Рабочая программа по ОПВ На пути к Богу

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2.6. Наличие программы внеурочной деятельности

по направлениям развития личности.



ГОРОДЕЦКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

(МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«СЕМЕНОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ»


ПРИНЯТО

Решением педагогического совета гимназии

«12» мая 2014 г

Протокол заседания педсовета № 7

СОГЛАСОВАНО

Духовник НОУРО «Семеновская православная гимназия»:

__________________

Иерей Сергий Медведев

«____» ______2014г

СОГЛАСОВАНО

Руководитель отдела образования Городецкой епархии:

________________

Иерей Алексий Червяков

«____» ______2014г

УТВЕРЖДАЮ

Директор НОУРО «Семеновская православная гимназия»:

__________________

С.А. Кондакова

«____» ______2014г

Программа внеурочной деятельности

Основы православной веры

«На пути к Богу»


(курс для учащихся 1 классов )

Срок реализации программы 1 год. Для детей с 6.5 до 7,5 лет.

Составитель программы:

Воспитатель ГПД, учитель ОПВ

Т.П. Кузнецова





Рабочая программа по предмету Основы православной веры для 1 класса составлена на базе Примерной программы по предмету «Основы православной веры» для начальной ступени обучения, согласно Стандарту православного компонента для учебных заведений Российской Федерации, утвержденных Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата в 2012 году, а также с учетом опыта преподавания этого предмета («Благочестие» в 1-4 классах) в НОУРО «Семеновская православная гимназия», начиная с 2000 г. Учебная программа «Основы православной веры» построена по цикличному принципу, в соответствии с которым в течение всех лет обучения (1-11 классы) учащиеся возвращаются к каждой изучаемой теме трижды: в начальной, средней и старшей школе, в соответствии с возрастом и опытом познания по предмету. Поскольку главные цели курса в начальной школе - это донести до детей Евангельскую нравственность, чтобы она стала основой их жизни, помочь им осознать себя чадами Церкви Христовой, «родными Богу и своими для святых»; помочь выстроить в сознании ребенка правильную лестницу иерархических ценностей, выделяя главное место в ней для Бога, мы назвали данный курс «На пути к Богу».









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа «На пути к Богу» на ступени начального общего образования содержит следующие разделы:

  • требования к результатам освоения,
  • содержание курса,
  • место курса в учебном плане образовательного учреждения,
  • примерное тематическое планирование с указанием видов учебной деятельности и примерного количества часов на изучение соответствующего раздела курса.
Программа по предмету Основы православной веры предполагает знакомство с вероучительным предметом, постепенное углубление и расширение вероучительных знаний, духовно-нравственное становление личности, учитывает специфику возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся. Логика построения курса опирается на святоотеческую традицию и опыт преподавания Закона Божия в учебных заведениях Российской империи, русского зарубежья XX века и отечественный опыт преподавания за последние двадцать лет. На первой ступени обучения предлагается создание условий для становления таких качеств как совесть, долг, ответственность, человеческое достоинство, послушание, честность, добродетель, без которых невозможно формирование основ христианского мироотношения, определенных нравственных принципов и поведенческих навыков у детей. Главное в духовной жизни обучающихся в начальной школе - научение ученичеству, послушанию. Ребенок должен научиться общению со своими сверстниками, совместному деланию, служению ближним, осознать роль и значение учителя в его жизни, проходить уроки послушания учителю, родителям, формировать в себе навык к добру. Важно помочь детям осознать христианские добродетели, основные нравственные установления Церкви, понять, как должен вести себя христианин, давать нравственную оценку своим поступкам, различать в себе грех и закреплять навыки духовной жизни в борьбе с грехом, оказывать посильную помощь в семье, друзьям, другим людям, принимать активное участие в жизни школы, помогать в храме .Важно научить ребенка всматриваться в свою душу, помочь ему осознать, что христианские ценности заложены в душах человеческих Богом, они присутствуют и в наших желаниях. Святитель Василий Великий писал: «И в нас есть естественные добродетели, с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе. Никакая наука не учит нас ненавидеть болезнь, но сами собою имеем отвращение ко всему, что причиняет нам скорбь, так и в душе есть какое-то не учением приобретенное уклонение от зла». Другим важным подходом является систематическое ориентирование ребенка на добро, воспитание в нем желания и стремления к добру. Для этого он должен научиться отличать добро от зла в своих собственных делах и поступках.
  1. К концу обучения в 1 классе обеспечивается готовность обучающихся к дальнейшему православному образованию, достигнут необходимый уровень их компетенции в вопросах православного вероучения, который отличается реализацией поставленных требований к результатам освоения программы по «Основам православной веры» выпускниками начальной школы в рамках личностных, предметных и общеучебных умений, навыков и способов деятельности.

