- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка по теме ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Методическая разработка по теме ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Косыхина Т.Л. |
Дата | 26.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
6
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
АОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики»
Кафедра психологии и специального образования
Выпускная квалификационная работа
Косыхиной Татьяны Леонидовны
ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Научный руководитель:
Евсеева Венера Васильевна,
ст. преподаватель кафедры психологии и
специального образования
АОУ ДПО ИПК и ПРО УР
Дата защиты «4» июня 2015 года
Оценка
Зав. кафедрой
Ижевск 2015
ВВЕДЕНИЕ. Важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой усваивается система математических знаний, умений и навыков, является решение задач. Именно задачи являются тем средством, которое в значительной степени направляет и стимулирует учебно-познавательную активность учащихся с нарушением слуха. Как отмечает В.Б. Сухова «учебная деятельность, как и другие виды деятельности, побуждается мотивом, в качестве стимулов к учению выступают элементы занимательности» [17] Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. В школьном курсе математики решению текстовых задач придается большое значение, так как задачи способствуют развитию логического мышления, речи и других качеств продуктивной деятельности обучающихся. Педагогами и методистами признано, что решение задач является важнейшим средством формирования у младших школьников системы основных математических знаний, умений и навыков, одним из основных средств их математического развития (Ю.М. Колягин, Д. Пойа, А.А. Столяр и др.). Текстовые задачи - традиционно трудный для значительной части школьников материал. Он является центральным в методике обучения математике в начальной школе. Однако теоретические положения относительно нахождения пути решения задачи для детей с нарушением слуха остаются недостаточно разработанными - этим обуславливается актуальность вопроса исследования. Арифметические способы решения текстовых задач приучают детей к первым абстракциям, позволяют воспитывать логическую культуру, могут способствовать созданию благоприятного эмоционального фона обучения, развитию у школьников эстетического чувства применительно к решению задачи (красивое решение) и изучению математики, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету. На сегодняшний день не прекращаются поиски эффективной методики обучения решению текстовых задач школьников с нарушением слуха. Отсюда вытекает проблема исследования - необходимость поиска эффективных форм, методов и средств организации деятельности обучающихся, воспитанников с нарушением слуха на уроках математики для выработки умения решать текстовые задачи. Цель исследования - выявить особенности работы при решении текстовых задач с обучающимися, воспитанниками с нарушением слуха; с учётом этих особенностей определить эффективные пути формирования умения решать текстовые задачи воспитанниками с нарушением слуха. В качестве объекта исследования рассматривается процесс решения текстовых задач по математике младших школьников с нарушением слуха. Предмет исследования - способы организации работы над пониманием смысла текстовой задачи с обучающимися, воспитанниками с нарушением слуха на уроках математики в процессе решения текстовых задач. Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
- Изучение научной и методической литературы по данной теме.
- Подбор форм, методов и приёмов исследования при решении текстовых задач.
- Исследование умения решать текстовые задачи обучающимися, воспитанниками с нарушением слуха.
- Организация работы над повышением умения обучающихся с нарушением слуха решать текстовые задачи.
- Анализ результатов.
- теоретический (анализ научной, методической литературы по теме работы);
- тестирование учащихся - с целью определения уровней сформированности умений младших школьников с нарушением слуха решать текстовые задачи.
Таблица №1.
Классификации задач по различным основаниям.
№
Основанные классификации
Виды задач
Видовая характеристика
1
Цели решения задач
научные
способствовать развитию математики и ее приложений, науки в целом
учебные
формирование математических знаний, умений и навыков у обучаемых
2
Характер объектов
математические задания
все математические объекты
текстовые
хотя бы один объект является реальным предметом или явлением
3
Количество данных
с избыточными данными
содержат информацию, которая не нужна для выполнения требования задачи
с недостающими данными
содержат недостаточно информации для выполнения требования задачи
4
Уровень сложности
типовые
решение задачи состоит в стереотипном воспроизведении заученных действии
творческо- воспроизводящие
решение задачи требует некоторой модификации заученных действий в изменившихся условиях
творческие, эвристические
решение задачи требует поиска новых, еще неизвестных способов действий
5
Количество выполняемых при решении действий
простые
для решения задачи требуется выполнить одно действие
составные
для решения задачи требуется выполнить более одного действия Решение задач - это работа несколько необычная, а именно умственная работа. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа. Значит, для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что собой они представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач. Каждая задача - это единство условия и цели. Если нет одного из этих компонентов, то нет и задачи. Это очень важно иметь в виду, чтобы проводить анализ текста задачи с соблюдением такого единства. Это означает, что анализ условия задачи необходимо соотносить с вопросом задачи и, наоборот, вопрос задачи анализировать направленно с условием. Их нельзя разрывать, так как они составляют одно целое. Математическая задача - это связанный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии [16]. Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования (вопроса). В условии соблюдаются сведения об объектах и некоторых величинах, характеризующих данные объекта, об известных и неизвестных значениях этих величин, об отношениях между ними. Требования задачи - это указание того, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме («Найди массу пустого бочонка» или «Сколько пачек чая осталось?»). Рассматривая задачу в узком смысле этого понятия, в ней можно выделить следующие составные элементы:
- словесное изложение сюжета, в котором явно или в завуалированной форме указана функциональная зависимость между величинами, числовые значения которых входят в задачу;
- числовые значения величин или числовые данные, о которых говорится в тексте задачи;
- задание, обычно сформулированное в виде вопроса, в котором предлагается узнать неизвестные значения одной или нескольких величин. Эти значения называют искомыми.
