение 1. «Разложи слова»

Развитие у детей умений различать общие и отличительные свойства предметов.

Упражнение 2. «Выбери главное» Развитие у детей умений выделять существенные и несущественные признаки.

Упражнение 3. «Подбери общее понятие»

Развитие логического мышления.

Упражнение 4. «Целое - часть»

Развитие умений различать родовое и видовое понятие.

2

Русский язык.

«Отгадай - ка».

Упражнение 1. «Загадки»

Развитие образного и логического мышления.

Упражнение 2.

Тест «Логическое мышление»

Развитие логического мышления.

Упражнение 3. Тест «Логическое мышление»

Развитие логического мышления.

3

Русский язык.

Развитие речи.

Упражнение 1.

Игра «Пословицы»

Развитие образного и логического мышления.

Упражнение 2. «Ну-ка, отгадай»

Развитие логического мышления и речи.

4

Русский язык.

«Что обозначают слова и картинки».

Упражнение 1. «Что обозначают слова?»

Развитие гибкости ума.

Упражнение 2. «Угадай картинку»

Развитие логического мышления и речи.

5

Русский язык.

«Существенные и несущественные признаки предметов».

Упражнение 1. «Сравнение предметов»

Развитие мыслительной операции.

Упражнение 2. «Найди лишнее слово»

Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

6

Русский язык.

  1. Омонимия.

  2. Определение понятий.

Упражнение 1. «Слова-близнецы»

Развитие логического мышления.

Упражнение 2. «Оканчивание слов»

Развитие скорости мышления.

Упражнение 3. «Определи понятия»

Развитие словесно-логического мышления.

7

Математика - «царица наук»

Упражнение 1. «Да или нет»

Развитие словесно-логического мышления.

Упражнение 2. «Нарисуй четвёртую фигуру»

Упражнение 3. «Нарисуй следующую фигуру»

Упражнение 4. Задача

8

Логические задачи

Развитие мыслительных операций.

9

Логические задачи

Упражнение 1. «Какая цифра заменяет какую букву?»

Развитие мыслительных операций.

Упражнение 2. Задача.

Также использую кроссворды, ребусы, головоломки, собираю материал из различных детских журналов.


В учебниках по ФГОС встречаются задания на развитие логического мышления. Математика: после изучения раздела предлагаются «странички для любознательных». Русский язык: задания повышенной трудности.