Цели курса:
  • донести до детей Евангельскую нравственность, чтобы она стала основой их жизни, помочь им осознать себя чадами Церкви Христовой, «родными Богу и своими для святых»;
  • помочь выстроить в сознании ребенка правильную лестницу иерархических ценностей, выделяя главное место в ней для Бога. Выражаясь словами блаженного Августина, помочь осознать ребенку, что "если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем".
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
  • заложить основы христианского мировоззрения через приобщение к православному вероучению и святоотеческому наследию;
  • формировать опыт духовной жизни во Христе;
  • формировать уважительное отношение, христианскую любовь к людям на примере историй из Священного Писания и житий святых;
  • заложить основы добродетельной жизни - жизни по совести, воспитывать трудолюбие и послушание, умение служить ближним;
  • дать представления о системе нравственных ценностей православной традиции, развивать нравственные чувства.
познавательных:
  • формировать интеллектуальное и духовное стремление к познанию Бога и укреплению в вере;
  • научить понимать и пересказывать Библейские притчи, иносказания и образы, объяснять их;
  • научить искать нравственный смысл в тех или иных исторических или Библейских событиях и применять его к современной жизни;
  • формировать стремление к изучению, сохранению и развитию национальных культурно-исторических традиций.
коммуникативных:
  • формировать принцип иерархичности в отношениях с людьми: послушание и уважение к старшим; доброе и уважительное отношение к ровесникам и младшим;
  • научить выстраивать свои отношения не по принципу собственных желаний и требований, а по нормам христианского человеколюбия;
  • научить жертвовать личными интересами ради пользы и блага ближнего; в тоже время привить чувство неприкосновенности частной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ «НА ПУТИ К БОГУ»



Важное место в обучении отводится целенаправленной работе по развитию у младших школьников ценностных ориентаций и общеучебных (метапредметных) умений, навыков и способов деятельности, помогающих воспринимать все сферы жизни в контексте православного мировоззрения и осмысливать изучаемые предметы через призму христианской веры. Итогом такой работы должны стать:

