Урок русского языка в 1 классе «Мягкий знак – показатель мягкости»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 1 классе «Мягкий знак - показатель мягкости».

УМК «Планета знаний»



Учитель начальных классов: Лизунова О.В.
Тема урока: Цели урока: - познакомить с буквой Ь как показателем мягкости предшествующих согласных; -развивать самостоятельно поисковую деятельность и творческие возможности; - развивать умение сравнивать произношение и написание слов; - развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь; - расширение словарного запаса; - формировать умение работать в паре; - воспитывать в детях любовь к родной природе и бережному отношению; - учить соблюдению гигиенических требований при письме. Ресурсы: учебник «Русский язык»,1 класс, таблицы, картинки с изображением животных: медведи. Формируемые УУД : 1 Познавательные УУД: -наблюдать за произношением слов с Ь; -формировать умение строить речевое высказывание в устной форме; - формировать готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; - развивать познавательную инициативу, умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве 2 Регулятивные УУД -формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; - развивать умение управлять своей деятельностью, действовать по образцу и заданному правилу; проявлять инициативность и самостоятельности, проявлять контроль и коррекцию. 3 Личностные УУД -способность к самооценке; - развивать чувство уверенности в своих возможностях; - формировать познавательные мотивы, т.е. интерес к новому; доброжелательное отношение к окружающим; - участвовать в учебном сотрудничестве 4 Коммуникативные УУД - формировать умение договариваться, находить общее решение -формировать собственное мнение; Характеристика учебной деятельности учащихся:

  • Доказывать обоснованность своего выбора.
  • Рассуждать при ответе на вопросы.
  • Изменять слова по образцу.
  • Проговаривать алгоритм букв, написания слов.
  • Комментировать ход своих рассуждений.
  • Проверять работу друг друга.
  • Восстанавливать деформированные слова, вставлять пропущенные слова.
  • Учиться соблюдать гигиенические требования при письме
Ход урока:
  1. Организационный момент.
- С добрым утром начать день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать А работать и писать.
- Назовите слова с Ь знаком? - Где стоит? - Какую роль выполнят Ь знак? - Какие еще знаки знаете? (Ъ,Ь)
  1. Вхождение в урок.
-Как вы думаете, какая тема урока? - Как может обозначаться на письме мягкость согласного звука? Я тетрадочку открою, И с наклоном положу, Я от вас, друзья, не скрою- Ручку я вот так держу. Сяду ровно, не согнусь, За работу я примусь.
III. Чистописание. 1. К Н Ы - Найдите в буквах сходные элементы (наклонная линия, «качалочка» и крючковая линия) Н Ы - «узелок», Уходим вправо вверх и на одну треть пишем «секрет».
  1. КОНЬ - пишем по пунктиру, затем самостоятельно один раз.
- Произнесите звук с рядом стоящим знаком. - Какой звук - Ъ или Ь. - Какую роль выполняет? Вывод: Обозначает мягкость согласного звука. - Сколько букв? (4) - Сколько звуков? (3) Вывод: (Ь знак звука не имеет).
  1. Самостоятельно восстанавливают слово к а р а н д а ш.
- Какое слово получили? - Что мы о нем знаем? (словарное слово, написание которого надо запомнить) - Поставить ударение. - Подчеркнуть безударные.
IV. Упражнения в тетради. 1. Интеллектуальный марафон. (Учитель читает двустишия, дети догадываются по смыслу рифмующиеся слова) - Запись с комментированием. Дверь- 1 слог, 5 б., 4 зв. Апрель- 2 сл., 6 б., 5 зв. Проводится звуко- буквенный анализ. - Почему звуков меньше? Вывод: (Ь знак звука не имеет). - Как слышим последний звук? (мягко) - Какую роль выполняет? - Что общего у этих слов? (пиши с мягким знаком на конце). 2. Упр.2 Дети по одному слову прочитывают и подчеркивают в них новые слова «слово в слове». Пеньки, плетень, коньки, шмель, зверьки, тюлень. - Где стоит Ь знак? - Какую роль выполняет?
V. Словарно- орфографическая работа. 1. Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте загадку и узнайте это слово. Кто в лесу глухом живет Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мед А зимой сосет он лапу. (медведь) 2. Слово МЕДВЕДЬ произошло от сложения слов - мед и еда. Буквально- «тот, кто ест мед» - «медоед».
  1. Каким медведя изображают в сказках? (глуповатым, неуклюжим, косолапым).
На самом деле это очень хитрый, ловкий, умный зверь.
  1. Какие виды медведей вы знаете?
(гималайский, бурый, белый) Гималайский и белый занесены в «Красную книгу». - Что такое «Красная книга»? (туда заносят вымирающие виды растений и животных).
  1. Когда так говорят.
«Медведь на ухо наступил» (У человека отсутствует музыкальный слух). Послушайте стихотворение. - Не умеет дятел петь Нет у дятла слуха, Говорят, ему медведь Наступил на ухо. ( Л. Татьяничева)
  1. Найдите это слово в учебнике.
- Сколько букв? (7б.) - Сколько звуков? (6зв.) - Сколько слогов? (2сл.) Запишите это слово с комментированием. ( Открывается на доске запись: медведь - е)
  1. Гнездо слов.
Медведь, медведюшка, медвежище, медведица, медвежий (жир), медвежатина, медвежатник, медвежонок.
  1. Составь словосочетание.
Медведь белый, бурый, и т.д., медвежонок маленький.
  1. Комментированное письмо.
- Ответьте на мой вопрос - предложением: Кто спит в берлоге? В берлоге спит медведь. Один ученик записывает у доски с комментированием. - Подчеркните главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
VI. Физкультминутка. - Покажите как двигается медведь, крадется лиса, прыгает заяц, летят птицы.


VII. Коллективная работа. На доске открывается: ОКУНЬ… - КИ ОГОНЬ… - КИ УГОЛЬ… - КИ ДЕНЬ… - КИ - Где стоит Ь знак? ( в конце) - Какую роль выполняет? - Давайте спрячем Ь знак в середину слова. Одного большого окуня «преобразуем» в другое слово, которое будет обозначать «много много маленьких окуней». - Где теперь стоит мягкий знак? ( в средине) Запишите слова с Ь в средине и с переносом. - Как переносятся слова с Ь в середине? (мягкий знак при переносе не отделяется от предшествующего согласного - остается на строке).
VIII. Физкультминутка. Я называю слова. Если есть Ь вы приседаете, а когда нет Ь прыгаете. - Банка, банька, угол, уголь, звери, зверь, зверьки, ел, ель, дни, день, мел, мель.
IX. Работа с учебником.
  1. Правило читаем (стр.36-37)
Давайте уточним может обозначаться на письме мягкость согласного звука Ь.
  1. Упр.3.Уитель читает задание.
Объяснение. -Какое сходство и различие? 1 предложение - девочки. 2 предложение - мальчики. Изменяют и записывают в тетрадь. Проверка 1 мальчик и 1 девочка. - Что изменилось?
X.Рефлексия. Подведение итогов урока: Я волшебник. Захочу- Появлюсь и превращу Мел, которым пишут в школе, В мель опасную на море. Кто волшебник -отгадай, Выше руки поднимай.(ь) -В чем его секрет? -Кто доволен своей работой на уроке? (Ответы детей.) - Что запомнили? - Сегодня на уроке активно работали……. -Давайте прочитаем и запомним эти слова, как обещание. Будем мы всегда, где надо, Мягкий знак писать в словах. Школьный прозвенел звонок, Завершается урок. Отдохнуть всех непременно Приглашает…(перемена) Урок окончен. Всем спасибо!

© 2010-2022