Праздник березки (для 2-3 классов)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №11





Название работы:

Праздник березки (для 2-3-й классов)









Выполнила: Зуева Любовь Ивановна

учитель начальных классов












Архангельск, 2015


Пояснительная записка У каждой былинки на земле есть свое место, откуда она берет жизненную силу. Так и человек: у него есть свои корни, своя малая родина. Поэтому при слове «родина» перед нашим мысленным взором обычно возникает самое дорогое, заветное и родное. Это и широкое поле, и полноводная река, и нескончаемая дорога, и летящий в небе журавлиный клин, и белая, тонкая, зеленая, шумящая листвой береза. Сколько песен сложено народом о березе, сколько посвящено ей, белоствольной красавице, стихов, сколько написано картин, изображающих березовые рощи! Цель праздника - пробудить в учащихся чувство родины, научить видеть красоту; рассказать детям, почему береза - символ России, родной земли. Образовательная задача: Расширять и углублять знания учащихся о березе, о ее пользе. Развивающая задача: Развивать творческие способности учащихся. Воспитательная задача: Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, трепетное отношение к родной земле. Вместе с детьми готовится выставка поделок из бересты и костюмы, разучиваются стихи, песни, хоровод. Дети принимают участие в конкурсе рисунков «Вечно жить березовым лесам». Класс оформляется рисунками детей, репродукциями картин И.Левитана, А.Куинджи, И.Грабаря, выставкой изделий из бересты, мелодиями песен, иллюстрациями.









Праздник березки

Ход праздника Ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный русской березке. Вы услышите много признаний в любви к нашей русской красавице. Обогатите свой словарный запас. Узнаете много интересного о ней. 1-й ученик: В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем, жила-была Березонька, белая да кудрявая. Снегом покрытая, всеми ветрам открытая. 2-й ученик: Спала она всю зимушку. Но вот пришла весна-красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела. 1-й ученик: Проснулась Березонька. Проснулась, на теплом ветерке прогнулась. Украсилась сережками. Всем понравилась, на праздник направилась.(слайд 1) 2-й ученик: Всех гостей, друзей, всех хороших людей Березка встречала и величала. И нам ее встречать-величать, а ей ветками качать. (Выходит девочка в белом платье, с зеленым венком на голове) Березка: Я- березка, лиственное дерево с тонкими розово-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками. Свое название получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде звали меня берзой, а теперь березой, березонькой. Ведущая: С наступлением лета в старину начинались Зеленые святки - торжество в честь цветущей природы. В самый разгар Зеленых святок празднуется Троица. В этот день Лес-именинник. Рано утром украшали дома ветками берез, пекли караваи, гостей созывали. Завивали лиственные венки и водили хороводы. Да такие, что тянулись от села до села. Ученица: Ходили девушки в круг гулять Зеленые веночки завивать, А вы березку прославляйте Алой лентой украшайте. Будут веночки зеленые, А вы весь год веселые. (хоровод «Во поле березка стояла..») ( слайд 2) Ведущий: Зайди в березовый лес! И ты словно окажешься среди подружек в нарядных белых сарафанах. Это дерево с контуром редкого изящества, со своим «голосом» стало символом России.

