Рабочая программа по ОРКСЭ, 4 кл

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТУРАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МЕНДЕЛЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

«Рассмотрено» Руководитель РМО __________ ______________ Протокол № От «28 » 08 2015 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______ /Р.Г.Муратова /
« 28 » 08 2015 г. «Утверждаю» Директор ______ /М.М.Нургалеев/ Приказ № от « 28 » 08 2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОРКСЭ, 4 класс

учителя высшей квалификационной категории

Миннехановой Нурсины Хазиахметовны





Рассмотрено на заседании Педагогического совета

Протокол № 1 от 28 августа 2015 г.


2015-2016 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «ОРКиСЭ», модуль «Основы светской этики» составлена на основанииФГОС НОО(1-4 классы), примерной программы НОО по ОРКиСЭ, программы Студеникина М.Т. «Основы светской этики», основной образовательной программы НОО школы , в соответствии с учебным планом МБОУ «Тураевская СОШ» на 2015/2016 учебный год. Рабочая программа соответствует содержанию Федерального государственного стандарта начального общего образования. Модуль «Светская этика» выбран с учётом социального заказа родителей. Рабочая программа по ОРКиСЭ направлена на реализацию содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Рабочая программа ориентирована на учебник Основы светской этикиучебник для 4 класса. Студеникина М.Т., М.: «Русское слово», 2012 Цель : формирование у младшего подростка мотиваций к осознанномунравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи: - знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»; - развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческихценностей в жизни людей; - обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальнойшколе; - формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ,обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучениигуманитарных предметов на ступени основной школы; - развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной иполикультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Программа учебного предмета «ОРКСЭ» будет содействовать интеграции всех участниковобразовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировуюкультуру. Общая характеристика учебного предмета МБОУ «Тураевская СОШ» на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся, а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса, предлагаемых для изучения. Предмет по месту в учебном плане, и по содержанию служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет дополняет обществоведческие, нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой - этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История», «Литература». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа модуля «Основы светской этики» разработана на 35 часов, 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета В основе учебно - воспитательного процесса предмета «Основы религиозных культур и свветской этики» заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество. Введение комплексного учебного предмета «Основы религиозных культури светской этики» в образовательный процесс государственных и муниципальных школ определяетсянеобходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательныхучреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиознымиорганизациями, учреждениями дополнительного образования. В современных условиях содержание воспитательного процесса основывается наотечественных духовных традициях, нравственных приоритетах и идеалах, моральных нормах, хранимых в культурных традициях многонационального народа России. Все это должно преследовать общую цель: нравственное воспитание российскихшкольников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье. Введение комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы ввопросах воспитания обучающихся, оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля «Основы светской этики» К результатам освоения программы следует отнести: Личностные результаты: - формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за своюРодину, российский народ и историю России; - формирование семейных ценностей; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичномединстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества. Предметные результаты: -Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; -понимание значения нравственности в жизни человека и общества; -формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуреистории и современности России; - формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российскойкультуре; - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; -осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты -Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможностьсуществования различных точек зрения на оценку событий; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов иявлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии ссодержанием конкретного учебного предмета; -умение осуществлять информационный поиск.
К концу обучения по данному курсу выпускник должен: -приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, осоциально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичноепонимание социальной реальности и повседневной жизни; -получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; -получить опыт самостоятельного общественного действия..
Содержание учебного предмета На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба ипорядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение итерпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорийсветской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - егожизни. Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают многополезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русскимязыком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающиймир». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников.Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Календарно-тематическое планирование.


Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Количество

Автор учебника, год издания

Проектная деятельность Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: «Основы светской этики. 4 35 1 3 «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», Студеникин М.Т., «Русское слово», М.-2012



Календарно - тематическое планирование модуля

№ п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Количество часов

Календарные сроки

Фактические сроки

Планируемые результаты обучения

Знания

Умения

УУД

Виды учебной

деятельности

1

Введение.


1

5.09


Знать понятия: духовно-нравственная культура, этика, этикет, мораль, нравственность, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе. Проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них.

2

Россия - Родина моя.

