Программа по математике Математика для любознательных

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Шахтинска»


КГУ «Общеобразовательная средняя школа №1 акимата города Шахтинска»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Зав. методическим кабинетом Директор КГУ отдела образования, «ОШ №1 физической культуры акимата города и спорта города Шахтинска Шахтинска» ________ Г. Калуетова _______ С.Ю. Суханова «____»___________2013 «___»____________2013





Программа развивающего курса по математике

«Математика для любознательных»

для учащихся 3 классов общеобразовательных школ











ОДОБРЕНО Методическим советом ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Шахтинска» Протокол № ______ «____»____________2013






Рассмотрено на заседании ШМО, кафедры начальных классов КГУ «Общеобразовательная школа №1 акимата города Шахтинска» Протокол № 10 от 18.05.2013 год

Рекомендовано Методическим советом КГУ ««Общеобразовательная школа №1 акимата города Шахтинска» Протокол № 6 от 24.05. 2013 года

Одобрено Методическим советом ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Шахтинска» Протокол № _____ от «_____»________ 2013 год






Составитель: Войтова Инна Валерьевна, учитель начальных классов высшей категории высшего уровня квалификации

Развивающий курс по математике «Математика для любознательных»









Рецензенты:

  1. Дябина Г.Н. - руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов КГУ ««Общеобразовательная школа №1 акимата города Шахтинска»
  2. Ахметова Ш.К. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе КГУ «Общеобразовательная школа №1 акимата города Шахтинска»










Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на 1 год (36 часов), предлагается для использования в классах общеобразовательной школы. В современном информационном обществе при подготовке детей к жизни необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу и синтезу, умение сравнивать, обобщать делать выводы. Эта программа - работа учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Выполнение заданий на сообразительность - мощный инструмент для развития у детей воображения, мышления, речи. Решение подобных заданий укрепляет связь с жизнью, пробуждает у ребят интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Всё это позволяет расширять кругозор ребёнка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности. Календарно - тематическое планирование составлено на основе «Учебных программ общеобразовательной школы /I - IV классы/» разработанных Министерством образования и науки Республики Казахстан Национальной академией образования имени Ы. Алтынсарина, г. Астана, 2010 год и ГОСО РК 2003-2010.
Цель программы: развитие у учащихся логического мышления, внимания, памяти, пространственного представления, познавательных и творческих способностей, любознательности, фантазии, смекалки, интереса к математике, привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике.

Задачи: 1) создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

  1. развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  2. развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  3. повышение математической культуры ученика;
  4. воспитание настойчивости, инициативы.


Особенности программы заключаются в том, что учитывая возрастные особенности учащихся, программа выстроена таким образом, что процесс ознакомления с новым материалом сопровождается закреплением и обобщением полученных представлений, введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Таким образом, каждый пункт программы представляет собой этап, на котором уже имеющиеся знания расширяются, углубляются используются в новом качестве. Программа осуществляет принципы: актуальность (Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся); научность (Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения); системность (курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач); практическая направленность (содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах); обеспечение мотивации (во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике).

Эффективность усвоения учащимися программного материала достигается с помощью методов, присущих естествоведческим наукам: проведение наблюдений, практикумов, основанных на принципах РО, а так же различных стратегий критического мышления через чтение и письмо. Возможно проведение карт БиС (Триада). Предусмотрены занятия для групповой работы и работы в парах, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, а так же использование интерактивных технологий и интерактивного оборудования.
При работе по данной программе будут достигнуты следующие результаты: - усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; - помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; - формировать творческое мышление; - способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах. - решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора; - решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения; - проведение и успешное участие в математических соревнованиях.

Тематика творческих, проектных или исследовательских работ. Изготовление книжки-малышки для учащихся 1-2 классов с математическими ребусами. Самостоятельное составление и решение задачи- шутки. Геометрия вокруг нас - создание геометрических кроссвордов. Конкурс «Самый смышленый» - подготовка и проведение. Интеллектуальный марафон.

