- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме Правописание ь знака в середине и на конце слова (2 класс)
Конспект урока русского языка по теме Правописание ь знака в середине и на конце слова (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова Л.М. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок
русского языка во 2 классе
по теме «Правописание ь знака в середине и на конце слова»
Учитель: Попова Л.М.
Ц е л и :
Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.
Используемые методы:
наглядные,
частично-поисковые;
практические;
проблемные.
Ход урока.
I. Орг. момент
ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК, МЫ НАЧНЕМ СЕЙЧАС УРОК.
БУДЕМ ДУМАТЬ, РАССУЖДАТЬ, ЧТОБЫ МНОГОЕ УЗНАТЬ.
- На уроке у нас гости - давайте поздороваемся с ними.
- Сейчас урок русского языка, - один из самых интересных уроков в начальной школе.
II. Цели урока (психологическая минутка).
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудности всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
Сейчас я проверю, насколько вы умеете, преодолевать трудности и для этого вам загадаю загадки, а вы должны их отгадать:
СЛАЙДЫ: 1-4
-
Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (гусь)
-
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет поутру.
Хвост как шарфик на ветру. (лошадь, конь)
-
У нас в округе нет катка
Его заменит нам река.
Мы ждем погоды у реки, вот встанет лед - возьмем …(коньки)
-
В чем мы любим, рисовать? (альбом)
СЛАЙД № 5
Гусь, коньки, лошадь, конь, альбом.
- Что вы можете сказать про эти слова? Что в них общего?
- На какие группы можно разделить их?
(с ь знаком, одушевленные, неодушевленные)
Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать тему урока:
«ь знак в середине и в конце слова)
Будем учиться правильно, писать слова с ь знаком в конце и середине слова.
III. Чистописание:
А теперь пришла пора
Буквы вспомнить нам друзья.
Их писать не торопливо, аккуратно и красиво.
Запишите число, классная работа.
Письмо ь знака с верхним и нижним соединением.
Вспомним стишок: «За работу я возьмусь, сяду, прямо не согнусь….»
- Итак, сначала все пропишем в воздухе.
Самостоятельная работа в тетради. Письмо ь знака.
- Где может в слове стоять ь знак?
- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л. Измайлов:
Слайд №6
Оля прочитает стихотворение:
Мягкий знак - хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак!
- Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать). Для чего в словах нужен ь знак?
- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали - талантливая?
- никакого звука не обозначает,
- но может влиять на звук, стоящий перед ней,
- не может стоять в начале слова - не имеет заглавной буквы.
СЛАЙД №7
Угол - уголь 4б,4зв,. 5б. 4зв.
Посмотрите на слова и скажите, чем они отличаются? Давайте определим сколько букв и звуков в этих словах? Почему?
Назовите последние звуки в словах? Л, ль.
IV. Физминутка. Вот заинька маленький.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул десять раз.
- Ребята, а кто запомнил в физминутке слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, десять, маленький)
- Для чего в этих словах пишется мягкий знак?
V. Работа с учебником
Откройте учебники на с. 124-125 давайте прослушаем правила про ь знак.
Включаю запись.
Прослушали, сделали вывод.
С. 125 Упр. 204
Прочитайте задание про себя, вслух.
Самостоятельная работа, проверка по компьютеру СЛАЙД №8
VI. Работа над развитием речи
СЛАЙД №9
Из данных слов составить предложения, но вначале давайте вставим пропущенные орфограммы. Решите, где следует ставить ь знак, а где нет.
СЛАЙД №10 проверка устной работы
VII. Итог урока
- Что запомнили про букву ь знак?
- Где в словах пишется ь знак? Для чего он нужен?
Целый урок мы работали дружно
И повторили то, что нам нужно.
Да и компьютер нам очень помог,
Навыки все пригодятся нам впрок.
Вот наступает урока конец,
Каждый из вас был большой молодец!
- Спасибо всем. Урок закончен.
Сказка про мягкий знак. Жили-были в азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили, друг к другу в гости. Буквы жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука. - Что ты за буква? - возмущались они. Это была буква мягкий знак - Ь. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Решили они составить слово гвоздь. Стали буквы составлять слово гвоздь. ГВОЗД - получается. - Что-то у нас не получается! - говорили буквы. - Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый. - Буква И вдруг говорит: - Встану я и обозначу мягкость Д, - и быстро пристроилась в конце. - Но получилось «гвозди», на нужно было составить слово гвоздь. - Лучше я встану, - сказала, буква Я. Получилось гвоздя, опять не то. Все буквы попробовали встать в слово, но никому не удалось составить нужное слово. Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква - она тихо стоит в сторонке. - Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы. Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова. Получилось гвоздь. Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь. Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.