- Преподавателю
- Начальные классы
- «Мне больно мальчики» А. Кешоков
«Мне больно мальчики» А. Кешоков
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухамадеева Л.Н. |
Дата | 08.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дата ……………………………..
Учитель МБОУ сош №8 с.Аур: Мухамадеева Л.Н.
Тип урока: Изучение новой темы.
Тема: А.Кешоков «Мне больно, мальчики».
Цель: формирование нравственных убеждений.
Задачи:
-
Научить объяснять поведение персонажа, определять его внутреннее состояние, характер героя;
-
Развивать умение высказывать своё личное отношение и позицию к прочитанному, опираясь на текст, делать выводы;
-
Расширять словарный запас детей, развивать грамотную устную речь;
-
Воспитывать уважительное отношение к людям, сотрудничать с товарищами - выслушивать и высказывать мнение в работе.
Оборудование: учебник «литературное чтение» Э.Э.Кац 3 кл., рабочая тетрадь №3, мультимедийное оборудование, словарь Ожегова, толковый словарь, карточки для групповой и индивидуальной работы.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок нам пора начать урок.
-
Работа с пословицами:
Добро на два века: на тот и на этот.
- объясните смысл данной пословицы.
- главная мысль пословицы?
(добро)
Где дружба прочна - там хорошо идут дела.
- объясните смысл данной пословицы.
- главная мысль пословицы?
(дружба) «Сабля ранит голову, а слово душу.»
- объясните смысл данной пословицы.
- главная мысль пословицы?
(душа)
- Работа в группе.
Что объединяет эти слова?
Используя свой жизненный опыт, объясните значение этого слова. Обсудите, как будете отвечать
соберите слово, которое поможет вам объединить эти слова.
отношения
-
Работа со словарями
Прочтите, как объясняет значение этого слова словарь.
Какое значение выберем?
-
Оцените работу этого этапа урока. 2 балла
+ работа в группе.
Считаете ли вы, что эти пословицы связаны с новым произведением?
-
Постановка цели и задач урока.
-
Работа по учебникус.16
Определите тему нашего урока.
Алим
Пшемахович
Кешоков
«Мне больно, мальчики»
Какими будут задачи урока
Познакомиться с автором;
разобраться какие взаимоотношения должны быть между людьми;
-
Словарная разминка
Знаком ли автор?
Потренируемся произносить И.О.Ф.,
-
Позовите, автора, как позвала бы его мама.
-
Позовите, как бы позвали своего учителя.
-
Назовите, соблюдая норму произношения, как уважаемого поэта.
Алим
Алим Пшемахович
Алим Пш[ы]мах[а]вич
К[и]шок[а]в
-
Игра «Микрофон»
Прочитайте биографию поэта.
Родился Алим Пшемахович Кешоков 22 июля 1914 года в селе Шалушка . Отец мечтал, что из сына вырастет настоящий "алим", что означает "ученый".
Алима отправили на 5 лет в школу-интернат недалеко от Шалушки. Здесь произошла его встреча с человеком, которая определила его литературную судьбу. Этим человеком был преподаватель кабардинского языка.
Первое стихотворение Алима Кешокова все прочитали в год его семнадцатилетия. Первый сборник стихов "У подножья гор" вышел в самом начале войны. Автор успел захватить с собой на фронт два экземпляра этой книги.
С самого начала Великой Отечественной войны А. Кешоков принимает участие в охране побережья от немецкого десанта в городе Хосте. В одном из боёв Кешоков получил ранение. За участие в обороне Сталинграда он был награжден медалью "За оборону Сталинграда". Алим Пшемахович - автор многих десятков поэтических сборников, пьес, поэм, стихов для детей и взрослых.
Умер Алим Пшемахович Кешоков 29.01.2001 года в городе Москве.
Расскажите, что узнали из прочитанного текста.
-
Оцените работу этого этапа урока. 3 балла
-
Работа над новым материалом.
- Побуждение.
Не читая произведение можно сказать, что слова, записанные на доске, связаны с темой нашего урока? Докажите.
На рисунке к стихотворению мы видим обиженных мальчиков
Прочтите еще раз название произведения. На что оно похоже? Когда жалуются, будут ли это отношения?
Название похоже на жалобу.
Можно ли определить каким будет произведение?
- Работа над стихотворением.1-е чтение
«Мудрецы»
Прочитайте стихотворение шёпотом, только для себя.
Карандашом пометьте слова, значение которых вам не понятны.
Чтение «про себя»
- Работа в тетради с.8 №2
К какому жанру относится произведение? Докажите.
Выпишите рифмованные слова последней части в тетрадь.
1у. читает: Столкнулись-улыбнулись; как-то раз - из глаз; друг - вдруг; когда -то - ребята. 2-е чтение
Послушаем, как вы научились читать это стихотворение. Какую интонацию подобрали.
1 ученик читает
- Работа по вопросам к тексту.
О ком это произведение?
Как догадались?
О мальчике: нарисован, лазил по деревьям, работал в мастерской пилой.
Почему именно слово «помню» стоит на отдельной строке?
Как бы задумался вспоминая, то что с ним происходило раньше.
Он уже вырос.
Кого вспоминает мальчик?
Мальчик вспоминает себя, брата, друга.
Какова главная мысль произведения?
Словом можно обидеть человека
- Работа в тетради с.8 №3
Можно ли согласиться с поэтом, что именно словом наносят самую сильную рану?
