• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Сообщение на тему: ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ РОДНОГО ЯЗЫКА И ИЗО

Сообщение на тему: ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ РОДНОГО ЯЗЫКА И ИЗО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Добросельская ООШ», Выблова О.В., Выблова Г.В.

ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ

УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

В СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ РОДНОГО ЯЗЫКА И ИЗО



Что представляет собой современная российская школа? Какой ей быть? По какому пути преобразования идти, чтобы не удаляться от идей истинно народного образования. «Есть два пути развития современной отечественной школы. Первый - через воспитание национального и государственного самосознания гражданина России. Второй - путь утверждения эгоистической личности, духа торгашества и еще более - формирования колониального сознания. По какому из них пойдет школа?»1 Безусловно, перед каждым учителем обязательно встает вопрос. Каким должен быть учебно-воспитательный процесс, чтобы он как можно более полно способствовал становлению духовных и нравственных основ личности школьника. Процесс воспитания и развития личности ребенка не может не отражать на себе те процессы, которые сейчас происходят в нашем обществе. Изменения в укладе жизни русского человека, новые свободы и ценности, безусловно, вносят коррективы в нравственные приоритеты жителей России. Нынешнее состояние нравов: рост преступности, распространение озлобленности, жестокости явно сказываются на характере современного школьника. Каким образом остановить спад в духовной сфере общества? Как возродить нравственный идеал русского человека? Две основные сферы - культура и образование- могут и должны приобщать юное поколение к сложному миру нравственных идеалов человека. Обязаны дать правильные представления о добре и зле, справедливости, долге, совести, чести и достоинстве, т.е. заложить основы нравственности. В ходе реформирования произошел отказ от устаревших норм и правил, старых идеалов. Конечно, это вызывает у многих сторонников нововведений чувство удовлетворения. Что же делать дальше? С кого брать пример? Над этими вопросами задумываются многие учителя. И все же, основой воспитания был и должен быть, конечно, сам человек, его каждодневные заботы, общение с людьми и миром вообще. Общество всегда стремилось воспитать в человеке чувство собственного достоинства. По нашему мнению, одним из источников для формирования основ нравственности и духовности школьника является народная культура, в частности, устное народное творчество. Размышляя над проблемой использования интеграции в начальной школе, нами разработаны и опробованы интегрированные занятия родного языка и ИЗО на материале русского фольклора. Работая во 2-м классе над общей темой занятий «Пословица не мимо молвится»», школьники знакомятся с пословицами и поговорками о труде, лени и трудолюбии. Они отгадывают русские народные загадки об инструментах и делают их наброски («Где хотенье, там и уменье»), узнают о работе маСообщение на тему:ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ РОДНОГО ЯЗЫКА И ИЗОстеров: швея и вышивальщица («Не игла шьет, а руки»), гончар («Доброе дело само себя хвалит»), плотник («Не топор тешет, а плотник»). Дети собирают материал (пословицы, поговорки, синонимы и антонимы, старинные слова, названия инструментов) для написания мини-сочинения о труде мастера. Так же ребята выполняют творческую работу на главную тему занятий - «Каков мастер, таково и дело». Школьники с интересом включаются в поиск материалов о жизни и труде своих старших родственников, узнают трудовую историю своей семьи, знакомятся с семейными православными традициями. Пословицы и поговорки воспитывают чувство любви к родной земле, формируют отношение к труду, осуждают лень и восхваляют ум, скромность, терпение, трудолюбие.

Источником воспитания младших школьников в 4 классе, по нашему мнению, могут выступать русские героические былины. Занятия изобразительным искусством и родным языком, изучающие пейзажи родной земли, образы деревень и древнерусских городов, образ русского человека, дополненные плавным поэтичным слогом былины, формирует чувство любви к Родине, родному Отечеству, чувство гордости за ее достижения. Сообщение на тему:ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ РОДНОГО ЯЗЫКА И ИЗОСовременные средства массовой информации предлагают нам образ сериального героя: сильного, мужественного, решительного , но, к сожалению, действующего зачастую не по правилам морали. Воссоздавая образ русского былинного богатыря (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и др.) мы помогаем ребенку выбрать иной образ для подражания. В ходе работы была выстроена система занятий, раскрывающая характер героя через его отношение к службе, простому люду, родной земле: *Введение в мир былин («Илья Муромец и Соловей-разбойник»). *Конкретизация образа богатыря. Оружие богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник»). * Конкретизация образа богатыря. Доспехи богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник»). *Образ богатырского коня. Образ Соловья-разбойника. («Илья Муромец и Соловей-разбойник»). **Иллюстрирование былин. Итогом работы стало внеклассное мероприятие «Воздадим хвалу земле русской».



Проведенное в ходе занятий анкетирование показало рост интереса детей к изучению жизни и подвигов богатырей, чтению книг по истории Родины.

Творческая деятельность детей не ограничивается только рамками уроков, а имеет продолжение в работе кружков «Волшебный карандаш» и «Цветной мир», где с помощью различных материалов ребята изготавливают полюбившихся героев.

Таким образом, фольклор является не только величайшим культурным наследием прошлого, но и действенным средством воспитания гражданина .



1 Троицкий В.Ю.Пути современной школы., М., «Свет Отечества», 1994,-95 (5).

4


© 2010-2022