- нужно, чтобы в сознание детей вошли и укрепились вторичные сигналы к определенным понятиям, связанным с задачей;
- выработать умение видеть в задаче данные числа и искомое число;
- научить сознательно выбирать действия и определять компоненты этих действий [8].
- решением задачи называют результат, то есть ответ на требование задачи;
- решением задачи называют процесс нахождения этого результата, то есть всю деятельность человека, решающего задачу, с момента начала чтения задачи до окончания решения;
- решением задачи называют лишь те действия, которые производят над условиями и их следствиями на основе общих положений математики для получения ответа задачи [16].
Схема №1.
Классификация подходов к решению текстовых задач.
Важнейшим этапом решения задачи является первый этап - восприятие задачи (анализ текста). Цель этапа - понять задачу, т.е. выделить все множества и отношения, величины и зависимости между ними, числовые данные, лексическое значение слов. Результатом выполнения этого этапа является понимание задачи, так как с точки зрения психологии восприятие текста - это его понимание. Не поймешь задачу - не решишь ее. Для того чтобы добиться понимания задачи, полезно воспользоваться разными приемами, которые накопились в современной методике. Приемы выполнения анализа задачи:
- драматизация, обыгрывание задачи;
- разбиение текста задачи на смысловые части;
- постановка специальных вопросов;
- переформулировка текста;
- перефразирование задачи (заменить термин содержанием; заменить описание термином, словом; заменить слово синонимом; убрать несущественные слова; конкретизировать, добавив не меняющие смысл подробности);
- построение модели (схема, рисунок, таблица, чертеж, предметная модель, выражение);
- определение вида задачи и выполнение соответствующей схемы - краткой записи.
- рассуждения (от условия к вопросу; от вопроса к условию; по модели; по словесному заданию отношений);
- составление уравнения;
- частный подход решения задач, название вида, типа задачи [18].
- арифметические действия, оформленные выражением, по действиям (без пояснения, с пояснением, с вопросами);
- измерение, счет на модели;
- решение уравнений;
- логические операции;
- прикидка ответа или установление границ с точки зрения здравого смысла, без математики.
- по смыслу полученных выражений;
- осмысление хода решения по вопросам
- решение другим способом;
- решение другим методом;
- подстановка результата в условие;
- сравнение с образцом;
- составление и решение обратной задачи.
- формирование речи как средства мыслительной деятельности;
- обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений;
- формирование словесно-логического мышления - развитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение);
- овладение началами логической грамоты.
Выводы по главе 1. Разрозненные указания учителей по решению задач быстро забываются учениками, они не приобретают навыков решения текстовых задач. Без конкретной программы деятельности учащихся, без алгоритмов, системы приемов поиска решения задачи трудно организовать процесс решения задач. Поэтому необходимы «ускорители» для приобретения навыков решения: иллюстрация, схемы, таблицы, дополнительные символы, условные знаки, стрелки, способствующие более конкретному наглядному представлению об отношениях между частями задачи, связях между величинами, порядке этих связей. Это позволяет стимулировать у учащихся с нарушением слуха развитие наглядно- действенного мышления и на основе его в дальнейшем - образного мышления.
- ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Таблица № 2.
Слуховые и речевые возможности обучающихся 3 «Б» класса.
имя
речевые возможности
словарный запас
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Саша Б.
+
+
Дилара Г.
+
+
Кристина П.
+
+
Ваня С.
+
+
Милана Ф.
+
+
2.2. Методы и результаты исследования. Нами были использованы следующие методы исследования:
- анкетирование учащихся.
5) Можешь ли ты записать ответ? Обработка результатов анкетирования нашла отображение в таблице № 3.
Таблица № 3.
Отношение учащихся к текстовым задачам.
Нравится ли тебе решать задачи
Всегда ли ты понимаешь условие задачи
Всегда ли ты можешь выделить неизвестную величину в задаче
Можешь ли ты выполнить решение задачи и оформить его
Можешь ли ты записать ответ
Саша Б.
-
-
-
-
-
Дилара Г.
+
-
-
-
+
Кристина П.
+
-
-
-
-
Ваня С.
-
-
-
-
-
Милана Ф.
+
-
-
-
-
- Было организовано также наблюдение за процессом решения задач испытуемыми.
- умение различать задачу от текста;
- работа над содержанием текста;
- поиск решения задачи;
- решение задачи и оформление ответа;
- оценивалось также знание математической терминологии, необходимой для правильного решения задачи.
Таблица № 4.
Умение видеть компоненты задачи.
1
2
3
4
Саша Б.
-
-
-
-
Дилара Г.
+
+
-
+
Кристина П.
-
+
-
-
Ваня С.
+
-
-
-
Милана Ф.
+
+
+
-
Задание № 2. Цель: выявить умение решать простые и составные задачи. Обучающимся было предложено решить простую и составную задачу. 1. На верхней полке было 5 книг, а на нижней на 4 книги больше. Сколько книг было на нижней полке? 2. На верхней полке было 5 книг, а на нижней на 4 книги больше. Сколько всего книг было на полках? Обработка результатов задания № 2 нашло отображение в таблице № 5.
Таблица № 5.
