Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе.

Барабанова Екатерина Яковлевна

МАОУ - Лопушская СОШ им. Н.М.Грибачева

2 класс, «Школа России»

Тема: «Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова».

Цели:

1)развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки(орфограмму)

2)Повторить способы проверки парных согласных в слабой позиции в корне слова с помощью гласных и с помощью звонких согласных: м, н, р, л.

2)Упражняться в соотнесении проверяемых и проверочных слов, в графическом обосновании орфограммы и её проверке.

3)Продолжить знакомство с произведениями устного народного творчества - пословицами.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные звуки в корне слова; сопоставлять произношение и написание слов; определять проверочное и проверяемое слово.

Оборудование: карточки с изображением букв; карточки для работы в паре.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний

На доске: Землю красит солнце, а человека труд.

- Прочитайте пословицу, объясните смысл.

- Запишите пословицу, соблюдая каллиграфические нормы.

- Подчеркните в словах буквы, обозначающие парные согласные звуки. Проверяя, называем букву - звук.

III. Самоопределение к деятельности

- В каком слове заметили несовпадение звучания и написания? Почему так произошло? (Согласный звук находится в слабой позиции)

- Почему звук в этом слове произносится нечётко? (Он стоит в конце слова, поэтому оглушается)

- Как называются буквы, написание которых надо проверять? (Орфограммы)

-Как проверить парный согласный ? Что для этого нужно сделать? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово такое, чтобы после парного согласного стоял гласный)

На доске: карточки - опоры: корень, гласные буквы, согласные: л, м, н, р, й.

- Сделайте вывод: какова тема нашего урока?

IV. Уточняю тему урока.

- Сегодня на уроке мы будем повторять, закреплять правило проверки парных согласных в корне слова в слабой позиции, а помогать нам в этом будут произведения устного народного творчества.

V.Работа по теме урока

1) Вернёмся к нашей пословице.

-Как доказать, что слово труд записано верно?

(Проверяем: труды [ д ], трудный [ д ] - труд [ т ])

-Есть ли ещё в пословице слово, где парный согласный находится в слабой позиции? (красит)

-Можно ли проверить? (Нет, так как этот согласный не в корне слова, это окончание слова)

2) Работа со словарными словами.

В нашей пословице встретились словарные слова. Назовите их.

-В каком слове в начальной форме парный согласный окажется в слабой позиции? (человек)

Я буду читать вам пословицы, а вы должны найти словарные слова с нужной нам орфограммой.

В какой народ придёшь, такую шапку и наденешь.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит.

Обратить внимание! В последней пословице встретились слова, которые не содержат нужную нам орфограмму ( Это «ловушка», словарные слова «лягушка», «заяц» не содержат нужную орфограмму).

3) - Проверьте, правильно ли я подобрала проверочные слова.

На доске даны словарные слова и ряд проверочных слов. Дети при помощи «светофорчика» указывают на верные и неверные варианты, доказывая свой выбор.

народ - народы,народный

мороз - морозец, морозный, морозы, Морозко

VI. Физкультминутка.

В здоровом теле - здоровый дух.

Аист делает зарядку-

То вприпрыжку, то в вприсядку.

Осьминог надел перчатки,

А тюлень удрал с площадки.

Пеликан ныряет ловко -

Вот что значит тренировка!

Рак залез на самокат,

Все вперёд, а он назад.

4) Используя слова нашей физкультминутки, запишем графический диктант.

Зарядка, осьминог, площадка, ловко, залез, самокат, назад.

Д, г, д, в, з, т, д. (Один ученик работает у доски)

VII.Закрепление изученного материала

- При подборе проверочных слов надо быть очень внимательным.

Работа в парах.

  1. - Предлагаю выполнить задание №1 на карточке. (Дети должны вставить пропущенную орфограмму, зачеркнуть в ряду проверочных слов то, которое не подходит.)

КАРТОЧКА

1.Вставить пропущенную орфограмму, зачеркнуть в ряду проверочных слов то, которое не подходит.

Обхо.. - ходьба, ходит

Уло… - лов, ловушка

Гру… - грузило, погрузка

Вку… - вкусно, вкусить

Пово…ка - воз, возит

Бли…кий - близко,приблизится

Ро…кий - робость, робко

(Проверяем: Ходьба, лов, погрузка, вкусно, воз, близко, робко не являются проверочными)

Обход. -ходит

Улов - ловушка

Груз - грузило

Вкус - вкусить

Повозка -возит

Близкий -приблизится

Робкий - робость



  1. - А мы снова обращаемся к пословице.

Старый дру(г,к) лучше новых двух.

- Раскрываем скобки, подбираем проверочные слова. (Запись в тетрадь)

-Найдите в пословице противоположные по смыслу слова, вспомните, как в русском языке называют такую пару слов. (антонимы)

3) Выполняем задание №2 на карточке.

2. Замените слово по образцу в каждом словосочетании на антоним и полученные словосочетания запишите.

Частый гость - ре…кий гость

Высокий дом -

Густой суп -

Широкий шарф -

Проверка: (На доске даны образованные словосочетания с пропущенными буквами. Дети при помощи веера согласных, показывают нужную букву, называют проверочное слово).

Частый гость - ре…кий гость

Высокий дом - ни…кий дом

Густой суп - жи…кий суп

Широкий шарф - у…кий шарф

( Дети 1 варианта записывают в тетрадь слова, в которых пропущена буква «д»,

2 вариант - слова, в которых пропущена буква «з» ).

4) Если кто - то не всё выполнил верно, не расстраивайтесь.

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

А мы пришли учиться и хорошо знаем, :

Корень ученья горек, а плод его сладок. ( Плод - плоды)

Корень ученья горек, а плот его сладок. (Плот - плоты)

Обращаем внимание на доску и определяем, в каком случае она записана верно, доказываем.

5) Выполняем задание №3 на карточке

3.Вставьте нужные слова в предложения.

Утята бегут на зелёный ___________________.

Лук, луг.

Мама режет в салат зелёный ____________________.

(1 вариант вставляет нужное слово в первое предложение, а 2 вариант - во второе.)

6) - Зная правило, вы будете писать грамотно и сможете находить ошибки у других.

Выполняем задание №4 на карточке.

4.Найдите и исправьте допущенные в тексте ошибки.

Мудры произведения народного творчества: пословицы, поговорки, загатки, скаски. В них нарот крадко и точно высказывает свои суждения о жизни, о людях.

VIII. Итог урока.

-С какой орфограммой мы сегодня работали?

- Что помогало нам на уроке?

- Какие пословицы запомнили?





ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Вставить пропущенную орфограмму, зачеркнуть в ряду проверочных слов то, которое не подходит.

Обхо.. - ходьба, ходит

Уло… - лов, ловушка

ГРУ… - грузило, погрузка

Вку… - вкусно, вкусить

Пово…ка - воз, возит

Бли…кий - близко,приблизится

Ро…кий - робость, робко

2) Замените слово по образцу в каждом словосочетании на антоним и полученные словосочетания запишите.

Частый гость - ре…кий гость

Высокий дом - … дом

Густой суп - … суп

Широкий шарф - … шарф

3) Вставьте нужное слово в предложение : 1 вариант - в первое предложение, а 2 вариант - во второе.

Утята бегут на зелёный ___________________.

Лук, луг.

Мама режет в салат зелёный ____________________.

4) Найдите и исправьте допущенные в тексте ошибки.

Мудры произведения народного творчества: пословицы, поговорки, загатки, скаски. В них нарот крадко и точно высказывает свои суждения о жизни, о людях.



© 2010-2022