Работа со слабоуспевающими учениками в рамках внедрения ФГОС НОО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

Г.Н.Хакимова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 36» г.Анжеро-Судженска


При переходе на новые стандарты образования возникает много вопросов, ответы на которые можно найти, изучив внимательно эти самые стандарты. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предлагает: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный); изменение оценки результатов обучения (оценки не только предметных ЗУН, но личностных и метапредметных результатов); коренным образом меняется структура организации и проведения урока. Освоение основной образовательной программы начального общего образования происходит посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции-умения учиться. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться. Заложены ли инструменты в новых УМК для работы со слабоуспевающими учениками в рамках реализации ФГОС? Данный вопрос заинтересовал меня. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей. В 2013-2014 учебном году я набрала 1 класс по УМК «Школа России». Из 28 человек детский сад посещало 8 человек, 3 человека осталось на повторное обучение, остальные были неорганизованны. На начало учебного года 4 человека знали буквы, читали по слогам. По окончании 1 класса 8 человек решением ПМПК переведены в школы 7 и 8 видов. В ходе диагностирования выявлены следующие признаки отставания обучающихся по учебным предметам: 1. Недостаточный уровень умственного развития(не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий). 2. Несформированность учебных навыков.(ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, существенное, не может организовать своё время и распределить усилия). 3. Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность. неусидчивость). 4. Отсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение). 5. Несформированность произвольной сферы(ученик делает то, что ему нравиться и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач). 6. Ниже среднего познавательный интерес(требуется обеспечивать «эффект новизны»при решении учебных задач).

7. Низкий уровень словесно-логического мышления. 8. Низкая работоспособность(правильны и разумные способы учебной работы). Поэтому нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению. Таким образом, причинами неуспеваемости учащихся моего класса являются особенности организма, особенности личности, особенности воспитания в семье. Сформировалась проблема: как можно помочь слабоуспевающему ученику, развить необходимые УУД, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету. УМК «Школа России», разработан в соответствии с новыми образовательными стандартами, позволяет правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися и имеет для этого соответствующие инструменты. Своей цикличностью изложения учебного материала, осуществлением практической деятельности через деятельностный метод, способствует решению моей проблемы. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока. Также это и создание на уроке ситуации успеха. Осуществляя данный подход, при планировании урока, я учитываю следующие условия:

  1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.
  2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.
  3. Составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся.
  4. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся ( в идеале - каждого ученика)
  5. Осуществление оперативной обратной связи.
  6. Соблюдение педагогического такта.
Дифференцированные задания делю на обязательные и дополнительные. Обязательные способствуют умению правильно применять изученное правило для выработки навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильными для выполнения каждому ученику. Дополнительные рассчитаны на тех, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Рассмотрим виды таких заданий на примере изучения темы «Слово и предложение» по русскому языку. Определяем основные обобщённые, прогнозируемые результаты изучения темы:

1.Дети знают отличительные признаки слова и предложения.

2.Умеют:

  • составлять предложения из слов;

  • записывать предложения, изменяя слова по смыслу и указывая основу предложения.

Исходя из поставленных задач, подбираем разноуровневые задания на каждый урок.

Урок 1. «Слово. Предложение»

Прогнозируемые результаты.

Срезовая работа

Упражнения первого уровня

В конце урока учащиеся знают:

Отличительные особенности предложения

Умеют:

  • составлять предложения из слов

  • устанавливать границы предложений

  • устанавливать устную связь между словами в предложении при помощи вопросов

  • писать предложения с заглавной буквы и ставить нужный знак в конце предложения

Подчеркни предложение.

дед, да, баба, жили-были

были-жили, дед, да, баба

Жили-были дед да баба.

Баба, да, дед, жили-были.

Прочитай, установи границы предложений.

Лось не спеша шёл по лесу вдруг собаки подняли лай лось бросился во двор.

Коллективная работа.

1. Подчеркни предложение:

А) осень, золотая, наступила.

Б) Золотая, наступила, осень.

В) Наступила золотая осень.

2. Прочитай, установи границы предложений.

Алёша поймал щуку раба плавала в тазу.

Полусамостоятельная работа.

1. Подчеркни предложение:

А) ветер, дует, холодный.

Б) Дует холодный ветер.

В) Холодный, дует, ветер.

2. Прочитай, установи границы предложений.

Идёт дождик Люда делает уроки.

Самостоятельная работа.

1. Подчеркни предложение:

А) Опадают жёлтые листья.

Б) листья, жёлтые, опадают.

В) Жёлтые, опадают, листья.

2. Прочитай, установи границы предложений.

Наступила зима падает пушистый снег.

Урок 2. «Связь слов в предложении»

Прогнозируемые результаты.

Срезовая работа

Упражнения второго уровня

В конце урока учащиеся знают:

Как связываются слова в предложении

Умеют:

  • устанавливать устную связь между словами в предложении при помощи вопросов

  • связывать слова в предложение

  • находить основу предложения по алгоритму

Составь из слов предложения, запиши их.

Кот, Тишка, солнышко, на, грелся. Он, лапы, и, глаза, сжал, закрыл.

Составь из слов предложения, запиши их.

Коллективная работа.

Коля, речная, ловил, рыба. Зашуршали, камыши, высокие.

Полусамостоятельная работа.

На, окно, кактус, стоит.

Я, цветок, мама, подарю.

Самостоятельная работа.

Белка, ветка, сидит, на, рыжая.

Она, орехи, грызёт, лесные.


Проанализировав итоговую работу по изученной теме, я увидела, что 100% обучающихся моего класса достигли прогнозируемых результатов. Что ещё раз подтвердило правильное направление моей работы. Для организации дифференцированной деятельности на уроке я использую следующие методы:
1. Внутригрупповая дифференциация - учащиеся делятся на группы с учетом индивидуальных особенностей или степени подготовки.
2. Групповая дифференциация - разделение класса на группы, каждая из которых выполняет свое задание (возможна коллективная работа).
3. Фронтальная дифференциация - учащиеся выполняют одно упражнение, но учитель распределяет его задания по степени сложности разным детям.
4. Персональная дифференциация - каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно или с помощью учителя. Так же применяю такие образовательные технологий как: коллективный способ обучения, проектная деятельность, ИКТ. Что способствует формированию всего комплекса заданных ФГОС личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и умения учиться в целом. Всю учебную деятельность планирую в системе и комплексном подходе. Таким образом, работа со слабоуспевающими детьми с использованием технологии дифференциации учебной деятельности является важнейшим дидактическим условием, необходимым для того, чтобы все обучающиеся овладели знаниями, умениями и навыками, развивали УУД.

Литература

1. Арапов А.И. Дифференцированное обучение в истории отечественной педагогики и школе - Новосибирск НГПУ, 2003. - 243с.

2. Логинова О.Б., Ковалёва С.М. Планируемые результаты начального общего образования .- Москва. Просвещение, 2011. - 7с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - Москва. Просвещение, 1998. - 312с.

4. Юнина Е.А. Новые педагогические технологии. - Пермь,2008. - 148с.

5. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - Москва, 2000. - 453с.



© 2010-2022