  • овладение базовыми понятиями православного вероучения;
  • умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний;
  • развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере в контексте православного мировосприятия;
  • умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.
Личностные результаты изучения программы «На пути к Богу»:
  • укоренение в православной вере, традиции и культуре;
  • ознакомление с основами веры в контексте Библейской истории;
  • приобретение начального опыта личного аскетизма и добродетели (Богообщения и жертвенного служения людям);
  • любовь к Родине, её святыням и культуре, формирование исторической памяти;
  • благоговейное отношение к святыням Православной Церкви;
  • отношение к миру как дару Божьему, который нужно беречь и преумножать;
  • осознание присутствия Божия в собственной жизни и в мире;
  • усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения.
Предметные результаты изучения программы «На пути к Богу»:
  • осмысленно выполнять личное молитвенное правило, уметь читать молитвы по молитвослову; знать начальные молитвы наизусть;
  • знать некоторые основные догматы Церкви (об ангельском невидимом мире, о Боговоплощении, о Святой Троице, о Воскресении);
  • пересказывать отдельные истории Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
  • на слух узнавать и уметь продолжить Библейский рассказ или историю из жития святого;
  • видеть учительный смысл в действиях конкретных личностей Библейской истории;
  • знать смысл некоторых Церковных Таинств;
  • знать и объяснять золотое правило нравственности, основные понятия христианской нравственности;
  • знать основные христианские добродетели;
  • осознавать важность поста как добродетельного пути к Богу;
  • уметь рассказывать о церковных праздниках;
  • объяснять следующие понятия: мир как творение Божие, БОГ - Троица, свойства Божии, грехопадение, грех как нарушение воли Божией, молитва как образ Богообщения, Крест и Воскресение Христовы - главное содержание Евангелия, крестное знамение, храм, Евангелие (значение слова), невидимый мир и видимый мир, ангелы, святые, Таинства, двунадесятые праздники; благословение священника, родителей;
  • осознанно приступать к Таинству Исповеди;
  • оценивать свои поступки и поступки людей, исходя из понятий христианской нравственности.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Изучение курса «На пути к Богу»в 1 классе является первым этапом в системе православного образования. Специфика курса заключается в тесной взаимосвязи со всеми предметами, как вероучительного содержания (церковнославянский язык, церковное пение), так и общеобразовательными, такими как окружающий мир и др. Обучение проводится по 1 часу в неделю 34 часа. Исходя из этого количества часов и предлагается примерное содержание курса для первой ступени обучения.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ КУРСА


Направленность курса ОПВ «На пути к Богу» на достижение поставленных целей и задач представлена в структуре примерной программы и в следующих содержательных линиях:

  • Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на ознакомление с основными событиями Ветхозаветной и Новозаветной истории, основными догматами православной веры. Реализация её даст не только знакомство с основами веры, но и поможет в формировании христианского мировоззрения обучаемых, нравственного поведения, благоговейного отношения к святыням, бережного отношения к религиозным и культурным ценностям. Линия представлена в разделах: «Основы вероучения», «Священная история Ветхого Завета», «Священная история Нового Завета».
  • Вторая содержательная линия включает разделы, направленные на практическое приобщение к православному богослужению и приобретению личного опыта христианской жизни. Реализация этой линии должна помочь ребенку шагнуть «от внешнего к внутреннему», от изучения религии со стороны наблюдателя к приобретению внутреннего опыта религиозной жизни, стать делателем и участником Церковной жизни. Эта линия представлена в разделах «Молитва» и «Богослужение и Церковные Таинства».
  • Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделами: «Из Общецерковной Истории и Истории Русской Церкви» и «Основы христианской нравственности». Изучение этих разделов поможет ребенку сформировать свое христианское отношение к миру и обществу, пробудит чувство патриотизма и поможет осознать величие христианской культуры, её тесной связи с историей России.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основы вероучения. Понятия о Боге. Свойства Божии: духовность, всемогущество, всеведение, вездеприсутствие, бессмертие, благость, справедливость, милосердие, любовь. Бог-Творец, Промыслитель (заботливый Отец). Понятие о вере. Вера как основа жизни человека. Вера как доверие, надежда и любовь. Необходимость веры. Соотношение веры и разума. Первичные понятия о Троичестве Божества на святоотеческих примерах (солнце, горящая свеча, трилистник). Декалог как основа нравственного закон Принцип разделения на 2 скрижали (параллель с Евангелием, где Христос сводит весь закон к двум Заповедям любви к Богу и ближнему). Первичные представления о Таинствах Церкви (Покаяние и Евхаристия). Компонент вероучительных (догматических) основ на данном этапе обучения не должен преподаваться в схоластическом стиле, дети начальной школы не способны в силу интеллектуально-физического развития воспринимать догматы веры так же, как и взрослые. Необходимо именно рассуждая вместе с детьми, используя активные формы их деятельности (игра, рисование, лепка, аппликация, моделирование и др.) приходить к определению догматических истин, активно используя знакомые детям образы для объяснения, не заставлять их просто заучивать основные вероучительные положения. Логично встроить изучение основ веры в курс изучения Библейской истории Ветхого и Нового Завета.
Молитвы. Молитва, как личный опыт общения с Богом и горним миром. Понятие частной и общественной молитвы. О Кресте и крестном знамении. Молитвы о здравии и упокоении, как правильно написать записки о здравии и упокоении, куда поставить свечу. Трисвятое по Отче наш. Символ веры. Молитва перед Причастием (Верую, Господи и исповедую…), Спаси, Господи, люди Твоя…, молитвы до и после трапезы. Молитвы перед и после учения. Великопостная молитва Ефрема Сирина. Достойно есть…,Ангел вопияше (9-я песнь Пасхального канона).
  1. Священное Писание. Общие понятия: Что такое «Священное Писание». Значение слова «Библия». Термин «завет». Что значит Ветхий и Новый Завет (между кем заключены и что положено в основание этих договоров). Богодухновенность Священного Писания). Библия как один из главных источников наших знаний о Боге.
Священная история Ветхого Завета. Творение Богом мира. Понятие о видимом и невидимом мире. Творение Ангельского мира. Грех Денницы. Падение Денницы и некоторых с ним. Архангел Михаил и Небесное воинство. Творение видимого мира. История Шестоднева. Творение человека. Заповеди, данные Богом человеку в раю. Отношение людей с прочим тварным миром. Грехопадение прародителей. Последствия грехопадения и обетование о Спасителе. Наказание за грех (изгнание из рая, смерть, болезни). Жизнь людей после грехопадения. Каин и Авель. Суть жертвоприношений в Ветхом Завете (память о Боге, подготовка человечества к Божественной жертве). Распространение и умножение греха. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Вавилонская башня.Священная история Нового Завета. Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елизаветы. Рождение Святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Поклонение волхвов. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Крещение Господне.


