Конспект урока. Обучение грамоте 1 класс. Тема Буква и звук З з

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Седнева О.Ю.

Класс: 1-В

Предмет: Обучение грамоте

Тема урока: Звуки [з], [з']. Буквы Зз.

Тип урока: Открытие нового знания

Основные цели урока:


  • Образовательные: организовать работу учащихся по знакомству с буквами Зз и звуками, которые она обозначает: [з], [з`]; формировать с ними навыки сознательного, слогового, беглого чтения.

  • Развивающие: развивать фонематический слух и речь, умение обобщать; развивать внимание и память, логическое мышление, познавательный интерес, умение работать с разной информацией; развивать умения работать в паре.

  • Воспитательные : воспитывать коммуникативную культуру; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Планируемые результаты.

Предметные.

Выделять звуки [ з, з ] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по серии картинок. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Метапредметные.

Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

Личностные.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

Раздаточный материал: карточки для парной работы.

Техническое обеспечение урока: презентация к уроку.



Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Внимание! Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Будем отвечать активно.

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

2.Актуализация знаний

- На какие группы можно разделить согласные звуки?

Игра « Найди пару»

-Какие согласные «спрятались» в рисунках?

т/д

-Назовите букву, которая обозначает парный звонкий согласный. (Д)

-Какие звуки обозначает буква д?

-Какая буква обозначает парный глухой согласный? (Т)

-Назовите звуки, которые обозначает буква т?

-Кто сможет доказать, что д и т-парные согласные по звонкости/глухости?

( Если звук [д ] произносим шёпотом, то слышим звук [ т]. Значит, д-т-парные согласные. )

-Какие ещё парные согласные вы знаете? Кому трудно вспомнить - «подсказка» в рисунке:

ж/ш

-Что интересного вы можете сказать о звуках [ж], [ш]? (Всегда твёрдые)

-Чем они отличаются? ([ж]- звонкий, [ш] - глухой)

-Для чего нужно уметь различать парные согласные? (Чтобы правильно произносить и писать слова.)


  1. Формулировка учащимися темы и целей урока

Утром солнце рано встало,

Яркий лучик всем послало.

Разбудило лис, бельчат,

Кур, утят и поросят.

Проскользнуло в домик

На высокий холмик.

Там в белой шубке кто-то спал,

Лапки к хвостику прижал.

Трепещал спросонок,

Это был … (зайчонок)( Слайд№2)

Он тихо встал, в школу собрался,

Без опозданий прийти он старался.

А в школу с собою позвал он друзей

Серых и белых зайчат-малышей.

(2 группы - серые зайки - девочки, белые зайки - мальчики. Запомните, чуть позже вы получите задания).

Старый учитель к доске вызвал зайку,

Чтоб отыскал он букву свою.

Зайка робко к доске подошёл

И на картинке букву нашёл.

- Ребята, как вы думаете, какую букву показал зайчонок?

На слайде рисунки с изображением предметов: ( Звезда, зебра, зонт, звонок, зефир, замок, змея.) (Слайд№3)

- Назовите изображённые предметы и постарайтесь их запомнить. (Учащиеся хором называют предметы)

-Закройте глазки (слайд с нарушенным порядком предметов) (Слайд№4)

-Что изменилось?

-Что объединяет названные предметы? (Звуки [з], [з`])

А теперь, малыши, не спешите,

Слова ещё раз произнесите.

Давайте решим проблему

И сформулируем тему.


  • Учащиеся формулируют тему урока

(Звуки [з], [з`] и буква, которая их обозначает)

Цель нам поможет задачу решить,

Чтобы открытие нам совершить. (Слайд№5,6,7)


  • При помощи опорных слов, учащиеся формулируют цели урока:

    1. Познакомиться … (со звуками [з], [з`] и буквой, которая их обозначает).

    2. Учиться отличать… ( звуки [з], [з`] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв)

    3. Учиться … (читать слоги и слова с новой буквой)

4. Знакомство с новыми звуками


-Зайчонка зовут Захар, его подружку - Зина. Давайте им поможем сделать звуковой анализ слов.

