• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Методическая разработка урока русского языка по теме Правописание мягкого знака на конце существительных женского рода после шипящих

Методическая разработка урока русского языка по теме Правописание мягкого знака на конце существительных женского рода после шипящих

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Правописание мягкого знака на конце существительных женского рода после шипящих»

  1. Цель урока: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
  2. Задачи:
- обучающие:
  • Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  • Формировать умения различать сущ-е мужского и женского рода;
-развивающие
  • Учить планировать и оценивать свою работу
  • Развивать память, мышление, внимание.
-воспитательные:
  • Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
  • Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
  • Воспитывать уважение к родному языку

Тип урока: урок открытия нового знания

Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

Средства ТСО: компьютер, мультимедийное оборудование, экран., презентация к уроку, презентация с тестом для самостоятельной работы.

Ход урока.


  1. Мотивация к учебной деятельности.
-Определите склонение слова, которое записано у вас на карточке. - Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости» (СЛАЙД 2) - Как вы понимаете её? (Каждый день мы изучаем что-то новое.) - Наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка

2. Актуализация опорных знаний

Минутка чистописания

ж ш ч щ ь

-Какая из них лишняя?

-Что можете сказать про эти буквы? (шипящие согласные, ь лишняя буква)

-Расскажите всё, что можете о букве Ь.

Самостоятельно составьте цепочки их этих букв и запишите в тетрадь. (СЛАЙД )

2 строка: девочки записывают слова с разделительным ь, у мальчиком в словах ь -показатель мягкости.

3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи

- Прочитайте слова на доске: дочь, карандаш, глушь, чиж, врач, молодёжь, душ, ночь, помощь, мяч.

- Что вы можете сказать об этих словах? (Имена существительные)

- Что общего в звучании слов? (на конце слышится шипящий)

- Почему в написании слова дочь пишется Ь, в слове врач Ь не пишется?

- Так в чём же проблема?

- Сформулируйте тему урока (Ь на конце сущ. после шипящих) (СЛАЙД )

- Сформулируйте учебную задачу (научиться писать сущ. с Ь и без него на конце после шипящих)

- А где можно узнать эту информацию?( В учебнике)

- Конечно, учебник поможет ответить нам на этот вопрос, но мне кажется, что мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.

-Какую цель поставим перед собой? (выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)(СЛАЙД )

3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

Давайте разделим эти слова на две группы. Запишем в один столбик слова с ь, а в другой без ь.

-что объединяет слова первой группы? (ж.р) А второй? (м.р.)

-Какой вывод можно сделать?( На конце имён существительных после шипящих в женском роде пишется буква ь, в мужском роде не пишется)

-Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить помогут страницы учебника.

Прочитайте правило, сравните с тем выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

Расскажите правило соседу. А сейчас разделимся на группы и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь. (дети работают в группах самостоятельно)(СЛАЙД )

  1. Определим часть речи.
  2. Выясним род.
  3. Если существительное женского рода, будем писать ь.
  4. Если существительное мужского рода, не будем писать ь.
(Проверяем и сравниваем)

- А не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?

Ноч.. - ноч..ка доч..- доч..ка

- В чём ловушка?

(Это 2 разные орфограммы).

- Вот такие хитрые шипящие! Запишите в тетрадь эти пары слов, подчеркните орфограммы.


- Зависит ли написание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных от того того, в форме какого числа стоит существительное? ВНИМАНИЕ!!! Правило относится только к сущ. един. числа!!! - Обозначает ли ь в словах тишь, рожь, глушь, вещь мягкость согласного звука? (В обязанности мягкого знака входит указывать на род имён существительных, оканчи- вающихся на ж ш ч щ) - Как мы назовём орфограмму, которую изучаем сегодня на уроке?

(Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных.)

ИТАК, КАКУЮ РОЛЬ МОЖЕТ ВЫПОЛНЯТЬ Ь?(показатель мягкости, разделительный, указывает на род существительного, оканчивающегося на шипящую) 4.Включение в систему знаний и повторение. - Сегодня мы составили алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных женского рода. А для чего? Когда вы будете пользоваться этим алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, грамотно писать.) -- Как определить, поняли вы тему урока или нет? ( Нужно поработать самостоятельно.) Самостоятельная работа будет состоять из двух частей. - Прочитайте предложения. Какое задание нужно выполнить? Кончается короткая летняя (ночи). Первый(лучи) солнца упал на (ландыши). Потом он заглянул в лесной прозрачный (ключи).

-Итак, когда мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется, а когда нет? ( в женском роде пишем, в мужском роде не пишем)

5..Разминка для глаз. (презентация)

6. Самостоятельная работа за компьютерами. (дифференцированно)

1 группа - Пересядьте за компьютеры. Сейчас вы выполните тест «Мягкий знак на конце существительных». После выполнения теста сообщите оценку, на которую вы выполнили тест.

2 группа -_Выполняете тест в бумажном варианте. (самопроверка по слайду) 7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. - Урок подходит к концу. Над какой темой работали на уроке? Какую цель вы ставили? (Узнать, в каких случаях пишется мягкий знак у существительных после шипящих на конце слова.) - Достигли вы поставленной цели? Докажите. (Мы составили алгоритм употребления мягкого знака у имён существительных на конце после шипящих. Мягкий знак пишется на конце слова после шипящих у существительных женского рода.)

-В заключении мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах(они разного цвета). Выберите соответствующую звезду: (СЛАЙДЫ )

жёлтую - если было интересно и легко на уроке;

розовую - если иногда были трудности;

голубую - если не разобрались в теме урока;

- Посмотрите, сколько жёлтых звёзд. Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным. (СЛАЙД )

Поднимите правую ладонь с теми знаниями, которые у вас были. Поднимите левую ладонь с теми знаниями, которые вы получили сегодня на уроке. Соедините ладони и поблагодарите себя за работу на уроке. Спасибо за работу!(

© 2010-2022