- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кротова Е.С. |
Дата | 05.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Танайковская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Заместитель директора Директор школы
ШМО учителей по ВР _____ Рыжанкина М.В. _________ Шилкин С.И.
начальных классов
Протокол №____
от 29 августа 2014 г.
Руководитель ШМО
_________________
Рабочая программа
на 2014-2015 учебный год
Предмет: обучение письму,
русский язык
Класс: 1
Учитель: Кротова Елена Станиславовна,
квалификационная категория - первая
2014
Пояснительная записка Программа адресована ученикам 1 класса МБОУ Танайковской ООШ, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования -(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации. - М, «Просвещение», 2011.,) Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,(Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина России. - М., «Просвещение», 2010.J, авторской программой Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык»: (Сборник рабочих программ «Школа России»- М., «Просвещение». 2011) и планируемых результатов начального общего образования. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика учебного предмета, курса Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуникативных умений; - развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв. Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. Уроки письма в послебукварный период носят обобщающий характер. Их планирует сам учитель в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Место курса «Русский язык» в учебном плане В 1 классе - 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) - урокам русского языка.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе: - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Содержание учебного предмета, курса
Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов. .
Содержание тем учебного курса
- № Наименование разделов и тем
Всего часов
Обучение письму
115 ч
1
Подготовительный период
21 ч
2
Основной (букварный) период
72 ч
3
Послебукварный период
22 ч
Русский язык
50 ч
4
Наша речь
2 ч
5
Текст, предложение, диалог
4 ч
6
Слова, слова, слова…
4 ч
7
Слово и слог. Ударение
6 ч
8
Звуки и буквы
34 ч
Итого:
165 ч
Обучение письму (115 ч)
№ урока
Дата
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Изучаемые понятия
Характеристика деятельности
Оборудование
Примечание
Подготовительный период.
21ч
1
01.09
Пропись - первая учебная тетрадь. Гигиенические правила письма.
1
Отвечать на вопросы учителя о назначении прописи. Ориентироваться в первой учебной тетради. Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. Обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами, наклон. Чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец.
Осваивать правила работы в группе
Пропись
Плакат
«Сиди правильно!»
2
02.09
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
1
рабочая строка, межстрочное пространство
3
03.09
Письмо овалов и полуовалов.
1
овал,
полуовал
4
04.09
Письмо горизонтальных линий. Штриховка.
1
штриховка
5
05.09
Письмо длинных прямых наклонных линий.
1
Длинная прямая наклонная линия
6
08.09
Письмо длинных прямых наклонных линий с закруглением внизу.
1
Длинная прямая с закруглением внизу
7
09.09
Письмо коротких прямых наклонных линий с закруглением вверху.
1
Короткая прямая с закруглением вверху
8
10.09
Письмо овалов больших и маленьких. Письмо коротких наклонных линий.
1
Овалы большие и маленькие
9
11.09
Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.
1
Короткие и длинные линии
10-11
12.09
15.09
Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу.
2
Линии с петлей внизу и вверху
12
16.09
Письмо овалов и полуовалов.
1
Овалы и полуовалы Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы буквы. Сравнивать печатную и письменную буквы. Конструировать буквы из различных материалов. Писать буквы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные.
Пропись
Плакат
«Сиди правильно!»
Образцы написания строч-ных и заглав-ных букв А, О, И, Ы, У.
13
17.09
Письмо наклонных, длинных и коротких линий.
1
Длинные и короткие
14
18.09
Строчная и заглавная буквы А, а.
1
А,а
15
19.09
Строчная и заглавная буквы О, о.
1
О,о
16
22.09
Строчная буква и.
1
и
17
23.09
Заглавная буква И.
1
И
18
24.09
Строчная буква ы.
1
ы
19
25.09
Строчная буква у.
1
у
20
.09
Заглавная буква У.
1
У
21
.09
Письмо изученных букв.
1
Строчные и заглавные буквы
Основной период
72ч
22
1.10
Строчная буква н.
1
н Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы буквы. Сравнивать печатную и письменную буквы. Обводить бордюрные рисунки по контуру. Конструировать буквы из различных материалов. Писать буквы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Перекодировать звуко-фонемную форму в буквенную (печатную и прописную). Писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с письменного шрифта. Читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения. Дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках. Применять критерии оценивания выполненной работы.
Работать в парах и группах: анализировать работу товарищей и оценивать её по правилам
Пропись
Плакат «Сиди правильно!»
Образец написа-ния строч-ных и заглав-ных букв
23
2.10
Заглавная буква Н.
1
Н
24
3.10
Строчная буква с.
1
с
25
4.10
Заглавная буква С.