Литература 1. Абдулин О. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983. 2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 1997. 3. Акимова М. К., Козлов В. П. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. - Обнинск, 1993. 4. Алексеева А. В., Бокуть Е. Л., Сиделева Т. Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика / Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2003. 5. Алексеева Л. Г., Воронин А. Н.. Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука 1991. 6. Алферов А. Д. Психология развития школьников: учебн. пособие по психологии. - Ростов н/Д изд-во «Феникс», 2002. 7. Анурин В. Ф. Интеллектуальный тренинг: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2005. 8. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось - 89, 2001. 9. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983. 10.Баранов С. П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1987. 11. Бардин К. В. Как научить детей учиться? - М.: Просвещение, 1997. 12. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа. - 1994. - №11. 13. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И. В.Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. 14. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. Проф. А. В.Петровского. М., «Просвещение», 1973. 15. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. 16. Вохмянина. А. Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равена. -Магнитогорск, 1985. 17. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536с. - (Психология: Классические труды). 18.Голубева Н. Д., Щеглова Т. М. Формирование геометрических представлений у первоклассников // Начальная школа. - 1996. - №3. 19. Гороховская Г. Г. Диагностика уровня сформированности компонентов логического мышления у младших школьников // Начальная школа. - 2008 - № 6. 20. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 21. Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления // Начальная школа. 1985. - №5. 23. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников . Москва. «Просвещение», «Владос». 1994. 24. Калугина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей - М.: ТЦ «Сфера», 1999. 25. Колмыкова. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: "Владос", 1991. 26. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 27. Курс общей, возрастной и педагогической психологии: 2/под. Ред. М. В. Гамезо. -М.: Просвещение, 1982. 28. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 - 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: «Ось - 89», 2006. 29. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника. / А.А.Люблинская. - Москва: 1993. 30. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. -М.: Линка-пресс, 1998. 31. Менчинская Н.А. Пробелы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. 32. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. 33. Немов Р.С. " Психология" в 3 кн. Кн. 2 Психология образованияизд. - М: Просвещение: Владос. 1995г. 34. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - Кн. 3; Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 3-е изд. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. 35. Немов Р.С. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2005. 36. Нищева Н.В. Развивающие сказки. - СПб.: Союз. - 2008. 37. Новоселова С.Л. Обучение в игре. - М.: Просвещение. - 2007. 38. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. 39. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И.Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. 40. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ А.В.Петровский, А.В. Брушлинский, В.П.Зинченко и др.; Под ред. А.В.Петровского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Посвещение, 1986. 41. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. - М.: изд-во Эксмо, 2006.- (Образовательный Стандарт ΧΧΙ). 42. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн - СПб: Питер, 2003 - 720с.: ил. - (Серия "Мастера психологии"). 43. Першина Л.А. Возрастная психология : Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2004. - («Gaudeamus»). 44. Петровский А.В.. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - 2-е издание, стереотип. / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. - М.: Издательский центр "Академия", Высшая школа. 45. Петрунек В. П., Таран Л. Н. Младший школьник. М.: ВЛАДОС, 1981. 46. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов (А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.) Под ред. А.И.Щербакова. - 2-е изд., перераб. И доп.-М.: Просвещенин, 1990. 47. Психологическое развитие младших школьников// Под ред. В. В. Давыдова. Курсовая: Развитие логического мышления младших школьников при обучении построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач. - М.: Просвещение, 1990. 48.Психология: Учебник для педагогических вузов/ Под ред. Б.А.Сосновского. - М.: Юрайт - Издат, 2005. 49. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. 50. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - ч1 - М: Просвещение, 1980г. 51. Шардаков В. С. Мышление школьников.- М.: Просвещение, 1963. 52. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения. - М.: Юнити. - 2008. 53. Эльконин Д.Б. Воспитание в игре. - М.: Академия. - 2007. - 2007. 54. Эльконин Д.Б. "Детская психология" - М: Педагогика 1960г. 55. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Юнити. - 2007. 56. Эльконин Д.Б. "Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии" / П.ред. Д.И. Фельдштейна - М: Международная педагогическая академия, 1995. 57. Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах. - М.: АО "Столетие", 1995.

Приложение

Задания, используемые на уроках в начальной школе

Русский язык. Тема: Существенные и несущественные признаки предметов. Цель: Развитие у детей умений выделять существенные и несущественные признаки предметов. Упражнение «Разложи слова». Цель: развитие у детей умений различать общие и отличительные свойства предметов. Материал к занятию: демонстрационные наборы из трех карточек со словами (6 наборов). Инструкция: детям объясняется, что кроме частных и общих понятий, существуют слова, обозначающие промежуточную степень общности, т.е. если их сравнить с частным понятиями, то они будут по отношению к ним более общими, а при сравнении с общими понятиями будут являться более частными. Например, понятие «собака» является более общим по отношению к частному понятию «пудель» и частным по отношению к более общему понятию «животное». Затем детям показывали три карточки со словами. Учащиеся должны были расположить их слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было частным, крайнее справа - самым общим, а посередине - промежуточным по общности, т.е. частным по отношению к правому понятию и общим по отношению к левому понятию. Слова для предъявления: Собака - пудель - животное Корова - животное - домашнее животное Лесное растение - дерево - дуб Съедобный гриб - гриб - масленок Водоем - река - Волга Дятел - лесная птица - птица После того как учащиеся научились выделять в предметах общие и отличительные свойства, был сделан следующий шаг: научить детей отличать в предметах существенные (важные) с точки зрения определенного понятия от свойств несущественных (неважных), второстепенных. Прием сравнения предметов и прием изменения свойств используются для ознакомления учащихся с рядом логических понятии (знаний): свойства, свойства отличительные и общие, свойства существенные и несущественные. Другими словами, логические знания - продукт выполнения определенных действий. И, наоборот, усвоение логических приемов мышления предполагает опору на определенные логические знания. Упражнение «Выбери главное» Цель: развитие у детей умений выделять существенные и несущественные признаки. Материал к занятию: на доске заранее пишутся ряды слов: первые слова заглавными буквами, остальные слова - строчными и в скобках. Учащихся просят подобрать к слову, написанному заглавными буквами, два слова из скобок, которые находятся в наиболее тесной связи с ним. Например, «УЧИТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, смел, доска)». Учитель может работать без мела, парт, доски, но не может работать без учеников и объяснения. Значит, выбираем слова «ученики» и «объяснение». Набор слов для предъявления: УЧИТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, смел, доска) САД (растения, садовник, собака, забор, земля) РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода) ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картинка, печать, слово) ГОРОД (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед) САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
Упражнение «Подбери общее понятие» Цель: развитие логического мышления. Материал к заданию: пары слов, к которым нужно подобрать общее понятие. Детям называется пара слов. Ученики должны назвать их одним словом, т.е. обобщить. Например, называется пара слов «пчела, жук». Ученики отвечают более общим понятием «насекомые».
Слова для предъявления: Природоведение, математика - … Плюс, минус - … Точка, запятая - … Уменьшаемое, вычитаемое - … Дождь, снег - … Метр, сантиметр - … Скорость, время - … Солнце, Луна - … Повесть, рассказ - … Торф, уголь - … Озеро, море - … Пчела, жук - … Упражнение «Целое - часть» Цель: развить у детей умение различать родовое и видовое понятие. Материал к заданию: 5 наборов по 5 понятий, некоторые из них находятся в отношении «целое - часть». Учитель читает набор из 5 слов и просит учеников найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое - его часть. Слова для предъявления: Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио Обувь, туфли, щетка, крем, подошва Растение, сад, лепесток, мак, цветок

