Урок-презентация «Образы природы и творения человека»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25

МО КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

« МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК».

Направление - начальная школа

Предмет - технология

Класс - 3 «Б»

Тема урока: « Образы природы и творения человека».

Изделие: « Композиция « Сказочная птица».

Автор: Белоус

Яна Александровна,

учитель начальных классов,

МОУ СОШ №25

станицы Платнировской

МО Кореновский район

Краснодарского края


2009-2010 учебный год

Урок технологии в 3 «Б» классе.

Тема: « Образы природы и творения человека».

Изделие : Композиция « Сказочная птица».

На изучение данной темы отводится 3 урока.

Цели уроков:


  1. Закрепление и углубление представлений о взаимосвязи реальности и фантазии в изделиях человека.

  2. Формирование представлений о приёмах стилизации природных форм в декоративно- художественных изделиях.

( Термин «стилизация» даётся для учителя; на уроке это слово произносить необязательно, детям запоминать его не нужно).

  1. Обучение новым приёмам обработки и использования материалов.

  2. Расширение приёмов творческого экспериментирования с материалами.

  3. Развитие образного мышления.

Материалы, инструменты, оборудование:

У учителя : презентация - иллюстрации, изображающие различных птиц в движении ; репродукции картин, изображающих « сказочных» птиц; художественные книги со сказками , в которых встречаются «сказочные» птицы; музыкальное произведение П.И. Чайковский « Лебединое озеро»; лист цветного картона, цветная и белая бумага, ножницы, клей, простой карандаш - для демонстрации приёмов работы.

У учащихся : цветной картон для фона; белая и цветная бумага для аппликации; лист белой бумаги для эскиза; карандаш; фольга; бисер; клей ПВА, кисть для клея; палочка для передвигания мелких деталей; ножницы; чистая тряпочка.

Предварительная подготовка учеников к уроку:

Необходимо заблаговременно дать ученикам задание, которое позволит актуализировать их знания и представления об образах сказочных птиц. Сообщить о предстоящей работе и предложить подумать и вспомнить о том, о каких сказочных птицах когда-либо им приходилось читать или смотреть фильмы, спектакли.

Ход уроков:


  1. Сообщение темы, постановка учебных задач.

( слайд № 1. Заголовок «Сказочная птица»).

У: - В прошлом году мы с вами внимательно разглядывали засушенные листья, жёлуди, шишки, угадывали, кто в них спрятан», и с помощью вашей фантазии превращали эти природные материалы в различных животных. Теперь попробуем выполнить более сложную работу : сами создадим, придумаем своих сказочных птиц.

Вопрос: Какую же работу предстоит выполнить ? Что означают слова «создадим, сочиним?»

( Ответ на этот вопрос подводит учеников к мысли, что в работах прошлого года, создавая образ, шли от формы природного материала, именно она диктовала, кто должен получиться. А теперь надо сначала задумать, как будет выглядеть сказочная птица, и уже к этому замыслу подбирать материал и способы обработки).

У: - Давайте обратимся к иллюстрациям, изображающих сказочных птиц.

( слайды № 2-11).

( слайд № 12. Картина художника М. Врубеля « Царевна- Лебедь»).

У: -Посмотрите, как в творчестве мастера переплетаются природа и фантазия.

- Что необычного мы видим в образе этих птиц?

Д : - Форма перьев, их окраска, а ещё красивая девушка с короной на голове и белоснежными крыльями.

У: - Это Царевна Лебедь, художник М. Врубель. Она является то птицей, то девушкой.

Послушайте отрывок и скажите, кто их автор и как называется это произведение?

За морем царевна есть ,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Д: - Автор- Александр Сергеевич Пушкин, сказка называется « Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

У: - Вспомните и назовите сказки, где ещё встречаются сказочные птицы.

Д: - « Жар-птица и Василиса-царевна», « Пёрышко Финиста Ясна Сокола», « Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», « Конёк- Горбунок».

( слайды № 13-17. Сказки, где встречаются сказочные птицы).

У: - А ещё есть священные птицы, они пришли к нам из древней мифологии разных стран.

( слайды 18-24. «Священные птицы»).


  1. Создание мысленного образа сказочной птицы.

У: - Жар-птица, Синяя птица, Царевна Лебедь…Они пришли к нам из сказки, но они же из мира Природы.

Как же показать, что это , например, именно Жар-птица, а не просто яркий петух?

Жар-птицу узнаешь, даже если она сделана из кусочков обычной белой бумаги : по царственной линии крыльев, шеи, хвоста; по оперению, похожему на брызги света.

Давайте прослушаем музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского « Лебединое озеро» и попытаемся мысленно представить образ сказочной птицы.