(В силу достаточной трудности пересказа Евангельской истории детям, следует обращать внимание на тот материал, который преподается. На данном этапе обучения вполне достаточно ограничить курс изучения Нового Завета основными понятиями новозаветной истории. Главной целью этого раздела курса является знакомство с новозаветной терминологией и опытное переживание Евангельской нравственности применительно к повседневной жизни. На этом этапе обучения необходимо ознакомить обучающихся только с основными событиями Новозаветной истории. Дети острее переживают веру тогда, когда она является частью их жизни, а не извне получаемой информацией. Именно на приобретение собственного духовного опыта стоит делать акцент в изучении Евангелия в начальной школе, посредством постоянного обращения к образам и понятиям из современной, знакомой ребенку, жизни, а так же обращаясь к уже изученным ветхозаветным историям). Богослужение и Церковные Таинства. Внешнее строение храма. Символика храма. Что такое благословение. Как правильно брать благословение у священника или архиерея. Основное церковное Таинство- Пичащение. Из Общецерковной Истории и Истории Русской Церкви. День ангела, именной святой. Житие преподобного Сергия Радонежского, 40 мучеников Севастийских. Основы христианской нравственности. Понятия о добре и зле (зло есть отступление от правды Божией, противление ей). Примеры из повседневной жизни доброго и злого, и соотнесение их с религиозными представлениями. Мир и нравственное отношение человека к нему. Золотое правило христианской добродетели (Матф.7:12). Основные добродетели: послушание, милосердие, умение прощать, смирение, терпение, служение Богу и людям. Забота о Божьем мире. О любви к ближним.

  1. К концу обучения обеспечивается готовность обучающихся к дальнейшему православному образованию, к освоению программы по «Основам православной веры» в рамках личностных, предметных и общеучебных умений, навыков и способов деятельности.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Основное содержание по темам

1 класс

Основы вероучения (3 часа)

  1. Понятия о Боге. Свойства Божии (духовность, всемогущество, всеведение, вездеприсутствие, бессмертие, благость, справедливость, милосердие, любовь). Бог-Творец. Первичные понятия о Троичестве Божества на святоотеческих примерах (солнце, горящая свеча, трилистник).

Молитвы (3 часа)

Молитва как личный опыт общения с Богом и горним миром. Понятие частной и общественной молитвы. О Кресте и крестном знамении.