Тема: «Отгадай-ка»

Цель: развитие образного и логического мышления. Упражнение «Загадки» Цель: развитие образного и логического мышления. Инструкция: детей нужно разделить на 2 команды. Загадки читает ведущий. За правильный ответ команде набавляется 1 балл. В конце игры подсчитывается количество баллов, у какой команды их больше та и победила. 1) Гуляю по свету, Жду ответа, Найдёшь ответ - меня и нет. (Загадка) 2) Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. (Собака) 3) На ночь два оконца, Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. (Глаза) 4) Не море, не земля, Корабли не плавают А ходить нельзя. (Болото) 5) Сидит на окошке кошка Хвост как у кошки, Лапы как у кошки, Усы как у кошки, А не кошка. (Кот) 6) Два гуся - впереди одного гуся, Два гуся - позади одного гуся и один гусь посередине Сколько всего гусей? (Три) 7) У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (восемь) 8) Пять чуланов, одна дверь. (Перчатки) 9) Без головы, а в шляпе, Одна нога - и та без сапога. (Гриб) 10) Белое, а не вода, Сладкое, а не мёд, От рогатого беру И деточкам отдаю. (Молоко) Тест «Логическое мышление» Цель: развитие логического мышления. Инструкция: в ряду записаны несколько слов. Одно слово стоит перед скобками, несколько слов заключены в скобках. Ребенок должен из слов в скобках выбрать два слова, которые самым тесным образом связаны со словами за скобками. 1) Деревня (река, поле, дома, аптека, велосипед, дождь, почта, лодка, собака). 2) Море (катер, рыба, вода, турист, песок, камень, улица, птица, солнце). 3) школа (учитель, улица, восторг, ученик, брюки, часы, нож, минеральная вода, стол, коньки) 4) Город (машина, улица, каток, магазин, учебник, рыба, деньги, подарок). 5) Дом (крыша, стена, мальчик, аквариум, клетка, диван, улица, лестница, ступень, человек). 6) Карандаш (пенал, линия, книга, часы, оценка, цифра, буква). 7) Учеба (глаза, чтение, очки, оценки, учитель, наказание, улица, школа, золото, телега). После выполнения задания подсчитывается количество правильных ответов. У кого из ребят их больше тот и победил. Тест на логическое мышление. Цель: развитие логического мышления. Инструкция. Для этой игры потребуется бумага и карандаш. Ведущий составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место, и сделать это по возможности быстро. 1) Пойдем в мы воскресенье поход. (В воскресенье мы пойдем в поход). 2) Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу). 3) Максим утром дома из рано вышел. (Максим вышел из дома рано утром). 4) Библиотеке интересных в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг). 5) Клоуны и завтра в обезьяны приезжают цирк. (Завтра в цирк приезжают обезьяны и клоуны). Игра «Пословицы» Цель игры: развитие образного и логического мышления. Инструкция: учитель предлагает простые пословицы. Дети должны определить свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди.

