Педагогическая диагностика как основа планирования индивидуальных образовательных траекторий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой) - один из самых популярных комплектов сегодня. Это во многом объясняется тем, что авторский коллектив проекта удостоен, пожалуй, самой высокой награды в области образования - премии Президента Российской Федерации. Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущих первоклассников традиционно связаны с проблемой готовности. Перед каждым учителем стоит задача настроить процесс обучения на достижения не только предметных, но и метапредметных результатов (УУД). Психологическая готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. Но периодически мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации учитель старается выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ребенка, хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о способностях метапредметного характера. В УМК «Начальная школа XXI века» реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Одно из главных отличий проекта УМК «Начальная школа XXI века» от других проектов по начальной школе заключается в построении системы педагогической диагностики: целенаправленно с 1 по 4 класс. Проект в первую очередь направлен на полноценное индивидуальное развитие ребенка и его успешное обучение. Именно поэтому особое значение в нем играет педагогическая диагностика, которая должна осуществляться непосредственно учителем исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем - увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя - нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше. Педагогическая диагностика проверяет не только и не столько знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик. Педагогическая диагностика включает следующие разделы:

  1. Обследование состояния пространственного восприятия (задание 1).
  2. Выявление уровня зрительного восприятия - умения передавать форму предмета (задание 2).
  3. Проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом, представлениями об операциях сложения и вычитания (задание 3).
  4. Выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (задание 4).
  5. Выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация (задание 5).
  6. Обследование фонематического слуха и восприятия (задание 6)
  7. Обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом (задание 7)
  8. Обследование состояния моторики и зрительно - моторных координаций (задания 1,2).
В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок. Результатом обследования детей является заполнение бланка обследования.

Бланк обследования

ФИ

ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8 1








2









Бланк обследования позволяет увидеть готовность класса, а так же сильные и слабые стороны каждого ребенка. Такой анализ дает много важной информации для планирования педагогической деятельности. А также для планирования индивидуальных образовательных траекторий.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Индивидуальный образовательный маршрут я разрабатываю:

  • для слабого ученика,
  • для сильного ученика.
Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха. Индивидуальный образовательный маршрут планирую:
  • коротким
  • длинным
У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев. Система «Начальная школа XXI века» всемерно учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, поддерживает самоценность данной ступени как фундамента всего последующего образования. Индивидуальный образовательный маршрут я реализую через различные формы организации деятельности учащихся: - Занятие в классе. При закреплении или повторении изученного детям выдаются индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно, затем работа проверяется и оценивается. - Групповые занятия. У детей, обучающихся по индивидуальному маршруту, одна проблема, н-р: " Правописание безударных гласных в корне слова". Учитель объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие. - Самостоятельное изучение материала. Эту форму организации использовать можно при обучении сильного ученика. Учитель дает задание для самостоятельного изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне слова". Затем педагог проверяет правило и умение применить его в упражнениях. - Домашняя самостоятельная работа. Повторив правило с учителем, ребенок получает д/з на несколько дней. В назначенное время задание проверяется и оценивается. Итак, какие же возможности предоставляет педагогическая диагностика? Учителю - понимание проблем каждого ученика и знание того, как их исправить, возможность оценить и проанализировать особенности примененной методики, эффективность проводимой дифференцированной работы на уроках, помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений. Ученику - позволяет снять напряжение, поскольку диагностическая работа отличается от обычной контрольной работы, прежде всего тем, что её результаты не оцениваются по пятибалльной шкале оценок. Данная диагностика помогла мне более точно узнать об особенностях класса, об особенностях каждого ребенка. В наших силах осуществить «настройку» процесса обучения на конкретных детях, помочь каждому включиться в рабочую ситуацию. Педагогическая диагностика - один из инструментов такой настройки.

Список литературы 1. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Е.Журовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вентана - Граф, 2004. - 384 с. 2. Методическая рекомендация к тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -24с.: ил.

schoolguide.ru/index.php/progs/21vek-2011.html



© 2010-2022