Решение простых и составных задач.
Имя ребенка
Простая задача
Составная задача
Саша Б.
-
-
Дилара Г.
+
-
Кристина П.
+
-
Ваня С.
-
-
Милана Ф.
-
- Проведя анкетирование учащихся с нарушением слуха мы получили следующие результаты: 60 % детей нравится решать задачи. 100 % учащихся не понимают условие задачи, что связано с бедным словарным запасом, не могут выделить неизвестную величину в задаче, не могут выполнить решение задачи и оформить его, и лишь 20 % обучающихся могут записать ответ. Исходя из результатов анкет, есть основания полагать, что дети не стремятся к решению задач. Успешность решения всех задач обучающимися, воспитанниками с нарушением слуха.
Таблица № 6.
Успешность решения всех задач обучающимися, воспитанниками с нарушением слуха.
Имя ребенка
Этапы решения задач
Успешность решения задач
Запись условия
Выбор решения
Запись ответа
Саша Б.
-
-
-
0%
Дилара Г.
+
+
-
66%
Кристина П.
+
-
-
22%
Ваня С.
-
-
-
0%
Милана Ф.
+
-
-
22%
Выводы по 2 главе: в связи с тем, что обучающиеся допустили ошибки, как при составлении условия, так и выборе решения и записи ответа, то есть необходимость продолжить работу по развитию умения воспитанников с нарушением слуха решать задачи. Можно выделить основные причины, вызывающие у учащихся с нарушением слуха затруднения при поиске решения:
- бедный словарный запас;
- низкий уровень осознанности чтения;
- неумение выделить величины, о которых идет речь в задаче;
-
неумение установить функциональную зависимость в математических символах;
- неумение выразить эту зависимость в математических символах;
- слабые навыки схематической и символической записи условия, способствующей анализу задачи, выражению зависимостей между величинами, входящими в задачу.
1. Упражнения для выделения компонентов задачи.
- Соедини линиями в правильном порядке.
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ Сколько лет сестре?
ВОПРОС ЗАДАЧИ Сестре 10 лет.
ОТВЕТ 8 + 2 = 10(лет)
- Подчеркни условие задачи синим карандашом, а вопрос - красным.
- Поставь знак «+» там, где записана задача, в остальных случаях поставь знак «-».
- Поставь знак «+» там, где записана задача, в остальных случаях поставь знак «-».
2. Упражнения для нахождения вопроса задачи. Внимательно прочитай условие задачи. Рассмотри решение и определи, какой вопрос был в задаче. Подчеркни его.
а) У Миши 10 карандашей, а у Лены - 5. 10 + 5 = 15 (к.) *На сколько у Лены больше карандашей, чем у Миши? *Сколько всего карандашей у детей? б) У Миши 10 карандашей, а у Лены на 5 карандашей больше. 10 + 5 = 15 (к.) *Сколько всего карандашей у детей? *Сколько карандашей у Лены.
3. Упражнения для нахождения способов решения задачи.
- Запиши номера задач, в которых нужно найти сумму.
- Соедини задачу и её решение.
У Винни - Пуха было 6 баночек мёда. Стало на 2 баночки меньше. Сколько баночек мёда стало у Винни - Пуха?
6 + 2
6 - 2 Кролик посадил 6 грядок моркови и 2 грядки свёклы. Сколько грядок овощей посадил Кролик? У пятачка было 6 шариков. Через день 2 шарика лопнули. Сколько шариков осталось у Пятачка? Кролик сорвал сначала 6 морковок, потом ещё 2 моркови. Сколько морковок сорвал Кролик?
- Соедини задачу с её решением.
У Кати 5 шоколадных конфет и 3 карамели. Сколько всего конфет у Кати?
5 + 3
5 - 3 У Кати 5 шоколадных конфет, а карамелей на 3 меньше. Сколько карамелей у Кати? У Кати 5 шоколадных конфет и 3 карамели. На сколько шоколадных конфет больше, чем карамелей? У Кати 5 шоколадных конфет, а карамелей на 3 больше. Сколько карамелей у Кати?
- Соедини задачу с её решением.
В вазе 4 ромашки и 5 колокольчиков. На сколько ромашек меньше, чем колокольчиков?
4 + 5
5 - 4
В вазе 4 ромашки и 5 колокольчиков. Сколько всего цветов в вазе? В вазе 4 ромашки, а колокольчиков на 5 больше. Сколько колокольчиков в вазе? В вазе 5 колокольчиков, а ромашек на 4 меньше. Сколько ромашек в вазе?
- Выбери верное решение задачи, подчеркни его.
- Выбери верное решение задачи, подчеркни его.
- Выбери верное решение задачи, подчеркни его.
4. Упражнения на нахождения решения задач по данному вопросу.
- Напиши к каждому вопросу решение.
Сколько всего у Лены кроликов?
На тарелке 6 груш и 4 яблока. На сколько груш больше, чем яблок?
Сколько всего фруктов на тарелке?
У Оли было 5 наклеек. Её подарили ещё 3 наклейки. На сколько наклеек у Оли было больше, чем ей подарили?
Сколько наклеек стало у Оли?
У Коли 4 больших закладки и 5 маленьких. Сколько всего закладок у Коли?
На сколько больших закладок всего у Коли меньше, чем маленьких?
Даша купила 4 тетради в линейку, а в клетку на 2 тетради больше? Сколько всего тетрадей купила Даша?