1 группа серых заек (девочки) делает звуковой анализ слова Зина, 2 группа белых заек (мальчики) звуковой анализ слова Захар.

По одному учащемуся от каждой группы выполняют звуковой разбор слова при помощи звуковых моделей у доски. (Проверка на слайде № 8)

- Прочитайте слово Захар, выделяя первый звук. Дайте характеристику звуку

[з]. ( Согласный, твёрдый, звонкий)

- Произнесите первый звук в слове Зина. Дайте ему характеристику. ( Звук

[з`] - согласный, мягкий, звонкий)

- Какой же буквой обозначим звуки [з], [з`]. Найдите эту букву и замените первый звук в схеме буквой.

-Вы уже знаете, что некоторые согласные имеют парные по звонкости/глухости. Давайте исследуем этот звук. Произнесите его громко. А теперь произнесите шёпотом. Какие звуки вы услышали? ( [з ], [ с] )

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: согласные звонкие звуки [з], [з'] имеют парные глухие согласные [с], [с'].

5.Физминутка

Малыши - зайчата

Будьте же внимательны

Как услышите звук [з],

Присядьте обязательно.

Если звука в слове нет,

Маши лапкой ему в след.

( Зима, метла, роза, рама, цветок, золото, мороз, карта, земля, пальма, бирюза.)

6.Знакомство с новой буквой.

- Итак, с какой буквой мы познакомились? (Слайд№9)

- На что похожа буква З? ( варианты детей)

На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра три.

3 - не просто завитушка

3 - пружинка, крендель,стружка.

Заманите эту птицу,

К нам на книжную страницу.

Извиваясь, словно змейка.

Срисовать меня сумей-ка.

-Из шнурка сконтруируйте букву З.

- Напечатайте через клеточку буквы Зз.

  1. Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой.

а) С буквой З мы познакомились, что теперь мы можем делать? ( Читать слоги и слова с этой буквой).

Усложнённый вариант слогов (слайд № 10,11 )

б) - Как вы думаете, к кому мы пойдем сегодня в гости? (К Зайке). Почему?

Зайка - это герой сказки «Зайка, лиса и петух». ( слайд № 12, 13)

- Что построил себе Зайка? ( Избушку.)

- Дайте характеристику звука [з] в этом слове.

Физминутка

в) Работа в парах ( на столах карточки с заданием)

Карточка№1 (Слайд№14)

-Прочитайте предложения.

Жили-были Лиса и Заяц.

Закончилось холодное лето.

Наступила осень.

Жарко стало в лесу.

Лиса построила себе лубяную избушку, а Зайка - ледяную.

-Всё ли здесь правильно? ( Нет. Закончилось тёплое лето. Холодно стало в лесу. Лиса построила себе ледяную избушку, а Зайка - лубяную.)

Карточка№2

- А теперь прочитайте пары слов, скажите, почему они неправильные, и сформулируйте задание. ( слайд № 15 )

Глупая лиса

Весёлый заяц

Маленький медведь

Трусливый петух

( В этих парах слов дана неверная характеристика героям. Надо первые слова каждой пары заменить другими, противоположными по смыслу) (слайд№16 )

Составим предложения по схеме с новыми словами.


  1. Итог урока.

Подошёл к концу урок,

Надо подвести итог.

Учитель зайчонка спросил:

-Что для себя ты открыл?

Зайчонок с гордостью сказал:

-Я в школе многое узнал,

Иду домой с победою.

Об этом всем лесным зверям

Я с радостью поведаю.


- О чём умный зайчонок расскажет лесным зверям? - С какими новыми звуками и новой буквой мы сегодня познакомились? - Дайте характеристику звукам [з], [з`]. (Слайд№17)

  1. Рефлексия урока

На столе у ребят рисунки весёлых и грустных зайчат. Дети выбирают рисунки зайчат в соответствии со своим настроением. (Слайд№18)

-Если всё удалось и вы довольны своей работой, зайчонок улыбающийся.

-Если не довольны своей работой, зайчонок грустный.

5


© 2010-2022