Конспект урока по окружающему миру на тему: В холодной тундре (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В холодной тундре

Цель: сформировать у детей представление о природной зоне тундры. Предметные результаты: находить и показывать на карте зону тундры ; приводить примеры живых организмов тундры; узнавать их на рисунках (фотографиях); выявлять экологические связи в зоне тундры ; оценивать деятельность людей в зоне тундры и раскрывать возникшие экологические проблемы; формулировать экологические проблемы тундры; давать характеристику зоны тундры по предложенному плану. Метапредметные результаты: понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока; использовать карту, текст и иллюстрации учебника для получения информации по теме урока; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, между деятельностью человека и состоянием окружающей среды; взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий; формулировать выводы из изученного материала; осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. Личностные результаты: осознавать уникальность природы тундры, ответственность человека за её состояние. Оборудование: эмблемы с названиями экологи, зоологи, ботаники; макет "Зона тундры", карта "Природные зоны", тесты для учащихся, карточки с заданиями, толковый словарь Ожегова, сигнальные карточки (красные и зеленые ладошки"


Ход урока

  1. Организационный момент

В путешествие отправиться пора

Ждёт нас познавательная игра.

Сегодня снова будем наблюдать,

Исследовать и рассуждать.

Сегодня у нас необычный урок, т.к. присутствуют гости и работают три группы исследователей: : «ботаники», «зоологи» и «экологи»

- Кто такие ботаники? Зоологи? Экологи?

  • Бота́ника - наука о растениях.

  • Зоология это наука, изучающая живот-ных.

  • Термин «экология» происходит от двух греческих слов (ойкос - дом, жилище и логос - наука).

  1. Экология - это наука, которая изучает взаимоотношения организмов в сообществах и окружающей их среды обитания

В случае затруднения при ответе используем толковый словарь Ожегова.

2. Проверка домашнего задания

- По какой природной зоне мы путешествовали с вами на прошлом уроке?

( по Арктическим пустыням)

- Показать и рассказать на карте расположение зоны арктических пустынь и рассказать о климате. (вызывается представитель экологов)

- Слушаем представителей зоологов о животном мире Арктических пустынь. (Белый медведь, морж, тюлень, кайра, чайка, рачки, гагарка, гренландский кит,)

- Рассказ ботаников о растительном мире Арктики (мхи, лишайники, полярный мак)

Обобщаю ответы учащихся, выставляю оценки.

4. Введение в тему урока

Новая природная зона приглашает нас -

В экспедицию отправляется весь класс.

А чтобы тему урока узнать,

На тест ответы нужно написать!

Каждый учащийся отвечает на вопросы теста по домашнему заданию "Арктика"

Тест «Арктика»

1. Природная зона арктических пустынь расположена…

и) на островах Тихого океана;

р) на островах Индийского океана;

т) на островах Северного Ледовитого океана.

2. В Арктике для растений и животных сложились…

у) суровые условия;

д) комфортные условия.

3. В ледяной зоне растут:

в) кедры, березы, черемуха;

н) лишайники, мхи, полярные маки;

ф) бузина, орешник, айва.

4. В Арктике обитают животные:

р) бобры, нутрии, хомяки;

у) волки, белые медведи, рыси;

д) моржи, тюлени, белые медведи.

5. Арктический заповедник расположен…

д) на земле Франца Иосифа;

л) на Северной земле;

р) на острове Врангеля.

6. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

е) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;

и) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;

а) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».

- Прочитайте, что у вас получилось? Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать

5. Физминутка

Звучит песня "Увезу тебя я в тундру"

Учащиеся повторяют движения за учителем.

6. Работа над новой темой

- Кто сможет показать природную зону тундры на карте? ((Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена в полярном поясе. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть - на Западносибирской.)

- Какой вы представляете себе Тундру? (там холодно, зима суровая, много снега, с моря дуют ветра, значит большие растения расти не будут

- Молодцы! У вас получилось неплохое коллективное описание

Работа по группам . Работа в парах

- Да климат в тундре очень суровый. Посмотрите, ребята, какая серая картина, интересно, что растёт здесь и кто может жить в таких условиях? А сейчас включаются в работу наши «ботаники», «зоологи» и «экологи». Им предстоит выяснить: Что растет? Кто живет? Как живут? А затем мы с вами выслушаем представителя каждой группы и увидим такая ли тундра серая и безжизненная.