1
С
26
7.10
Закрепление написания изученных букв.
1
27
8.10
Строчная буква к.
1
к
28
9.10
Заглавная буква К.
1
К
29
10.10
Строчная буква т.
1
т
30
11.10
Заглавная буква Т.
1
Т
31
14.10
Письмо слов с буквами Т, т.
1
32
15.10
Строчная буква л
1
л
33
16.10
Заглавная буква Л.
1
Л
34
17.10
Строчная буква р.
1
р
35
18.10
Заглавная буква Р.
1
Р
36
21.10
Письмо слов с буквами Р, р.
1
37
22.10
Строчная буква в.
1
в
38
23.10
Заглавная буква В.
1
В
39
24.10
Строчная буква е.
1
е
40
25.10
Заглавная буква Е.
1
Особенность буквы Е.
41
Строчная буква п.
1
п
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы буквы. Сравнивать печатную и письменную буквы. Обводить бордюрные рисунки по контуру. Конструировать буквы из различных материалов. Писать буквы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Перекодировать звуко-фонемную форму в буквенную (печатную и прописную). Писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с письменного и печатного шрифта. Читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения. Дополнять предложения, данные в прописи, словами по смыслу и записывать их, используя приём комментирования. Дополнять предложение словами, закодированными в схемах-моделях. Грамотно оформлять на письме все виды предложений. Применять критерии оценивания выполненной работы.
Работать в парах и группах: анализировать работу товарищей и оценивать её по правилам
Пропись
Плакат «Сиди правильно!»
Образец написа-ния строч-н-ых и заглав-ных букв
42
Заглавная буква П.
1
П
43
Строчная буква м.
1
м
44
Заглавная буква М.
1
М
45
Письмо слов с буквами М, м.
1
46
Строчная буква з.
1
з
47
Заглавная буква З.
1
З
48
Строчная буква б.
1
б
49
Заглавная буква Б.
1
Б
50
Письмо изученных букв.
1
Письмо букв, слогов, слов, предложений
51
Письмо изученных букв.
1
52
Строчная буква д.
1
д
53
Заглавная буква Д.
1
Д
54
Строчная буква я.
1
я
55
Прописная буква Я.
1
Я
56
Письмо слов и предложений с буквами Я, я.
1
Особенность буквы Я.
57
Строчная буква г.
1
г
58
Заглавная буква Г.
1
Г
59
Строчная буква ч.
1
ч
60
Заглавная буква Ч.
1
Ч
Пропись
Плакат «Сиди правильно!»
Образец написа-ния строч-ных и заглав-ных букв
Пропись
Плакат «Сиди правильно!»
Образец написа-ния строч-ных и заглав-ных букв
61
Написание слов и предложений..
1
62
Письмо буквы ь.
1
ь
63
Письмо слов с буквой ь.
1
64
Строчная буква ш.
1
ш
65
Заглавная буква Ш.
1
Ш
66
Сочетание ши в словах.
1
67
Строчная буква ж.
1
ж
68
Заглавная буква Ж.
1
Ж
69
Написание слов с сочетанием жи.
1
70
Строчная буква ё.
1
ё
71
Проверка знаний учащихся.
1
72
Заглавная буква Ё.
1
Ё, особенность буквы ё.
73
Строчная буква й.
1
й
74
Письмо слов с буквой й.
1
й
75
Письмо слов с изученными буквами.
1
76
Строчная буква х.
1
Х
77
Заглавная буква Х.
1
Х
78
Строчная буква ю.
1
ю
79
Заглавная буква Ю.
1
Ю
80
Закрепление написания пройденных букв.
1
Особенность буквы ю.
81
Строчная буква ц.
1
ц
82
Заглавная буква Ц.
1
Ц
83
Строчная буква э.
1
э
84
. Заглавная буква Э.
1
Э
85
Письмо слов с изученными буквами.
1
Э,э
86
Строчная буква щ.
1
щ
87
Заглавная буква Щ.
1
Щ
88
Строчная буква ф.
1
ф
89
Заглавная буква ф.
1
Ф
90
Написание слов и предложений.
1
91
Строчные буквы Ь и Ъ.
1
ь,ъ
92
Буквы Ь и Ъ в словах.
1
Слова с ь,ъ
93
Алфавит . Обобщение и закрепление изученного материала
1
алфавит
Плакат Алфавит
Послебукварный период
22ч
94
Оформление предложений.
1
Собирать, анализировать и оценивать информацию на уроке письма.
Использовать имеющуюся информацию при решении учебных задач.
Уметь задавать вопросы по составлению предложений.
Составлять простые и распространенные предложения.