-
Объясните, о какой ране говорит поэт в стихах.
-
Докажите, словами из текста.
1. Записывают в тетради ответы.
Но обидным словом друг
Рану мне нанес когда-то.
Стало очень больно вдруг!
Больно и сейчас, ребята.
- Работа по вопросам к тексту.
Почему же мальчик не обиделся на брата?
Какими отношениями можно их назвать?
Мы часто, ударяемся, полечим рану и забываем о ней.
Выразите главную мысль стихотворения одной из пословиц, поясните свой выбор.
«Руку, ногу переломишь, сживется; а душу переломишь, не сживется.»
«Сабля ранит голову, а слово душу»
А в вашей жизни случались ситуации, когда вас обижали словом? Что вы чувствовали?
Ответы детей.
Кто же этот мальчик, у которого на душе такая глубокая рана осталась?
Поясните свое мнение.
Как вы думаете каким человеком был Алим Пшемахович?
Автор-поэт.
Добрым, с ранимым сердцем, обидчивым…
Почему же эта рана осталась на всю жизнь?
Эта рана осталась на всю жизнь, потому что он был другом, они вместе играли, делились секретами…, а он его предал, обидел словом.
Автор в названии, обращается только к мальчикам? Как вы думаете, почему?
Мужская дружба должна быть навеки, крепкой, а его предали.
Скажите, а разве дружба бывает, только у мальчиков?
Между людьми, животными, природой….
Какими должны быть между людьми, чтобы дружба осталась на веки?
- Оцените работу этого этапа урока. 3 балла
-
Рефлексия учебной деятельности
-
Как вы думаете, зачем Алим Пшемахович рассказал нам эту историю?
-
Какие задачи ставили в начале урока?
-
Какие выводы для себя сделали?
-
А правильно ли это не прощать?
-
Какими должны быть отношения между людьми, чтобы не было на душе так больно?
Чтобы мы задумались и не обижали друг друга.
Добро, которое мы делаем другим, добром же возвращается к нам.
Представьте, что вы друг Алима Пшемаховича.
Какой пословицей вы бы успокоили его раненную душу? Поясните свой ответ.
«Дружбу помни, а зло забывай.»
«С другом дружи, а недругу не вреди».
-
Итог.
Оцените работу всего урока по баллам.
9 баллов и выше - 5.
7-8 баллов - 4.
Ниже -3.
Дети называют свою оценку.
- д/з
Как вы думаете произведение К.Паустовского «Теплый хлеб», тоже будет учить нас правильным взаимоотношениям?
Прочитать с.17-28
Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
8. итоговая оценка.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
8. итоговая оценка.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
8. итоговая оценка.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
8. итоговая оценка.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
8. итоговая оценка.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
8. итоговая оценка.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
8. итоговая оценка.
Оценочный лист.
Имя …………………………………………….
1. работа с пословицами.
2. Работа со словарем.
3. работа в группе.
4. определение темы и задач урока.
5. запомнил сведения об авторе.
6. выразительно прочитал стихотворение.
7. определил главную мысль .
8. итоговая оценка.
от нош ен ия от нош ен ия
Игра «Микрофон»
Родился Алим Пшемахович Кешоков 22 июля 1914 года в селе Шалушка . Отец мечтал, что из сына вырастет настоящий "алим", что означает "ученый".
Алима отправили на 5 лет в школу-интернат недалеко от Шалушки. Здесь произошла его встреча с человеком, которая определила его литературную судьбу. Этим человеком был преподаватель кабардинского языка.
Первое стихотворение Алима Кешокова все прочитали в год его семнадцатилетия. Первый сборник стихов "У подножья гор" вышел в самом начале войны. Автор успел захватить с собой на фронт два экземпляра этой книги.
С самого начала Великой Отечественной войны А. Кешоков принимает участие в охране побережья от немецкого десанта в городе Хосте. В одном из боёв Кешоков получил ранение. За участие в обороне Сталинграда он был награжден медалью "За оборону Сталинграда".
Алим Пшемахович - автор многих десятков поэтических сборников, пьес, поэм, стихов для детей и взрослых.
Умер Алим Пшемахович Кешоков 29.01.2001 года в городе Москве.
Игра «Микрофон»
Родился Алим Пшемахович Кешоков 22 июля 1914 года в селе Шалушка . Отец мечтал, что из сына вырастет настоящий "алим", что означает "ученый".
Алима отправили на 5 лет в школу-интернат недалеко от Шалушки. Здесь произошла его встреча с человеком, которая определила его литературную судьбу. Этим человеком был преподаватель кабардинского языка.
Первое стихотворение Алима Кешокова все прочитали в год его семнадцатилетия. Первый сборник стихов "У подножья гор" вышел в самом начале войны. Автор успел захватить с собой на фронт два экземпляра этой книги.
С самого начала Великой Отечественной войны А. Кешоков принимает участие в охране побережья от немецкого десанта в городе Хосте. В одном из боёв Кешоков получил ранение. За участие в обороне Сталинграда он был награжден медалью "За оборону Сталинграда".
Алим Пшемахович - автор многих десятков поэтических сборников, пьес, поэм, стихов для детей и взрослых.
Умер Алим Пшемахович Кешоков 29.01.2001 года в городе Москве.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Бор - сосновый лес на песчаных и каменистых почвах; иногда с примесью березы, почти без подлеска.