- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ОРКСЭ, 4 кл
Рабочая программа по ОРКСЭ, 4 кл
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Миннеханова Н.Х. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУРАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МЕНДЕЛЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
« 28 » 08 2015 г. «Утверждаю» Директор ______ /М.М.Нургалеев/ Приказ № от « 28 » 08 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОРКСЭ, 4 класс
учителя высшей квалификационной категории
Миннехановой Нурсины Хазиахметовны
Рассмотрено на заседании Педагогического совета
Протокол № 1 от 28 августа 2015 г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «ОРКиСЭ», модуль «Основы светской этики» составлена на основанииФГОС НОО(1-4 классы), примерной программы НОО по ОРКиСЭ, программы Студеникина М.Т. «Основы светской этики», основной образовательной программы НОО школы , в соответствии с учебным планом МБОУ «Тураевская СОШ» на 2015/2016 учебный год. Рабочая программа соответствует содержанию Федерального государственного стандарта начального общего образования. Модуль «Светская этика» выбран с учётом социального заказа родителей. Рабочая программа по ОРКиСЭ направлена на реализацию содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Рабочая программа ориентирована на учебник Основы светской этикиучебник для 4 класса. Студеникина М.Т., М.: «Русское слово», 2012 Цель : формирование у младшего подростка мотиваций к осознанномунравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи: - знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»; - развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческихценностей в жизни людей; - обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальнойшколе; - формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ,обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучениигуманитарных предметов на ступени основной школы; - развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной иполикультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Программа учебного предмета «ОРКСЭ» будет содействовать интеграции всех участниковобразовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировуюкультуру. Общая характеристика учебного предмета МБОУ «Тураевская СОШ» на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся, а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса, предлагаемых для изучения. Предмет по месту в учебном плане, и по содержанию служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет дополняет обществоведческие, нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой - этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История», «Литература». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа модуля «Основы светской этики» разработана на 35 часов, 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета В основе учебно - воспитательного процесса предмета «Основы религиозных культур и свветской этики» заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество. Введение комплексного учебного предмета «Основы религиозных культури светской этики» в образовательный процесс государственных и муниципальных школ определяетсянеобходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательныхучреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиознымиорганизациями, учреждениями дополнительного образования. В современных условиях содержание воспитательного процесса основывается наотечественных духовных традициях, нравственных приоритетах и идеалах, моральных нормах, хранимых в культурных традициях многонационального народа России. Все это должно преследовать общую цель: нравственное воспитание российскихшкольников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье. Введение комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы ввопросах воспитания обучающихся, оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля «Основы светской этики» К результатам освоения программы следует отнести: Личностные результаты: - формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за своюРодину, российский народ и историю России; - формирование семейных ценностей; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичномединстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества. Предметные результаты: -Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; -понимание значения нравственности в жизни человека и общества; -формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуреистории и современности России; - формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российскойкультуре; - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; -осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты -Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможностьсуществования различных точек зрения на оценку событий; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов иявлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии ссодержанием конкретного учебного предмета; -умение осуществлять информационный поиск.
К концу обучения по данному курсу выпускник должен: -приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, осоциально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичноепонимание социальной реальности и повседневной жизни; -получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; -получить опыт самостоятельного общественного действия..
Содержание учебного предмета На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба ипорядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение итерпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорийсветской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - егожизни. Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают многополезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русскимязыком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающиймир». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников.Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Календарно-тематическое планирование.
Предмет
Класс
Всего кол-во часов
Кол-во часов в неделю
Количество
Автор учебника, год издания
Проектная деятельность Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: «Основы светской этики. 4 35 1 3 «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», Студеникин М.Т., «Русское слово», М.-2012
Календарно - тематическое планирование модуля
№ п/п
Изучаемый раздел, тема учебного материала
Количество часов
Календарные сроки
Фактические сроки
Планируемые результаты обучения
Знания
Умения
УУД
Виды учебной
деятельности
1
Введение.
1
5.09
Знать понятия: духовно-нравственная культура, этика, этикет, мораль, нравственность, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе. Проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них.
2
Россия - Родина моя.
1
12.09
Знать понятия:народ, национальность, Родина, гражданин, права, государственные символы. Работа с толковым словарем. Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны. Показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.
3
Этика и этикет.
1
19.09
Знать понятия: этика, этикет, манеры, тактичность. Уметь: следовать правилам хорошего тона.
Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу. Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд Объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам.
4
Вежливость.
1
26.09
Знать понятия: вежливость, уважение, Уметь: следовать правилам хорошего тона. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки.
Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития. Регулятивные: при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. Говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
5
Добро и зло.
1
3.10
Знать понятия: добро и зло, доброта, ссора Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: при помощи учителя Определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное. Объяснить смысл пословиц и поговорок; определить значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.
6
Добродетель и порок.