1

12.09


Знать понятия:народ, национальность, Родина, гражданин, права, государственные символы. Работа с толковым словарем. Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны. Показывать границы Рос­сийской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение на­звания Русь; пересказывать про­читанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.

3

Этика и этикет.

1


19.09


Знать понятия: этика, этикет, манеры, тактичность. Уметь: следовать правилам хорошего тона.

Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу. Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд Объяснять практиче­ские ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам.

4

Вежливость.

1

26.09


Знать понятия: вежливость, уважение, Уметь: следовать правилам хорошего тона. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки.

Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития. Регулятивные: при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. Говорить и слушать, уча­ствовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

5

Добро и зло.

1

3.10


Знать понятия: добро и зло, доброта, ссора Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: при помощи учителя Определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное. Объяс­нить смысл пословиц и погово­рок; определить значения слов; соотносить понятия с определе­ниями; соотносить текст с ри­сунком; применять правила раз­говорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждаю­щихся в помощи людях.

6

Добродетель и порок.

1

10.10


Знать понятия: добродетель, порок. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: при помощи учителя Определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное. Объяс­нить смысл пословиц и погово­рок; определить значения слов; соотносить понятия с определе­ниями; соотносить текст с ри­сунком; применять правила раз­говорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждаю­щихся в помощи людях.

7

Дружба и порядочность.

1

17.10


Знать понятия: дружба, порядочность, бескорыстие. Уметь: следовать правилам хорошего тона.
Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу. Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд Решать практиче­ские задачи и рассматривать часто возникающие ситуации; соотно­сить иллюстрацию с текстом.

8 Честность и искренность.

1

24.10


Знать понятия: честность, искренность, репутация. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание Нравственных принципов собственного развития. Регулятивные: при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. Решать практиче­ские задачи и рассматривать часто возникающие ситуации; соотно­сить иллюстрацию с текстом.

9

Гордость и гордыня.

1

31.10


Знать понятия: гордость, скромность, гордыня, самоуважение, чувство собственного достоинства. Работа с толковым словарем. Задание: прочитайте в словаре значение слов альтруизм и эгоизм. Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное.

Раскрыть автор­ский замысел художественногопроизведения, выявить в нем эти­ческие понятия гордость и гордыня.

10

Обычаи и обряды.

1



Знать понятия: обычай, обряд. Уметь подобрать нужные пословицы и поговорки. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу. Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд Подобрать нужные посло­вицы и поговорки; соотнести рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; со­ставить план для сообщения; работать с разнообразными ис­точниками информации.

11

Терпение и труд.

1



Знать понятия: терпение, труд, отдых. Уметь: заниматься самообслуживанием; выполнять порученное дело, практические задания. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание Нравственных принципов собственного развития. Регулятивные: при помощи учителя Определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. Дать определения по­нятиям; отгадывать ребусы, ре­шать кроссворды.

12

Семья.

1



Знать понятия: род, семья, ценности, отношения. Уметь рассказывать о родословной семьи. Регулятивные: при помощи учителя Определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное. Изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; на­писать эссе; подготовить фото­газету.

13

Семейные традиции.

1



Знать понятия: традиция, уважение. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития. Регулятивные: при помощи учителя Определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. Обо­сновать свой ответ, сформули­ровать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение.

14

Сердце матери.

1



Знать понятия: счастье. Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу. Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд Анализи­ровать рассказы для детей; уча­ствовать в классных играх; струк­турировать учебный материал по предложенному плану.

15

Правила твоей жизни.

1



Знать понятия: дисциплина, аккуратность. оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития. Регулятивные: при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа о теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. Анализи­ровать рассказы для детей; уча­ствовать в классных играх; струк­турировать учебный материал по предложенному плану.

16

Праздники народов России.

1



Знать понятия: праздник, национальные праздники. Чтить и уважать праздники других народов. Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями Регулятивные: при помощи учителя Определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное Пользоваться справочниками и словарями.

17

Защитники Отечества.

1



Знать понятия: Отечество, защитник. Знать над какими качествами нужно работать, чтобы стать настоящим патриотом своей страны. Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945гг.; подготовить сообщение о патриотах России Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития. Регулятивные: при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. Подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и кон­тролировать учебные действия.

