Программа по изобразительному искусству Этюд

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 2 г. Ангарск









Авторская программа

по изобразительному искусству



«Этюд»


Срок реализации программы: 5 лет

Возрастная категория учащихся:

10 - 16-17 лет

Автор-составитель:

воспитатель:

Мазепа Лариса Анатольевна






2014 год

г. Ангарск

Программное содержание







1. Пояснительная записка


1.1. Введение


Изобразительное искусство возникло на заре человеческой истории. Оно было необходимо людям как средство познания предметного мира, сущности и места человека в этом мире, его чувств и идеалов. На протяжении веков изобразительное искусство являлось важнейшим средством отражения действительности во всей ее сложности и многообразии. И в настоящее время оно обладает широкими возможностями психологического воздействия на человека, его сознание; активно способствует его развитию, воспитанию и формированию чувств; является результатом духовной деятельности самого человека.

1.2. Актуальность программы


Данная авторская программа составлена на основе авторских образовательных программ студий изобразительного искусства «Акварелька», «Радужный мир», «Этюд». Человек - творец по своей сути и талант творить, создавать проявляется в самом раннем возрасте. Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности учащихся и работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей школьников, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Следует отметить, что средний школьный возраст в коррекционной школе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учащихся является наиболее сенситивным периодом для формирования «творческой личности», так как школьники свободно отображают действительность, посредством своего оригинального видения, не задумываясь над похожестью изображения. Для них важна эмоциональная сущность изображаемого, которую они показывают, смело, со своей внутренней правотой, иногда ломая стереотипы восприятия этого предмета взрослыми. Вместе с тем, учащиеся среднего школьного возраста обладают повышенной восприимчивостью и впечатлительностью, непосредственностью реакций, ярко выраженным стремлением усваивать новое. Авторская программа «Этюд» для учащихся среднего звена с ОВЗ (10 - 16-17 лет) составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.); закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса.

1.3. Цель программы

Цель программы: формирование нравственно-эстетической культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры, средствами ценностей национального и мирового искусства.

1.4. Задачи программы


Обучающие:
  • формировать систему знаний об основах изобразительной грамоты, включающей понятия о рисунке, живописи, композиции, коллаже и т.д.; о профессии художника; технике выполнения художественных работ;
  • формировать первичные навыки работы кистью, карандашом;
  • обучать практическому применению знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства и оформительской работы в различных техниках рисования и оформления композиций;
  • способствовать становлению основ художественной грамоты и художественного вкуса.
Развивающие:
  • развивать образное мышление и творческую активность;
  • развивать усердие и усидчивость;
  • развивать стремление проявлять свои способности и добиваться успеха;
  • развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
  • развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
  • формировать эстетическое восприятие;
  • формировать потребность участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни;
  • воспитывать с любовь к Родине, уважение к национальным традициям;
  • формировать «поликультурность» и толерантность.

1.5. Основные формы и методы организации учебного процесса


Структура программы представлена образовательными блоками, предусматривающими интериоризацию теоретического и практического материала. Говоря о практических, творческих действиях, мы имеем в виду не столько специальные способности учащихся к рисованию и творческому преобразованию материалов, сколько их темперамент, творческую игровую активность в процессе рисования, неограниченную фантазию. Одним из стимулов совершенствования изобразительной деятельности школьников - это умение узнавать в рисунке изображенный предмет. В своём рисунке учащиеся используют разные формы опыта, которые они получают в процессе действий с предметной средой, зрительного восприятия предметов, а так же самой изобразительной деятельности и обучения со стороны взрослых. Важным здесь является то, что учащиеся передают в рисунке не только эмоциональное впечатление от предмета, но и своё понимание. Формы занятий:
  • индивидуальные и групповые занятия;
  • коллективная работа;
  • творческие проекты;
  • экскурсии;
  • конкурсы по техникам изобразительного искусства;
  • ярмарки завтрашних мастеров.
Методы:
  • анкетирование;
  • анализ и синтез;
  • мозговой штурм;
  • дискуссии и т.д.

