Конспект классного часа на тему Экология (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Классный час в 1-м классе МБОУ «Гимназия №1 г.Новопавловска» Тема: "Экология" Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.
  • Задачи: - углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;
  • - развивать экологическое мышление у детей;
  • - воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Тип урока: урок-игра. Используемое оборудование:
  • иллюстрации стихийных бедствий;
  • выставка литературы по экологии;
  • паспорт планеты Земля для заполнения дома (домашнее задание).
Краткое описание: Данное занятие направлено на формирование экологической культуры обучающихся. Рекомендуется для использования во внеклассной работе с учащимися. Мотивация. Информация для учителя. Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир - нашу прекрасную планету по имени Земля. « Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни» - сказал Сухомлинский. Ход занятия: Организационный момент. Эмоциональный настрой детей на занятие. Звучит мелодия Поля Мориа «В мире животных». Презентация. Слайды № 2-8. Читает учитель на фоне приглушенной музыки. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва. Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года - Это все вокруг…(природа) Сообщение целей занятия. Учитель начальной школы. Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно стеречь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь? Учитель химии. А что же такое «экология»? Экология это наука о нашем доме - о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни. Далее работа идет с использованием слайдов презентации. Слайд № 9. Чтобы во всем разобраться, нам нужно совершить путешествие в мир природы. Перед нами перекресток, куда нам отправиться? Гиперссылка на слайд № 10 (стрелочка № 1) «Планета Земля». Дети играют в игру «выбери предмет» - необходимо определить, на какой из предложенных предметов похожа Земля (слайды № 11-15). На каждом из слайдов можно себя проверить, нажав на каждый предмет, где с помощью триггеров выставлены правильные ответы. Дети читают стихи после того, как игра закончится (слайд № 16). Как яблоко на блюде У нас земля одна. Не торопитесь, люди, Все выскрести до дна. Немудрено добраться До скрытых тайников, Разграбить все богатства У будущих веков. Мы общей жизни зерна, Одной судьбы родня, Нам пировать позорно В счет будущего дня. После завершения первого этапа с помощью гиперссылки возвращаемся на главный слайд (перекресток). Народные сказки. Информация для учителя. По гиперссылке переходим к слайду № 17. На этом слайде располагается домик, в котором и живут сказки: Сказка № 1 и Сказка № 2. Чтобы осуществить переход, нужно кликнуть мышкой по сказке № 1, или № 2. Пояснение для учителя. Народные сказки можно рассматривать как своеобразный источник разнообразной информации, в том числе о законах природы. В народных сказках отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступков в отношении природы. Народные сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой нравственный потенциал. Для начальной школы более традиционным является такой подход как борьба добра и зла, отношения между людьми. Мы будем анализировать сказки с позиций естественнонаучных, с учетом взаимозависимости человека и природы. Мы рассчитываем на то, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал. Внимание ребенка привлекают новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Народные сказки во многом «экологичны»: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. Учитель начальной школы. Сказка № 1. «Теремок» (переходим по гиперссылке на слайд № 18. Задание «Угадай сказку». Здесь дети узнают свою сказку по подсказкам. Сначала появляются домик, затем его обитатели. Неплохо вспомнить главных героев: муха - горюха, комар - пискун, мышка - попрыгуха, лягушка - квакушка, заюнок - кривоног, по горке скок, лиса - при беседе краса, волк - волчище - из - за куста хватыш, медведь - всем пригнетыш. Чтобы удостовериться в правильности ответа переходим к слайду № 19 (название сказки «Теремок»). Чьё появление в теремке приводит к его разрушению? Слайд № 20. На слайде имеются две составляющие: человек и природа. При беседе с детьми можно применить экологический подход: медведь олицетворяет человека, а остальные обитатели - природу. В названиях животных отражено знание особенностей их биологии и поведения. Теремок можно рассматривать как экосистему. Все представители экосистемы взаимосвязаны друг с другом и при нарушении, какого - либо фактора могут быть серьёзные последствия. Можно рассматривать «Теремок» как Природу, а человечество выступает в роли «Медведя» вмешательство которого приводит к нарушению экологического равновесия. Учитель начальной школы. Далее переходим на слайд «Народные сказки» (слайд № 17) и отправляемся по ссылке во вторую сказку (слайд № 21). Здесь используется такой прием, как сказочные вопросы. В известной сказке Аленушка не разрешала Иванушке пить воду из лужи. Почему вода в ней могла быть опасной? Беседа о воде. Что такое чистая вода? Какие опасности таит незнание вопроса о чистоте воды. Дети рассуждают вместе с учителем. Удостовериться в правильности названия сказки можно на слайде № 22. Учитель химии. Экологическая игра «Паутина жизни» Место проведения: класс. Участники: не менее 5 человек. Цель: экологические связи с природой, взаимодействие организмов и компонентов неживой природы, антропогенное воздействие на природу. Оборудование: веревка, нитка. Ход игры. Участники встают в круг и постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие паутины. Затем участники отклоняются назад, так что веревка натягивается, если один из них уходит, веревка ослабевает. Игра наглядно показывает взаимосвязи в природе и трансформацию экосистемы в целом. Возможен другой вариант (он используется в нашем занятии и слайд № 23 поможет в этом) включены звуки природы и звуки антропогенного влияния на природу): дети стоят в кругу, веревку держат одной рукой. Ведущий, создавая экосистему, называет детей (можно раздать карточки) разными компонентами этой экосистемы (живые + неживые) после создания экосистемы. Ведущий рассказывает легенду (здесь будет стройка, лесоповал, осушение болота и т.п.). Компоненты от этого гибнут по очереди, соответственно происходит ослабление и нарушение связей. Перекресток. Гиперссылка на слайд № 24. Проблема и пути ее решения. Решаем три проблемы вместе. Вход в проблему: во всем, что случилось с природой, виноват человек. Для того чтобы понять, почему это произошло, давайте сначала выясним, а какие проблемы уже есть.

