- Преподавателю
- Начальные классы
- Комплект материалов к уроку обучения грамоте на тему Знакомство с буквой Ю
Комплект материалов к уроку обучения грамоте на тему Знакомство с буквой Ю
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Крупенченкова О.Д. |
Дата | 30.07.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок обучения грамоте по образовательной программе «Школа 2100».
Автор урока: Крупенченкова Оксана Дмитриевна
МКОУ СОШ №1 г Спас-Деменска Калужской области
2013 г.
Урок 92 (2 ч.).
Тема: Буква Ю и её звуки. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. Написание строчной буквы ю, слогов, соединений.
Цели:
- формируем умение различать гласные и согласные звуки;
- формируем умение различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков;
- формируем умение выделять звук в слове;
- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
- знакомим с понятием «суффикс»;
- формируем умение анализировать текст.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
1. Актуализация знаний
-Прозвенел звонок - начался урок!
1.Поприветствуем наших гостей.
2.Во время работы мы столкнёмся с трудностями
3.Для их преодоления будем работать с информацией
индивидуально и парами , .
4.В конце работы нас ждёт самооценка
-Что мы изучаем на уроках ОГ?
-Что мы уже знаем о звуках нашего языка?
(работа по ленте букв)
-На какие две группы делятся слова-предметы?(одуш. и неодуш.)
-Какое вопросительное слово можно поставить к одуш. словам? К неодуш.?
А теперь проверим ваши знания.
Поработаем в парах.
Вспомним правила работы в парах:
1.Как обсуждаем задание? (вполголоса)
2.Чего нельзя делать? (перебивать говорящего)
3. Что необходимо? (слушать, думать и высказывать своё мнение)
4. Как относиться друг к другу? (вежливо и терпеливо)
Достаньте из конверта зелёный листок. На нём напечатаны слова-предметы. Соедините каждое слово с его вопросительным словом кто? или что?
химия
явление
кто? Елена что?
рёва
ёршик
юрта
Проверка по слайду
-Что обозначают слова?
-Что такое юрта?
-Трудно ли было его прочесть?
-Что необычного в звучании этого слова?
-Есть ли здесь слова с похожим произношением?
-Почему первые буквы обозначают по 2 звука?
-Кто назовёт тему урока?
-Откройте учебник на странице 148. Подтвердились ли предположения?
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
2.Открытие нового знания. Составим план изучения новой буквы:
-
Знакомство с её звуками.
-
Характеристика звуков и расположение в ленте букв.
-
Письмо чтение слогов и слов с буквой.
-
Письмо и чтение предложений и текстов.
Слайд 2
-Как звучит буква ю в этих словах?
-Значит она не всегда обозначает 2 звука?
-А когда?
-Какую роль выполняет буква ю в словах люстра и клюв?
-Куда подевался звук [й ] ?
-Найдём домик для буквы ю на ленте.
3. Применение нового знания
Чтение слогов на стр 148
-Прочтём слоги и слова, которые начинаются с буквы ю
-Что общего в этих слогах и словах? (двойной гласный звук)
-Давайте объясним смысл некоторых слов:
ЮМОР-то, что вызывает смех.
-А что может вызвать смех?
-Вот на скользкой дорожке поскользнулся и упал человек. Это юмор?
ЮРКИЙ - быстрый, шустрый, увёртливый. Кого можно таким назвать?
От слова юркий произошло слово ЮРОК- очень шустрая маленькая птичка. Что общего в словах юркий и юрок? (корень)
-А теперь скажите кого можно назвать юношей? (от 15 до 20 лет)
-Можно ли вас назвать юношами?
.
ФИЗМИНУТКА «СОЮЗ ВЕСЁЛЫХ ДРУЗЕЙ»
В слове есть наша новая буква. Где она стоит? (после буквы О)
-Разберём слово звуко - буквенно.
-Почему звуков оказалось больше, чем букв? (Буква Ю стоит после гласной, а гласные звуки не смягчаются звуком [Й]
-Значит стоя после гласного звука буква Ю обозначает тоже 2 звука, как и первая в слове. Постарайтесь запомнить эту информацию, она важна.
-А теперь прочтём слоги и слова, в которых буква Ю спряталась внутри
.
-Как она звучит в этих словах?
-Куда подевался мягкий звук [й]? (смягчил согласные звуки, стоящие перед буквой Ю).
-Все ли слова понятны?
-Что такое дюны?
-Чем опасны кюветы? Для кого они опасны? (для нерадивых водителей, которые любят нарушать правила дорожного движения)ю
-Почему в слове пюре не смягчается звук [р] , а буква Е звучит как [э]? (слово иностранное). Есть и другие такие слова :кафе, шоссе, шимпанзе, безе, падеде.