1.6. Место реализации: ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска. 1.7. Срок реализации программы: программа предполагает прохождение курса в течение пяти лет, рассчитана на 36 часов в год, исходя из 36 учебных недель в учебном году, по 1 часу в неделю.

1.8. Возрастная категория учащихся: 10 - 16-17 лет.


























2. Этапы разработки и реализации программы

2.1. Основные принципы



1. Принцип системности - этот принцип обеспечивает взаимность всех элементов работы, а также наличие системообразующего элемента, которым является в нашей работе личностный подход. 2. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации работы. Фронтальные формы работы: - участие в школьных, районных и городских мероприятиях; - проблемно-тематические семинары; - тематические педсоветы. Групповые формы работы: - посещение и анализ открытых уроков и мероприятий; - заседания методических объединений классных воспитателей; - заседания координационного совета; - работа творческих групп; - обмен опытом. Индивидуальные формы работы: - работа отдельных педагогов по теме; - подготовка педагогами конспектов уроков по теме; - творческие отчёты отдельных педагогов дополнительного образования; - взаимопосещение занятий; - помощь отдельным педагогам в овладении диагностическими методиками; - консультации педагогов.


2.2. Методы, практикуемые в организации работы


1. Теоретические: - изучение специальной и психолого-педагогической литературы; - анализ; - сравнение; - обобщение и т. д. Эмпирические: - тесты; - анализ и моделирование ситуаций; - деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры; - тренинги; - дискуссии; - лекции; - беседы; - анкетирование и т. д.


3. Формы и методы реализации программы

3.1. Управленческая деятельность по информационному обеспечению


1. Создание банка данных: - разработок уроков; - лекций и бесед для родителей; - бесед для учащихся; - внеклассных мероприятий. 2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах. 3. Сбор текущей информации: - о результатах тестов, срезов знаний; - о посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий. 4. Сбор аналитической информации: - о ходе работы по программе; - о результатах выполнения программы. 5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов. 6. Работа школьных методических объединений. 7. Консультационные совещания.


3.2. Методы и формы работы по реализации поставленных задач:


  • словесные методы: беседы, индивидуальные собеседования;

  • работа с литературой: изучение «правил дорожного движения», пожарной безопасности, поведение в чрезвычайных ситуациях.

  • наглядно - иллюстративные методы: работа с кино- видеоматериалами, фотоматериалами, плакатами, интернет - обозреватель;

  • практические методы: игровое моделирование, конкурсы, праздники.

Методы наглядной агитации

  • Оформление стендов;
  • Составление буклетов, брошюр, листовок, памяток;
  • Издание стенгазет;
  • Конкурсы рисунков;
  • Просмотр видеосюжетов.
Реализация данной программы позволит учащимся получить систематизированное представление о разных видах искусства. Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.


3.3. Программа способствует:


  • умственному развитию - учащиеся получают и закрепляют знания по изобразительному искусству, учатся развивать воображение, эстетический вкус, творческие способности;
  • эстетическому воспитанию - учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах.
  • трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям;

3.4. Основные требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:

  • названия основных и составных терминов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, аппликация, симметрия, ассиметрия, силуэт, пятно, рельеф, роспись;
  • изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приемы оформления;
  • названия инструментов, приспособлений.
  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм;
  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной-Лебедевой; А.А. Айвазовского.
  • основы графики;
  • правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне;
  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  • правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Учащиеся должны уметь:
  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением;
  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • пользоваться материалами;
  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
  • проявлять творчество в создании изображения.
  • работать в определенной цветовой гамме;
  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы;
  • передавать движения фигур человека и животных;
  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  • свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
  • самостоятельно комбинировать различные приемы работы с бумагой для достижения выразительности образа;
  • решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.


4. Организационно-методическое обеспечение


Содержание учебного материала соответствует целям и задачам программы и распределяется согласно учебно-тематическому плану. Данная программа ориентирована на обучение учащихся 5-9 классов. Курс рассчитан на 1 час в неделю. Основной формой работы являются внеурочные занятия.