Птица счастья раскинула крылья,

Фантастические, ярко-синие,

И сияние света небесного

Принесла нам из мира чудесного!

У:- Подчеркнуть сказочность птицы можно её расположением на листе, особенностями линий крыла, шеи, хвоста и пр.

Ученики закрывают на минуту глаза и пытаются представить как можно ярче и подробнее ту сказочную птицу, которую хотелось бы изобразить.

3.Поэтапное изготовление композиции.

а) Проверка рабочего места на наличие необходимых инструментов, материалов, оборудования.

У: - Для выполнения композиции «Сказочная птица» нам понадобятся: цветной картон для фона, белая и цветная бумага для аппликации, лист белой бумаги для эскиза, фольга, бисер, клей ПВА, кисть для клея, палочка для передвигания мелких деталей, ножницы, простой карандаш, тряпочка для вытирания излишков клея.

Проверьте ещё раз своё рабочее место.

( слайд № 25. Готовность рабочего места).

( слайд № 26. Композиция «Сказочная птица»).

б) Выполнение карандашного наброска композиции.

( слайд № 27).

У: - На листе белой бумаги простым карандашом сделайте контурный рисунок, как показано на слайде. Но вы можете корректировать эти контуры в соответствии со своим замыслом, главное - чтобы ваша работа была эмоционально выразительна.

Во время выполнения этой работы можно включить прослушивание музыкального произведения. Необходимо оказать помощь тем учащимся, у кого не получается выполнение карандашного наброска и подключить сильных учащихся.

в) Вырезание наброска при помощи ножниц. ( Напомнить о технике безопасности при работе с ножницами).

( слайд № 28).

г) Получившийся шаблон обвести карандашом на цветной картон.

( слайд № 29).

д) Обсуждение порядка дальнейшей работы.

У: - Далее необходимо выложить отдельные детали композиции внутри контура рисунка и наклеить их. Поскольку эти отдельные детали будут изображать оперение, важен порядок их приклеивания: сначала надо приклеивать нижние перья, т.к. они загораживаются верхними.

( слайд № 30).

е) Выполнение аппликации.

Учащиеся выкраивают детали из белой или цветной бумаги руками ( способом обрывания) или ножницами и накладывают их на фон в соответствии с рисунком и со своим замыслом.

Приклеивать выкроенные детали аппликации можно не целиком, а лишь за край - тогда оперение птицы получится более пышным, а работа своей пышностью напомнит барельеф.

У: - Мелкие детали композиции удобно брать при помощи палочки.

( слайд № 31).

У: - ( ближе к конечной стадии практической работы): в аппликацию можно добавить кусочки фольги, бусинки, пуговицы, шарики из мятой бумаги - всё это усилит впечатление, оживит изображение.

( слайд № 32).

ж) Излишки клея удалить чистой тряпочкой.

( слайд № 33).

з) Сделать рамочку и готовое изделие положить под гнёт.

4.Выставка и обсуждение работ.

Дети молча просматривают выставленные работы, любуются ими.

У: - Ребята, а теперь давайте дадим общую оценку нашим работам, и отметим, удалось ли нам изобразить именно « сказочных птиц.

Ученики дают свои оценки работам и постепенно переходят к оценке наиболее выразительных работ, отмечая яркие удачи в передаче сказочного образа

У:- Какими средствами вы воспользовались для передачи сказочности образа?

Д:- Это и цветовое решение, и особая «сказочность, волшебство» линий в изображении, и фантастические детали.

( слайд № 34,35.Процесс работы).

( слайд № 36. Лучшие работы учащихся).

Подведение итогов урока, обобщение.

У:- Художник видит сказочную красоту уже в природном образе. Прочтите, как поэт описал лебедь, плавающую в пруду парка: ( слайд № 37).

Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка -

Высокая Лебедь плывёт…

Головка её шелковиста,

И мантия снега белей,

И дивные два аметиста

Мерцают в глазницах у ней.

У: - Как вы думаете, эти слова сказаны о реальной птице или о придуманной, сказочной?

- Это описание реальной птицы, но увиденной глазами художника. Поэтому она одновременно и птица, и дева, а её обычное название превращается в имя и пишется с большой буквы - Лебедь; в этом имени мужской род заменён на женский : « высокая Лебедь». Глаза у девы- Лебеди - это уже драгоценные камни, а оперение - мантия ( наряд королей и волшебников). Поэт, гуляя в сумерках, в парке. Увидел такую картину, которая для обычного человека так и осталась бы самой обычной: лебедь плавает у берега пруда ( «по краю искусственных вод»). Но в его воображении сразу выросла сказка.

Таким образом, даже самые фантастические творения человека имеют в своей первооснове образы природы, и чем внимательнее её рассматриваешь, тем интереснее и удачнее получаются произведения.


© 2010-2022