Проект Чудесный хоровод снежинок

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное УчреждениеПроект Чудесный хоровод снежинок

«Дальнеконстантиновская средняя школа»



ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


«Чудесный хоровод

снежинок»


в номинации

«Планета Земля»

Выполнили:

Романов Максим

Романов Никита

учащиеся 2 «Б» класса

Руководитель:

Кузнецова Марина Николаевна

учитель начальных классов



р.п. Дальнее Константиново

2016 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП…………………………………………………………3

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП………………………………………………….4

Теоретическая часть…………………………………………………………………..4

Практическая часть…………………………………………………………………….7

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП…………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………………12



Подготовительный этап.
Этапы реализации проекта:

Подготовительный: постановка цели и задач, определение методов и форм работы, выбор и подготовка оборудования и материалов.

Исследовательский: изучение словарей и энциклопедий; проведение экспериментов со снегом и снежинками, рисование и изготовление снежинок своими руками, изучение художественной литературы о снежинках.

Заключительный: обобщение результатов, подготовка презентации.

Проект: экспериментально-исследовательский, познавательный, творческий.

Объект проекта: окружающий мир.

Предмет проекта: снежинки.

Цель проекта: изучение природного явления - снежинки. Узнать, откуда берутся снежинки и где они рождаются, познакомиться с видами снежинок.

Проблемные вопросы:

Как появляются снежинки? Какие снежинки бывают? Почему снег скрипит под ногами? Можно ли поймать снежинку? Можем ли мы видеть снежинки? Может ли человек создать снежинку? Какого цвета снежинки? Какими свойствами обладает снежинка?

Задачи: получить представление о том, как образуется снежинка;

познакомиться с составом, с цветом и разнообразием форм снежинок; научиться видеть новое и красивое в окружающем мире; закрепить умение пользоваться лупой; научиться изображать снежинку, вырезать ее ножницами;

Ожидаемые результаты: расширить свои знания о снежинках.

Исследовательский этап.


Мы, дети, очень любим зимние игры на улице. Особенно нам нравится играть в снежки. Однажды во время прогулки снег повалил крупными хлопьями. Мы посмотрели наверх. Высоко в небе снежинки кружили хоровод. Они парили в воздухе, а потом ложились на землю. Мы долго рассматривали снежинки и решили узнать о них больше. Поэтому занялись исследованием этих сверкающих звёздочек.

Теоретическая часть.

Определение наших знаний о снежинке: снежинки летят с неба, они лёгкие и красивые; снежинки все разные; снежинки холодные и в тепле таят;

Работа с энциклопедиями и словарями:

Что такое снежинка?

Значение слова мы нашли в словарях.

Снежинка - пушинка, кристаллик снега (толковый словарь Ожегова). Снежинка - один кристаллик снега в виде звёздочки (словарь Ушакова).

Значит, снежинка - составляющая снега. А что такое снег?

Снег - атмосферные осадки - белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда. А также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой (толковый словарь Ожегова). Снег - это твёрдые атмосферные осадки, состоящие из мелких кристалликов льда, выпадающие из облаков при температуре ниже 0˚С (современный толковый словарь).

Следом возникает вопрос. Что такое кристалл?

Кристалл - твёрдое тело, имеющее упорядоченное, симметрическое строение (толковый словарь Ожегова).

Образование снежинок.

Снежинки появляются в облаках при температуре ниже 0˚С. Они образуются при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере. Вначале появляются крошечные кристаллики. Следуя за воздушными течениями, они перемещаются во всех направлениях. Постепенно кристаллики «приклеиваются» друг к другу, пока их не наберётся сотня или больше. Когда размеры смёрзшихся льдинок оказываются достаточно большими, они начинают опускаться к земле. Эти скопления льдинок мы и называем снежинками.

Кристаллы, из которых состоят снежинки, имеют определённую форму. Это или шестиконечная звезда, или тонкая пластинка, имеющая форму шестиугольника. Дело в том, что основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника.

В 1885 году американский фермер Уилсон Бентли получил первую удачную фотографию снежинки под микроскопом. На основе его работ было доказано, что не бывает двух одинаковых снежинок. Обычно диаметр снежинки равен примерно 5мм.

Какого цвета снежинки?

Из Интернета и детской энциклопедии «Всё обо всём» мы узнали, что снежинки на 95% состоят из воздуха и воды.