Учебно-тематический план первого года обучения


Теоретическая часть

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях

1

1

-

беседа

2

«Кладовая природы»

9

1

8

Экскурсия.

Коллективное рассматривание.

Практическая работа.

Ролевая игра.

3

«Как многоцветен этот мир…»

7

2

5

Практическая работа.

Коллективно-групповая форма (панно)

Викторина.

Экскурсия

4

«Чуден цвет - дивны мастера»

9

2

7

Активная беседа.

Технические упражнения.

Ярмарка-выставка.

Коллективно-групповые формы.

5

Шкатулка идей

7

1

6

Инструктаж.

Технические упражнения.

Индивидуальная, коллективно-групповая формы.

6

Эрмитаж

3

-

3

Выставка. Презентация.


Итого

36

7

29


Содержание программы (1-го года обучения)


Тема №1 Вводное занятие» Знакомство с программой «Этюд». Рассказать о правилах поведения, инструктаж по технике безопасности. Теоретическая работа: 1 час Тема №2 «Кладовая природы» Рисование с натуры, по памяти, представлению: экскурсия на природу. Сбор природного материала, для дальнейшего использования в композиции, а также анализ различных форм листьев, деревьев. Обучение технике рисования простых форм листьев, веток деревьев, осенних цветов, эскиз игрушки по мотивам природных форм карнавал снежинок, рисование снеговика, кораблики на воде, изображение птиц, весенние цветы для мамы. Знакомство с линией горизонта. Теоретическая работа: 1 час Практическая работа: 8 часов сбор природного материала: листьев, колосьев, камней, выполнение зарисовок с натуры, по памяти Тема №3«Как многоцветен этот мир…» Рисование на темы: « Какого цвета радуга» знакомство детей с основными цветами (желтый, синий, красный) и составными. «Осенний лес», «Моя любимая сказка» иллюстрации к любимым сказкам, уборка урожая, русские богатыри, снаряжение богатыря, «Зимушка зима» Теоретическая работа: 2 часа Практическая работа: 5 часов. Создание композиции на заданную тему, а так же знакомство с живописными приемами, умение правильно определять соразмерность предметов. Тема №4 «Чуден цвет- дивны мастера» Декоративное рисование: узор в полосе и круге из растительных и геометрических форм, знакомство с элементами городецкой, хохломской росписи, украшение предметов быта, роспись кухонной доски. Теоретическая работа: 2 часа Практическая работа: 7 часов. Создание декоративного панно. Тема №5 «Шкатулка идей» Аппликация, моделирование: аппликация фруктов и овощей, аппликация из осенних листьев сделать образ из кляксы, музыкальное оформление рисунка, слушаем музыку и рисуем, создаем и воплощаем творческие идеи. Теоретическая работа: 1 час Практическая работа: 6 часов. Создание поздравительных открыток, с использованием природного материала. Тема №6 «Эрмитаж» Организация выставок работ в конце полугодия и года. Персональные выставки. Создание творческого портфолио. Участие в конкурсах. Практическая работа: 3 часа. Поиск творческих идей, подготовка работ на конкурс, оформление и организация выставок



Учебно-тематический план второго года обучения


Теоретическая часть

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях

1

1

-

беседа

2

«Кладовая природы»

7

2

5

Экскурсия.

Коллективное рассматривание.

Практическая работа.

Ролевая игра.

3

«Как многоцветен этот мир…»

8

2

6

Практическая работа.

Коллективно-групповая форма (панно)

Викторина.

Экскурсия

4

«Чуден цвет - дивны мастера»

7

2

5

Активная беседа.

Технические упражнения.

Ярмарка-выставка.

Коллективно-групповые формы.

5

Шкатулка идей

10

3

7

Инструктаж.

Технические упражнения.

Индивидуальная, коллективно-групповая формы.

6

Эрмитаж

3

-

3

Выставка. Презентация.


