Рабочая программа по ИЗО для 1 класса по программе 2100

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный методический комплект: • Изобразительное искусство (Разноцветный мир) Учебник для 1 класса Авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская (Москва «Баласс» 2012 г.) • Рисование. Разноцветный мир. Рабочая тетрадь по ИЗО для 1 класса Авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская (Москва «Баласс» 2012 г.)
Количество часов на изучение программы 33 Количество часов в неделю 1
Рабочая программа по изобразительной деятельности создана на основе: • федерального компонента государственного стандарта начального общего образования; • учебного плана МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» на 2014-2015 учебный год; • в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».

Общая характеристика учебного предмета Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Особенности курса: 1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения. 2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний - деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии. 3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики. 4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира. 5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.

Основные цели курса: 1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания. 2. Воспитание в детях эстетического чувства. 3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте. 4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства. 5. Развитие воображения и зрительной памяти. 6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности. 7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах. 8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности. Основные задачи курса: В сответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи: 1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией); 2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»); 3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства); 4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»); 5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»); 6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»); 7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).

Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 128 часов.

Результаты изучения курса ИЗО в начальной школе Личностные результаты освоения курса ИЗО: а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД • Проговаривать последовательность действий на уроке. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Результаты обучения и развития учащихся 1-й класс К концу учебного года учащиеся должны:
1. Овладевать языком изобразительного искусства: • понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать; • понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски; • знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета; • знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент; • учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий. 2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: • учиться чувствовать образный характер различных видов линий; • учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками. 3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками: • рисунка; • аппликации; • построения геометрического орнамента; • техники работы акварельными и гуашевыми красками. 4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства: • живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); • графика (иллюстрация); • народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели). 5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики: • композиция, рисунок, цвет для живописи; • композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.

  1. Иметь представление об искусстве Древнего мира.

Содержание учебного предмета 1-й класс (33 ч) Занятия 1-2 (2 ч), стр. 4-7 учебника, стр. 2-5 рабочей тетради. Кто такой художник. Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать художником. Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник книги, модельер. Получение первичного представления о форме, размере, цвете, характере, деталях. Рисование цветными карандашами забавных человечков. Первый опыт коллективной работы. Учимся понимать друг друга для выполнения общей задачи. Изучение этапов коллективной работы. Выполнение композиции «Городок». Занятия 3-5 (3 ч), стр. 8-10 учебника, стр. 6-11 рабочей тетради. Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра). Получение первого представления о живописи. Дополнительные цвета. Коллективная работа «Чудо-дерево». Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение задания «Коврик» на закрепление изученного материала. Занятия 6-7 (2 ч), стр. 10-11 учебника, стр. 10-13 рабочей тетради. Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов. Изучение свойств линий на примере рисунков П. Пикассо. Коллективная работа «Солнечный денёк». Занятия 8-9 (2 ч), стр. 12-13 учебника, стр. 14-15 рабочей тетради. Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треугольник, квадрат, овал, круг). Понятие об аппликации. Выполнение аппликации «Любимая игрушка». Занятия 10-11 (2 ч), стр. 14-15 учебника, стр. 16-17 рабочей тетради. Получение на основе наблюдений представления о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. Закрепление умения работать в технике аппликации. Выполнение аппликации «Осень». Занятия 12-14 (3 ч), стр. 18-19 учебника, стр. 18-19 рабочей тетради. Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте. Изучение некоторых закономерностей построения орнамента. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление. Коллективная аппликация «Осенний букет». Занятия 15-16 (2 ч), стр. 16-17 учебника, стр. 18-19 рабочей тетради. Развитие представлений о живописи и некоторых её законах. Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов. Закрепление представлений о геометрическом орнаменте. Выполнение в процессе изучения нового материала задания «Разноцветные узоры». Занятия 17-18 (2 ч), стр. 22-25, 44 и 46-47 учебника, стр. 24-27 рабочей тетради. Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта (вертикальная и горизонтальная композиция, фон). Некоторые правила композиции. Дальнейшее изучение свойств тёплых и холодных цветов. Смешивание гуашевых красок. Выполнение в процессе изучения нового материала одного из заданий «Фрукты на тарелочке». Занятия 19-20 (2 ч), стр. 26-29, 45 и 48 учебника, стр. 28-29 рабочей тетради. Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Характер чёрного и белого цветов. Первичное понятие о контрасте. Графические иллюстрации. Выполнение чёрно-белой композиции «Зимний лес». Занятие 21 (1 ч), стр. 30-31 и 50-51 учебника. Первичное представление о пейзаже. Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку. Углубление навыка рассказа о картине по предложенным вопросам с использованием изученных понятий. Занятия 22-23 (2 ч), стр. 32-33 и 49 учебника, стр. 34-35 рабочей тетради. Народные промыслы России. Смешивание гуашевых красок. Выполнение в процессе изучения нового материала задания «Морозные узоры». Занятия 24-26 (3 ч), стр. 34-35 учебника, стр. 36-39 рабочей тетради. Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение одного из заданий «Чудесная радуга» или «Витраж». Работа акварелью слоями. «Рыбка в море». Занятие 27 (1 ч), стр. 36 учебника. Изучение натюрмортов с цветами и влияние цвета на настроение картины. Выполнение задания «Букет». Занятие 28 (1 ч), стр. 38-39 и 54-55 учебника. Картины о жизни людей. Сюжет, зарисовки, наброски. Выполнение набросков животных и людей для композиции «Рисунок на скале». Занятия 29-30 (2 ч), стр. 40-41 и 54-55 учебника, стр. 40-41 рабочей тетради. Получение представления об искусстве Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи. Выполнение по выбору детей одного из заданий «Рисунок на скале». Занятия 31-33 (3 ч). По желанию детей можно выполнить задания (открытки или панно) к праздникам:

