Технологическая карта урока литературного чтения П. П. Бажова Серебряное копытце

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока Литературное чтение 4 класс Урок №41 18.12.2014г.

Учитель начальных классов МБОУ Павловская СОШ №2 : Запорина Н.Г.

Тема урока: Сказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни.

Цель урока: создать условия для общего восприятия литературного жанра сказа через художественное произведение П.П. Бажова "Серебряное копытце"

Задачи урока:

  • продолжить работу над изучением сказа П.Бажова «Серебряное Копытце»;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

  • способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;

  • учить составлению портретной характеристики героев;

  • развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение.

  • развивать навыки самопроверки и самоконтроля через использование технологической карты и работы с ПК;

  • воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.









Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Органиционный момент Приветствие Для ребят звенит звонок, Начинается урок. Время даром не теряйте, На вопросы отвечайте, Дружно тему обсуждайте. Не пройдёт ваш даром труд, Знанья пользу принесут. - Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Теперь на позитиве можно начать урок.


Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками


2.Актуализация опорных знаний На доске записаны два слова: сказ и сказка Учитель: Что общего у этих слов? Учащиеся: Это однокоренные слова. Учитель: Кто сможет дать объяснения эти словам? /Уч-ся пытаются лексическое значение слов./

Учитель: У меня на столе лежит «Толковый словарь» В. Даля. Давайте сверим наши предположения.

Сказ - устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу.

Бажов своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах показана жизнь и работа уральских мастеров, гранильщиков, камнерезов, старателей.

Сказка - вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик. (Слайд №2) -Попробуем определить характерные черты сказки и сказа. Соберите их. (Дети собирают на листах )


Сказ

Сказка

- Есть традиционный зачин

- Зачина нет

- Нет образа рассказчика

- Есть образ рассказчика

- Волшебные герои или добрые, или злые

- Нет деления на добрых и злых.

- Чтобы произошло волшебство, надо герою произнести заклинание

- Волшебная сила присуща героям изначально

- Не имеют реальной основы

- Есть реальная основа

Главное в сказах - это философская направленность: не жадничай, не бери у природы больше необходимого, в противном случае тебе грозит беда.
(Слайд №3)

3.Целеполагание

- Зачем мы делали это сравнение?

( Прочитали сказ П.П.Бажова «Серебряное копытце») Мы держим с тобою, приятель, в руках «Уральские сказы» о дивных горах. Здесь много случалось историй. Тут были и радость, и горе. Озера и реки здесь - как зеркала, Нам песню споет пожилая ветла И много расскажет нас басен Уральский лес чуден, прекрасен. А горы до неба почти достают, Красива природа - покой и уют. И добрые люди здесь сказки хранят, Которые о волшебстве говорят.

4.Совместная деятельность по достижению цели

-Кто автор этого произведения?

- Какова же цель нашего сегодняшнего урока? (Работа по тексту сказки )


5.Первичное закрепление достигнутых целей

- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказки. А звали его…

(Слайд №4)

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода - на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами.

На прошлом уроке мы познакомились со сказом « Серебряное копытце». Можете назвать идею произведения? ( заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.)

Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.

Восстановите текст.

Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.

Слова для справок: Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, кашу, ловила, весело.

(Слайд №5)
- Проверим себя. (Слайд №6)
Характеристика главных героев.
- Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». ( Слайд № 7,8,9,10) -Ребята , у нас перепуталось описание героев. Восстановите его. Кокованя и Даренка(Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная ,похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку) Дети выполняют в группах

( Слайд №11)

- Проверьте себя. (Слайд № 12) а)Кокованя (Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный). б)Дарёнка (Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку).
Проверка фронтальная
Групповая работа с текстом и иллюстрациями.

- Дома вы подготовили рисунки.

-Какую работу можно с ними провести?

-Какова цель этой работы.