  1. Дело мастера боится.
  2. Всякий мастер на свой лад.
  3. На все руки мастер.
  4. Без труда и в саду нет плода.
  5. Картошка поспела - берись за дело.
  6. Каков уход таков и плод.
  7. Больше дела меньше слов.
  8. Всякий человек у дела познается.
9) Глаза боятся, руки делают. 10) Без труда нет добра. 11) Терпение и труд все перетрут. 12) Дом без крыши, что без окон. 13) Хлеб питает тело, а книга питает разум. 14) Где ученье - там уменье. 15) Ученье - свет, а неученье - тьма. 16) Семь раз отмерь, один раз отрежь. 17) Сделал дело, гуляй смело. 18) Хороша ложка к обеду. 19) Жизнь дана на добрые дела. 20) В каждой шутке есть доля правды. Упражнение «Ну-ка, отгадай!» Цель: развитие логического мышления и речи. Инструкция: дети делятся на две группы. Первая группа тайно от второй задумывает какой либо предмет. Вторая группа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». После угадывания предмета группы меняются местами. Упражнение «Что обозначают слова?» Цель: развитие гибкости ума. Инструкция: ребёнку предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. · Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…) · Назови, слова, обозначающие домашних животных · Назови, слова, обозначающие диких животных · Назови, слова, обозначающие наземный транспорт · Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт · Назови, слова, обозначающие водный транспорт · Назови, слова, обозначающие овощи · Назови, слова, обозначающие фрукты · Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…) Упражнение «Угадай картинку». Цель: развитие логического мышления и речи. Инструкция: из группы детей выбирается один ведущий, остальные садятся на стулья. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат картинки с изображениями различных предметов. Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии, следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ. Упражнение «Сравнение предметов». Цель: развитие мыслительной операции: Инструкция: дети должны представлять себе то, что они будут сравнивать. Им задавались вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары детям предлагалось их сравнить. Снова задавались им вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?» Для сравнения детям были предложены следующие пары слов: 1. муха и бабочка 2. дом и избушка 3. стол и стулья 4. книга и тетрадь 5. вода и молоко 6. топор и молоток 7. город и деревня Упражнение «Найди лишнее слово». Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Инструкция: детям читалась серия слов; каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Детям предлагалось определить слово, которое является «лишним». · Старый, дряхлый, маленький, ветхий · Храбрый, злой, смелый, отважный · Яблоко, слива, огурец, груша · Молоко, творог, сметана, хлеб · Час, минута, лето, секунда · Ложка, тарелка, кастрюля, сумка · Платье, свитер, шапка, рубашка · Книга, телевизор, радио, магнитофон · Мыло, метла, зубная паста, шампунь · Береза, дуб, сосна, земляника Упражнение "Слова-близнецы". Цель: развитие логического мышления. Это упражнение связано с таким явлением русского языка, как омонимия, т.е. когда слова имеют разное значение, но одинаковы по написанию. "Какое слово обозначает то же самое, что и слова:

1)родник и то, чем открывают дверь;
2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы;
3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.

Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению». Дополнительные задания к упражнению:
4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие);
5) часть ружья и часть дерева;
6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках;
7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода.
Упражнение «Оканчивание слов». Цель: развитие скорости мышления. Инструкция: детям предлагалось поиграть в такую игру: «я буду начинать слово, произнося первый слог, а вы- его заканчивать». «Отгадайте, что я хочу сказать: По…». Предлагались слоги: · по… · до… · на… · че… · за… · пры… · ми… · ку… · му… · зо… Если ребенок легко и быстро справлялся с заданием, ему предлагалось придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Упражнение «Определи понятия». Цель: развитие словесно-логического мышления. Инструкция: детям предлагались наборы слов. Они должны были представить человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее ребятам нужно было объяснить этому человеку, что означает каждое слово. Перед тем, как дети попытаются дать определение слову, нужно убедиться в том, что они понимают его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаете ли вы это слово?» или «Понимаете ли вы смысл этого слова?» Детям предлагались следующие наборы слов: · Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья; · Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой · Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус.