Ставить правильно знаки препинания в конце предложений.
Классифицировать слова по их значению.
Следовать инструкции при выполнения задания.
Работать самостоятельно.
Добиваться поставленной цели.
Находить дополнительную информацию в различных источниках.
Выполнять здания учителя в соответствии с поставленной целью.
Устанавливать связь нового материала с ранее изученным.
Комментировать самостоятельное выполнение задания. Грамотно оформлять на письме все виды предложений. Применять критерии оценивания выполненной работы.
Работать в парах и группах: анализировать работу товарищей и оценивать её по правилам.
Плакат «Сиди правильно!»
Рабочая тетрадь
Веер букв
Веер букв
Карточки с сочетаниями
95-96
Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»
2
Вопросы
Кто7 Что7
97-
98
Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»
2
Вопросы
что делать?
что сделать?
99-
100
Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
2
Вопросы
«Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
101
Гласные и согласные буквы.
1
Буква - звук
102
Твердые и мягкие согласные.
1
103
Ударение.
1
Ударение
104
Ударные и безударные гласные.
1
105
Звонкие и глухие согласные в конце слова.
2
Звонкие и глухие согласные
106
107
Правописание ЖИ - ШИ.
1
Сочетания букв
108
Правописание ЧА - ЩА.
1
109
Правописание ЧУ - ЩУ.
1
110
Правописание ЧК, ЧН, ЩН.
1
111
Заглавная буква в словах.
2
Слова с заглавной буквы
112
113
Деление слов на слоги.
1
114
Алфавитный порядок слов.
1
алфавит
115
Контрольное списывание.
1
Русский язык (50 ч)
№ урока
Дата
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Изучаемые понятия
Характеристика деятельности
Оборудование
Примечание
Наша речь
2 ч
116
Наша речь.
1
Речь
письменная
устная
Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа - русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.
Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.
Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»
Учебник
Русский язык
рабочая тетрадь
117
Устная и письменная речь.
1
Текст, предложение, диалог
4 ч
118
Текст и предложение.
1
Предложе-
ние,
текст,
диалог
Различать текст и предложение.
Подбирать заголовок к тексту.
Составлять текст из деформированных предложений.
Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.
Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание.
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Выделять предложения из речи.
Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.
Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.
Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.
Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.
Различать диалог.
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Выразительно читать текст по ролям.
Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения.
Писать слова в предложении раздельно.
Наблюдать над постановкой тире (-) в диалогической речи.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику
Учебник
Русский язык,
рабочая тетрадь
Электронное приложение к учебнику
119-120
Предложение.
2
121
Диалог.
1
Слова, слова, слова…
4 ч
122
Роль слов в речи.
1
Слова
вежливые
однозначные
многознач-ные,
близкие,
противоположные,
Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.
Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).
Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.
Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.
Использовать в речи «вежливые слова».
Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.
Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.
Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю.
Выполнять тестовые задания электронного приложения к учебнику.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Составлять текст по рисунку и опорным словам
Учебник
Русский язык,
рабочая тетрадь
Электронное приложение к учебнику
123
Слова - название предметов, признаков предметов, действий предметов.
1
124
«Вежливые» слова. Однозначные и многозначные слова.
1
125
Близкие и противоположные по значению слова.
1
Слово и слог. Ударение
6 ч
126
Слог как минимальная произносительная единица.
1
Слог
Различать слово и слог.
Наблюдать над слоговой структурой различных слов.
Определять количество в слове слогов.
Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.
Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.
Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.
Классифицировать слова по количеству в них слогов.
Составлять слова из слогов.
Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Учебник
Русский язык,
рабочая тетрадь
Электронное приложение к учебнику
127
3.03
Деление слов на слоги.
1
Деление на слоги
128
4.03
Перенос слов.
1
Слог,
перенос слов Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую(ва-силёк, васи-лёк ). Переносить слова по слогам. Находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами. Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
129
5.03
Перенос слов.
1
130
6.03
Ударение (общее представление).
1
Ударение Наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи. Определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове. Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок). Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Составлять сказку по её данному началу и заключительной части и рисункам к сказке.
131
12.03
Ударные и безударные слоги.
1
Ударение,
ударные и безударные слоги
Звуки и буквы
34 ч
132
10.03
Звуки и буквы.
1
Звук,
буква Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.
Учебник
Русский язык,
рабочая тетрадь
Электронное приложение к учебнику
133
11.3
Звуки и буквы.
1
134
13.03
Русский алфавит, или Азбука.
1
Высказываться о значимости изучения алфавита. Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Применять знание алфавита при пользовании словарями. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
135
16.03
Русский алфавит, или Азбука.
1
Алфавит
136
17.03
Гласные звуки и буквы.