  • Новый год: открытку «С Новым годом» или «Новогодняя ёлка»,
  • 8 марта - открытку «С Днём 8 марта»,
  • 23 февраля - аппликацию «Праздничный салют».
















Календарно-тематическое планирование (ИЗО) на 2014-2015 уч.г. (33 часа)

Тема урока

Тип урока

Виды учебной деятельности.


Планируемые результаты. Характеристика деятельности.

Дата

Познавательные

УУД

Регулятивные УУД

Коммуникат. УУД

Личностные УУД

План

Факт

1-2 Кто такой художник. Фантазируем и учимся.
Комбини- рованный Выполнить практическую работу.

Коллективная творческая работа «Городок»: учиться работать в группах.

Знать, какими качествами должен обладать художник.

Уметь характеризовать предметы по этим признакам

Проговаривать последователь-ность действий на уроке.


Уметь пользоваться языком изобразитель-ного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне

одного предложения или небольшого текста).

Формиро-вание у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразитель-ного искусства.



3-5

Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра). Чудо-радуга.
Комбини- рованный

Практическая работа. Коллективная творческая работа «Чудо-дерево».

Знать основные цвета спектра, холодные и теплые оттенки.

Уметь называть порядок цветов спектра.



6-7

Изучение свойств линий и форм.
Изучение нового материала

Практическая работа.

Коллективная творческая работа «Солнечный денёк».

Знать, что такое замкнутая линия. Уметь определять тип линий и их характер.



8-9

Понятие о геометрических фигурах.

Понятие об аппликации. Изучение нового материала

Практическая

Творческая работа «Любимая игрушка». Знать названия геометрических фигур. Уметь: различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы; применять полученные знания

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.


Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразитель-ных задач.



10-11

Закрепление умения работать в технике аппликации. Выполнение аппликации «Осень».
Изучение нового материала

Практическая творческая работа «Осень». Вырезание симметричных листьев и составление из них композиций.