Математика Тема: «Математика - царица наук» Цель: развитие словесно-логического мышления Приветствие. Упражнение 1. Цель: развитие логического мышления.





Инструкция: детям предлагалось рассмотреть рисунок и выполнить задание. «Скажите «да» если утверждение верное, «нет» - если оно ложное: - Все домики без окон. - Некоторые домики без окон. - Есть домики, у которых нет ни одного окна. - У каждого домика одно или два окна». Упражнение 2. Цель: развитие логического мышления. «Нарисуй четвёртую фигуру».







Упражнение 3. Цель: развитие логического мышления. Нарисуйте следующую фигуру.






Упражнение 4. Цель: развитие словесно - логического мышления. Задача. На дереве сидели 4 голубя и 6 воробьёв, 5 птиц улетело. Был ли среди них хоть один воробей? Почему? Тема: логические задачи. Цель: развитие мыслительных операций. Логические задачи - особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений. Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств. В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение.
Задачи для решения. 1.Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное? 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Алик, Боря и Вова жили в разных домах. Два дома были в три этажа, один дом был в два этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова жили тоже в разных домах. Где жил каждый мальчик?
5. Коля, Ваня и Сережа читали книжки. Один мальчик читал о путешествиях, другой - о войне, третий - о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?
6. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна девочка вышивала листочки, другая - птичек, третья - цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина не вышивала листочки?
7. Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Кто-то из них сажал яблони, кто-то - груши, кто-то - сливы, кто-то - вишни. Что сажал каждый мальчик, если Дима не сажал сливы, яблони и груши, Петя не сажал груши и яблони, а Слава не сажал яблони. 8.Девочки Ася, Таня, Ира и Лариса занимались спортом. Кто-то из них играл в волейбол, кто-то плавал, кто-то бегал, кто-то играл в шахматы. Каким спортом увлекалась каждая девочка, если Ася не играла в волейбол, в шахматы и не бегала, Ира не бегала и не играла в шахматы, а Таня не бегала? Эти восемь задач имеют три степени сложности. Задачи 1-3 - самые простые, для их решения достаточно оперировать одним суждением. Задачи 4-6 - второй степени сложности, поскольку при их решении необходимо сопоставить два суждения. Задачи 7 и 8 - самые сложные, т.к. для их решения нужно соотнести три суждения. Трудности у детей возникли при решении задач с 4 по 8, это связано с невозможностью удержать во внутреннем плане, в представлении все обстоятельства, указанные в тексте, и они путались, поскольку не пытались рассудить, а стремились увидеть, представить правильный ответ. Эффективен в этом случае прием, когда ребенок имеет возможность опираться на наглядные представления, помогающие ему удержать все текстовые обстоятельства. Например, взрослый может сделать картинки домиков (задача № 4). А затем с опорой на них проводить рассуждение такого типа: "Если Алик и Боря жили в разных домах, то в каких из нарисованных они могли бы жить? А почему не в первых двух? и т.д.

Самообразование учителя Болотниковой И.Л.

К задачам 7 и 8 удобнее сделать таблицу, которая будет заполняться по мере рассуждения.
"Известно, что Дима не сажал сливы, яблони и груши. Следовательно, около этих деревьев рядом с Димой мы можем поставить прочерк. Тогда, что же сажал Дима? Правильно, осталась только одна свободная клеточка, т.е. Дима сажал вишни. Поставим в этой клетке знак "+" и т.д." Задачи на сравнение.

1."Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой веселой девочки.

Самообразование учителя Болотниковой И.Л.

Кто из девочек самый грустный?

2. "Волосы у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли темнее, чем у Ани. Раскрась волосы каждой девочки. Подпиши их имена. Ответь на вопрос, кто светлее всех?" Самообразование учителя Болотниковой И.Л. 3. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех?
4. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный?
5. Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех?

