Тема. Изложение с элементами сочинения по коллективно составленному план «Лебедь»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Изложение с элементами сочинения по коллективно составленному план «Лебедь».

Цель: продолжить работу над развитием умения писать изложение с элементами сочинения по коллективно составленному плану; совершенствовать умения правильно строить предложения; обогащать словарный запас детей; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к природе;

Оборудование: карточка с текстом изложения, опорные слова, карточки для словарно-орфографической работы, рисунок с изображением лебедей.

Ход урока

  1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II. Постановка задач урока

- Нам сегодня предстоит написать изложение с элементами сочинения. Отгадайте загадку и узнайте, о ком мы сегодня будем говорить?

Длинношеяя то птица

Грациозна, как царица,

Гладью водной проплывает,

Чудно шею извивает. (лебедь)

Тема. Изложение с элементами сочинения по коллективно составленному план «Лебедь».

- Что вы знаете о лебедях?

Лебеди заслужили известность своей красотой и особым статным величием. Лебеди принадлежат к семейству утиных, их ближайшими родственниками являются гуси. Лебеди - самые крупные из водоплавающих птиц. Длина тела от 1,2 до 1,8 м, размах крыльев 2-2,4 м, вес от 5 до 12 кг. Телосложение у этих птиц плотное, крылья широкие. Для лебедей характерна очень длинная шея, несущая некрупную голову. Лебеди живут семейными парами.

Рассказывал один охотник: «Вот все говорят: лебединая верность. И все-таки лебединая верность существует. Сам видел. Заболела как-то лебедушка. Умирала. Лебедь ни на минуту не отлучался от нее. Корешки добывал, кормил. Сам не ест, а ее кормит. Не смог спасти. Лебеди тогда улетать собирались. А он не улетел. Остался на озере, где умерла его возлюбленная. Вот это и есть лебединая верность».
Лебеди - птицы не робкого десятка, в случае опасности они стараются отпугнуть врага вытягивая шею, хлопая крыльями и кусая клювом. Не стоит недооценивать такие «мирные» способы борьбы - лебедь крупная и сильная птица и ударом крыла способен сломать руку подростку.

Питаются лебеди семенами, почками и корневищами водных растений, мелкими водными беспозвоночными и травой. Корм они добывают в воде, опрокидываясь и погружая шею глубоко в воду, или пасутся на берегу. Нырять они не умеют.

III. Чтение текста учителем (текс написан на карточке у каждого ученика)

Лебедь

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке назван царём всей водной, или водоплавающей, птицы.

Белый как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинной гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по гладкой поверхности воды.

Лебеди легко становятся ручными. Летом они плавают в пруду. Зимой их переводят в тёплое место.

Питаются лебеди рыбой, хлебом и зерном.

Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми именами: лебёдушка, лебёдка.

(По Н. Сладкову)


IV. Анализ текста

- Какой это текст? (Текст - описание)

- Почему лебедя называют царём всей водной, или водоплавающей, птицы? (Потому что лебедь больше другой водоплавающей птицы, красивый, с величавой осанкой)

- Прочитайте описание лебедя. (Белый как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинной гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по гладкой поверхности воды.)

- Чем питаются лебеди? (Питаются лебеди рыбой, хлебом и зерном.)

- Как называют ласковыми именами лебедей? (Их называют ласковыми именами: лебёдушка, лебёдка)

- Какова главная идея текста? (Лебедь - царь всей водоплавающей птицы). - Как вы думаете, почему у нас запрещена охота на лебедей? (У нас в России запрещена охота на лебедей, потому что численность этих птиц в природе чрезвычайно мала. Лебеди занесены в Красную книгу и защищаются законом об охране природы.) (В России запрещена охота на лебедей, потому что белый лебедь очень красивая птица. Как он завораживающе скользит по глади озера в ослепительно белом одеянии.)

V. Работа над планом

-Сколько частей в тексте? ( Пять)

-Как вы догадались? ( По "красным" строкам)

- Прочитайте каждую часть и подумайте о чём говорится в каждой части. Озаглавьте части.

В ходе беседы на доске появляется план.

План

  1. Лебедь - царь птиц.
  2. Лебедь прекрасен.
  3. Ручные лебеди.
  4. Чем питаются лебеди.
  5. Лебедь в русских песнях.
  6. Почему запрещена охота на лебедей?

Физкультминутка

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Лебеди летят, крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

VI. Словарно-орфографическая работа

1. Подбери проверочные слова, вставь буквы.

леб.дь - ______________

в.л.чавой - ____________

гла.кой - ______________

ст.новятся - ___________________

з.рном - ______________________

в.д.плавающая - _______________

2. Объясните написание букв в словах: величавой, ручными, сложил, по силе, осанке, по гладкой поверхности.

3. Как понимаете выражение «величавая осанка»? (Стройная, гордая, красивая)

VII. Пересказ текста по плану

Дети пересказывают текст по плану.

VIII. Повторное чтение учителем

Текст закрывается. Перед детьми остаются план и опорные слова. Даётся возможность в последний раз услышать текст. Дети сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.

IX. Написание изложения

Дети самостоятельно по плану пишут изложение с элементами сочинения.

X. Самоконтроль

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

XI. Итог

Чем мы занимались сегодня на уроку? (Сегодня на уроке мы продолжали учиться писать изложение с элементами сочинения, составлять план, объясняли правила грамотного письма.)

Чтение 1-2 написанных детьми изложений.




© 2010-2022