Итого

36

10

26



Содержание программы (2-го года обучения)


Тема №1 Вводное занятие» Знакомство с программой занятий «Этюд». Повторение пройденного материала. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения, организационные вопросы. Теоретическая работа: 1 час. Тема №2 «Кладовая природы» Рисование с натуры по памяти, представлению: экскурсия на природу. Сбор природного материала, для дальнейшего использования в композиции. Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Теоретическая работа: 2 часа Практическая работа: 5 часов. Сбор природного материала: листьев, колосьев, камней. Выполнение зарисовок с натуры, по памяти, выполнение живописного решения натюрморта, зарисовки зимнего пейзажа, эскиз скворечников Тема №3 «Как многоцветен этот мир…» Рисование на темы: осенний пейзаж, зимние забавы, отлет перелетных птиц, деревянные постройки Руси, рисуем космическое пространство, весенний луг. Теоретическая работа: 2 часа Практическая работа: 6 часов. Создание композиции на заданную тему, а так же знакомство с живописными приемами, умение правильно определять соразмерность предметов. Знакомство с воздушной перспективой. Тема №4 «Чуден цвет- дивны мастера» Декоративное рисование: хохломские ложки, знакомство с элементами Гжели, роспись чашки, составление сложного узора в прямоугольнике, треугольнике из стилизованных форм растительного и животного мира, роспись деревянной игрушки-свистульки. Теоретическая работа: 2 часа. Практическая работа: 5 часов. Создание декоративного панно. Тема №5 «Шкатулка- идей» Аппликация, моделирование: освоение техники в стиле квиллинга (бумагокручение), создание коллективного панно «Снежинка». Создание стенгазеты для оформления зала. Теоретическая работа: 3 часа Практическая работа: 7 часов. Создание поздравительных стенгазет, а так же выполнение коллективного пенно. Тема №6 «Эрмитаж» Выставка работ по темам: «Пейзаж», «Портрет», «Животные», «Мои друзья», «Мой город», «Моя школа» Практическая работа: 3 часа.


Учебно-тематический план третьего года обучения


Теоретическая часть

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях

1

1

-

беседа

2

«Кладовая природы»

5

2

3

Экскурсия.

Коллективное рассматривание.

Практическая работа.

Ролевая игра.

3

«Как многоцветен этот мир…»

6

2

4

Практическая работа.

Коллективно-групповая форма (панно)

Викторина.

Экскурсия

4

«Чуден цвет - дивны мастера»

11

2

9

Активная беседа.

Технические упражнения.

Ярмарка-выставка.

Коллективно-групповые формы.

5

Шкатулка идей

10

3

7

Инструктаж.

Технические упражнения.

Индивидуальная, коллективно-групповая формы.

6

Эрмитаж

3

-

3

Выставка. Презентация.


Итого

36

10

26



Содержание программы (3-го года обучения)
Тема №1 Вводное занятие» Теоретическая работа: 1 час. Повторение пройденного из программы 2-го года обучения. Знакомство с программой «Этюд» 3-го года обучения. Организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности. Тема №2 «Кладовая природы» Рисование с натуры, по памяти, представлению: Экскурсия на природу, составление композиций из сухоцветов, натюрморт из цветов и фруктов, пленэрные зарисовки, рисование птиц, животных, изображение пейзажа в разное время суток. Теоретическая работа: 2 часа Практическая работа: 3 часа. Сбор природного материала: листьев, колосьев, камней. Выполнение зарисовок с натуры, по памяти, выполнение живописного решения пейзажа в разное время суток, наброски птиц, животных. Тема №3 «Как многоцветен этот мир…» Рисование на темы: « Краски осени», « Зимушка, зима», « Сказки современного мира», « Любимый сказочный герой», «Мы любим спорт» « Наши праздники». Теоретическая работа: 2 часа. Практическая работа: 4 часа. Выполнение работ на заданные темы, знакомство с техниками монотипия, рисование углем, пастелью. Тема №4 «Чуден цвет - дивны мастера» Декоративное рисование: эскизы декораций к праздникам, украшение домика сказочного героя, знакомство с дымковской игрушкой, дизайн платья дымковской барыни, а также знакомство с промыслами. Теоретическая работа: 2 часа Практическая работа: 9 часов. Выполнение работ на заданные темы, знакомство с дымковской игрушкой, создание и роспись дымковской барыни. Тема №5 «Шкатулка идей» Аппликация, моделирование: Создание шкатулки из подручного материала, выполнение сувениров на разные тематики. Теоретическая работа: 3 часа Практическая работа: 7 часов. Выполнение подарков на «День Учителя», «Новый год», «8 Марта» Тема №6 «Эрмитаж» Организация выставки. Награждение кружковцев. Представление портфолио, и итоги конкурса «Лучшее портфолио» Практическая работа: 3 часа