Сколько тетрадей в клетку купила Даша?
5. Упражнения для умения соотносить выражение с решением.
- Что обозначает каждое выражение? Соедини их стрелками.
- В вазе лежало 2 вишенки и 5 клубничек.
6. Упражнения для развития умения составлять схему к задаче.
- Начерти схему и запиши решение задачи.
- У Даши было 3 карандаша. Стало на 2 карандаша больше. Сколько карандашей стало у Даши?
- Для супа бабушка сорвала 5 морковок. Затем 2 морковки она почистила. Сколько морковок осталось почистить?
7. Упражнения для подбора решения к схеме. Запиши выражение к каждой схеме и найди его значение. ? 10 10
6 4 6 ? 4 ?
6 ? 6
? 4 4
8. Упражнения для подбора данных к схеме по условию задачи. Заполни схемы. Реши задачи. а) На клумбе выросло 10 гвоздик. Когда несколько гвоздик сорвали, осталось 4 гвоздики. Сколько гвоздик сорвали? Г.
ост. сорв. Г. г.
б) У Лизы 8 мячей, а медвежат на 3 меньше. Сколько медвежат у Лизы?
На одной льдине сидели 4 пингвина, а на другой 2 пингвина. Сколько всего пингвинов на льдинах?
?
4 п
2 п
У Вали было 8 конфет. 3 она съела. Сколько конфет осталось у Вали?
8 к
3 к
?
На одной грядке выросли 6 тыкв, а на другой - 4. На сколько тыкв больше выросло на первой грядке?
6 т
?
4 т
Брат и сестра наряжали ёлку. Марина повесила на ёлку 10 шариков, а Витя на 2 шарика меньше. Сколько шариков повесил на ёлку Витя?
ш
ш
ш
3.2. Эффективность системы работы. Практическая ценность обучения младших школьников решению текстовых задач разнообразными способами в современных условиях заключается совсем не в том, чтобы раз и навсегда вооружить их приемами решения различных задач, которые будут возникать в дальнейшем обучении, а в том, что оно обогатит их опыт мыслительной деятельности. В процессе обучения обучающиеся познакомились с этапами решения задач, научились анализировать условие задачи. На уроке при решении задач воспитанники выполняют схематическую запись, оформляют условие задачи вместе с классом, затем самостоятельно проводят решение. Ответы проверяются в устной форме: школьники рассказывают ход решения задачи, а потом обосновывают ответ. При решении задач у учащихся 3 класса возникают следующие трудности:
- трудности, связанные с разделением условия на логические составляющие;
- трудности в выборе схематической записи для конкретной задачи, ее оформлении;
- в выборе неизвестной величины.
- обучающиеся неосознанно читают условия задачи;
- как следствие неосознанного чтения задачи, не могут выявить процессы, описываемые в задаче.
- система заданий носила развивающую направленность, способствовала не только формированию определенных математических умений и навыков, но, в первую очередь, содействовала развитию логического мышления школьников, учила их определенным мыслительным приемам;
- в систему включали учебные задачи, которые помогают сформировать такие операции, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификация;
- система заданий учитывала возрастные психологические особенности обучающихся.
- Мыслительные умения, восприятие и память при решении задач. Решение математических задач требует применения многочисленных мыслительных умений: анализировать заданную ситуацию, сопоставлять данные и искомые; конструировать простейшие математические модели, осуществляя мысленный эксперимент; синтезировать, отбирая полезную для решения задачи информацию, систематизируя ее; кратко и четко, в виде текста, символически, графически и т. д. оформлять свои мысли; объективно оценивать полученные при решении задачи результаты, обобщать или специализировать результаты решения задачи, исследовать особые проявления заданной ситуации.
- Обучение мышлению. Эффективность математических текстовых задач и упражнений в значительной мере зависит от степени творческой активности младших школьников при их решении. Одно из основных назначений задач и упражнений и заключается в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность обучающихся на уроке. Математические задачи должны, прежде всего, будить мысль школьников, заставлять ее работать, развиваться, совершенствоваться. Правильно организованное обучение решению задач приучает к полноценной аргументации.
- Задачи, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся. Необходимы математические текстовые задачи и упражнения, которые бы активизировали мыслительную деятельность школьников. Выделяют следующие виды задач: задачи, рассчитанные на воспроизведение (при их решении опираются на память и внимание); задачи, решение которых приводит к новой, неизвестной до этого мысли, идее; творческие задачи.
Таблица № 8.
Отношение учащихся к текстовым задачам.
Нравится ли тебе решать задачи
Всегда ли ты понимаешь условие задачи
Всегда ли ты можешь выделить неизвестную величину в задаче
Можешь ли ты выполнить решение задачи и оформить его
Можешь ли ты записать ответ
Саша Б.
+
-
-
-
-
Дилара Г.
+
+
+
+
+
Кристина П.
+
+
+
+
+
Ваня С.
-
-
-
-
-
Милана Ф.
+
+
-
-
+
Обработка результатов задания № 1 нашло отображение в таблице № 8.
Таблица № 8.
Умение видеть компоненты задачи.
1
2
3
4
Саша Б.
-
+
-
+
Дилара Г.
+
+
+
+
Кристина П.
+
+
+
+
Ваня С.
+
+
-
+
Милана Ф.