Снежинка состоит из множества кристаллов льда. Отдельный кристалл прозрачен и не имеет цвета, если в воде нет какого-либо красителя. Но снежинка имеет белый цвет, потому что прозрачные льдинки соединяются между собой в различных положениях, что создает условия для отражения части света, который мы видим. Нужно сказать, что белой снежинка бывает при солнечном свете, в других условиях она будет иметь цвет света, который ее освещает. Водяные кристаллики снежинки формируются вокруг капельки воды или частички пыли. Эта льдинка, на самом деле, прозрачная, бесцветная. Так как лед полностью пропускает сквозь себя солнечный свет.

Снежинки, летящие с неба, хаотично кружатся, падают друг на друга, слепляются. Наши глаза видят уже не одну снежинку, а несколько, соединенных вместе. Большое количество ледяных кристалликов отражает свет солнца от своих граней. А солнечные лучи - белые. Вот и получается такой чистый цвет.

Почему снег скрипит?

Скрип снега - это всего лишь шум от раздавливаемых кристалликов снежинок. Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной "сломанной" снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип. Скрипит снег лишь в мороз, а тональность скрипа меняется в зависимости от температуры воздуха - чем крепче мороз, тем выше тон скрипа. На Крайнем Севере снег бывает настолько твердым, что топор при ударе по нему звенит, словно ударили по железу.

Форма снежинок.

Снежинки - одно из самых красивых, сложных и абсолютно уникальных творений природы. Как правило, форма снежинок в основном зависит от температуры воздуха, при которой снежинки образуются. Есть классификация, разработанная в 1951 году Комиссией снега и льда - всего 7 форм снежных кристаллов и 3 вида замороженных осадков.

1. Пластинки - самые простые из снежинок - плоские шестиугольные призмы.
Проект Чудесный хоровод снежинок

Проект Чудесный хоровод снежинок

2. Звезды - как и пластинки, звезды обычно плоские и тонкие, с шестью лучами.

3. Столбики - полые внутри, могут иметь форму карандаша. Самые распространённые.

Проект Чудесный хоровод снежинок

4. Иглы - длинные и тонкие кристаллы, иногда состоят из нескольких веточек.
Проект Чудесный хоровод снежинок

5. Пространственные дендриты - объемные снежинки, образуются при срастании нескольких кристаллов.


Проект Чудесный хоровод снежинок

6. Увенчанные столбики - образуются в случае, если столбики попадают в иные условия, и кристаллы меняют направление роста.Проект Чудесный хоровод снежинок

7. Неправильные кристаллы - одни

из самых распространённых. Образуются при повреждении снежинки.

Проект Чудесный хоровод снежинок

Практическая часть.

Рассматривание снежинок в разную погоду.

Мы рассматривали снежинки в увеличительное стекло и заметили, что все они разные, хотя очень похожи друг на друга. Одинаковых снежинок найти не удалось.

Рассматривая снежинки в морозную погоду, мы заметили, что снежинки в мороз однообразные, неинтересные, в виде узкой, ничем не украшенной пластинки. А в более теплую погоду снежинки мохнатые, опушенные бахромой.Проект Чудесный хоровод снежинокПроект Чудесный хоровод снежинок

Проект Чудесный хоровод снежинок

Проект Чудесный хоровод снежинок

Проект Чудесный хоровод снежинок

Рассматривание фотографий снежинок.

Довольно тяжело рассмотреть снежинки более подробно без специального оборудования. Для того, чтобы лучше познакомиться со снежинкой, мы рассмотрели фотографии этих снежных звёздочек, увеличенных в несколько раз. Вот некоторые из них:

Проект Чудесный хоровод снежинокПроект Чудесный хоровод снежинокПроект Чудесный хоровод снежинок




Испарение воды в мороз.

Проект Чудесный хоровод снежинок

Мы с мамой повесили сырое бельё на верёвку, протянутую на улице. Был сильный мороз, и бельё сразу стало твёрдым, покрылось льдом. Через несколько дней оно высохло. Значит, в мороз влага тоже испаряется.

Свойства снежинок.

Насыпали свежевыпавший снег на чёрный картон, а рядом приложили лист белого картона. При сравнении мы увидели, что снежинки белого цвета.