1
10.10
Знать понятия: добродетель, порок. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: при помощи учителя Определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное. Объяснить смысл пословиц и поговорок; определить значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.
7
Дружба и порядочность.
1
17.10
Знать понятия: дружба, порядочность, бескорыстие. Уметь: следовать правилам хорошего тона.
Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу. Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд Решать практические задачи и рассматривать часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом.
8 Честность и искренность.
1
24.10
Знать понятия: честность, искренность, репутация. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание Нравственных принципов собственного развития. Регулятивные: при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. Решать практические задачи и рассматривать часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом.
9
Гордость и гордыня.
1
31.10
Знать понятия: гордость, скромность, гордыня, самоуважение, чувство собственного достоинства. Работа с толковым словарем. Задание: прочитайте в словаре значение слов альтруизм и эгоизм. Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное.
Раскрыть авторский замысел художественногопроизведения, выявить в нем этические понятия гордость и гордыня.
10
Обычаи и обряды.
1
Знать понятия: обычай, обряд. Уметь подобрать нужные пословицы и поговорки. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу. Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд Подобрать нужные пословицы и поговорки; соотнести рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составить план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации.
11
Терпение и труд.
1
Знать понятия: терпение, труд, отдых. Уметь: заниматься самообслуживанием; выполнять порученное дело, практические задания. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание Нравственных принципов собственного развития. Регулятивные: при помощи учителя Определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. Дать определения понятиям; отгадывать ребусы, решать кроссворды.
12
Семья.
1
Знать понятия: род, семья, ценности, отношения. Уметь рассказывать о родословной семьи. Регулятивные: при помощи учителя Определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное. Изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету.
13
Семейные традиции.
1
Знать понятия: традиция, уважение. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития. Регулятивные: при помощи учителя Определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. Обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение.
14
Сердце матери.
1
Знать понятия: счастье. Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу. Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд Анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.
15
Правила твоей жизни.
1
Знать понятия: дисциплина, аккуратность. оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития. Регулятивные: при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа о теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. Анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.
16
Праздники народов России.
1
Знать понятия: праздник, национальные праздники. Чтить и уважать праздники других народов. Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями Регулятивные: при помощи учителя Определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное Пользоваться справочниками и словарями.
17
Защитники Отечества.
1
Знать понятия: Отечество, защитник. Знать над какими качествами нужно работать, чтобы стать настоящим патриотом своей страны. Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945гг.; подготовить сообщение о патриотах России Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития. Регулятивные: при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. Подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия.
18
Защита творческих проектов.
1
Знать и уважать историю и культурные традиции народов России, своего города, своей семьи. Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу. Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд Соотнести определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания.
19
Гражданин России.
1
Знать понятия: духовно-нравственная культура, этика, этикет, мораль, Родина, государственные символы. Защита Родины - долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ - почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки. Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны. Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное Обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц.
20
Порядочность.
1
Знать понятия:этика, порядочность, нормы морали, достоинство, благородство. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления порядочности в повседневной жизни. Пробуждать стремление к самосовершенствованию и благородству. Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарем по определению значений слов; работа с условно- графической наглядностью. Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе Пользоваться справочниками и словарями.
21
Совесть.
1
Знать понятия: стыд, сострадание, правдивость, эгоизм, корысть. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки. Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий. Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы. Коммуникативные: соблюдение правил вежливости и этикета Соотнести определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания.
22
Доверие и доверчивость.
1
Знать понятия: доверие, доверчивость. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. Отличие доверия от доверчивости. Воспитание доброты и милосердия, Доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела. Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового, работа по этому плану. Познавательные: работа со словарем по определению терминов и понятий; практические задания. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил межличностного общения. Говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
23
Милосердие и сострадание.
1
Знать понятия: сострадание, милосердие, бескорыстие. Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания Формировать нравственные качества личности: быть милосердным, уметь сострадать, прийти на помощь другу в трудную минуту. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу. Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд Соотнести определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания.
24
Правда и ложь.
1
Знать понятия: честность, правда, ложь, хитрость. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития. Регулятивные: при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. Анализировать рассказыдетей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.
25
Традиции воспитания.
1
Знать понятия: поколение, сословие, манеры. Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием. Формирование эмоционально Положительной концепции развития личности на примерах положительных традиций своего народа, реализация межпредметных связей с литературой, русским языком. Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана. Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника. Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами Пользоваться справочниками и словарями.
26
Честь и достоинство.
1
Знать понятия: репутация, честь, достоинство, доблесть, патриотизм. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Раскрытие межпредметных связей с литературой, историей. Пробуждение у учащихся интереса к вопросам нравственности. Воспитание уважения к традициям своего народа. Регулятивные: с определение помощью учителя принципов выявления межпредметных связей. Познавательные: работа с учебником; чтение стихов, текстов Дополнительного чтения, применение схем; проведение беседы; составление плана изучения нового. Коммуникативные: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями. Соотнести определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания.