+
+
+
+
Обработка результатов задания № 2 нашло отображение в таблице № 9.
Таблица № 9.
Решение простых и составных задач.
Имя ребенка
Простая задача
Составная задача
Саша Б.
+
-
Дилара Г.
+
+
Кристина П.
+
+
Ваня С.
+
-
Милана Ф.
+
+
Таблица № 10.
Успешность решения всех задач обучающимися, воспитанниками с нарушением слуха.
Запись условия
выбор решения
Запись ответа
Успешность решения задач
Саша Б.
+
-
-
33%
Дилара Г.
+
+
+
100%
Кристина П.
+
-
+
66%
Ваня С.
+
-
-
33%
Милана Ф.
+
-
+
66%
Полученные результаты сравнивались с предыдущими, что отражено в диаграмме. Успешность решения всех задач обучающимися, воспитанниками с нарушением слуха.
Таким образом, результаты проведенной работы показали, что у воспитанников с нарушением слуха произошли положительные изменения в работе при решении текстовых задач. Обучающиеся стали с большим интересом относиться к решению текстовых задач, более успешно усваивать программный материал. У них сформировалась мотивация к изучению математики, произошли значительные изменения в работе при решении текстовых задач. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Учебные математические задачи являются очень эффективным и часто незаменимым средством усвоения обучающимися понятий и методов школьного курса математики, вообще математических теорий. Велика роль задач в математическом воспитании школьников, в формировании у них умений и навыков в практических применениях математики. Решение задач хорошо служит достижению всех тех целей, которые ставятся перед обучением математике. Правильная методика обучения решению математических задач играет существенную роль в формировании высокого уровня математических знаний, умений и навыков воспитанников. Решая математическую текстовую задачу, обучающийся, воспитанник с нарушением слуха познает много нового: знакомится с новой ситуацией, описанной в задаче, с применением математической теории к ее решению, познает новый метод решения или новые теоретические разделы математики, необходимые для решения задачи, и т.д. Иными словами, при решении математических задач школьник приобретает математические знания, повышает свое математическое образование, развивает логическое мышление. Решение текстовых задач и нахождение разных способов их решения на уроках математики способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности; для развития умения кратко, четко и правильно излагать свои мысли. Решение задач разными способами, получение из нее новых, более сложных задач и их решение в сравнении с решением исходной задачи создает предпосылки для формирования у воспитанника умения находить свой «оригинальный» способ решения задачи, воспитывает стремление вести «самостоятельно поиск решения новой задачи», той, которая раньше ему не встречалась. Организованная на этой основе коррекционная работа строилась с использованием различных методов: наглядных, практических, словесных, игровых. В результате этой работы отмечены положительные изменения в отношении воспитанников к текстовым задачам; у обучающихся, воспитанников с нарушением слуха обогащается лексико-фразеологический запас, развивается умение грамматически правильно строить высказывания, а также развивается логическое мышление. Таким образом, система работы по решению текстовых задач с обучающимися, воспитанниками с нарушением слуха доказала свою эффективность. Её своевременное внедрение в 3 классе в практическую работу на уроках математики, способствует развитию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, развитию восприятия, формированию математических понятий, развитию памяти, интеллекта, положительного отношения воспитанников к текстовым задачам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреева Е.И. Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей. Сборник научных трудов. - Ленинград, 1973 г. 2. Белошистая А.В. Методика преподавания математики в начальной школе / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2005. - 455с. 3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.:, 2002 г. 4. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушением слуха. М., Просвещение, 1975г. 5. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М.: 1963 г. 6. Боскис P.M. Вопросы специального обучения слабослышащих детей. М., Просвещение, 1965 г. 7. Выготский Л.С. Лекции по педологии. - Ижевск, изд-во УдГУ, 1996 8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, Т. 2, 1982 г. 9. Головиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. - М.: 2001г. 10. Демидов Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач. - М.: «Academia». 2002 11. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1класса. М.: Просвещение, 1989г. 12. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Н.Б. Истомина - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 512с. 13. Колоскова О.П. Формирование учебных умений младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач / О.П. Колоскова // Начальная школа. - 2008. -№9,- С.29-32. 14. Мамыкина, М.Ю. Работа над задачей / М.Ю. Мамыкина // Начальная школа. - 2003. - №4. - С. 17-21. 15. Марциновская Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников.- М.: Педагогика,1985 г. 16. Матвеева Н.А. Методические приемы обучения составлению текстовых задач // Начальная школа №6. 2003. с.41-44 17. Моршнева, Л.Г. Дидактический материал по математике / Л.Г. Моршнева, З.И. Альхова. - Саратов: Лицей, 1999. - 129с. 18. Нуралиева Г.В. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школьных отделений педагогических училищ. 2-е изд., испр. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. 19. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. Под ред. Р.М.Боскис, К.Г.Коровина. М.: Педагогика, 1981 г. 20. Повышение вычислительной культуры учащихся. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1981 г. 21. Пойа Д. Как решать задачу: Пособие для учителей. М., 1961. 22. Pay Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. М., 1961. 23. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Педагогика, 1978. 24. Смолеусова Т.В. Этапы, методы и способы решения задачи// Начальная школа №12. 2003. с.62-67 25. Сурдопедагогика. Под ред. М.И.Никитиной. - М.: Просвещение, 1989 г. 26. Сухова В.Б. Обучение математике в подготовительном - 4 классах школ глухих и слабослышащих. М. «Просвещение», 1991. 27. Темербекова А.А. Методика преподавания математики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.А. Темербекова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 490с. 28. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. - М.: Просвещение, 1978 г. 29. К. Д. Ушинский. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 1. Проблемы педагогики. -М.: Издательство «Дрофа», 2005г. 30. Фридман, Л.М. Методика обучения решению математических задач / Л.М. Фридман // Математика в школе. - 1991.- №5. - С.27-29. 31. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. -- М.: Лабиринт, 2004. 32. Шелехова Л.В. Сюжетные задачи по математике в начальной школе. - М.: «Чистые пруды». 2007 33. Шикова, Р.Н. Методика обучения решению задач, связанных с движением тел / Р.Н. Шикова // Начальная школа. - 2000. - №5. - С.64-69.
