Урок русского языка в 3 классе Корень слова. Однокоренные слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 3 класс

по теме «Корень слова. Однокоренные слова»

учитель начальных классов

Лядова Е.В.

МАОУ «СОШ № 131» г. Пермь

Цель: уточнение представлений о понятиях «однокоренные слова», «корень»;

Задачи: развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова; закрепить знания о проверяемых безударных гласных в корне слова; вспомнить умения составлять словосочетания.

План.

  1. Оргмомент. Чистописание.
  2. Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова.
  3. Работа над темой урока.
  4. Работа по теме со стихотворением.
  5. Работа с текстом на карточке.
  6. Тест
  7. Вывод, рефлексия.
  8. Домашнее задание

Ход урока

  1. Чистописание.
На доске записаны строчные буквы ууу ддд ззз -Определите общие элементы в данных буквах. Дети: общий элемент в данных буква большая петелька внизу. - Запишите эти буквы. Обратите внимание на доску, там записаны слова, прочтите их. Улица дорога автобус берёза погода - Что общего у этих слов? Дети: в них есть буквы, которые были в первой строке чистописания, эти слова относятся к им сущ, состоят из трёх слогов, обозначающие неодушевленные предметы, являются словарными словами. - Запишите слова в тетрадь, комментируя по слогам. - С одним из слов составьте и запишите словосочетание с вопросом. Укажите главное и зависимое слово.
  1. Работа по теме «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова». Одновременная работа с сигнальными карточками: а о и е . слова записываются в столбик.

Загадки.

  • Принялась она за дело, завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (пила)
  • Домовитая хозяйка полетела над лужком,
Похлопочет над цветком - он поделится медком. (пчела)
  • Без рук, без топоренка построена избенка. (гнездо)
  • Я бегу струей из крана, бью ключом из-под земли.
Я качаю в океанах великаны- корабли.(вода) - Глядя на данные слова, определите на какую орфограмму они. - Что для этого надо знать? (ударение) -Поставьте в словах ударение, укажите безударную гласную. -Почему эту безударную гласную в корне вы написали? Как докажите верность написания? (дети дают свои ответы) - Чем можно воспользоваться для подтверждения своих слов? (Учебником) -Откройте учебник, по содержанию определите страницу. -Прочитайте правило. -Что общего между проверочным и проверяемым словом? (часть слова или корень)
  1. Работа над темой урока.
- На доске находятся слова, такие же слова на карточках есть у вас на партах, прочтите их Пильщик пчеловод Водяная гнездовье Пчелиный выпиливать Гнездиться водоворот - Разбейте эти слова на четыре группы, работая в парах. - Сделайте вывод, по какому признаку вы распределяли слова. Дети: данные слова поставили в эту строчку, потому что они имеют общую часть (корень), подходят по смыслу (однокоренными). -Определите тему урока. -Поставьте цель. - Запишите в каждую строчку по одному своему однокоренному слову. -Вопросы Почемучки. - Какие слова являются однокоренными? -Что такое корень? -Где можно найти подтверждение своим словам? (в учебнике) -Прочитайте правило. -Выделите корень в однокоренных словах. Выполните взаимопроверку.
  1. Работа по теме со стихотворением.
-Прочтите стихотворение. Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисенок, Лось, лоскут, лосенок, Горный, горка, городок, Пёс, песочный и песок. Где слова родные, однокоренные? -Родственные слова это-то же самое, что и однокоренные? - Можно ли утверждать, что данные слова являются однокоренными? (нет) - В каждой строчке зачеркните лишнее слово. Дети работают самостоятельно, затем проверка? - По какому признаку вы определили, что оставшиеся слова однокоренные? (близкие по смыслу) -Назовите признаки однокоренных слов. Дети: однокоренные слова- это те, у которых одинаковый корень и одинаковый смысл.
  1. Работа с текстом на карточке.
-Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова. Пользуясь словами из справок. По берегу Белого _________ живут люди. Они называют себя _______. Поморы хорошие _________. Они смело бороздят ______ просторы. Слова для справок: море, поморами, моряки, морские. Проверка тетрадей.
  1. Тест
1. Выберите верное утверждение. А)корень- это часть предложения; Б)корень- это часть слова; 2. Выберите верное утверждение. А)однокоренные слова- это те, которые имеют одинаковый корень; Б) однокоренные слова- это те, которые имеют одинаковый смысл; В) однокоренные слова- это те, которые имеют одинаковый корень и близкий смысл; 3. Выберите верное утверждение. А)чтобы найти корень, надо изменить форму слова; Б) чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова. 4. Укажи однокоренные слова. А) дело; Б) делить; В) поделки; Г) деловой.
  1. Вывод, рефлексия.
  2. Домашнее задание по учебнику дифференцированное.

© 2010-2022