1
Гласный
звук,
буква,
ударение Различать в слове гласные звуки по их признакам. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове. Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др.. Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка. Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю. Составление развёрнутого ответа на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андер-сена «Дюймовочка».
Учебник
Русский язык,
рабочая тетрадь
Электронное приложение к учебнику
137
18.03
Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.
1
138
19.03
Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э.
1
139
20.03
Обозначение ударного гласного буквой на письме.
1 Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны - слóн, трáва - трáвы). Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам.
140
1.04
Особенности проверяемых и проверочных слов.
1
Проверочное слово
Учебник
Русский язык,
рабочая тетрадь
Электронное приложение к учебнику
141
2.04
Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
2
Ударные безударные слоги
142
3.04
143
6.04
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.
1
Непроверяе-мая гласная
144
7.04
Согласные звуки и буквы.
1
Согласный звук,
удвоенная согласная Различать в слове согласные звуки по их признакам. Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Определять согласный звук в слове и вне слова. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове. Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са). Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й']. Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка). Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на).
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
145
8.04
Слова с удвоенными согласными.
1
146
9.04
Слова с буквами И и Й.
1
147
10.04
Твердые и мягкие согласные звуки.
1
Согласный звук,
парный
непарный,
твердый
мягкий Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки. Работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м']. Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове. Объяснять, как обозначена на письме твёрдость - мягкость согласного звука. Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Учебник
Русский язык,
рабочая тетрадь
Электронное приложение к учебнику
148
13.04
Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.
1
149
14.04
Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.
1
150
15.04
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.
1
Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки. Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова. Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Обсуждать (на основе текста) состояние внешнего облика ученика. Осознавать (на основе текста) нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.), понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка, взаимопомощь. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений.
151
16.04
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.
1
152
17.04
Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
1
153
20.04
Глухие и звонкие согласные звуки.
1
Глухие звонкие согласные звуки Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки. Работать со страничкой для любознательных. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв» и с памяткой «Согласные звуки русского языка» в учебнике. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией форзаца учебника. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением слова тетрадь. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб - дубы, снег - снега). Писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание. Определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки. Высказываться о бережном отношении к природе и всему живому на земле. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
154
21.04
Парные глухие и звонкие согласные звуки.
1
155
22.04
Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.
1
156
23.04
Правописание парных согласных звуков на конце слов.
1
157
24.04
Правописание парных согласных звуков на конце слов.
Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки».
1
158
27.04
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
1
Слова с сочетаниями Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки. Правильно произносить шипящие согласные звуки. Работать со страничками для любознательных: знакомство с происхождением названий шипящие звуки, с этимологией слова карандаш. Создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным). Участвовать в презентации своих проектов. Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. Наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Вспомнить по рисунку и по памяти содержание сказки и передать её содержание.
Учебник
Русский язык,
рабочая тетрадь
Электронное приложение к учебнику
159
28.04
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
1
160
29.04
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
1
161
30.04
Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
1
162
5.05
Проверочный диктант.
1
163
6.05
Заглавная буква в словах.
1
Заглавная буква Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми). Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку. Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в её презентации.
Учебник
Русский язык,
рабочая тетрадь
Электронное приложение к учебнику
164
7.05
Заглавная буква в словах.
1
165
8.05
Проект «Сказочная страничка». Повторение и обобщение изученного материала.
1
12.05
Повторение и обобщение изученного материала.
13.05
Повторение и обобщение изученного материала.
14.05
Повторение и обобщение изученного материала.
15.05
Повторение и обобщение изученного материала.
18.05
Повторение и обобщение изученного материала.
19.05
Повторение и обобщение изученного материала.
20.05
Повторение и обобщение изученного материала.
21.05
Повторение и обобщение изученного материала.
22.05
Повторение и обобщение изученного материала.
25.05
Повторение и обобщение изученного материала.
26.05
Повторение и обобщение изученного материала.
27.05
Повторение и обобщение изученного материала.
28.05
Повторение и обобщение изученного материала.
29.05
Повторение и обобщение изученного материала.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках русского языка учитывают реальные условия работы школы и современные представления о культуре и безопасности труда обучающихся.
Для работы учащимся необходимы:
Печатные пособия
Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке.
Таблицы в соответствии с основными разделами программы 1 класса.
Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
-
Классная доска
-
Магнитная доска.
-
Персональный компьютер с принтером..
-
Мультимедийный проектор.
-
Интерактивная доска
Экранно-звуковые пособия Электронное приложение к учебнику «Русский язык» Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Учебно-практическое оборудование Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик. Материалы: бумага (писчая). Модели Модели звукового состава слова. Лента букв.
Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
6