Приложение. ЗАДАЧИ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ ВТОРОГО ДЕСЯТКА 1. В одном первом классе 10 отличников, а в другом - 9. Сколько отличников в двух классах? 2. Ване сейчас 12 лет. Сколько лет ему будет через 5 лет? 3. Мальчик в уплату за цветные карандаши принес 15 рублей, 3 рубля и 2 рубля. Сколько стоят цветные карандаши? 4. На площадке играло 6 мальчиков и 10 девочек. Сколько всего детей играло на площадке? 5. На уроках труда Толя сделал 18 счетных палочек. Из них 12 палочек были красные, а остальные синие. Сколько синих палочек сделал Толя на уроке труда? 6. Стол накрыли к празднику на 12 персон, а пришли 10 человек. Сколько на столе лишних приборов, которые необходимо убрать? 7. На озере плавало 8 лебедей и несколько уток. Всего было 20 птиц. Сколько уток плавало на озере? 8. На одной стороне улицы посадили 10 деревьев, а на другой 8 деревьев. Сколько деревьев на двух сторонах улицы? 9. В коробке было 20 конфет. 4 конфеты съели за завтраком. Сколько конфет осталось в коробке? 10. У Миши 17 марок, ему подарили еще 3 марки. Сколько марок стало у Миши? 11. В зале горели 15 лампочек. 3 лампочки перегорели. Сколько лампочек продолжало гореть? 12. У Славы было несколько марок. Ему подарили еще 2 марки, и у него стало 15 марок. Сколько марок было у Славы первоначально? 13. В класс принесли 19 учебников. Из них 11 учебников русского языка, а остальные - математики. Сколько учебников математики принесли в класс? 14. Маша посадила 20 кустов помидоров. 17 кустов принялись, а остальные завяли. Сколько кустов из посаженных Машей не принялись? 15. На столе стояло 18 тарелок, а ложек лежало 20 штук. Сколько лишних ложек было на столе? ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ 1.На верхней полке лежало 5 книг. Столько же книг было на нижней полке. Сколько книг было на нижней полке? 2. На верхней полке было 5 книг, а на нижней столько же и еще 4 книги. Сколько книг было на нижней полке? 3. На верхней полке было 5 книг, а на нижней на 4 книги больше. Сколько книг было на нижней полке? 4. Брату 13 лет, а сестра на 4 года моложе. Сколько лет сестре? 5. У Дениса 19 марок, а у Алеши на 3 марки меньше. Сколько марок у Алеши? 6. Дима нашел» 10 белых грибов, а Сережа на 3 гриба больше. Сколько грибов нашел Сережа? 7. В нашем подъезде 20 квартир, а в соседнем на 2 квартиры меньше, чем в нашем. Сколько квартир в соседнем подъезде? 8. В первый день с яблони сняли 15 яблок, а во второй день на 5 яблок больше. Сколько яблок сняли во второй, день? 9. Ящик с яблоками весит 14 кг, а ящик с абрикосами на 3 кг меньше, чем ящик с яблоками. Сколько весит ящик с абрикосами? 10. У Маши 12 марок, это на 5 марок меньше, чем у Наташи. Сколько марок у Наташи? 11. В инсценировке участвовало 12 мальчиков, а девочек на 3 больше. Сколько девочек участвовало в инсценировке? 12. В одном выставочном зале висело 17 картин, а в другом на 3 картины больше. Сколько картин висело во втором выставочном зале? 13. В одной вазе было 11 астр, а в другой на 2 астры больше. Сколько астр было во второй вазе? 14. Зубная паста стоит 14 рублей, а кусок мыла на 4 рубля дешевле. Сколько стоит кусок мыла? 15. Бабушка испекла 12 пирожков с мясом, а с яблоками на 2 пирожка больше. Сколько пирожков испекла бабушка с яблоками? ЗАДАЧИ С ЛИШНИМИ ИЛИ НЕДОСТАЮЩИМИ ДАННЫМИ 1. Чтобы дети лучше понимали решение задач, в которые входят числа, условие и вопрос, необходимо постепенно, время от времени, предлагать им конкретные, специальные задания, а именно задачи без числовых данных или с недостающими данными, например: а) У Миши и у Вани было по несколько кубиков. Сколько всего кубиков было у Миши и у Вани? б) В детском саду было 5 красных мячей и несколько синих. Сколько всего мячей было в детском саду? (Цель будет достигнута, если дети скажут, что эти задачи нельзя решить, так как в них нет или недостает чисел.) 2. В книге 10 страниц. 4 страницы ученик прочитал. (В этом случае цель будет достигнута, если ученики скажут: «А что надо узнать в этой задаче?») 