- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 3 классе «Изложение»
Урок русского языка в 3 классе «Изложение»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Иващенко О.Н. |
Дата | 25.10.2012 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока русского языка в 3 классе.
Учитель: Иващенко Ольга Николаевна Тема: Изложение. Задачи:
- формирование умения определять тему текста - повествования, озаглавливать текст;
- профилактика трудностей, связанных с использованием типов связи и средств связи;
- формирование умения определять единый временной план текста, абзацы текста;
- профилактика трудностей, связанных с составлением плана и композицией повествования.
Ход урока.
- Оргмомент. Постановка целей и задач урока.
- Знакомство с текстом.
Уч. - Прочитайте текст на карточке. Вам он понравился? Чем? Определите тему текста. Как его можно озаглавить? Д.1 - Текст мне понравился тем, что зайчик выздоровел и убежал в лес. Всё закончилось благополучно. Тема текста - спасение больного зверька. Можно озаглавить - Найдёныш. Д.2 - Понравился. Потому что история имеет счастливый конец. Можно озаглавить - Спасённый Яшка. Д.3 -. Можно озаглавить - Лечение любимца. Уч. - Запишите в тетрадь своё заглавие к будущему тексту или одно из предложенных. Уч.- Как вы думаете, какой это тип текста? Д. - Это текст - повествование. Уч.- Вспомните, какой тип текста относится к повествованию. Д.- В тексте - повествовании, говорится о каких - то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: что происходит СНАЧАЛА? ПОТОМ? и В КОНЦЕ? 3.Профилактическая работа по устранению трудностей, связанных с использованием лексических средств связи в тексте. Уч. - Прочитайте текст ещё раз. Подчеркните глаголы и определите время. Что вы заметили? Как вы думаете, случайно автор употребляет глаголы в одном времени? Д.- В тексте говорится о событиях, которые уже произошли. Глаголы стоят в пошедшем времени. Уч. - Наблюдается ли в тексте единый временной план? Почему так важно при написании текста его использовать? Д.- Употребление глаголов в одном и том же времени в тексте называется единым временным планом текста. Благодаря использованию глаголов в одном времени, предложения связываются между собой.
На доске появляется схема.
4.
2.
1.
3.
Уч.- Вспомните, что означает эта схема. Д.- Предложения могут цепляться друг за друга, как вагончики в поезде. Такая связь в тексте между предложениями называется цепной. Уч. - Какие слова - помощники помогают нам осуществлять цепную связь? Д.- Местоимения и синонимы. Уч. - Назовите слова - помощники для данного текста. ( Дети подчёркивают слова у себя на карточке). Проверка осуществляется по «цепочке», если ученик называет слово - помощник неправильно, другие учащиеся поправляют его. Д.- Мы - он - его. Уч. - Какие ёщё слова - помощники мы можем использовать? Как они называются? Д.- - Синонимы: питомец, любимец, найдёныш, зайчишка, заяц, зверёк. Уч. - Как вы думаете, почему в тексте с цепной связью слова заменяются на близкие по значению и на слова - помощники? Д. - Для того, чтобы избежать повторов, а текст был более выразительным. 4. Орфографическая подготовка. Выделение орфограмм в тексте. а) написание слов с безударным гласным в корне.
возвращались-… выскочил-… домой -…
тропинка-… хромал-… наложили-…
травы-… принесли-… забинтовали-…
накормили-… беднягу-… срослась-…
конце-… своего-… пожелали-…
б) написание парных согласных: вдруг, зайчишку, лапку, соской, повязку.
в) написание словарных слов: заяц, молоко.
г) другие орфограммы: возвращались, Яшка, счастливого. 5. Составление плана текста. Уч. - Из каких частей состоит текст - повествование? Как называется каждая часть? Разделите текст на смысловые части. Сколько получилось частей? Д. -Три части. Уч. - Прочитайте первую часть. Д. - Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал. Уч. - С какой целью написана первая часть? Как бы вы озаглавили эту часть? Д.- Первая часть завязывает действие, даёт толчок. Это завязка действия. 1.Возвращение домой после рыбалки. (Находка. Встреча с больным зайчонком.) Уч. - Прочитайте вторую часть. Д.- Мы поймали зайчишку и принесли домой. Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Уч. - Какова микротема второй части? Как бы вы озаглавили эту часть? Д.- 2.Уход за Яшкой. ( Лечение питомца.) Уч. - Прочитайте третью часть. Д.- Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку. В конце лета мы отпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути. Уч. - Какова микротема третьей части? Как бы вы озаглавили эту часть? Д. - 3. Зайчик на воле. ( Прощание с другом.) Уч. - С какой целью написаны вторая и третья части? Д. - Люди начинают лечить зайчика и заботиться о нём. Эта часть - развитие действия и кульминация. А когда они вылечили зайца, отпускают его на волю. Эта часть - развязка. Уч. - Вспомните, глядя на план текста, о чём рассказывается в тексте.
План. 1.Встреча с больным зайчонком. 2.Уход за Яшкой. 3. Зайчик на воле.
6. Ниписание изложения.
7.Самопроверка написанного текста. Зачитывание 2 - 3 работ детей (по желанию).
8. Подведение итога урока.