Задания для «экологов»:

стр.85 (в учебнике)

Письмо

Мы, оленеводы, коренные жители тундры, издавна ведём кочевой образ жизни, Перегоняем оленей по определённому маршруту в поисках ягеля. Ягель - это основной корм оленей. Олени никогда не выедают весь мох, поэтому и сохраняется природное равновесие. Но с приходом в тундру нефтяников и газовиков это равновесие нарушилось…

Шипы стальных гусениц вездеходов сдирают с тундры её зелёный покров, вся тундра исполосована незаживающими ранами, а ведь шрамы затянутся только через несколько десятков лет. Через всю тундру на многие тысячи километров протянуты железные трубы, которые называются газопроводами и нефтепроводами. Олени в панике натыкаются на них и гибнут в давке. От выброса нефти и газа на поверхность земли возникают пожары, в результате которых выгорает вся растительность.

Начните ответ так: «У оленеводов, коренных жителей тундры, издавна ведущих кочевой образ жизни, с приходом газовиков и нефтяников, образовались такие проблемы:

1)_____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка: нарушается поверхностный слой тундры, пожары уничтожают растительность, трубопроводы преграждают стадам привычный маршрут, нефть разливается по поверхности земли.

Мы предлагаем решить эти проблемы так:

1)_______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Варианты ответов: Заменить стальные шипы гусениц на менее травмирующие колёса, проложить одну колею к месту добычи нефти и газа, придумать способ перехода оленьих стад через линию газопровода и нефтепровода, предотвращать розливы нефти, не допускать возникновения пожара в местах их добычи.

Вопросы:

1. Основные занятия населения тундры.

2. Экологические проблемы тундры.

3. Охрана природы тундры.

Дети работают в группах и готовят ответы на вопросы. Учитель консультирует.

Задания для экологов «ботаников»:

Учебник (стр. 84), карточки с изображением растений ( ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, полярная ива).

Вопросы:

1. Какие растения растут в тундре?__________________________________________ ________________________________________________________________________

2. Как растения приспособились к жизни в тундре? (Корни, стебли, листья - на примере лишайника, травянистого растения, дерева.)___________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Задания для «зоологов»:

Карточки с изображением зверей и птиц (журавль, гусь, лебедь, кулик, белая куропатка, белая сова, лемминг, песец, северный олень) , материал учебника (стр. 83-85).

Вопросы:

  1. Какие животные и птицы обитают в тундре? ____________________________ ___________________________________________________________________

  2. Какие птицы прилетают в тундру на лето? _______________________________ ___________________________________________________________________

  3. Какие птицы живут в тундре постоянно? ________________________________ ___________________________________________________________________

  4. . Как они приспособились к жизни? (на примере постоянных обитателей)____ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________

Выступление групп

Примерный рассказ «ботаников»:

В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (закрепление карточек на модели). Все растения низкорослые. Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква - стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

- Какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)

- Запишем эти данные в наши опорные схемы.

Примерный рассказ «зоологов»:

Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек и закрепление их на модели). Белая куропатка - растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное - питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.

- Как приспособились к жизни представители животного мира? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех.)

Примерный рассказ «экологов»: (параллельно рассказу экологов учителем составляется схема «Влияние деятельности человека на природу тундры»)

Основное занятие населения тундры - оленеводство (показ слайдов). Ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа (показ слайдов). В результате этой деятельности в тундре возникли экологические проблемы:

  1. оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, оленьи пастбища вытаптываются, это ведёт к гибели растений.

  2. от гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы, гибнут растения и животные;

  3. местность загрязняется нефтью во время ее добычи, гибнут растения и животные;

  4. незаконная охота - браконьерство, гибнут животные.

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет

- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)

- Молодцы, ребята! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями

7. Закрепление материала

- Просмотр фильма о тундре.

- Составьте две-три цепи питания. в рабочей тетради (Коллективно у доски на «модели» зоны)

1.Растения тундры - белая куропатка - песец.

2. Растения тундры - лемминг - белая сова.

3. Растения тундры - лемминг - песец.

- Работа нашей экспедиции в тундре закончилась. Спасибо за работу. 8. Итог урока. Выставление оценок Учащиеся читают вывод на с. 85 учебника. 9. Рефлексия Покажите зеленые ладошки, если вам понравилось путешествие по Тундре. Домашнее задание С. 82-85. Ответы на вопросы «Проверь себя» (с. 85); РТ с.48-49 - Подготовить сообщение на тему "Климат, растения и животные Тундры" ( по группам)



Открытый урок по окружающему миру

на тему: "В холодной Тундре"

Дата: 20.11.2015г

Класс: 4 "Б"

Учитель: Новойдарская Л.С.


© 2010-2022