Знакомство с Библией. Ветхий Завет.(15 часов)

Общие понятия: Что такое «Священное Писание» Значение слова «Библия». Термин «завет». Что значит Ветхий и Новый Заветы (между кем заключены и что положено в основание этих договоров).

Творение Богом мира. Понятие о видимом и невидимом мире. Творение Ангельского мира. Грех Денницы. Падение Денницы и некоторых с ним. Архангел Михаил и Небесное воинство. Творение видимого мира. История Шестоднева. Творение человека. Заповеди, данные Богом человеку в раю. Отношение людей с прочим тварным миром. Грехопадение прародителей. Последствия грехопадения и обетование о Спасителе. Наказание за грех (изгнание из рая, смерть, болезни). Жизнь людей после грехопадения. Каин и Авель. Суть жертвоприношений в Ветхом Завете (память о Боге, подготовка человечества к Божественной жертве). Распространение и умножение греха. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Вавилонская башня.

Новый Завет (8 часов).

Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Пресвятой Богородицы и посещение Ею праведной Елизаветы. Рождение Святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Поклонение волхвов. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Крещение Господне. Проповедь Христа(притчи).

Богослужение и церковные таинства(2 часа)

Храм и его устройство. Основное таинство причащения. Из общецерковной истории и истории Русской Церкви (3 часа). Жития Святых ( Сергий Радонежский, 40 мучеников Севастийских, жития святых, чьи имена даны детям при крещении )

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

КУРС «ПУТЬ К БОГУ»

ДЛЯ 1 КЛАССА


Уро-ка

Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

Основные задачи урока

Характеристика учебной деятельности учащихся


Основы вероучения


1

Понятие о Боге. Творец.

1

Первое знакомство с Богом

Знать кто такой Бог

2

Какой Он, Бог?

1

Продолжить знакомство с Богом .

Уметь характеризовать Бога

3

Свойства Божии.

1

Познакомить с основными свойствами Бога

Уметь объяснять свойства Бога.


Молитвы


4

Молитва - общение с Богом

1

Знакомство с молитвенным правилом.

Объяснять, что такое молитва

5

Крест. О крестном знамении.

1

Значение крестного знамения

Рассказывать о кресте и крестном знамении.

6

Молитва и ее виды

1

Познакомить с видами молитв

Знать молитвенное правило


Знакомство с Библией. Ветхий Завет

15ч



1

Откуда мы узнаем о Боге. Ветхий и Новый Завет.

1

Дать понятие Ветхого и Нового Завета.

Объяснять значение слова « Библия», Ветхий, Новый Заветы, Священное Писание.

2

Сотворение мира

1

Познакомить с теорией сотворения мира

Рассказывать о сотворении мира

3

Мир видимый и невидимый

1

Познакомить с понятиями видимого и невидимого мира

Знать и уметь рассказывать о происхождении мира.

4

Мир рукотворный и нерукотворный

1

Научить различать рукотворный и нерукотворный миры

Знать и уметь различать 2 мира

5

Творение ангельского мира

1

Знакомство с невидимым миром

Различать понятия видимый и невидимый мир

6

Грех Денницы. Его падение

1

Знакомство с грехом гордыни

Знать о происхождении темных сил

7

Архангел Михаил и небесное воинство

1

Рассказать об Архангеле Михаиле

Знать историю Архангела Михаила и его небесного воинства

8

Творение видимого мира

1

Знакомство с шестодневом

Знать дни творения мира

9

Творение человека

1

Рассказать о жизни первых людей

Знать о заповедях, данных человеку в раю

10

Грехопадение

1

Рассказать о грехопадении первых людей.

Знать причины грехопадения

11

Последствия грехопадения и обетование о Спасителе.

1

Рассказать о последствиях грехопадения

Называть последствия грехопадения

12

Первородный грех. Наказание за грех.

1

Дать понятие первородного греха.

Знать, что такое первородный грех.

13.