-А что такое полюс? Где в классе можно найти полюс? (на глобусе)
Работа в прописи.
-Теперь откройте прописи на стр.33
- Что сейчас пора делать по плану? (писать)
-Приготовим руки к письму (зарядка для пальцев)
-Повторим правила письма.
1. Положить тетрадь с наклоном.
2. Проверить расстояние между собой и партой.
3.Легко наклонить голову.
4. Взять правильно ручку.
5. Проверить рабочий локоть.
-Будем учиться писать букву ю строчную Посмотрите на табло. Из каких элементов состоит буква? У каких букв есть такие же элементы? Посмотрите на слайде показ письма буквы. Запишите букву в табло, а затем на строке.
Сравните свои буквы с образцом. Кто заметил расхождение ? (просмотр и анализ ошибок через документ-камеру).
Спасибо тем, кто не постеснялся показать свои ошибки всем нам на благо. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает!
А теперь пусть расслабятся глазки вместе с весельчаками и забияками Томом и Джерри.
ФИЗМИНУТКА для глаз « Том и Джерри».
Работа в учебнике. Чтение текста Чтение русской народной песенки «Была у нас Дуня».
1) До чтения песенки.
-Иногда наш народ сочинял весёлые песенки, чтобы не было скучно жить и трудиться, т.к. труд был тяжёлым . И за такой доброй весёлой песенкой трудности работы не замечались, а время текло быстро. Одним из жизненно-важных занятий нашего народа было животноводство. Что это? (разведение животных). Своих домашних животных люди очень любили и поэтому давали им особенно-ласковые клички, больше напоминающие имена людей. Одну такую песенку мы сейчас прочтём. Кто догадался о ком она? - Прочитайте заглавие. - Интересно,в какое время жила Дуня? (Это старинное русское имя.) - Почему не песня, а песенка? - А что за список в руках у Дуни? - В какую одежду одета девочка? Почему?
2) Чтение песенки вслух ребятами всего класса по строчкам. 1-й ученик: Была у нас Дуня. Милая Авдотья. (Это об одной девочке?) ( Дуняша, Авдотья, Авдоха, Авдоша, Дуся)
2-й ученик: Что у нашей Дуни, Что было скотины. (А о ком это?)
3-й ученик: Было-то скотинушки. (Как изменилось это слово? Почему стало ласковее?)
Всем дано по имечку: (А как в современном русском языке называют имена животных? Кличка.)
4-й ученик: Кобылка (То есть кто? Лошадка.) - Ненила,
5-й ученик: Жеребец (То есть молодой конь.) - Гаврила,
6-й ученик: Корова - Алёна, (Кормилица.)
7-й ученик: А бык-то был Ерёма, (Упрямец, наверное.)
8-й ученик: Телушка (А кто это? Молодая коровка.) - Феклушка. (Ласково, что помогло? Суффикс.)
9-й ученик: А бычок - Петрушка, (Почему Петрушка? Игривый, забавный, как клоун, клоунов любят дети!))
10-й ученик: Свинья-то Аксинья, (Большая, медлительная)
11-й ученик: Боровок - Василья, (А кто это? Невзрослый поросёнок, добрый и шустрый)
12-й ученик: Уточка - Анютка, (Маленькая, красивая.)
13-й ученик: Селезень - Павлутка, (Утка-мальчик с зелёным шарфиком на шейке)
14-й ученик: Курица - Матрёшка, (Яркая, наверное, да кругленькая.)
15-й ученик: Петушок - Терёшка. (Почему Терёшка? Наверное очень голосистый)
3) Работа с текстом после чтения. - Какие из этих имён-кличек вы услышали впервые? - В каких кличках замет характер животного? - Почему домашним животным давали человеческие имена? (Кормильцы, члены семьи. Они кормили людей иногда ценой своей жизни, поэтому люди были безмерно благодарны своим животным и всегда с ними очень хорошо обращались, как бы благодаря их за жертву. ) - Знает ли своих питомцев Дуня наизусть? -Так нужен ли ей этот спиоск?
4) Повторное перечитывание. - Можно ли спеть эту песенку? - Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,
умение владеть речью.)
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
4. Домашнее задание (по желанию)
-Попробуйте с родителями придумать свою мелодию для этой песенки. И если хотите, то нарисуйте Дуняшиных питомцев так, как вы представляете, тех, кто вам ближе по душе и по характеру.
5. Итог
Рефлексия.
-Как чувствовали себя на уроке?
-Что узнали о букве Ю? Какие у неё секреты?
-Продолжите мои предложения:
1.Я понял, что…
2.Было трудно…
3.Мне захотелось…
4.У меня получилось…
5.Дома я обязательно расскажу родителям о…
Самооценка.
А теперь оцените своё настроение Какой смайлик вам более подходит сейчас?
«Поляна настроений»