27
Терпимость и терпение.
1
Знать понятия: культура, нормы морали, толерантность, индивидуальность, национальность, гуманность. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки. Реализация межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание целеустремленности и деловитости, уважительного отношения к людям другой национальности, ответственности за свои дела и поступки. Регулятивные: определение принципов применения блокпакетов на уроках этики. Познавательные: использование блокпакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщения учащихся; чтение текста по ролям; аргументирование своего ответа. Анализировать рассказыдетей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.
28
Мужество.
1
Знать понятия: мужество, доблесть, отвага, смелость, честь, достоинство, благородство, героизм. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Формирование умения соизмерять свои слова и дела, разыгрывая Жизненные ситуации, усваивать Образцы поведения их героев. Уважительно относиться к героям прошлого и настоящего. Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях. Познавательные: ответы на вопросы, выполнение заданий; отгадывание ребуса; анализ пословиц, подбор народных сказок, былин, пословиц, воспевающих красоту и мужество героев. Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий. Пользоваться справочниками и словарями.
29
Равнодушие и жестокость.
1
Знать понятия: равнодушие, жестокость, жизненные ценности, сквернословие. Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в классе и школе, семье. Продолжить работу по изучению особенностей семей классного коллектива. Воспитание чувства гордости за поступки героев наших дней. Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего общества. Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках. Коммуникативные: выступления с сообщениями; умение отвечать на вопросы в логической последовательности; соблюдение правил проведения словесных споров. Обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц.
30 Самовоспитание.
1
Знать понятия: нравственность, сознательная дисциплина, самообразование, самовоспитание, самооценка. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения, определение роли и значения самовоспитания в этом процессе. Регулятивные: определение правил самовоспитания, самодисциплины. Познавательные: работа в группах с Раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей; работа с анкетой. Коммуникативные: конкретизация и определение правил работы в группах Анализировать рассказыдетей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.
31 Учись учиться.
1
Знать понятия: воспитание, учение, образование. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки. Анализ вопросов и заданий, ответы в логической последовательности. Определение нравственных качество личности при анализе конкретного поступка. Определение Алгоритма подготовки урока, ответа у доски. Регулятивные: составление практических заданий по решению жизненных ситуаций. Познавательные: выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, участие в игре, отработка логических операций. Коммуникативные: определение правил работы в командах.
32 Речевой этикет.
1
Знать понятия: речевой этикет, общение, беседа, вежливость. Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания Активизация знаний речевого этикета из межпредметных связей. Воспитание желания узнавать новое о жизни своего и других народов, уважительно к ним относиться. Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с карточками и схемами.Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блокпакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие культуры речи в разных ситуациях. Анализировать рассказыдетей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.
33 Мои права и обязанности.
1
Знать понятия: устав, права, обязанности, нормы морали. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Реализация межпредметных связей с другими дисциплинами. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этики. Рассмотрение и анализ конкретных ситуаций из школьной жизни. Регулятивные: основы составления простого и сложного плана. Познавательные: работа с учебником, с иллюстрациями, соотнесение текста и иллюстрации, придумывание названия для иллюстрации. Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе. Определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок.
34 Защита творческих работ.
1
Знать и уважать историю и культурные традиции народов России, своего города, своей семьи. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки. Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета. Регулятивные: составление тестового задания. Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. Коммуникативные: основы работы в парах и группах. Соотнести определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания.
35 Презентация творческих проектов.
1
Знать и уважать историю и культурные традиции народов России, своего города, своей семьи. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета. Регулятивные: составление тестового задания. Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. Коммуникативные: основы работы в парах и группах. Соотнести определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
В МБОУ «Тураевская СОШ» изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в течение всего учебного года является безотметочным. В конце учебного года учащиеся готовят презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием изучаемого модуля, узнать о духовных культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
1.Учебные пособия «Основы светской этики» подготовленные для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 классов школы.
1. Программа курса к учебнику М. Т. Студеникина «Основы светской этики», 4 класс, автор-составитель Студеникин Михаил Тимофеевич.
2. Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя.
3. Учебные видеоматериалы к урокам.
4. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета.
5. Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебноепособие. М.: «Русское слово», 2012.
6. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса кучебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2012
7. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.
Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010
8. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики.Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение»,2010
9. Мир словарей
10. Энциклопедия «Вокруг света»
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание
Маркерная доска
1
Проектор
1
ПК
1
колонки
2
Принтер, сканер
1
mimio
1
Мобильный класс
25
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы
Электронные образовательные ресурсы
Ресурсы Интернета
Возвращение добра.
Правило бумеранга.
Дружба.
Добро и зло.
«Уроки доброты».Аудиокнига Ю.Куклачёва
koiro.edu.ru
edu.baltinform.ru
orkce.ru/
Литература
1. Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2012. 2. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2012 3. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010 4. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение», 2010 5. Мир словарей 6. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия 7. Энциклопедия «Вокруг света».