3. Составить задачи к числовым данным. Задание учителя: а) Дети, решите задачу про 7 мячей и 3 мяча. б) Придумайте задачу, в которой надо к 5 прибавить 3, от 9 отнять 2. (Детьми вносятся соответствующие поправки, после чего они вместе с учителем решают эти задачи.) 4. На первой полке лежало 30 книг, на второй 10 книг, а на третьей на 5 книг больше, чем на второй полке. Сколько книг лежало на третьей полке? (Здесь требуется установить, какие величины связаны моду собой, а какие нет. Здесь есть лишние данные.) 5. Сколько груш росло в саду, если их было на 12 деревьев больше, чем яблонь? (Это задача с недостающими данными, и она не имеет решения. Хорошо, если ученик укажет эти недостающие данные,) 6. Маша в саду собирала ягоды,. Она набрала две банки смородины и 5 стаканов малины. Сколько ягод набрала Маша? (Данную задачу нельзя решить, так как масса ягод измерена разными мерками и над указанными числами нельзя производить математические действия.) 7. В автобусе ехало 36 человек. Сколько человек осталось в автобусе после того, как на остановке вышли 39 человек? (Данную задачу тоже нельзя решить, так как предложенные числовые данные не соответствуют смыслу задачи.) 8. На столе лежало 7 груш, 3 розы, 5 яблок и 4 гвоздики. Сколько цветов лежало на столе? 9. Чтобы украсить класс, ребята принесли 5 ваз с цветами и еще 3 гвоздики. Сколько всего цветов принесли ребята? 10. В ларек привезли ящики с яблоками. Сколько продали ящиков, если осталось 9 ящиков? ЗАДАЧИ ДЛЯ УСТНОГО СЧЕТА 1. В ведре 12 литров, а в бидоне на 3 л меньше; Сколько, литров в бидоне? 2. Брат и сестра нашли вместе 15 грибов. Брат нашел 7 грибов. Сколько грибов нашла сестра 3. Ученик решил 4 примера, ему осталось решить еще 7 примеров. Сколько примеров надо было решите ученику? 4. В одном куске 10 м материи, а во втором на 3 м больше. Сколько метров во втором куске? 5. Альбом стоит 11 рублей, а тетрадь на 6 рублей дешевле. Сколько стоит тетрадь? 6. Чему равна сумма чисел 13 и 7? 7. В магазине было 20 кг яблок. Один покупатель купил 4 кг, а другой 5 кг. Сколько килограммов яблок осталось в магазине? 8. У мамы было 20 рублей. Она купила сыну линейку за 5 рублей и тетрадь за 5 рублей. Сколько денег у нее I осталось? 9. В гараже стояло 18 машин. Утром уехали 4 машины, а днем 9 машин. Сколько машин осталось в гараже? 10. Во дворе играли четверо детей. К ним пришли еще 2 девочки и 3 мальчика. Сколько детей стало играть во дворе? 11. Лене 17 лет, а Ире 13 лет. На сколько лет Ира младше Лены? 12. После того как на покупку овощей истратили 14 рублей, в кошельке осталось 5 рублей. Сколько денег было в кошельке первоначально? 13. После того как на улице высадили еще 9 деревьев, там стало 13 деревьев. Сколько деревьев было на улице до посадки? ЗАДАЧИ НА СРАВНЕНИЕ 1. У кошки 3 серых котенка и 2 белых. На сколько серых котят больше, чем белых? 2. У бабушки 9 цыплят и 7 утят. На сколько утят меньше, чем цыплят? 3. На стройку привезли 15 машин песка и 10 машин цемента. На сколько машин больше песка, чем цемента? 4. В живом уголке живут 2 канарейки и 5 рыбок. На сколько меньше канареек, чем рыбок? 5. В Ведре 9 литров воды, а в кастрюле 4 литра. На сколько больше литров в ведре, чем в кастрюле? 6. В одной команде 6 игроков, а в другой 5 игроков. Что надо сделать, чтобы игроков было поровну? 7. Папа купил картофель и лук. Картофеля 18 кг, а лука 8 кг. На сколько килограммов картофеля больше, чем лука? 8. Книга стоит 18 рублей, а тетрадь 5 рублей. На сколько рублей тетрадь дешевле книги? 9. В 1 A классе 20 учеников, а в 1 В классе 19 учеников. На сколько учеников больше в 1-А, чем в 1-Б классе? 10. Карандаши стоят 14 рублей, а фломастеры 18 рублей. На сколько карандаши дешевле фломастеров? 11. На столе стоит 20 мелких тарелок и 17 глубоких. На сколько меньше глубоких тарелок, чем мелких? 12. Маша купила 8 пирожных, а Ира 7 пирожных. На сколько больше пирожных купила Маша, чем Ира? 13. В одной бочке 7 ведер воды, а в другой 10 ведер. На сколько больше ведер воды во второй бочке, чем в первой? 14. Саша нарисовал 10 флажков, а Миша 13 флажков. На сколько меньше флажков нарисовал Саша?
ЗАДАЧИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СЧЕТА В ПРЕДЕЛАХ 20 1. В лыжный поход пошли 16 девочек, а мальчиков наг6 человек больше. Сколько мальчиков пошли в лыжный поход? 2. Дедушка и внук ловили рыбу. Внук поймал 7 рыб. Сколько рыб поймал дедушка, если вместе они поймали 17 штук? 3. У Антона в одном конверте 7 марок, в другом 12 марок. Сколько марок в двух конвертах? 4. В вазе лежало 13 яблок. 7 яблок съели. Сколько яблок осталось в вазе? 5. В одном пучке 7 морковок, а в другом 4 морковки. Сколько морковок в двух пучках? 6. Бабушка сияла с грядки 12 огурцов. За обедом семья съела 5 огурцов. Сколько огурцов осталось? 7. Лариса нарисовала 8 кружков, а треугольников на 3 меньше. Сколько треугольников нарисовала Лариса? 8. Настя вырезала из голубой бумаги 7 снежинок, а из белой 8 снежинок. Сколько всего снежинок вырезала Настя? 9. Маме 20 лет, а сыну 2 года. На сколько лет мама старше сына? 10. В одном куске 15 м материи, а в другом на 6 м меньше. Сколько метров во втором куске? 11. После того как мальчик истратил на покупку конфет 9 рублей, у него осталось еще 11 рублей. Сколько денег было у мальчика первоначально? 12. На школьной площадке было 14 девочек, а мальчиков на 4 человека меньше. Сколько мальчиков было на школьной площадке? 13. В куске было 20 м материи. Один покупатель купил 5 м, а другой 4 м. Сколько метров осталось в куске? 14. Для поливки огорода заготовили 18 ведер воды. Утром израсходовали 5 ведер, а вечером 10 ведер. Сколько ведер осталось? 15. В гараже стояло 20 машин. Утром из гаража выехало 7 машин, а днем 3 машины. Сколько машин осталось в гараже?
ЗАДАЧИ, СЛУЖАЩИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ СТУПЕНЬЮ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В ДВА ДЕЙСТВИЯ 1. а) В одном кувшине 4 стакана молока, а в другом 3 стакана. Сколько стаканов молока было в обоих кувшинах? б) ... за обедом дети выпили 5 стаканов молока. Сколько стаканов молока осталось? (Указание: сначала последовательно решить задачи пунктов «а» и «б», а затем, опустив вопрос задачи пункта «а», соединить обе задачи в одну задачу в два действия.) '• - 2. Из следующих двух задач составить одну задачу в два действия, предварительно решив данные задачи: а) В одном пучке было 11 морковок, а в другом - 9 морковок. Сколько морковок было в обоих пучках? б) В двух пучках было 20 морковок, из них 14 морковок съели кролики. Сколько морковок осталось? 3. Составить и решить задачу в два действия при помощи инсценировки. а) На столе лежат две пачки тетрадей. Вызванный к столу ученик вслух считает тетради и составляет первую задачу: «На столе две пачки тетрадей: в одной пачке 10 тетрадей, а в другой - 8 тетрадей. Сколько тетрадей в двух пачках?» б) Другой ученик складывает обе пачки в одну, отсчитывает 11 тетрадей и убирает их в шкаф, а затем составляет вторую задачу: «На столе было 18 тетрадей, из них 11 тетрадей убрали в шкаф. Сколько тетрадей осталось на столе?» После этого ученики составляют и решают задачу в два действия, полученную при помощи инсценировки: «На столе Лежали две пачки тетрадей. В одной пачке было 10 тетрадей, а в другой 8 тетрадей. 11 тетрадей убрали в шкаф. Сколько тетрадей осталось на столе?» 4. Игра-задача с трамваем (трамвай - тетрадь, палочки - пассажиры): «Поместите 17 пассажиров в трамвай. Трамвай отправляется. Остановка. На остановке сошло 7 пассажиров, а вошло б пассажиров. (Инсценируют.} Сколько пассажиров стало в трамвае? ЗАДАЧИ В ДВА ДЕЙСТВИЯ В ПРЕДЕЛАХ 20 1. В одной коробочке было 3 ручки, а в другой на 10 ручек больше. - Поставьте вопрос, чтобы задача решалась одним действием. - Поставьте другой вопрос, чтобы задача решалась двумя действиями. 2. На одной Детской площадке играли 8-ребят, а на другой на 2 ребенка меньше. Сколько школьников играло на второй площадке? Поставьте другой вопрос, чтобы задача решалась двумя действиями л 3. В автобусе ехали 10 пассажиров. На одной остановке 5 пассажиров сошли, а один вошел. Сколько стало пассажиров в автобусе? 4. В троллейбусе ехали 15 пассажиров. На остановке 5 пассажиров вошли, а 3 сошли. Сколько пассажиров стало в автобусе? 5.Составьте задачи с вопросами: а) Сколько стоят карандаш и резинка вместе? б) Сколько рублей осталось у ученика? в) Сколько тетрадей получил каждый ученик? г) Сколько стоят 4 ручки? 6. Составьте задачи к примерам: 7+3 6+4-7 8-5 9-3+1 7. Составьте задачу в два действия, которая решалась бы так: 1) 6 ябл. + 4 ябл. - 10 ябл. 2) 10 ябл. - 8 ябл. - 2 ябл. (Осталось 2 яблока.) 8. Составьте задачу, которая решалась бы так: 1) 20 пас. - 5 пас. - 15 пас. 2) 15 пас. + 3 пас. = 18 пас. (В вагоне стало 18 пассажиров.)