18

Защита творческих проектов.

1



Знать и уважать историю и культурные традиции народов России, своего города, своей семьи. Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу. Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд Со­отнести определения с понятиями, пословицы с изученными тема­ми; выполнить тестовые задания.

19

Гражданин России.

1



Знать понятия: духовно-нравственная культура, этика, этикет, мораль, Родина, государственные символы. Защита Родины - долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ - почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки. Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны. Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное Обо­сновать свой ответ, сформули­ровать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц.

20

Порядочность.

1



Знать понятия:этика, порядочность, нормы морали, достоинство, благородство. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления порядочности в повседневной жизни. Пробуждать стремление к самосовершенствованию и благородству. Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарем по определению значений слов; работа с условно- графической наглядностью. Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе Пользоваться справочниками и словарями.

21

Совесть.

1



Знать понятия: стыд, сострадание, правдивость, эгоизм, корысть. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки. Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий. Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы. Коммуникативные: соблюдение правил вежливости и этикета Со­отнести определения с понятиями, пословицы с изученными тема­ми; выполнить тестовые задания.

22

Доверие и доверчивость.

1



Знать понятия: доверие, доверчивость. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. Отличие доверия от доверчивости. Воспитание доброты и милосердия, Доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела. Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового, работа по этому плану. Познавательные: работа со словарем по определению терминов и понятий; практические задания. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил межличностного общения. Говорить и слушать, уча­ствовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

23

Милосердие и сострадание.

1



Знать понятия: сострадание, милосердие, бескорыстие. Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания Формировать нравственные качества личности: быть милосердным, уметь сострадать, прийти на помощь другу в трудную минуту. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу. Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд Со­отнести определения с понятиями, пословицы с изученными тема­ми; выполнить тестовые задания.

24

Правда и ложь.

1



Знать понятия: честность, правда, ложь, хитрость. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития. Регулятивные: при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. Анализи­ровать рассказыдетей; уча­ствовать в классных играх; струк­турировать учебный материал по предложенному плану.

25

Традиции воспитания.

1



Знать понятия: поколение, сословие, манеры. Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием. Формирование эмоционально Положительной концепции развития личности на примерах положительных традиций своего народа, реализация межпредметных связей с литературой, русским языком. Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана. Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника. Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами Пользоваться справочниками и словарями.

26

Честь и достоинство.

1



Знать понятия: репутация, честь, достоинство, доблесть, патриотизм. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Раскрытие межпредметных связей с литературой, историей. Пробуждение у учащихся интереса к вопросам нравственности. Воспитание уважения к традициям своего народа. Регулятивные: с определение помощью учителя принципов выявления межпредметных связей. Познавательные: работа с учебником; чтение стихов, текстов Дополнительного чтения, применение схем; проведение беседы; составление плана изучения нового. Коммуникативные: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями. Со­отнести определения с понятиями, пословицы с изученными тема­ми; выполнить тестовые задания.

27

Терпимость и терпение.

1



Знать понятия: культура, нормы морали, толерантность, индивидуальность, национальность, гуманность. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки. Реализация межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание целеустремленности и деловитости, уважительного отношения к людям другой национальности, ответственности за свои дела и поступки. Регулятивные: определение принципов применения блокпакетов на уроках этики. Познавательные: использование блокпакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщения учащихся; чтение текста по ролям; аргументирование своего ответа. Анализи­ровать рассказыдетей; уча­ствовать в классных играх; струк­турировать учебный материал по предложенному плану.

28

Мужество.

1



Знать понятия: мужество, доблесть, отвага, смелость, честь, достоинство, благородство, героизм. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Формирование умения соизмерять свои слова и дела, разыгрывая Жизненные ситуации, усваивать Образцы поведения их героев. Уважительно относиться к героям прошлого и настоящего. Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях. Познавательные: ответы на вопросы, выполнение заданий; отгадывание ребуса; анализ пословиц, подбор народных сказок, былин, пословиц, воспевающих красоту и мужество героев. Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий. Пользоваться справочниками и словарями.

29

Равнодушие и жестокость.