Учебно-тематический план четвертого года обучения


Теоретическая часть

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях

1

1

-

беседа

2

«Кладовая природы»

5

1

4

Экскурсия.

Коллективное рассматривание.

Практическая работа.

Ролевая игра.

3

«Как многоцветен этот мир…»

6

2

4

Практическая работа.

Коллективно-групповая форма (панно)

Викторина.

Экскурсия

4

«Чуден цвет - дивны мастера»

13

2

11

Активная беседа.

Технические упражнения.

Ярмарка-выставка.

Коллективно-групповые формы.

5

Шкатулка идей

8

3

5

Инструктаж.

Технические упражнения.

Индивидуальная, коллективно-групповая формы.

6

Эрмитаж

3

-

3

Выставка. Презентация.


Итого

36

9

27



Содержание программы (4-го года обучения)
Тема №1 Вводное занятие» Повторение пройденного материала. Знакомство с программой «Этюд». Организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности. Теоретическая работа: 1 час Тема №2 «Кладовая природы» Пленэрные зарисовки: пленэрные зарисовки предусматривают рисование с натуры. Принцип «от общего к частному». Знакомство с воздушной перспективой. Цветовая гамма. Теоретическая работа: 1 час Практическая работа: 4 часа. Сбор природного материала, для дальнейшего использования в творческих композициях. Выполнение зарисовок с натуры, по памяти, выполнение живописного решения пейзажа с соблюдением линейной перспективы. Тема №3«Как многоцветен этот мир…» Рисование на темы: «Осенние работы», «Зимние забавы», «Сказки», «Учимся рисовать человека», «Мы любим спорт» «Параллельные миры», «Салют Победы» «Выпускники начальной школы». Теоретическая работа: 2 часа. Практическая работа: 4 часа. Выполнение работ на заданные темы, знакомство с техниками, рисование углем, пастелью. Тема №4 «Чуден цвет - дивны мастера» Декоративное рисование: Беседы на темы «Знакомство с народными промыслами». Основные приемы народных промыслов. История Городецкой росписи, создание эскиза и роспись доски. Теоретическая работа: 2 часа. Практическая работа: 11 часов. Выполнение работ на заданные темы, роспись доски, лакировка. Тема №5 «Шкатулка идей» Аппликация, моделирование: Выполняем различные сувениры и подарки, создаем и воплощаем творческие идеи. Теоретическая работа: 3 часа. Практическая работа: 5 часов. Создание поздравительных открыток, с использованием природного материала. Тема №6 «Эрмитаж» Выставка работ, компьютерные презентации, фотоработы. Представление портфолио. Организация выставки. Практическая работа: 3 часа.





Учебно-тематический план пятого года обучения


Теоретическая часть

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях

1

1

-

беседа

2

«Кладовая природы»

9

1

8

Экскурсия.

Коллективное рассматривание.

Практическая работа.

Ролевая игра.

3

«Как многоцветен этот мир…»

7

2

5

Практическая работа.

Коллективно-групповая форма (панно)

Викторина.

Экскурсия

4

«Чуден цвет - дивны мастера»

9

2

7

Активная беседа.

Технические упражнения.

Ярмарка-выставка.

Коллективно-групповые формы.

5

Шкатулка идей

7

1

6

Инструктаж.

Технические упражнения.

Индивидуальная, коллективно-групповая формы.

6

Эрмитаж

3

-

3

Выставка. Презентация.