Каин и Авель

1

Рассказать ветхозаветную историю

Знать причину первого братоубийства

14

Всемирный потоп

1

Рассказать о потопе

Знать историю Ноя и о всемирном потопе

15

Вавилонская башня

1

Рассказать о смешении языков

Знать причину рассеяния людей по земле


Знакомство с Библией.

Новый Завет

1.

Рождество Пресвятой Девы Марии

1

Рассказать о Рождении Пресвятой Богородицы

Знать имена родителей Божией Матери, историю Ее рождения

2.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

1

Познакомить с праздником Введения во Храм Пресвятой Девы

Рассказывать данную историю Нового Завета.

3.

Благовещение Пресвятой Богородицы

1

Познакомить с праздником Благовещения

Рассказывать данную историю Нового Завета.

4.

Рождение Святого Иоанна Предтечи

1

Познакомить с праздником Рождества Иоанна Предтечи

Рассказывать данную историю Нового Завета.

5.

Рождество Господа Иисуса Христа

1

Рассказать о празднике Рождества Господня

Рассказывать данную историю Нового Завета.

6.

Сретение Господа Нашего Иисуса Христа

1

Рассказать о празднике Сретения Господня

Рассказывать данную историю Нового Завета.

7.

Крещение Господне

1

Рассказать о Крещении Господнем

Рассказывать данную историю Нового Завета.

8.

Проповедь Иисуса Христа

1

Познакомить с притчами Иисуса Христа

Знать основные притчи , рассказанные Иисусом Христом


Богослужения и Церковные Таинства


Храм и его устройство.

1

Знакомство с устройством православного храма

Рассказывать об устройстве православного храма

2.

Основное Таинство - Причащение.

1

Познакомить с таинствами покаяния и причащения

Рассказывать о Таинствах покаяния и причащения


Из общецерковной истории и истории Русской Церкви


Мой именной святой

1

Познакомить с понятием «житие святого»

Знать житие святого, имя которого носит человек.

Житие преп. Сергия Радонежского

1

Знакомство с житием преподобного Сергия Радонежского

Знать основные вехи жития Сергия Радонежского

Житие 40-ка мучеников Севастийских

1

Знакомство с житием 40-ка мучеников

Знать о подвиге 40-ка мучеников


Итого часов:

34 ч


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мы и наша культура: учебное пособие для 1 кл. - М:Изд-во «Экзамен», 2011.



  1. Воронин Т. Хлеб небесный: Детям о Таинстве Причащения. - М.: Изд-во Московской Патриархии РПЦ, 2012г.

  2. Галатия Григориаду - Сурели. Завтра Воскресенье! ( Рассказ - толкование о Божественной Литургии). - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000.

  3. Двунадесятые праздники: (описание, тропари, кондаки, величания). - Рязань: «Зерна», 2006.

  4. Детям о православной вере : книга первая./Сост. З. Зинченко. - СПб.: «Шпиль», 2003.

  5. Детям о православной вере : книга вторая./Сост. З. Зинченко. - СПб.: «Смирение», 2008.

  6. Детям о православной вере : книга третья./Сост. З. Зинченко. - СПб.: «Смирение», 2006.

  7. Духовно - нравственная культура в школе: Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сборник I под редакцией Игумена Киприана ( Ященко) - М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно - конфессиональных отношений, 2007г.

  8. Духовно - нравственная культура в школе: Учебно-методическое пособие. Альманах II. /Под редакцией Игумена Киприана ( Ященко). - М.: .: Институт экспертизы образовательных программ и государственно - конфессиональных отношений, 2009г.

  9. Закон Божий. Основы православной веры в изложении для детей./Сост. С. Куломзина. - М.: Паломник, 2002.



  1. Моя первая книга о православной вере: Пособие по Закону Божию - М.: Изд-во Совет РПЦ, 2007.

  2. Первая книжка по Закону Божию для детей./Сост. Протоиерей А. Маляревский. - СПб.: 1901г. Репринтное изд. - ЛИО «Редактор», 1990.

  3. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. - М.: « Первое сентября», 2001.


© 2010-2022