Инсценировка. Жар-птица: Я - Жар-птица, рода царского, из сада райского! Не чета тебе - дереву! Береза: А я простого рода. Мой батюшка - месяц ясный, он ночью мне светит. Моя матушка - красно солнышко, оно меня греет. Мой брат - соловей в лесу, он песни мне поет. Моя сестра - ранняя заря, она росой меня питает. Жар-птица: А мои перья золотыми лучами сияют. Береза: Моей лучиной избу освещали. Жар-птица: А я вся огнем пылаю! Береза: А я в печи жаром всех согреваю! Жар-птица: Мои перья царские одежды украшают. Береза: А я в лапти всех обуваю! Жар-птица: Ради меня за тридевять земель отправляются. Береза: А моим соком по весне угощаются! Жар-птица: А я хвост веером распускаю! Береза: А моим дегтем в колесах тележек скрип унимают! Жар-птица: Я - Жар-птица! Моей красой весь свет дивится! Береза: Своими почками да листочками я людей лечу, в бане веничком парю. За это меня называют деревом четырех дел: мир освещать, крик утишать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Да и счастье человеческое мне знакомо. Ведь влюбленные часто под моими ветвями соловьиные песни слушают да на звезды любуются. Жар-птица: Заслушалась я тебя, Березонька. Видно, и впрямь мне делать нечего в русских лесах. Вернусь я в свои сады райские. А ты радуй людей своей красотой, исцеляй и утешай душевной простотой. ( слайд 3) Ведущий: Березка - символ России. Ни в какой другой стране нет такого обилия берез, как у нас. В России насчитывается 70 видов берез. Многие виды березы - пионеры заселения вырубок, гарей, пустошей и обнажений; в этих местах нередко наблюдаются чистые березовые насаждения (вторичные леса). Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст берез достигает порой 120 лет. Ведущая: Мила березка русскому сердцу. О ней слагают стихи и песни, загадки и сказки. А теперь мы побываем на «Поэтической полянке», где услышим много чудесных стихов, посвященных нашей русской красавице.( слайд 4) Мальчик: Белолицая, белоствольная Как невеста, горда и нежна. Словно русская песня раздольная К небесам устремилась она. Конкурс чтецов (подготовленные дети читают стихи о березке русских поэтов С.Есенина, А.Фета, А.Прокофьева и др.) Ведущий: Березу называют «вестницей» далеких эпох. В древности писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые -историки смогли много узнать о жизни наших предков. В старину в солдатские сапоги ставили прокладки из бересты. Сапоги не промокали. Крестьяне покрывали кусками бересты потолок избы, поэтому в доме было сухо, не заводилась гниль. Ведущая: А теперь - внимание! «Полянка умельцев»! Здесь вам предложат товары из березы. На таланты наша Родина щедра. Всюду русские в почете мастера. Сделать вещь красивую ловко, Всегда нужна сноровка. (слайд 5)


Дети в костюмах уличных торговцев разыгрывают представление. Торговец 1: Эй, народ! Товары у меня славные, Занятные и забавные. Есть прехитрые штуки - Позабавят от скуки. Торговец 2: Дешево продам! Насовсем отдам! Мой товар - забава Мужикам по праву! Торговец 1: Вот к топору топорище, Коль сильна у вас ручища, Раз махнешь одной рукой, Накидаешь дров горой. Торговец 2: Товары дивные, Изящные, красивые, Угодно купить? Могу уступить! ( слайд 6) Торговец 1: Хочешь быстро пробежать, Надо лыжи покупать. Смотри да любуйся, А долго не торгуйся. Торговец 2: Веник венику не брат. Этот жарит в бане. Этот веник - вот чудак, Пыль метет в чулане. Торговец 1: Коли ты рыбак отменный, Цевки купишь непременно. А они из березовой коры. Жалко денег? Делайте вы! Торговец 2: А вот это - туесок! Он не низок не высок. По грибы в лесок иди, Полный туес принеси. ( слайд 8 и 9) Торговец 1: Девица, красавица! Гляди сюда! Нравится? Шкатулка просто диво, Изящна и красива. Драгоценности свои Ты в шкатулочке храни. Ведущий: Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью. Листьями березы лечат ожоги, почки березы используют как противовоспалительное средство. Березовый уголь принимают при отравлениях. Березовый сок придает силу и бодрость. Ученица: У кого удушье, астма, В горле боль или отек. Пейте чудное лекарство Из березы русской сок. Ведущий: Из ветвей березы делают веники, которыми паримся в бане. Подстёгивания и растирания веником помогают при мышечных и суставных болях. А испарения от распаренных веточек и листочков благотворно влияют на органы дыхания и успокаивают организм.( слайд 10) Ученик: Затоплю пожарче печку. Эй, погрейся домовой. А потом схожу на речку, за водою ледяной. Дров березовых подбавлю- золотых поленьев жар. А потом на стол поставлю старый русский самовар. ( слайд 11) Ведущий: Обычаи, традиции русского народа настолько связаны с березкой, что вполне справедливо словосочетание «русская береза». Она обладает большой жизненной силой. И если подойти к березке, прислониться, обнять ее, то все печали уйдут, и станет на душе светло. Ведущая: Символом непобедимой Родины была береза и в грозные годы войны. В 1941 году на нашу страну напали фашисты, и свинцовым градом пуль поливали враги нашу землю. И здесь белоствольная береза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и … русскую березу. Чтец (в форме солдата). Я помню, ранило березу Осколком бомбы на заре, Студеный сок бежал, как слезы, По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали, Клубился дым пороховой, Но мы столицу отстояли, Спасли березу под Москвой.
И рано - раненько весною Береза белая опять Оделась новою листвою И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы Мы неизменно говорим; «Родную русскую березу В обиду больше не дадим!» Ведущий: В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России. ( слайд12) Звучит песня «Растет в Волгограде березка» Ведущая: В годы войны наши солдаты освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. И стоят там памятники русским солдатам и низко кланяется им освобожденный народ. ( слайд 13) Ученица: В Трептов-парке белые березы, Словно вдовы русские стоят И роняют слезы, а не росы На могилы братские солдат. Березы! Вы печаль России… Вдовья неизбывная тоска. Сквозь ненастья, горем залитые, Привела вас сюда издалека. Привела, поставила навеки У ступеней скорбной тишины. С той поры вы, не смежая веки Навеваете солдатам сны. Ведущий: Воспевали красавицу не только поэты и писатели, но и художники и композиторы. Назовите авторов, на картинах которых изображена береза. (И.Левитан «Березовая роща», А.Куинджи «Березовая роща». ( слайды 14 и 15)