Упражнение «Какая цифра заменяет какую букву?» Цель: развитие словесно-логического мышления. Инструкция: буквы заменены цифрами; на доске записаны 4 слова: 1234, 5678, 9608, 9494. Это слова папа, Женя, Петя, Дима, только возможно, они расположены в другом порядке. Детям нужно определить, какая цифра заменяет какую букву? (слова должны располагаться так: Дима, Женя, Петя, папа). После решения ребята должны попробовать прочитать фразу: 3434 34560 1236, 5676 2 9606 361 2 1563. (Мама мажет Диме, Жене и Пете мёд и джем).

Задача. Цель: развитие логического мышления. У Тани, Оли и Наташе были обруч, скакалка и мяч. У Наташи не было мяча и скакалки, у Тани не было мяча. Какой предмет был у каждой девочки? (У Тани - скакалка, у Оли - мяч, у Наташи - обруч).

Задача. Цель: развитие логического мышления. В коробке умещается 10 красных бусинок или 6 зелёных. Какие бусинки меньше - красные или зелёные? (Красные).

Задача. Цель: развитие логического мышления. В стакан, чашку и кувшин налили кофе, сок и чай. В стакане не кофе, в чашке не сок и не чай, в кувшине не чай. Какой напиток налили в каждую посуду? (В стакане - чай, в чашке - кофе, в кувшине - сок).

Логические пятиминутки Логическая пятиминутка №1. Цель: Способствовать овладению на уровне первоначального применения функциональных знаний умения. Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов. На доске рисунки: рука ребёнка, дверная ручка и шариковая ручка. Ребята, подберите к каждой загадке свою иллюстрацию:

  1. В белом поле по дороге
Мчится конь мой одноногий. И на много-много лет Оставляет он свой след.
  1. Каждого перед домом встречает,
Все за неё хватаются.
  1. У пяти братьев одна работа.
Ребята, разделитесь на три группы. Давайте проанализируем каждый свой объект и назовём его составные части. Расскажите, что у вас получилось? Первая группа установила, что «объект» рука человека состоит из ладони и пяти пальцев. Верно. Вторая группа установила, что «объект» ручка двери состоит из самой ручки и шурупов для её крепления к двери. Молодцы. Третья группа установила, что «объект» ручка для письма состоит из двух частей корпуса и стержня. Правильно. Таким образом, каждый объект, который вы сегодня анализировали, обладает своим, только ему присущим составом. Если мы хотим правильно и всесторонне изучить какой-либо объект, то должны точно его определить. От того, как мы определили объект анализа, будет зависеть, какие у него составные части и существенные признаки.
Логическая пятиминутка №2. Цель: Способствовать овладению на уровне первоначального применения функциональных знаний умения. Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точки зрения, с которых будут определяться существенные признаки объекта. Ребята, прочитайте слово, записанное на доске: «цветок». Сейчас вы представите себя в роли учителей. Для этого разобьёмся на группы. Выберите, кто хочет быть учителем: русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира. Каждый «учитель» должен придумать для своих учеников задание, в котором бы можно было использовать написанное на доске слово. При составлении задания помните, какой предмет вы «ведёте». Посмотрим, что получилось у каждой группы. «Учителя» русского языка предложили задание: разобрать слово «цветок», как часть речи, указать склонение, падеж, род, число слова. «Учителя» математики придумали задание: посчитать, сколько всего букв в слове, сколько разных букв, сколько одинаковых букв, сколько гласных, сколько согласных. «Учителя» литературного чтения предложили вспомнить названия прочитанных произведений, в которых встречалось слово «цветок» («Аленький цветочек» Аксаков, «Цветик-семицветик» Катаев и др.). «Учителя» окружающего мира придумали задание: рассказать о частях цветка, привести примеры цветов нашего края, экзотических цветов, рассказать о мерах ухода за комнатными цветами. После выполнения заданий вы увидели, что одно и тоже слово каждый учитель рассматривал с точки зрения знания своего предмета. Поэтому и все задания получились настолько разными. В зависимости от того, с какой точки зрения вы рассматриваете объект, вы и будете определять различные признаки этого объекта.


© 2010-2022