1



Знать понятия: равнодушие, жестокость, жизненные ценности, сквернословие. Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в классе и школе, семье. Продолжить работу по изучению особенностей семей классного коллектива. Воспитание чувства гордости за поступки героев наших дней. Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего общества. Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках. Коммуникативные: выступления с сообщениями; умение отвечать на вопросы в логической последовательности; соблюдение правил проведения словесных споров. Обо­сновать свой ответ, сформули­ровать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц.

30 Самовоспитание.

1



Знать понятия: нравственность, сознательная дисциплина, самообразование, самовоспитание, самооценка. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения, определение роли и значения самовоспитания в этом процессе. Регулятивные: определение правил самовоспитания, самодисциплины. Познавательные: работа в группах с Раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей; работа с анкетой. Коммуникативные: конкретизация и определение правил работы в группах Анализи­ровать рассказыдетей; уча­ствовать в классных играх; струк­турировать учебный материал по предложенному плану.

31 Учись учиться.

1



Знать понятия: воспитание, учение, образование. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки. Анализ вопросов и заданий, ответы в логической последовательности. Определение нравственных качество личности при анализе конкретного поступка. Определение Алгоритма подготовки урока, ответа у доски. Регулятивные: составление практических заданий по решению жизненных ситуаций. Познавательные: выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, участие в игре, отработка логических операций. Коммуникативные: определение правил работы в командах.

32 Речевой этикет.

1



Знать понятия: речевой этикет, общение, беседа, вежливость. Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания Активизация знаний речевого этикета из межпредметных связей. Воспитание желания узнавать новое о жизни своего и других народов, уважительно к ним относиться. Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с карточками и схемами.Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блокпакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие культуры речи в разных ситуациях. Анализи­ровать рассказыдетей; уча­ствовать в классных играх; струк­турировать учебный материал по предложенному плану.

33 Мои права и обязанности.

1



Знать понятия: устав, права, обязанности, нормы морали. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Реализация межпредметных связей с другими дисциплинами. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этики. Рассмотрение и анализ конкретных ситуаций из школьной жизни. Регулятивные: основы составления простого и сложного плана. Познавательные: работа с учебником, с иллюстрациями, соотнесение текста и иллюстрации, придумывание названия для иллюстрации. Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе. Определить свое по­ведение или свою позицию, обо­сновать поступок.

34 Защита творческих работ.

1



Знать и уважать историю и культурные традиции народов России, своего города, своей семьи. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки. Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета. Регулятивные: составление тестового задания. Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. Коммуникативные: основы работы в парах и группах. Со­отнести определения с понятиями, пословицы с изученными тема­ми; выполнить тестовые задания.

35 Презентация творческих проектов.

1



Знать и уважать историю и культурные традиции народов России, своего города, своей семьи. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета. Регулятивные: составление тестового задания. Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. Коммуникативные: основы работы в парах и группах. Со­отнести определения с понятиями, пословицы с изученными тема­ми; выполнить тестовые задания.





Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся


В МБОУ «Тураевская СОШ» изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в течение всего учебного года является безотметочным. В конце учебного года учащиеся готовят презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием изучаемого модуля, узнать о духовных культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1.Учебные пособия «Основы светской этики» подготовленные для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 классов школы.

1. Программа курса к учебнику М. Т. Студеникина «Основы светской этики», 4 класс, автор-составитель Студеникин Михаил Тимофеевич.

2. Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя.

3. Учебные видеоматериалы к урокам.

4. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета.

5. Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебноепособие. М.: «Русское слово», 2012.

6. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса кучебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2012

7. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.

Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010

8. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики.Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение»,2010

9. Мир словарей

10. Энциклопедия «Вокруг света»

Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Маркерная доска

1

Проектор

1

ПК

1

колонки

2

Принтер, сканер

1

mimio

1

Мобильный класс

25

Информационно-коммуникационные средства

Видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

Возвращение добра.

Правило бумеранга.

Дружба.

Добро и зло.

«Уроки доброты».Аудиокнига Ю.Куклачёва

koiro.edu.ru

edu.baltinform.ru

orkce.ru/

[email protected]

Литература


1. Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2012. 2. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2012 3. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010 4. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение», 2010 5. Мир словарей 6. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия 7. Энциклопедия «Вокруг света».


© 2010-2022