- Преподавателю
- Начальные классы
- Педагогическая диагностика как основа планирования индивидуальных образовательных траекторий
Педагогическая диагностика как основа планирования индивидуальных образовательных траекторий
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вишнякова М.В. |
Дата | 11.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой) - один из самых популярных комплектов сегодня. Это во многом объясняется тем, что авторский коллектив проекта удостоен, пожалуй, самой высокой награды в области образования - премии Президента Российской Федерации. Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущих первоклассников традиционно связаны с проблемой готовности. Перед каждым учителем стоит задача настроить процесс обучения на достижения не только предметных, но и метапредметных результатов (УУД). Психологическая готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. Но периодически мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации учитель старается выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ребенка, хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о способностях метапредметного характера. В УМК «Начальная школа XXI века» реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Одно из главных отличий проекта УМК «Начальная школа XXI века» от других проектов по начальной школе заключается в построении системы педагогической диагностики: целенаправленно с 1 по 4 класс. Проект в первую очередь направлен на полноценное индивидуальное развитие ребенка и его успешное обучение. Именно поэтому особое значение в нем играет педагогическая диагностика, которая должна осуществляться непосредственно учителем исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем - увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя - нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше. Педагогическая диагностика проверяет не только и не столько знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик. Педагогическая диагностика включает следующие разделы:
- Обследование состояния пространственного восприятия (задание 1).
- Выявление уровня зрительного восприятия - умения передавать форму предмета (задание 2).
- Проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом, представлениями об операциях сложения и вычитания (задание 3).
- Выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (задание 4).
- Выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация (задание 5).
- Обследование фонематического слуха и восприятия (задание 6)
- Обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом (задание 7)
- Обследование состояния моторики и зрительно - моторных координаций (задания 1,2).
Бланк обследования
№
ФИ
ребенка
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Задание 7
Задание 8 1
2
Бланк обследования позволяет увидеть готовность класса, а так же сильные и слабые стороны каждого ребенка. Такой анализ дает много важной информации для планирования педагогической деятельности. А также для планирования индивидуальных образовательных траекторий.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Индивидуальный образовательный маршрут я разрабатываю:
- для слабого ученика,
- для сильного ученика.
- коротким
- длинным
Список литературы 1. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Е.Журовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вентана - Граф, 2004. - 384 с. 2. Методическая рекомендация к тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -24с.: ил.
schoolguide.ru/index.php/progs/21vek-2011.html