Подержав снежинки в руках, почувствовали, что они очень холодные. Помешали снежок палочкой и покидали его на улице. Легко сдули снежинки с ладошки. Снег оказался рыхлый. Проект Чудесный хоровод снежинок

Проект Чудесный хоровод снежинок


Проект Чудесный хоровод снежинок

Проект Чудесный хоровод снежинок


Таяние снежинки. На прогулке мы сняли варежку и поймали несколько снежинок на руку. После соприкосновения с теплом снежинка растаяла и превратилась в воду. Проект Чудесный хоровод снежинокПроект Чудесный хоровод снежинок Тогда мы решили посмотреть, что будет сразу с несколькими снежинками. Для этого набрали снег в стакан. Через некоторое время мы увидели в стакане не снег, а воду. Проект Чудесный хоровод снежинокПроект Чудесный хоровод снежинок

Игры со снежками на улице.Проект Чудесный хоровод снежинок

Снежинки являются неотъемлемой составляющей снега. Поэтому мы не могли отказать себе в удовольствии поиграть со снегом. На улице мы его подбрасывали, лепили и кидали друг в друга снежные комки, построили несколько снежных фигур.

Проект Чудесный хоровод снежинокПроект Чудесный хоровод снежинок


Рисование снежинок красками.

Теперь, зная, что такое снежинка, мы попробовали их нарисовать. Старались изображать их разными и красивыми. И вот что получилось:Проект Чудесный хоровод снежинокПроект Чудесный хоровод снежинокПроект Чудесный хоровод снежинок

Проект Чудесный хоровод снежинок

Изготовление снежинок из бумаги.

Хоть Новогодние праздники уже прошли, мы захотели вырезать несколько снежинок из бумаги и украсить ими помещение. Снежинки получились ажурными, с красивым узором, но все разные. Как настоящие: ни одной одинаковой!Проект Чудесный хоровод снежинок

Проект Чудесный хоровод снежинокПроект Чудесный хоровод снежинокПроект Чудесный хоровод снежинок

Чтение художественной литературы о снежинках.

Образ снежинки часто встречается в художественной литературе. Нам стало интересно, какими словами писатели или поэты описывают снежинки, какие чувства они испытывают, изображая их. Изучение художественной литературы помогло нам понять, что снежинки «волшебные», «сказочные», «чудесные».

Мы читали:

Бальмонт К. «Снежинка»

Баруздин С. «Снежинки»

Ильин М. и Сегал Е. «Рассказ о снежинках»

Бушко Т. «Снежинка»

Архангельский В. «Летят снежные пушинки»

Ушинский К. «Проказы старухи Зимы»

Заключительный этап.


Что мы узнали о снежинке? Выводы.

  • Все снежинки разные, но у каждой 6 лучиков.

  • Снежинка состоит из кристаллов льда и не имеет цвета. Но при солнечном свете при большом скоплении снежинок её цвет белый.

  • Снежинки хрупкие, легко ломаются.

  • Скрип снега - это шум от раздавливаемых кристалликов снежинок.

  • Снежинки образуются из пара на высоте от 4000 метров и выше.

  • Там при сильном морозе пар превращается в кристаллики шестиугольной формы.

  • Пока снежинки летят до земли, проходят разные слои влажности и обрастают другими кристалликами, становятся пушистыми, причудливыми и разнообразными.

  • На морозе вода испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберётся на тучу, выпадут осадки в виде снежинок.

  • Снежинки холодные.

  • Несколько соединённых снежинок образуют рыхлую структуру.

  • Снежинки в тепле быстро таят и превращаются в воду.

Подведение итогов.

Итак, мы многое узнали и изучили по данной теме. Работа принесла нам много интересного и удивительного. Мы научились замечать красоту и индивидуальность снежинок; расширили свои знания о происхождении снежинок и их составе; закрепили умение пользоваться лупами; научились рисовать и вырезать снежинки из бумаги.

Во время реализации проекта мы учились делать выводы, высказывать свою точку зрения. А также познакомились с различными источниками информации, приобрели полезный опыт исследовательской деятельности.

Использованная литература:


  1. Куликов А.Н. и Гурлянд С.Г. «Скажи мне, почему?»

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка

  3. Современный толковый словарь русского языка

  4. Эллиот Д. и Кинг К. Детская энциклопедия

  5. Энциклопедия «Всё обо всём»

  6. Энциклопедия «Мир вокруг нас»

© 2010-2022