Знать, что такое симметрия.

Уметь:отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных; определять симметричность фигуры

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.


Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразитель-ных задач.



12-14

Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление. Коллективная аппликация «Осенний букет». Комбини- рованный

Практическая творческая работа на закрепление знаний.

Коллективная творческая работа

Знать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты

Уметь создавать из геометрических фигур орнаменты

Учиться работать по предложенному учителем плану.




Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Воспитание уважительно-го отношения к творчеству как своему, так и других людей.



15-16

Развитие представлений о живописи и некоторых её законах. Смешиваем краски (гуашь).
Закрепле-ние изучен-ного

Исследовательская работа в группах и индивидуально

Знать: основные цвета (красный, жёлтый, синий); о родственных и дополнительных цветах

Уметь работать акварелью и гуашью



17-18

Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта.
Комбини- рованный

Практическая творческая работа «Фрукты на тарелочке» или коллективная работа «Плоды на столе» в малых (2-4 человека) группах

Знать: как можно использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета), что такое композиция и её простейшие правила.

Уметь: использовать в своих работах фон; определять, что хотел показать художник, какие цвета используют художники в своих картинах и для чего.



19-20

Понятие о графике. Чёрное на белом и белое на чёрном. Что такое иллюстрация. Изучение нового материала

Творческая работа «Зимний лес». Практическая работа на закрепление изученного материала.

Знать понятие о графике и её основных изобразительных средствах.

Уметь рассказывать о работе художника-иллюстратора

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирова-ние социальной роли ученика.

Формирова-ние положитель-ного

отношения

к учению.



21

Первичное представление о пейзаже. Изучение нового материала

Практическое творческое задание на передачу настроения с помощью цвета.

Знать, что такое пейзаж

Уметь исследовать, какие задачи решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каждом пейзаже.



22-23

Народные промыслы России. Смешивание гуашевых красок. Комбини- рованный

Практическое задание на смешивание гуашевых красок с белилами.

Практическое творческое задание «Морозные узоры».

Знать, о филимоновском, дымковском, хохломском, богородском народных промыслах.

Уметь рассказывать об этих промыслах.



24-26

Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками.


Изучение нового материала

Практическая творческая работа «Витраж», «Рыбка в море»

Знать об основных свойствах акварельных красок.

Уметь работать акварелью слоями.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая само-регуляция, контроль в форме сличе-ния способа действия и его результата с эталоном.



27

Изучение натюрмортов с цветами и влияние цвета на настроение картины.
Изучение нового материала

Практическое творческое задание: выполнить в подарок маме панно «Букет»

Знать правила работы по схеме.

Уметь исследовать влияние цвета на настроение живописного произведения, постаравшись передать в нём своё настроение.

С помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для

выполнения задания материалов и инструментов;

проговаривать последовательность действий на уроке.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирова-ние социальной роли ученика.

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения.



28

Картины о жизни людей. Наброски. Тренируем наблюдательность. Изучение нового материала

Практическая работа в рабочей тетради. Творческая работа: выполнение набросков животных (дома или на улице) или одноклассников (для композиции «Рисунок на скале»).

Знать, что такое сюжет, наброски.

Уметь рассказывать об увиденных набросках



29-30

Получение представления об искусстве Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи.

Комбини- рованный

Творческая работа «Рисунок на скале».

Коллективная творческая работа «Рисунок на скале» (на основе набросков, сделанных на предыдущих уроках).

Знать различные способы изображения животных.

Уметь тонировать бумагу акварелью.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуля-ция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном



31-33

Проекты. Выставка рисунков.

Комбини- рованный

Самостоятельно выполнять открытки или панно к праздникам .

Знать в чем особенности различных видов изобразительной деятельности.

Уметь пользоваться навыками, полученными в течение года.

Учиться работать по предложенному учителем плану.


Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Воспитание уважительно-го отношения к творчеству как своему, так и других людей.





© 2010-2022