Мастер - класс по социокультурным истокам на тему «Отворите двери храма»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок разработан для 1 класса общеобразовательного учреждения. Использован учебник:

Е. Ю. Давыдова, И. А. Кузьмин « Азбука истоков 1 класс» издательство Просвещение, 2012 г.

Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь

знаниями, идеями, происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новое знание и развивать саму познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества. Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни, присоединение к « смыслам» родной культуры.

Урок апробирован на республиканском семинаре по духовно- нравственному развитию учащихся.

Тема: «Отворите двери храма».

Цель: Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению социокультурных истоков и ИЗО.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

2.Учить начальным навыкам изображения пространства на плоскости и пространственных построений.

3.Развивать художественный вкус и творческие способности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация со слайдами известных храмов, альбом для рисования, гуашь, баночка для воды, кисточки, тряпочка, салфетки.

Ход занятия.

1. Присоединение. ( Слайд 1).

- Дорогие ребята! Посмотрите друг на друга. Давайте подарим всем свою улыбку, согреем теплом своего сердца и вместе отправимся в путь к нашим ИСТОКАМ.

- А что такое ИСТОКИ? Истоки - начало всех начал. Истоки - исток - начало реки. Истоки - наши корни. Истоки - это сама жизнь. Истоки - это те знания, которые помогают идти человеку по жизни.

2. Работа над новой темой. (Звучит колокольный звон). (На первом слайде)

- Что за звуки открыли наше занятие?

- Правильно. Это колокольный звон.

- Что вы чувствовали, когда слушали колокольный звон?

(радость, восхищение, любовь и гордость за свою страну)

- А где можно услышать колокола? (на улице, в церкви, по ТВ и т.д.)

- А где можно увидеть колокола? (на колокольне, в звоннице в церквях, в храмах).

- А что такое, по-вашему, ХРАМ? Храм - это здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений.

- О чём бы хотели сегодня узнать?

- Наше сегодняшнее занятие пройдет в необычной для вас форме - как единое целое: истоки и ИЗО - студия. Наверное, вы догадались, что же мы будем рисовать?

- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете новое о православных храмах, и попробуете изобразить храм. И попробуем изобразить его так, чтобы у нас всех появилось желание отворить его двери. (Слайд 2).

- В России построено много церквей, храмов. Храм - самое красивое здание. Оно отличается от тех зданий, в которых живут люди. Люди, взрослые и дети, ходят в храм, чтобы зажечь свечи и помолиться Богу перед иконами. Храмы очень красивы и величественны. Когда смотришь на них, то замирает дух. Каждый храм сверху украшен куполом с крестом. Сейчас я вам предлагаю ими полюбоваться. (показ иллюстраций с изображением православных храмов на фоне колокольного звона)

 Храм Христа Спасителя в Москве; (Слайд 3).

 Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге; (Слай 4).

 Покровский собор (Татиановская церковь) в Чебоксарах. (Слайд 5).

 Храм Николая Чудотворца (Слайд 6).

 Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость". (Слайд 7).

- Храм Божий по своему внешнему виду отличается от других зданий. Храмы имеют различную форму.

Большинство храмов имеют форму креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу. (Слайд 8)

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. (Слайд 9)

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. (Слайд 10)

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, напоминающую по форме звезду и означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. (Слад 11)

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. (Слайд 12)

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? Правильно вы заметили, что один купол похож на луковицу - купол луковичной формы, второй на шлем богатыря - шлемообразная форма купола, а третий купол самый древний - шатровой формы, похож на шатер.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

 -одна глава (купол) - Единый Бог (Слайд 13)

 -две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

 -три главы (три Лица Святой Троицы);

 -пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов - проповедников Евангелия - вещающие хорошую весть);

 -семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

 -девять глав (девять чинов Ангельских);

 -тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав;

 -33 главы - по числу земных лет Спасителя - Иисуса Христа.

-Как такую красоту не воспеть? Поэты пишут о красоте храмов стихи, композиторы сочиняют музыку. Посмотрите, какие изумительные картины написаны художниками. (Слайды 15 - 17). Я, думаю, у вас тоже появилось желание запечатлеть свои чувства, эмоции от увиденного и услышанного в своих рисунках.

3 Творческие работы учащихся. Выставка. Подведение итогов урока. Божий храм (Ученик)

Божий храм, разбуди меня звоном,

Отвори предо мною врата,

Дай припасть к чудотворным иконам,

Дай принять благодать от Креста «Храм»

Храм откроет всем ВАМ двери,

Радость там найдёте, верю!


© 2010-2022