Конкурс «Вечно жить березовым лесам» Для этой выставки картин Трудился целый класс. Вы рисовали русский лес, В нем мир березовых чудес. Показ выставки рисунков детей. Ведущая: Посмотрите, какие великолепные березовые рощи вы нарисовали. Но человек беспощадно уничтожает леса. Послушайте грустный рассказ «Плач березы».

Рассказ «Плач березы» Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок, он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы. Зимой березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега. Осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями. По лесу шел мальчик, он собирал грибы. Устав, он присел под березу, прислонился к стволу и уснул в ее тени. Ему понравилось место, и, желая его запомнить, он достал ножик и на стволе березы вырезал свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по ее стволу. Затрепетала она от раны, потянулась к мальчику, прося защиты. Но не было помощи. Тогда рванулась она ветвями к соснам, елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва, засохли ветки, почернел белый ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем. Ведущий: Почему погибло дерево? Как надо относиться к окружающей нас природе?Дети отвечают. ( слайд 16) Ученик: Белая береза, малая сестра, Ты расти, не бойся, злого топора. Белая береза, русская земля, И печаль, и радость, и любовь моя. (П. Кудрявцев) Ведущая: Наш праздник подходит к концу. Заканчиваем мы его стихами: На поляне, на пригорке, Под окном, среди полей. Белокурая березка - Символ Родины моей. Ты до того, березонька, красива ( слайд 17) И в полдень жаркий, и в час росы, Что без тебя немыслима Россия, И я немыслим без твоей красы. Подводятся итоги конкурса рисунков, стихов. Исполняется песня «Белая береза» Владимира Трепецкова.


























Список литературы:

  1. Н.Н.Проничева Росинка малая. - Архангельск, 2005.
  2. В союзе с природой. - М., Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000.
  3. В.Клементовская Стихи и сказки на уроках начальной школы. - Ярославль, 2006.
  4. Основы экологии - младшим школьникам. - Москва, Из-во «Аркти», 2006.
  5. Журнал Начальная школа №2, 2007.
  6. Сценарии школьных праздников. - Москва, Экзамен, 2007
  7. Презентация «Праздник березки»
















© 2010-2022