Конспект урока «Творительный падеж»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок - исследование по русскому языку в 4 классе «Творительный падеж». Цели урока: -познакомить с особенностями творительного падежа; -развивать умение различать существительные по падежам, осознанно употреблять существительные в данном падеже; развивать орфографическую зоркость; -прививать интерес к уроку русского языка через ИКТ. Оборудование: компьютер, экран, карточки, таблица с падежами.

1 Оргмомент Открываем тетради, записываем число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы. - Сегодня наш урок пройдёт под девизом: "Где тру.., там и радость". Объясните смысл пословицы. - Что сейчас является вашим трудом? - Какие ценные качества понадобятся нам на протяжении всего урока? ( Дисциплинированность, аккуратность, организованность … трудолюбие ) - Приступаем трудиться. Объясните пропущенную орфограмму в пословице. 2. Словарная работа. Запись слов под диктовку, выделение орфограмм, ударения.
Рабочий, учитель, комбайнёр - Что общего между этими словами? (Обозначают профессии людей)
Сегодня познакомимся с ещё одним новым словом, которое подходит по смыслу к этой группе. (агроном) - Кто такой агроном? (Выслушать мнения детей) - Найдите значение этого слова в толковом словаре. Агроном - специалист по агрономии (науке о земледелии и сельском хозяйстве) 3. Чистописание - Мы будем прописывать на минутке чистописания соединение заглавной и строчной букв Тт ( Дети прописывают соединение заглавной и строчной букв Тт ) Тт,….. Какое написание является правильным? - Дайте характеристику этой букве. (Согл.,парная,глухая) Повторение - Что называется именем существительным? На доске выставлены названия падежей в нарушенном порядке. (Т.п. В.п. И. п. Д.п. П. п. Т. п.) Найдите ошибки, расставьте названия падежей по порядку. Повторение падежей хором и индивидуально. Подставьте подходящие вопросы к названиям падежей. И.п. кто? что? Р. п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В. п. кого? что? Т. п. кем? чем? П. п. о ком? о чём? - На прошлом уроке мы говорили о Винительном падеже, вспомните всё, что о нём знаете. повторение о винительном падеже по плану: вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончания, член предложения. Теперь вернёмся к букве из нашего чистописания. - О чём нам напоминают буквы из чистописания? ( Будем говорить о Т. п. ) - Сформулируйте тему урока. Творительный падеж. Назовите цели урока, чему будем учиться? 4. Работа по теме урока 1) Чтение стихотворения учителем:
Рассмотрим план, по которому будем работать (картинный план на доске). На доске схема:

Творительный падеж.
Вопросы …, …
Вспомогательное слово …
Окончания …
Предлоги …
Член предложения… У каждого из вас такая схема есть, мы её уже заполняли на предыдущие падежи. -Выполнив задания, мы должны вставить пропущенные слова. -Что вы знаете о творительном падеже? (Отвечает на вопросы кем? чем?) - Какое знаете вспомогательное слово для определения творительного падежа? (Творю) Заполняется схема: Вопросы: кем? чем? Вспомогательное слово: творю. 5. Продолжение работы над темой с использованием компьютерных технологий Предварительно составлены слайды с заданиями. А теперь чтобы заполнить план, нужно выполнить некоторые задания. 1). Составь и запиши словосочетания (, слайд 2). (Работа с окончаниями) Самостоятельная работа. Дружит с (природа), нашел под (дерево), лисичка со (скалочка), находился за (река), вертится перед (зеркало), ползал между (корни), пролетел над (поле), лежит под (подушка), вернуться (ночь) Проверка (слайд 3) - В каком падеже употребили имена существительные? (В творительном падеже) - Выдели окончания у существительных в творительном падеже. - Какие окончания бывают? Вывод: творительный падеж имеет окончания: -ой, -ей, -ом, -ем, -ю. Окончания вставить в схему.
Физминутка. - Я буду называть имена существительные и в ед. ч и во мн.ч. если услышите существительное в единственном числе- наклон вправо, если во множественном- наклон влево. Будьте внимательны. Тот, кто ошибается, тот садится на место. Слова: школы, ручка, апельсин, яблоко, огурцы, линейка, верблюды, слон, тигр, тигрята, верблюд, парты, стол, вьюга, метель, дожди, снега, туча, облака, сердце, душа, дни, ночи. Следующее задание 3). Составить и написать словосочетания, изменяя имена существительные по смыслу. Подчеркнуть предлоги(, слайд 4). Письмо с комментированием: - С какими предлогами дружит творительный падеж? (, слайд 5). Задуматься (книга), послать (багаж), говорить (незнакомец), укрыться (плащ), мыться (душ), любоваться (столица), ходил (дома). Вывод: творительный падеж имеет предлоги с, за, между, под, над.
Предлоги записываются в схему. Итак, что мы уже узнали о творительном падеже? Что осталось узнать? 4) Член предложения Запись под диктовку у доски. -Записать предложения, найти главные члены, определить, каким членом предложения бывает существительное в творительном падеже. Разноцветная радуга повисла над рекой. (Указывает место) Дедушка острым ножом срезал ивовый прут. (Указывает на предмет, которым совершается действие, творится). Вывод В предложении - второстепенный член предложения - дополнение. Заполняется схема. 6. Закрепление исследованного материала Устно. 1) Найдите существительные в творительном падеже. По каким признакам определили, что это т.п.? (, слайд 6). По пруду лебедем красным плавает тихий закат. (С. Есенин) Уж озимь яркая блестела изумрудом. (А.Пушкин) 2) Работа с учебником - с.р. Упражнение 137. Отгадай загадки. Спиши. Напиши отгадки. Укажи падеж выделенных существительных. Самопроверка. Слайд. Итак, подведём итог урока, что узнали нового?
7. Итог урока ( слайд 7). 1) На доске: - Прочитайте запись, которая получилась путём вашего исследования.

Творительный падеж.
Вопросы кем? Чем?
Вспомогательное слово творю
Окончания ой, -ей, -ом, -ем, -ю.
Предлоги с, за, между, под, над.
Член предложения дополнение.
Дополнит. Время. 2) Составление вопросов по новой теме Работа в парах. - Задайте вопросы друг другу. - На какие вопросы отвечает творительный падеж? - Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже? - С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже? - Каким членом предложения бывают имена существительные в творительном падеже? 3)Рефлексия. - Кто считает, что во всём разобрался отлично, возьмите зелёный кружок, кто считает, что чего-то не понял -красный, вставьте в таблицу. - Молодцы, вы сами себя оценили.

© 2010-2022