-Каждая группа найдите к двум рисункам слова из текста. - К какому фрагменту текста относится иллюстрация? Что на ней изображено? Найдите отрывок и прочитайте его выразительно

ФИЗМИНУТКА (для глаз)

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону Работа с пословицами - Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости - пословицы. - Подумайте, какие из пословиц не соответствуют содержанию сказа? Богатство не синоним счастья. Желаешь себе добра - делай добро другим. Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни. Каких только чудес не бывает на свете. В благополучии человек сам себя забывает. Чёрствое сердце не знает благодарности. - Проверьте себя. ( Слайд №13 )

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение Составление и работа с тестом - Дома вы составили вопросы по содержанию сказки. Какую работу сейчас мы с ними проведем и какова цель этой работы?
Дети выполняют в группах Проверка фронтальная

8. Итог урока - А теперь приготовьте листочки, вы будете отвечать на вопросы теста по сказке. (Слайд 14) Тест 1) Сколько лет было Дарёнке? а) 8, б) 6, в) 7. 2) Какой окраски была кошка девочки, Мурёнка? а) серая, б) белая, в) бурая. 3) Из скольких веточек были рога у козлика? а) из 5, б) из 2, в) из 6. 4) На какой ноге у козлика было серебряное копытце? а) на левой передней, б) на правой передней, в) на правой задней. 5) Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя? а) 5, б) 3, в) 2. 6) Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном ложке? а) зелёные, б) фиолетовые, в) голубые. - Проверьте себя. (слайд 15 )

- Зачем Павел Бажов написал этот сказ?

- Чему учит этот сказ?

- Главная мысль этого произведения?

- Вам понравился сказ «Серебряное копытце» П.П.Бажова?

-У него ещё много сказов и вы можете с ними познакомиться самостоятельно.

(Слайды 16,17,18)

- Выделите, что же реального было в сказе.

9.Рефлексия

-Просигнализируйте светофорчиком понравился ли вам урок.

(Слайд 19)

Добрый волшебник с Урала,

Павел Петрович Бажов,

Чтоб нам грустно не стало,

Сказочный отпер засов.

Только засов отворился,

В сказку открылася дверь:

Запах лесов заструился, -

В мир ты волшебный поверь.

Чтоб Огневушка смешная

К кладам открыла нам путь,

Или змея голубая, -

Книги прочесть не забудь












Приложение №1

Сказ

Сказка

- Есть традиционный зачин

- Зачина нет

- Нет образа рассказчика

- Есть образ рассказчика

- Волшебные герои или добрые, или злые

- Нет деления на добрых и злых.

- Чтобы произошло волшебство, надо герою произнести заклинание

- Волшебная сила присуща героям изначально

- Не имеют реальной основы

- Есть реальная основа


Приложение №2



Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.

Слова для справок: Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, кашу, ловила, весело.


Приложение №3

Кокованя Даренка

летом промывал пески, махонькая,

носишко пуговкой, 6 лет,

добывал золото, зимой охотился,

ласковая, хозяйственная ,

похлёбку да кашу варила,

совершает добрый поступок,

смелая и весёлая, вежливый,

мудрый, внимательный,

любит кошку








Приложение №4


Богатство не синоним счастья.
Желаешь себе добра - делай добро другим.
Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
Каких только чудес не бывает на свете.
В благополучии человек сам себя забывает.
Чёрствое сердце не знает благодарности.



Приложение №5

Тест

1) Сколько лет было Дарёнке? а) 8, б) 6, в) 7. 2) Какой окраски была кошка девочки, Мурёнка? а) серая, б) белая, в) бурая. 3) Из скольких веточек были рога у козлика? а) из 5, б) из 2, в) из 6. 4) На какой ноге у козлика было серебряное копытце? а) на левой передней, б) на правой передней, в) на правой задней. 5) Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя? а) 5, б) 3, в) 2. 6) Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном ложке? а) зелёные, б) фиолетовые, в) голубые


© 2010-2022