Воспитательная программа Веселый этикет

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 г. Рязани» Принята на заседании НМС Утверждаю « » _______________2013г. Директор ОГБОУ «Специальная Протокол № (коррекционная (общеобразовательная) Председатель НМС школа №10 г. Рязани ___________ В.Н.Крашенинникова __________________Л. В. .Губич « » _____________2013

Веселый этикет

( Воспитание культуры поведения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья)





Составила: Алексеева Т.Н. 2013



Паспорт программы

«Веселый этикет» (Воспитание культуры поведения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья)

(1 класс)

Цель программы: воспитание культуры поведения как основного аспекта успешного обучения младшего школьника.

Задачи:

  1. Формировать основы морали - осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;

  2. Формировать основы культуры поведения - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать оценку своим и чужим поступкам;

  3. Развивать коммуникативные способности и социальную адаптацию учащихся, (культуру общения со взрослыми, со сверстниками, выражающуюся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах)

  4. Пробудить внутренние духовные силы ребенка, вызвать стремление к добрым поступкам.

  5. Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

  6. Воспитывать умение адекватно реагировать в различных бытовых ситуациях.

  7. Воспитывать культуру деятельности- умение обращаться с книгами, школьными принадлежностями, с игрушками, личными вещами.

  8. Продолжать работу по закреплению культурно- гигиенических навыков.

Срок реализации программы- 4 года ( 1-4 класс)

Ожидаемые результаты:

  • активная жизненная позиция школьника;

  • приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;

  • уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим.

  • толерантное отношение к окружающим;

  • представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.

Пояснительная записка

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения.

Актуальность программы

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но не всегда так поступают. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

Сложный состав учащихся, с которыми я работаю, разнообразие отклонений в состоянии здоровья, речевая патология требуют разработки специальной системы коррекционного воздействия, включающие методы индивидуального и фронтального обучения детей. Кроме того, у наших детей с ТНР отмечаются значительные отклонения в поведении, в состоянии нервно- психического здоровья и развития, нарушения в эмоционально волевой сфере, нарушения общей и мелкой моторики, конфликт паспортного психофизического возраста, сниженная учебная мотивация, мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Зачастую дети, пришедшие в 1 класс, не знакомы с элементарными навыками культуры поведения; дети не умеют общаться со взрослыми и друг с другом.

Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд, заключается в следующем:

  • возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;

  • наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы

  • согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.

  • использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;



Принципы реализации программы

  1. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

  2. Личностно- ориентированный подход - предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;

  3. Принцип вариативности - создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;

  4. Деятельностный подход - включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;

  5. Принцип мотивации деятельности обучающихся -предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

  6. Принцип педагогического руководства -организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Нормативно-правовое обеспечение программы «Веселый этикет» :

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Конституция Российской Федерации

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»,

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Типовое положение о специальном( коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии

  • СанПин

  • Устав ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 г.Рязани»

Методы и формы:

  • беседы

  • наблюдения

  • развивающие е часы

  • занятия- практикумы

  • экскурсии

  • тематические праздники и вечера

  • устные журналы

  • конкурсы

  • игры, соревнования

  • игровые ситуации- упражнения

  • родительские собрания в различных формах

  • проектно- исследовательская деятельность



Программа «Веселый этикет» состоит из 6 разделов.

I. «Формирование культурно- гигиенических навыков»

Цель: Показать учащимся значимость выполнения элементарных навыков личной гигиены, культурной еды.

Задачи работы в направлении «Формирование культурно- гигиенических навыков»:

  • совершенствовать навыки личной гигиены

  • приучать учащихся к навыкам самообслуживания

  • закреплять навыки по уходу за своим внешним видом

  • вырабатывать элементарные навыки самоорганизации свободного времени в соответствии с распорядком дня

  • формирование навыков культурной еды

II «Воспитание культуры поведения»

Цель: оказание помощи ученикам в воспитании культуры поведения.

Задачи работы по направлению «Воспитание культуры поведения»:

  • познакомить с правилами школьника

  • познакомить с правилами дорожного движения и пешеходной азбукой

  • совершенствовать навыки поведения в общественных местах

III «Культура общения»

Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи деятельности в направлении «Культура общения»:

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

  • формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»

  • создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса.

  • учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

IV«Я- гражданин Рязани»

Цель: формирование гражданской позиции учащихся

Задачи:

  • формировать у обучающихся осознание себя гражданином родного города

  • воспитание любви к родному краю

  • формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом

V «Всё прекрасное»

Цель: знакомство с шедеврами мировой и отечественной культуры, с авторами созданных образцов искусства

Задачи:

  • Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

  • Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.

  • Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.

V1 «Семья

Цель: формирование правильных семейных ценностей

Задачи:

  • воспитание любви и уважения к родителям и другим членам семьи

  • воспитание любви к матери

  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.

  • обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.





Календарное планирование

месяц

Содержание работы

I. Формирование культурно- гигиенических навыков

В течение

года

октябрь

ноябрь

Отработка навыков гигиены в режимных моментах

Чтение К.Чуковского «Мойдодыр»

Беседа «Друзья Мойдодыра»

декабрь

Развивающий час «Каждой вещи- свое место»

Чтение К.Чуковского «Федорино горе»

февраль

Занятие- практикум «В гостях у Мойдодыра».

апрель

Уроки этикета. «В гостях у Чистюльки»

(о личной гигиене)

май

Беседа «Болезни грязных рук»

II Воспитание культуры поведения

сентябрь

Самый, самый. Конкурсы. Давайте познакомимся.

Информационное занятие «Как вести себя в школе»

октябрь

Игра- практикум «Жалобы школьного учебника»

Внимание к собеседнику

Уроки этикета. «Маленькие леди и джентльмены.» (беседа о культуре поведения)

ноябрь

Игра «Ты - пешеход»

Устный журнал «Ты - пешеход»

декабрь

Игровая ситуация- упражнение «К нам гости пришли»

Приглашение в гости Мы идем в гости

Поздравления

январь

Разговор по телефону

Извинения

февраль

Прощание. благодарность

Вежливые слова

Март

Школа светофорных наук

Что такое хорошо и что такое плохо.

апрель

Занятие- практикум «Как вести себя в библиотеке»

май

приветствие

III Культура общения

сентябрь

Кто я? Какой я?

октябрь

Соответствие эмоционального состояния с различными способами выражения

ноябрь

Поделись улыбкою своей

Урок толерантности «Ребята, давайте жить дружно!»

« Друзья познаются в беде или в радости» (чтение и обсуждение произведений)

декабрь

Как положено друзьям, все мы делим пополам

январь

С детства дружбой дорожить

апрель

Просьба

IV Я- гражданин Рязани

сентябрь

Беседа «Я живу в Рязани»

октябрь

Рисование «Школа на улице Ленина»

ноябрь

Экскурсия «Осенний сквер на улице Ленина»

декабрь

Заочное путешествие «Панорама Рязани»

январь

Составление маршрута до школы «Мой маршрут»

февраль

Мини-проект «Улица, на которой я живу»

апрель

Экскурсия «Кремль- сердце Рязани»

V Всё прекрасное

сентябрь

Праздник «Приключение Тильтиля и Митиль 1 сентября или вслед за Синей птицей».

Просмотр спектакля «Лиса и медведь» в кукольном театре.

Октябрь

«Осенние фантазии» (конкурс поделок из природного материала.

Беседа «Осень золотая»

Ноябрь

Праздник «Все на ярмарку»

Беседа «Чудеса народного творчества»

Декабрь

Праздничная программа. « Новогодняя сказка»

Январь

Рождественские игры- колядки

февраль

Вернисаж «Картины зимушки- зимы»

Май

Беседа о братьях наших меньших. «Мой домашний питомец»

V1 Семья

сентябрь

Викторина «Здоровые дети- здоровая семья».

октябрь

Рисование на тему «Наша дружная семья»

декабрь

Вечерние посиделки «Расскажи о своей семье»

Январь

Игровой час « Труд в почете любой! Мир профессий большой!»

февраль

Беседа «Дом, в котором я живу»

март

Праздник «Мамочку родную поздравляю с женским днем»

Беседа «Мама дорогая, самая родная»

Рисование на тему «Мамочку родную поздравляю с женским днем»

апрель

Час- игра «Путешествие по королевству любимых предметов»

Тематика проведения классных родительских собраний в 1 классе:

1четверть

Особенности интеллектуального и личностного развития семилетних детей.

Как развивать у ребенка желание читать.

Телевизор в жизни семьи и первоклассника.

Октябрь

Трудности адаптации первоклассников.

Как научить детей учиться

2 четверть

Нормативно-правовые основы формирования культуры семейной жизни.

Создание микроклимата в семье для успешного развития ребенка.

Эмоции положительные и отрицательные.

3 четверть

Семейное воспитание.

Формирование представления ребенка о социальных ролях.

4 четверть

Игра и труд в жизни младших школьников

Итоги прошедшего учебного года

© 2010-2022