Содержание программы: 3 класс- 36 часов Вычисления в 100- 5 часов Сложение и вычитание в пределах 100. Задачи на сложение и вычитание в пределах 100. Простые и составные задачи. Вычисления в 1000 - 7 часов Сложение и вычитание в пределах 1000. Простые и составные задачи, связанные с величинами. Арифметические задачи, требующие особых приемов решения. Табличное умножение и деление - 18 часов Табличное умножение и деление. Решение задач ( простых и составных) разных видов с применением умножения и деления. Логические и творческие задания - 6 часов Задачи- шутки, задачи геометрического содержания, задачи - ребусы, логические задания.


Учебно-тематический план программы:


№ Тема занятия Кол-во часов Вычисления в 100- 5 часов 1. Сложение и вычитание в пределах 100 2 2. Задачи на сложение и вычитание в пределах 100. 1 3. Простые задачи 1 4. Составные задачи 1 Вычисление в 1000- 7 часов 1. Сложение и вычитание в пределах 1000 2 2. Простые задачи, связанные с величинами 1 3. Составные задачи, связанные с величинами 1 4. Арифметические задачи, требующие особых приемов решения 2 5.

Конкурс «Самый смышленый» - подготовка и проведение. 1 Табличное умножение и деление - 18 часов 1. Таблица умножения и деления 2 2. Задачи на уменьшение и увеличение в несколько единиц 1 3. Задачи на разностное и кратное сравнение 1 4. Задачи разных типов на табличное умножение и деление 2 5. Задачи на деление с остатком 2 6. Задачи на нахождение неизвестного множителя 2 7. Составные задачи на умножение и деление 2 8.

Конкурс «Самый смышленый» - подготовка и проведение. 1 9. Задачи, решаемые с помощью таблицы: Цена-количество-стоимость 1 10. Задачи, решаемые с помощью таблицы: Масса1 предмета - количество -общая масса 1 11. Задачи, решаемые с помощью таблицы: Скорость-время-расстояние 1 12. Составные задачи, решаемые с помощью таблицы 1 13. Составные задачи разных видов 1 Логические задания - 6 часов 1. Изготовление книжки-малышки для учащихся 1-2 классов с математическими ребусами 2
Составление и решение задачи- шутки 1 2. Геометрия вокруг нас - создание геометрических кроссвордов. 1 3. Конкурс «Самый смышленый» - подготовка и проведение 1 4. Интеллектуальный марафон. 1 Итого: 36 часов











Глоссарий:
Сложение Одна из основных операций (действий) в разных разделах математики, позволяющая объединить два объекта (в простейшем случае - два числа). Вычитание Одна из четырёх арифметических операций; операция, обратная сложению. Обозначается знаком минус «−». Умножение Одно из четырёх основных арифметических действий, бинарная математическая операция, в которой один аргумент складывается столько раз, сколько показывает другой. В арифметике под умножением понимают краткую запись сложения указанного количества одинаковых слагаемых. Деление Одно из четырёх простейших арифметических действий, обратное умножению. Деление - это такая операция, в результате которой получается число (частное), которое при умножении на делитель даёт делимое. Сотня Название 100 (ста) единиц чего-либо. Тысяча Натуральное число 1000, десять сотен, 10 пространственные структуры, отношения и их обобщения. Логика «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος - «речь», «рассуждение», «мысль») - раздел философии, наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Число Основное понятие математики[1], используемое для количественной характеристики, сравнения и нумерации объектов. Возникнув ещё в первобытном обществе из потребностей счёта, понятие числа с развитием науки значительно расширилось. Письменными знаками (символами) для записи чисел служат цифры. Геометрия Раздел математики, изучающий пространственные структуры, отношения и их обобщения. Периметр фигуры

Сумма длин всех сторон фигуры.


















Список литературы для учителя и учащихся.

  1. Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  2. М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике». М «Вако»,2007
  3. Г.В. Керова «Нестандартные задачи по математике». М: «Вако», 2008


Список использованной литературы.
  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996
  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
  6. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  7. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007
  8. Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
  9. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
  10. Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  11. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004






© 2010-2022