Итого

36

7

29



Содержание программы (5-го года обучения)
Тема №1 Вводное занятие» Повторение пройденного материала. Знакомство с программой «Этюд». Организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности. Теоретическая работа: 1 час Тема №2 «Кладовая природы»

«Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти) 4 ч.

Знакомство с новой техникой - воскографией. Для выполнения работы в технике граттажа (воскографии) нужно осуществить необходимые стадии грунтовки листа бумаги.

а) покрыть бумагу легким слоем краски (в холодной или теплой гамме);

б) натереть сверху лист бумаги свечей или парафином;

в) поверх воска покрыть лист слоем темной гуаши в смеси с тушью;

г) легкой линией карандаша наметить рисунок осенних цветов и плодов;

д) процарапать изображение отточенной палочкой.

Практическая работа: выполнить по памяти натюрморт, составленный из цветов и плодов в технике граттажа.

Просмотр творческих работ учащихся. Теоретическая работа: 1 час Практическая работа: 4 часа. Сбор природного материала, для дальнейшего использования в творческих композициях. Выполнение зарисовок с натуры, по памяти, выполнение живописного решения пейзажа с соблюдением линейной перспективы. Тема №3«Как многоцветен этот мир…»

«Радуга» смешение красок 2 ч.

Цветоведение - наука о цвете. Изучение основных и производных цветов. Работа на пленэре. Первый выход на природу. Наблюдение за небесными переливами красок.

Практическая работа: Выполнение пленэрных этюдов неба, облаков. Тучи, безоблачное небо - технике «по-сырому»

Просмотр и обсуждение творческих работ учащихся.

Материалы: бумага, акварель Теоретическая работа: 2 часа. Практическая работа: 4 часа. Выполнение работ на заданные темы, знакомство с техниками, рисование углем, пастелью. Тема №4 «Чуден цвет - дивны мастера» Декоративное рисование: Знакомство с новым материалом. Знакомство с искусством Жостова. Элементы жостовской росписи Теоретическая работа: 2 часа. Практическая работа: 11 часов. Выполнение работ на заданные темы. Тема №5 «Шкатулка идей» Аппликация, моделирование: Выполняем различные сувениры и подарки, создаем и воплощаем творческие идеи. Теоретическая работа: 3 часа. Практическая работа: 5 часов. Создание поздравительных открыток, с использованием природного материала. Тема №6 «Эрмитаж» Выставка работ, компьютерные презентации, фотоработы. Представление портфолио. Организация выставки. Подведение итогов Практическая работа: 3 часа.

5. Предполагаемые результаты реализации программы.


  • Развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания;
  • Умение организовать рабочее место;
  • Бережное отношение к инструментам, материалам;
  • Развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера;
  • Ознакомление с художественными терминами и понятиями;
  • Овладение основами художественной грамоты;
  • Знание цветов и рисовальных материалов;
  • Умение передавать форму, величину изображения;
  • Приобретение навыка работы в паре, группе;
  • Нравственно-этическое оценивание своей деятельности;
  • Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности;
  • Овладение художественными терминами;
  • Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта;
  • Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета;
  • Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества;
  • Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию;
  • Развитие художественного вкуса;
  • Владеть основными навыками смешением цветов, Доводить работу до полного завершения.

























6. Использованная литература.
Для педагога

1. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Т., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1998.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. М.э 1968. 576 с.

4. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования / Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.

5. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. Программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.

6. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». - М.: Дрофа, 2007

7. А.А. Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2006

8. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

9. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР.-Вып. 11. - М.; Л., 1947. - С. 106.

10. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.-75с.

11. И.Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии // Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. 352 с.


Для учащихся:

1. «Про все на свете»: Сборник стихов и загадок. М.э 1996.

2. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. М., 1997.

3. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XIXвеков. М, 1999.

4. «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.

5. В.В. Ячменева. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. - М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003

6. Н.П. Костерин «Учебное рисование».

7. B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство в начальной школе».

8.Е.М Аллекова. Живопись. - М.: Слово, 2001

9. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977

10. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. - Минск: Поппури, 2001.

11. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М: Просвещение, 2000.

© 2010-2022