Возвращаемся на перекресток. Гиперссылка на слайд № 30 «Красная книга».

Учитель начальных классов. Красная книга! Почему она красная? По гиперссылке переходим на слайд № 31. Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. В книге рассказывается о самых красивых животных?

  2. Красный цвет - сигнал тревоги?

  3. А может быть в этой книге приведено описание опасных для человека животных?

Ребята, я предлагаю вам подумать и выбрать только один правильный ответ. Можно нажать на каждый предложенный вариант и узнать правильный ответ. Учитель говорит о том, что красный цвет предупреждает нас - стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно. Далее переходим к следующему слайду (№ 32). Учитель делает небольшое сообщение «Красная книга Международного союза охраны природы и природных ресурсов - список редкостных и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, символический сигнал бедствия, адресованный правительствам и общественности отдельных государств. Периодически пополняется новыми видами. Первая Красная книга опубликована в 1966 году. Издаются также национальные и региональные Красные книги, например, Красная книга Украины. Дети читают стихи. Охраняются Красною книгой Столько разных животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. А. Пахмутова Дерево, трава, цветок и птица Не всегда успеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Д.Родович Возвращение на перекресток (слайд № 9). Учитель химии. Все дорожки пройдены, только черная тучка нависла. Как бы не было беды. Поспешим. По гиперссылке переходим на слайд № 33. Показываем иллюстрации стихийных бедствий. Ответную реакцию природы мы можем наблюдать. Это катастрофы, которые в последнее время все чаще происходят на планете. Это землетрясения, наводнения, цунами, смерчи и многое другое. Гибнет много людей, стираются с лица Земли города и деревни. Природа доказывает нам наше бессилие и беспомощность перед лицом природных катаклизмов.

Окончание занятия. Игра «Светофор». Учитель начальных классов. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Лесные правила (приложение 1)

Подводим итоги. У нас имеются все возможности, чтобы сохранить для себя и последующих поколений чистые водоемы, воздух, почву с их животным и растительным миром. Наше путешествие подходит к концу.

И закончить наш праздник нам бы хотелось стихотворением М. Дудина «Берегите Землю!»

Берегите Землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите эту Землю! Берегите! Используемая литература:

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. - М: ТЦ Сфера, 2008 - 128 с.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог. - М: Мозаика-Синтез, 1999 - 224 с.
  3. Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. - М: Линка-Пресс, 2002 - 192 с.
  4. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. - М: ТЦ Сфера, 2008 - 112 с.
  5. Экологический дневник школьника Московской области. - М: Современные тетради, 1997 - 120 с.




© 2010-2022